Секция истории и философии
УДК 007.001.25
В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова ДИЛЕММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В обществе «всеобщего риска» особую значимость приобретают проблемы безопасности человека и общества; неудивительно, что в социальную философию и
« ».
носит нелинейный характер и динамичный феномен безопасности является одним из элементов развивающейся мироцелостности (ведь безопасность буквально пронизывает деятельность индивидов, социальных групп, обществ, государств и всего мирового сообщества), то он обладает нелинейной природой. Необходимо отметить, что исследованию феномена безопасности в отечественной литературе до недавнего времени уделялось незначительное внимание в силу ряда причин. Поэтому не подверга-
« »,
- . -
боты, посвященные различным аспектам данного феномена: экономическому, финансовому, энергетическому, информационному, продовольственному, культурному, политическому и пр.
Не подлежит сомнению то обстоятельство, что смена эпох вызывает изменение
; ,
рода страхов (они описаны ниже) и видов вооружений, новых факторов развития возникает потребность в новой парадигме безопасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности. Поскольку любая система безопасности является неотъемлемым слагаемым мироцелостности, в основе которой лежит фундаментальная оппозиция «порядок - хаос» и связанный с ней нелинейный характер любого процесса, постольку существуют дилеммы безопасности. Они органически вытекают из особенностей формирующейся сейчас целостности современного мира, в том числе его полисистемного характера. Для нас представляют интерес дилеммы безопасности человека и общества (поготгно, что они тесно связаны с безопасностью государства) в американском и российском вариантах, а также и в общем плане.
, -
ловека и общества набором ценностей и идеалов, изменяющейся внешней и внутренней средой и пр. Так, официальная американская формула безопасности акцентирует внимание на защите США как свободного государства, его неизменных основополагающих институтов и ценностей. Вместе с тем данная задача получает свое конкретное воплощение на практике в зависимости от культуры и исторического контекста развития американского общества, что определяет концептуальные основы, стратегию и .
«Стратегия национальной безопасности США» с позиций формы, структуры, четкости изложения целей и т.д. Однако его основная идея состоит в том, что утверждение глобальной и собственно американской безопасности не возможно без лидерства Америки в мире, без ее экономического и военного превосходства над остальными го-
сударствами. Отсюда следует усиление роли государства в системе национальной безопасности Америки. Иными словами, в ней безопасность все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида - безопасность государства - международная безопасность» (эта модель приобрела особую значимость в свете событий 11 сентября 2001 г.), причем в этой схеме индивид перекладывает большую часть забот о своей безопасности на государство. Не случайно, Конгресс одобрил «Патриотический акт», который ограничил права и защиту личности, чтобы более эффективно вести борьбу с терроризмом. Иными словами, перед нами парадокс современной западной либеральной цивилизации - свобода и безопасность индивида все более становятся зависимыми от государства, давление последнего на индивида продолжает нарас-, -
, .
дилемма безопасности индивида и государства, когда разграничение частного и общественного становится весьма затруднительно, что способствует легитимному отвоевыванию государством плацдарма свободы у индивида. Катализатором данного процесса служит дилемма безопасности государства и международной безопасности, что в итоге ведет к «новому антропоцентризму» почти по формуле «се во имя человека, все на благо человека» под эгидой государства
Иные дилеммы безопасности человека и общества существуют в России, обусловленные ее историческими и культурными традициями, а также менталитетом. Для последнего характерна уникальная роль идеи государственности, игнорирование значимости индивида и общества, что определяло всегда модель национальной безопасности. И если Запад идет по схеме «от безопасности личности к безопасности », -
сти государства, иное дело, что с развитием демократического общества и правового государства начинает осуществляться движение по пути «от безопасности государства к безопасности индивида» (хотя это, учитывая геополитические тенденции современно, ). Дилеммы безопасности человека и государства в России следуют из того, что способность государства защищать жизнь, здоровье, имущество, права и свободы каждого индивида на практике не осуществляется. Безопасность человека здесь находится под угрозой в силу следующих обстоятельств: государство не может обеспечить безопасность личности из-за разгула преступности, слабости власти; из-за обеспечения безопасности привилегированных слоев населения; нравственного развращения и физического растления; коррупции чиновников; интересов криминогенно; , ; -
ния значительного меньшинства за счет обнищания большинства; терроризма и т.д.2'9 Свои дилеммы безопасности имеются и у общества, обусловленные тем, что в России практически никогда сознательно не выделялось общество в качестве само, . , общество никогда не осуществляло контроля над государством и поэтому теперь
возникающим элементам демократического гражданского общества необходима безо, -
.
опасностей со стороны властей, а именно: игнорирование общественного мнения,
-« »,
, .
Прямое отношение к безопасности человека и общества имеют опасности глобального и регионального характера, к которым относятся, например, опасность
, , ,
, , , -
, .
нелинейного характера развития мироцелостности следует усиление религиозного фанатизма - это обусловлено целым рядом этнических, исторических, культурных и иных . , также в христианстве на Западе и в ряде религиозно-политических движений Востока, в том числе различных модификациях исламского фундаментализма Мир так стремительно сползает к сакрализованному фанатизму, к инстинктивной, нерассуждающей
, .
, ,
события в Индии, Иране, Афганистане, Боснии и Герцеговине и других странах, играет в основном разрушительную роль, в нем проявляются деструктивные силы человека.
Интересным оказывается то обстоятельство, что опасность религиозного фанатизма привела к появлению нового вида безопасности - религиозной безопасности. Возникла парадоксальная ситуация, когда существует необходимость защиты в определенной степени рыхлых организационно-мировых религий от противостоящих , . последних культивируются такие черты, присущие религиозному фанатизму, как слепое подчинение авторитету секты или церкви, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов. Именно таких религиозных сект и церквей в настоящее время немало действует на территории Российской Федерации; среди них находятся секта ваххабитов, «Общество свидетелей Иеговы» (не слу-
), « »,
деятельность квалифицируется российскими и зарубежными экспертами как криминальная с элементами психотеррора. Сейчас возникла потребность в защите не только общества и человека, но и православной, исламской, буддийской и других традиционных для России конфессий от посягательств зарубежных тоталитарных религиозных .
События последнего времени показывают значимость террора, особенно меж, , -
личать новые явления в этой сфере, отличающиеся от классического терроризма.
, « », ,
форме которого присущи следующие признаки. Во-первых, отвергаются все современные идеологии и выражается стремление к установлению исламского порядка во всем мире даже путем гибели с оружием в руках. Во-вторых, террор задуман и осуществляется как своеобразная форма Священной войны, которая может быть завершена только после достижения полной победы. В-третьих, террор выступает основой для целой теории индивидуального поведения и государственной политики: каждый должен принять ислам или погибнуть'. Этот «исламский», священный террор нацелен на то, чтобы установить во всем мире исламский порядок, где будет господствовать мусульманский фундаментализм. Практика господства фундаментализма в некоторых странах Востока показывает, каким образом нарушаются права и свободы человека и всего общества
Другой новой формой терроризма, появившейся в конце XX столетия, является так называемый «постмодернистский» терроризм - субъектом террора выступает отдельный индивид или небольшая группа, имеющие в своем распоряжении новейшие средства массового поражения. Террорист или несколько террористов имеют доступ к ядерному оружию, а также другим видам оружия массового поражения, включая био, . -пьютерных террористов (так называемых «хакеров»), проникающих в компьютер-
иые сети банков, военных и гражданских учреждений государств Запада. Мы видим на примере «постмодернистского» терроризма, что действия индивида в нелинейной
социальной системе приводят к громадным эффектам, несоизмеримым с причиной.
,
виды оружия массового поражения. Кроме химического, биологического, ядерного, нейтронного и высокоточного оружия, современный научно-технический прогресс делает возможным создание и производство новых видов оружия массового поражения, основанных на качественно новых принципах действия. Такими видами оружия массового поражения могут стать: оружие, поражающее ионизирующими излучениями, инфразвуковое, радиочастотное, генетическое, оружие на топливно-воздушных смесях и другие.
ББК 63.5
В.В. Бурьков
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В настоящее время в качестве реальной угрозы безопасности России выступает этнокультурная сфера, прежде всего на линии соприкосновения этничности и
,
в форме этносепаратизма. Составляющими понятия этнокультурной безопасности являются состояние устойчивого функционирования и воспроизводства культур всех национальных групп РФ, повышение уровня их адаптивности к социальным изменениям, возможность участия во взаимообмене культурными ценностями, сохранение их членами своей этнической идентичности. Особый тип угроз безопасному развитию культур народов России связан с «этническим ренессансом» -активизацией этнического (этноконфессиального) сознания ее жителей. Процесс структурирования этнокультурной диверсификации РФ содержал потенциальную угрозу ее безопасности, ибо в многонациональной стране «государственность» и «этничность» - не просто два смежных, взаимообусловленных, но и частично конкурирующих уровня организации социальной жизни. В такой ситуации этническая общность в состоянии претендовать не просто на некоторый объем администра-. , -образнее поддерживать в виде баланса между равноценными, одинаково естественными, но противоположными тенденциями: 1) стремлением этнических общностей к сохранению приемлемого для них уровня своеобразия, т.е. развитием куль; 2) -политический организм и общую для всех граждан культурную среду, т.е. поддержанием общего для всех граждан России культурного пространства.