УДК 140.8 ж. К. Кениспаев
Zh. K. Kenispaev
ДИКТАТОРЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Статья посвящена анализу причин возвращения современного человека к архаическим пластам своего сознания. Значительную роль в жизни человека играет его духовный опыт, полученный в прошлом. Утверждается, что инновации на самом деле представляют собой хорошо замаскированные консервативные идеи, которые и определяют социальное поведение человека
Ключевые слова: человек, сознание, диктаторы, поведение.
DICTATORS FROM THE PAST
The article is devoted to analysis of the reasons for the return of modern man to the archaic layers of his consciousness. A significant role in a person's life plays his spiritual experiences in the past. It is argued that innovation actually are well camouflaged conservative ideas that shape the social behavior of man
Keywords: human, consciousness, dictators, behavior.
Размышляя над особенностями современной жизни, приходишь к выводу, что трендом последних лет является стиль ретро: ретро музыка, автомобили, мода, фильмы и т. д. В школе родители и учителя навязывают детям универсальную форму одежды, объясняя это организационными, этическими и эстетическими соображениями. Но истинной причиной является неосознанная тоска старшего поколения по прошлому и, в частности, по советской школьной форме одежды. Возрождаются давно забытые ГТО, символы СССР стали новым словом в российской культуре, хотя эта страна уже давно исчезла с политической карты. Такое впечатление, что призраки из прошлого постоянно сопровождают нас. За внешними проявлениями жизни, которые кажутся случайными, всегда скрываются более глубокие внутренние причины.
Актуальной в связи с этим представляется тема трансформации ценностной системы современного человека. Очевидно, что мы изменились, не вызывает сомнения тот факт, что наш мир переживает очередную революцию. За последние несколько сотен лет практически не было исторической эпохи, которая бы отличалась стабильностью, здоровым консерватизмом и конфуцианским отношением к традициям. Европейская цивилизация, на которую Россия стремится быть похожей, - это постоянные трагедии, революционные перевороты, кардинальные смены социальных, политических и экономических устоев государств.
Общество находится в перманентном состоянии изменения, напоминающем буддистские дхармы, часто связывают с влиянием на него инноваций, передовых идей, научных открытий и со всем тем, что принято называть прогрессом. Позволим себе не согласиться с общепринятым мнением. На наш взгляд, современный человек повернулся лицом к прошлому, а спиной к будущему, так как ему все время приходится сверять настоящие события со стандартами его детства и юности. Значительную роль в формировании мировоззрения человека играет опыт, приобретенный им в прошлом. Утверждаем, что полученные навыки жизни и принципы мышления человека впоследствии остаются практически неизменными на протяжении всей его жизни. Старые образцы порядка, закрепленные
в его сознании, могут маскироваться под новые уже изменившиеся условия социального мира, но тем не менее они играют определяющую роль. Иначе говоря, наш статичный, уже окончательно сформировавшийся духовный опыт является единственным средством реагирования на происходящие события в динамично развивающемся мире. Возникает ситуация несовпадения двух систем, одна из которых является закрытой, а другая открытой и в состоянии постоянного движения. Предполагаем, что страх перед неизвестным будущим, который время от времени охватывает человека, связан именно с этой ситуацией. Конечный человек в бесконечном мире ищет надежную опору в древних принципах устройства мира, которые совершенно не отвечают новым реалиям. Эту проблему человек обыденный решает просто: он убежден, что если его взгляды не соответствуют действительности, то тем хуже для нее.
Именно поэтому современный человек, не обремененный самостоятельным критичным мышлением, обращается к архаическим способам экспликации мира, в частности к мифам, которые обладают значительным объяснительным потенциалом. Мифы, проверенные временем, ставшие элементами коллективного архетипа, отвечают нашим представлениям о правильном устройстве мира. Понятие мифа в данном случае используется в его первоначальном смысле - как предание, вымысел, результат устного народного творчества. Одной из главных функций мифа является необходимость придания легитимности событиям, которые не согласуются с принципами рационализма, со здравым смыслом или с юридическими законами. Например, решение задачи по созданию учебников, в которых описывается только героическое прошлое народа (государства), можно назвать мифотворчеством. Допускаем, что речь идет о воспитании молодого поколения на достойных примерах прошлого, но тогда нужно отказаться от претензии на объективное описание исторических событий. Современная историческая наука по какой-то причине следует древним традициям летописей, в которых очень трудно отличить правду от вымысла.
В античности мифы уступили место рациональным формам мышления - философии и науке, которые впос-
ледствии стали основными способами познания действительности. Но научное мышление - это постоянное интеллектуальное усилие, выход за пределы обыденного сознания, работа памяти, стремление к объективности, беспристрастности. Вместо такой тяжелой мыслительной деятельности человек порой предпочитает обращаться к старым преданиям, которые уже сформулированы и не требуют особых интеллектуальных затрат. Мифы сегодня - это инструмент обыденного сознания, архаичный способ объяснения мира, который по наследству передается каждому следующему поколению. Это уже готовые формы, которые понятны человеку и импонируют ему своей ясностью и аксиоматичностью. Современные мифы возникают тогда, когда мы не желаем самостоятельно мыслить.
Внешней причиной возврата к примитивным формам отношения к миру является, как ни странно, общая тенденция повышения комфорта жизни человека. Его постепенно освободили не только от тяжелого физического труда, но и от необходимости на основе мыслительной деятельности принимать самостоятельные решения. Если в традиционном обществе научная и иная информация некоторым образом трансформировались в различные виды социальной активности человека, то в наши дни информация имеет порой обратный эффект. «Вместо того чтобы, - пишет Ж. Бодрийяр, - трансформировать массу в энергию, информация осуществляет дальнейшее производство массы. Вместо того чтобы информировать, то есть, в соответствии с ее предназначением, придавать форму и структуру, она еще больше ослабляет - «поле социальности» под ее воздействием неуклонно сокращается. Все увеличивающаяся в своих размерах, создаваемая ею инертная масса совершенно неподконтрольна классическим социальным институциям и невосприимчива к содержанию самой информации. Ранее властвовало социальное - и его рациональная сила разрушала символические структуры, сегодня на первый план выходят mass media и информация» [1, с. 201-202].
Привязанность человека к прошлому, возможно, связана и с особенностями структуры головного мозга, который в некотором смысле является инструментом сознания. Известно, что физическая природа человека лишь на небольшой процент отличается от природы высших животных. Префронтальная кора головного мозга, с которой ассоциируется мыслительная деятельность человека, как небольшая корка льда над океаном животных инстинктов. Все остальное - это очень древние структуры, которые сохраняют свою инвариантность на всем протяжении человеческой истории. Постоянные провалы в прошлое, возвращение к истокам, деструктивным, неразумным способам решения социальных конфликтов, видимо, связаны и с этой стороной человеческой природы. В моменты смертельной опасности срабатывают старые проверенные временем инстинкты самосохранения, а навыки цивилизованной жизни уходят на второй план. Убедиться в этом можно на городских улицах, наблюдая за тем, как «общаются» друг с другом агрессивные участники дорожно-транспортных происшествий. Призрак злобного двуного существа с палкой в руках, видимо, еще долго будет бродить рядом с нами, напоминая таким явным образом о нашем неда-
леком прошлом. «Сумма нашего существования, - пишет В. Виндельбанд, - деленная на разум, никогда не разделится без остатка... в личном существовании всегда остается нечто непроницаемое» [2, с. 12].
Мир давно стал многополярным, а государства - многонациональными, это следствие сложных процессов мировой истории. Но некоторые ретрограды мечтают вернуться к средневековым стандартам жизни путем очищения языка от заимствований, построения мононационального государства, не понимая, что эта эпоха уже давно миновала. Они, по сути, призывают нас вернуться к городам-государствам, изолированным античным полисам, ведущим между собой войну за лидерство. Не оставляют в покое современный мир различные мифы о богоизбранности народа, его особой миссии в мировой истории. Подобная социальная инфантильность - это попытка остановить время, жить в прошлом, детскими представлениями о себе и обществе. Историческое невежество является основой для подобных духовных интенций. Если бы ретрограды, читая исторические книги, узнали хотя бы некоторые подробности быта и нравов прошлых веков, то их энтузиазм стал бы гораздо меньше. Новые нетривиальные идеи воспринимаются как возможность изменить жизнь к лучшему. Но они требуют изменения и самого человека, его мировоззрения, системы ценностей. Примером может служить марксистская теория конфликта, которая в России была реализована на основе старых религиозных символов. Место Бога заняли классики марксизма, а новой Библией стали их произведения, возведенные в ранг истины в последней инстанции. Известный тезис «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» является характеристикой скорее религиозных догматов, а не научной теории, которая должна проверяться и подвергаться критике. Но сама социальная теория марксизма, на наш взгляд, имеет большой эвристический и прагматический потенциал именно в современную эпоху господства олигархического капитала. Во всяком случае, эта теория не противоречит эпохе перманентных революций.
Догматичное мышление не позволяет реализовывать социальные проекты согласно планам их авторов, которые сильны в теоретическом осмыслении проблемы, но практически бессильны изменить инертную природу человека. «Мы должны, - пишет Эпиктет, - при случае и по мере сил стараться склонять людей жить разумно; но успех наших слов зависит не от нас, от нас только зависит самим правильно поступать, и это главное» [3, с. 645].
Было бы неверно всех тоскующих по прошлому объявить невежественными и, повесив на них этот ярлык, идти дальше. Но это не научный подход. Полагаем, что ностальгия по прошедшим эпохам есть проявление внутренней связи между поколениями. Древний культ предков основан на признании постоянной духовной связи между живыми и умершими. В медицине существует понятие фантомной боли, думаю, что нечто подобное случается и со всем тем, что мы теряем в ходе эволюции. Неосознанная тоска по утраченному выражается в различных мифах, которые позволяют нам в ментальной форме реанимировать прошлое. Мир никогда не станет прежним, но человек не желает признавать этого, он не сдается, и при первой же возможности создает суррогат исчезнувшего мира. К таковым можно
Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)
21
отнести различные социальные сети, в которых люди ищут свою прежнюю жизнь: бывших соседей, сослуживцев, одноклассников, однокурсников, свою первую романтическую любовь. Подобные действия есть не что иное как погоня за призраками прошлого: если оно уже исчезло и ничего не вернуть, то при желании можно создать его виртуальный двойник. Подобный уход от реальности в иллюзии трудно назвать рациональным поступком, скорее, это алогичная сторона нашей сущности. Некоторым образом напоминает болезненную тягу людей бродить по ночным кладбищам. Если нет достойного настоящего, то его следует искать в прошлом. Поэтому человек, не реализовавший свой талант, постоянно ссылается на причины, помешавшие ему пройти свой путь, он создает миф о себе как талантливом, одаренном, но не признанном обществом человеке. Для него важно не то, что с ним будет, а то, что с ним могло бы быть при более благополучном стечении обстоятельств. Он обречен жить прошлым, потому что все его надежды остались там. По сути, его путь уже завершен, ему остается только писать комментарии к небольшому тексту своей жизни.
Многочисленные религиозные войны кроме территориальных претензий к соседям имели целью создание теократического государства с соответствующей системой ценностей. Средневековый догматизм и фанатизм настолько закреплены в нашем сознании, что проявляют себя и через тысячу лет после эпохи схоластики. Современное информационное общество, основанное на научных знаниях, инновациях, имеющее целью построение демократического государства, каким-то странным образом соседствует с религиозной нетерпимостью людей, жестокостью по отношению к оппонентам, постоянной борьбой с ересью и поиском врагов нации. Отношение к людям с другой идеологией жизни в точности соответствует средневековым канонам: по мере возможности их физически уничтожают, потому что знают, что идеи умирают вместе с их носителями. Вызывает недоумение, почему в век компьютерных технологий человек руководствуется нормами жизни тысячелетней давности. В научной среде давно практикуют такую форму выявления истины, как дискуссия, которая предполагает обоснование своего тезиса наряду с критикой и опровержением тезиса оппонента. Но дискуссия невозможна без определенных знаний, навыков и культуры общения. Вместо конструктивного диалога с оппонентами современный человек порой ведет себя как представитель закрытой религиозной секты, которая не до-
пускает ни малейших отклонений от оригинального текста. Для сектанта «правильные» идеи - это высшая ценность, за которую можно и нужно проливать кровь, т. е. приносить человеческие жертвы. Они служат старым, отжившим свой век идеям, которые захватили их неокрепшие умы и навсегда поселились в их черепных коробках. Думаю, в эпоху острых политических споров следует чаще вспоминать Б. Рассела, который считал, что человек не должен отдавать жизнь за идеи, так как он может ошибаться.
Если неадекватного в социальном или психическом отношении человека общество может сразу заметить и принять меры безопасности, то неадекватных в идейном отношении людей по внешним признакам узнать трудно. Они, люди из прошлого, ничем от нас не отличаются, но некоторые из них представляют серьезную опасность для государства, так как являются носителями деструктивных архаических идей, направленных на разрушение всего того, что не соответствует их представлениям о порядке. Такие допотопные идеи легко заражают толпу, так как для их понимания не требуется интеллектуальных усилий, они импонируют своей простотой и эффективностью. В закоулках нашего сознания достаточно много подобных примитивных образцов поведения, но мы их локализуем, понимая их опасность для общества. Но в любой момент эти идеи могут стать доминирующими в нашем сознании, если мы на некоторое время утратим навыки культурной жизни, потеряем бдительность и чувство социальной ответственности. Старые, отжившие свой век идеи, как диктаторы из прошлого, постоянно угрожают нашей современной цивилизованной жизни. Они категоричны, не приемлют плюрализма мнений, политического, этнического, религиозного и иного многообразия. Иными словами, они противоречат ценностям открытого демократического общества.
1. Бодрийяр Ж. Фантомы современности. М. : Алгоритм, 2008. 272 с.
2. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М. : Наука, 1993. 105 с.
3. Эпиктет. В чем наше благо? // Древнеримская философия : От Эпиктета до Марка Аврелия. М. : АСТ, 1999. С. 625-700.
© Кениспаев Ж. К., 2014