УДК 165.12
Аржан Иванович Тобоев
(аспирант Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Ключевые слова: Алтай, экология, экологическая политика, туризм, бизнес, национальная культура, природные ресурсы Сибири.
Введение. Понятие «политика» происходит от греческих слов «полис» (город, государство) и «токос» (интерес) и буквально означает деятельность в интересах государства. Политика в широком смысле этого слова - это руководство деятельностью людей, направленной на достижение определенной цели. Современная политика - это скорее искусство, так как она включает в себя не только научные методы, но и иные способы влияния на общество и государство. Рациональное использование природных ресурсов - это важная часть государственной политики. Под экологической политикой мы понимаем совокупность долгосрочных мер со стороны общества и государства, направленных на восстановление и сохранение природы. Такая политика означает необходимость адекватной оценки экологической системы региона, выработку комплекса мер поддержки экологического равновесия.
Методология исследования. Определение базовых понятий: использование конвенциаль-ного подхода, а также материалов федерального и регионального законодательства РФ (Республики Алтай), касающегося экологической политики и права природопользования, данных надзорных органов. Принято различать глобальную и региональную экологическую политику. Глобальная политика определяется на самом высоком уровне в результате диалога представителей различных государств. Например, конференция по климату, прошедшая с 29 ноября по 11 декабря 2015 г. во Франции, имела целью выработку совместных мер по поддержанию экологического баланса на планете. Важность принимаемых природоохранных мер была подчеркнута участием в работе конференции лидеров всех мировых держав.
Основная часть. Региональная экологическая политика определяется местными органа-
ми власти и самоуправления, а также жителями региона. Именно здесь, на наш взгляд, проявляется степень развития экологической культуры человека, его понимание своей ответственности перед будущими поколениями. Очевидно, что причиной экологических проблем является не только несоблюдение экологического законодательства, но и беспечность каждого из нас, непонимание важности задачи сохранения природных ресурсов. Специфическим фактором воздействия на окружающую среду являются объекты туристской инфраструктуры (турбазы, базы отдыха и др.). Согласно данным надзорных органов, на туристических объектах республики наиболее часто наблюдаются следующие виды незаконной деятельности: вырубка деревьев и кустарников без разрешения местных органов власти, загрязнение водных объектов и несоблюдение земельного законодательства. Чаще всего территории захламляют строительным и бытовым мусором, тем самым уничтожая плодородный слой почвы, что ведет к нарушению баланса природы. Иногда строительство объектов в охранной зоне проводится без соответствующих разрешительных документов, без заключений государственной экологической экспертизы. Обратим внимание и на негативный педагогический эффект противоправной деятельности взрослых, подающих пример подрастающему поколению. Дети очень наблюдательны, и они замечают, что происходит вокруг. Если родители проявляют варварское отношение к природе, то трудно ожидать от их детей другого отношения к ней. Между тем именно природные ресурсы Сибири представляются ученым в качестве наиболее благоприятных факторов выживания человечества [1].
Одним из самых посещаемых мест Горного Алтая является Телецкое озеро (Алтын
Кёль, золотое озеро), хранилище огромного количества пресной воды. Свое название озеро получило от телесов - тюркских племен, издавна проживающих на берегах озера. Протяженность озера больше 70 км, а ширина -3-5 км. Средняя глубина - 175 м, а максимальная - 325 м, озеро в значительной степени обеспечивает «питание» великой сибирской реки - Оби. Вокруг озера расположено свыше 20 туристических баз, которые предлагают туристам различные виды активного отдыха. Телецкое озеро при определенных организационных усилиях со стороны местных властей, общественных организаций может стать одним из главных центров экологического туризма Горного Алтая. Познавательный, созерцательный аспект экотуризма позволит формировать новое, не потребительское отношение человека к природе. Знание традиций местных народов, на наш взгляд, позволит туристам по-новому взглянуть на саму природу. Связь между культурой и природой в данном случае является непосредственной, они взаимоопределяют друг друга. Культура, возникшая под влиянием данного ландшафта, климата, местных условий, включает в себя и способы рационального отношения к природе. С другой стороны, ученые обращают внимание на влияние естественно-географических факторов на формирование культур местных народов. Именно с этой особенностью связано возникновение в социальных науках школ так называемого географического или экологического детерминизма. Активность человека в изучении природы не обязательно должна проявляться в ее изменении, она может быть выражена в ее понимании, в формировании идеи бережного отношения к ней.
Термин «экотуризм» был введен в науку мексиканским экологом Эктором Себальосом-Ласкурайном в конце прошлого века. Под эко-туризмом понимают форму отдыха человека без привычных комфортных условий, пребывание в первозданной природе, любование ее красотами. Одним из элементов экотуризма является изучение и поддержка культур местных народов. Данная сторона экотуризма для Республики Алтай имеет важное значение, так как долгое время туристы рассматривались некоторой частью местных жителей как люди, бесцеремонно вторгающиеся в их культуру,
разрушающие местные святыни, т.е. крайне отрицательно. Не секрет, что подобные настроения негативно сказываются на туристическом потенциале республики. Очевидно, что туристы - это представители различных культурных слоев, и порой незначительные конфликты с местными жителями обрастают новыми вымышленными подробностями. Потенциал эко-туризма, на наш взгляд, заключается в преодолении подобных столкновений цивилизаций. Местные жители, обладая особыми отношениями с природой, могут делиться своим опытом с туристами, настроенными на изучение, понимание культуры местных народов. Подобный диалог имеет определяющее значение с точки зрения изменения сознания человека. Экотуризм при удачной реализации идеи культурного обмена опытом способен трансформировать сознание «туриста-варвара» в сознание «туриста-эколога».
Понятие экологического туризма означает новую форму туризма, сущность которого заключается в минимальном воздействии на окружающую среду, жизнь человека в условиях дикой природы. Важнейшей составляющей экотуризма является познание законов жизни в первой природе, охрана ее ресурсов, формирование особой культуры взаимоотношения с природой. Для формирования экологической культуры человека необходимо изменение общественного мнения в вопросе определения границ эксплуатации природных ресурсов, принятие законов, направленных на защиту экологии окружающей среды, а также воспитание подрастающих поколений в духе уважения и бережного отношения к природе. Доминирующие в общественном сознании идеи, как правило, определяют и способ бытия человека. «Господство в различные эпохи оккультных, религиозных, мифологических, научных знаний, - пишет Ж.К. Кениспаев, - связано с тем, что человек на основе своих идеальных представлений постепенно выстраивал различные области материального мира, который со временем приобрел знакомые нам очертания» [2].
Но при этом следует помнить, что специфически человеческое бытие в так называемой «первой» природе невозможно по объективным причинам. Если мы будем жить только в естественных природных условиях, то наши
особенные духовные качества не могут быть реализованы в социальной практике. Человек, пребывая в своем первоначальном животном состоянии, не может изучать мир и создавать научные теории о нем. В диком первозданном виде мы не соответствуем званию разумного существа - высшего этапа эволюции природы. Мы ищем основания для человеческого бытия в акте мышления в том, что нас принципиально отличает от остального животного мира, что и было закреплено в эпоху Нового Времени картезианским принципом Cogito Ergo Sum. Но эпоха теоретического осмысления природы повлияла на наше представление о ней, и она стала восприниматься в качестве внешнего фона деятельности человека.
Человеческий мозг, как утверждал Н. Винер, является аналогом Вселенной, он способен понимать то, как устроен мир, но главное его предназначение - выразить в языке сложную структуру Вселенной. Здесь возникают трудности, так как со временем из-за изменений в культуре, языке, идеологии старые тексты становятся недоступными для понимания следующими поколениями людей. Поэтому в каждом обществе существуют специальные институты, отвечающие за трансляцию знаний от поколения к поколению. Главным из них является система образования, возникшая вместе с первыми цивилизациями и с каждой эпохой приобретающая все большее значение для процесса социализации человека. Из-за изменений способов передачи информации, а в широком смысле - способов взаимодействий между людьми, меняется и само общество. Современное его состояние предполагает выработку новой стратегии отношения к природе, частью которой может стать экотуризм.
Общество, стремясь в наиболее полной мере удовлетворить все возрастающие потребности человека, формирует в нем так называемую «привитую неспособность». Культивируя потребительские ценности, оно создает не личность человека, а потребителя. Транснациональные корпорации, стремясь реализовать свой товар, благодаря рекламе и идеологии изменили ценностную систему человека. Теперь не товар должен соответствовать потребностям человека, а наоборот, человек должен соответствовать новому товару, появившемуся на рынке. Это своего рода «коперниканский пере-
ворот» в сфере общественного сознания. Поэтому человек-потребитель не является субъектом социальных действий, а представляет собой лишь объект манипуляции. Если в традиционном обществе резко разграничиваются профанные и сакральные миры, то в обществе современном эта граница постепенно исчезает. Если у человека нет традиций, основных принципов жизни, понимания сакральности природы, то им легко управлять. Уважение к природным силам, к малой Родине, к своим родителям, к людям старшего поколения, к символам своего государства - все это составляющие традиционного образа жизни. Если воспитывать человека вне таких принципов, то он не будет иметь внутреннего стержня, устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Такой человек руководствуется лишь своей сиюминутной выгодой, а не вечными ценностями. Он не испытывает сомнений, решая дилеммы: сохранить для будущих поколений лес или вырубить его для того, чтобы разбогатеть; следовать древним заветам отцов и относиться к святым местам подобающе или строить гидроэлектростанцию, затопив большую территорию с великой историей.
Одной из причин такого изменения общества, с нашей точки зрения, является незнание особенностей формирования сознания человека, его ценностной системы и мировоззрения. Ответы на актуальные вопросы современной политической жизни можно найти в классических текстах. Например, политика двойных стандартов, реализуемая некоторыми западными странами, наиболее точно отражена в тексте И. Канта. Анализируя принципы аморальной политики, он пишет: «Отрицай свою виновность в том преступлении, которое ты совершил. Например, доведя свой народ до отчаяния и таким путем до восстания, утверждай, что в этом виновато упорство подданных или же, когда ты подчинил соседний народ, -природа человека, которая такова, что если не предвосхитить насилие другого, то можно быть уверенным, что он опередит тебя и подчинит себе» [3].
Заключение. Агрессивная эксплуатация природных ресурсов - это тенденция, которая набирает силу благодаря господству мещанской психологии западной цивилизации. Преследуя самые благородные цели, человек способен
погубить природу, если он исходит из ложных представлений о ней. Принимая достижения мировой цивилизации, следует учитывать и особенности нашей культуры, а особенно традиционные способы отношения к природе народов Сибири [4]. Пропаганда западных образцов жизни на территориях с исконно сибирскими традициями, на наш взгляд, является как минимум безграмотным методом «прививки» чужеродных элементов культуры. Последние противоречат многим вековым традициям, а особенно в отношении понимания ритмов природы. Дело не в культурной отсталости народов Сибири, как утверждают некоторые западники, а в особом их пиетете перед культурами других народов, в уважительном отношении к людям с другими ценностями. Представляется, что народы Сибири не потеряли исконной связи с природой и обладают важным качеством сострадания ко всему живому. На наш взгляд, это то, что нужно хранить и воспитывать в будущих поколениях [5; 6]. Состояние сознания человека во многом определяет и специфику его бытия. Неповторимость и загадочность культур народов России настораживают представителей западной цивилизации и даже пугают их, и они, не обладая объективными научными
знаниями о нашей современной культуре, судят о России по мифам, созданным еще во времена холодной войны. Если цивилизованность означает регламентацию жизни других народов, насильственное навязывание им своего образа жизни и своей системы ценностей, то понятие цивилизации требует нового определения. Стремительная экспансия западной цивилизации на Восток привела к исчезновению уникальных культур, языков, неаристотелевских типов мышления.
Выводы. Проведенный анализ показал, что природу нельзя воспринимать через призму упрощенных представлений о ее взаимодействии с человеком. Одним из наиболее эффективных способов установления живого диалога человека с природой является экотуризм - форма специфического познавательного отдыха, которая имеет большой потенциал индустрии туризма в регионах с первозданным ландшафтом. Экотуризм при определенных условиях может стать основным способом реализации туристических проектов государства и бизнеса на территории Республики Алтай, предоставления рабочих мест населению региона, направлением инновационного и перспективного развития.
Библиографический список
1. Кряклина, Т.Ф. Этнические традиции и их роль в культурном взаимодействии евразийских народов / Т.Ф. Кряклина // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. - 2014. - №7. С. 104-110.
2. Кениспаев, Ж.К. Знания как способ существования человека / Ж.К. Кениспаев // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2014. - №1 (2). - С. 16-19.
3. Кант, И. К вечному миру / И. Кант // Собрание сочинений : в 6 т. - М : Мысль, 1966. - Т. 6. - С. 179.
4. Диалог культур: толерантность в национальных и конфессиональных отношениях: опыт организации совместной жизни народов Сибири / Т.Ф. Кряклина, Т. А. Костюкова, Г. А. Петрова. - Томск : Центр ксерокопирования и ризографии «ЧП Кнышева Л.Н.», 2002. - 142 с.
5. Кряклина, Т.Ф. Образование как фактор развития культур народов Сибири : монография / Т.Ф. Кряклина. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2012. - 164 с.
6. Кряклина, Т.Ф. Образование как институт сохранения и трансляции национальной культуры / Т.Ф. Кряклина // Проблемы духовного развития общества: история и современность : материалы межвузовской научной конференции / под ред. Т.Ф. Кряклиной. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2009. -С. 115-120.
References
1. Kryaklina, T.F. Etnicheskie traditsii i ih rol v kulturnom vzaimodeystvii evraziyskih narodov / T.F. Kryaklina // Evraziystvo: teoreticheskiy potentsial i prakticheskie prilojeniya. - 2014. - №7. S. 104-110.
2. Kenispaev, J.K. Znaniya kak sposob suschestvovaniya cheloveka / J.K. Kenispaev // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - №1 (2). - S. 16-19.
3. Kant, I. K vechnomu miru / I. Kant // Sobranie sochineniy : v 6 t. - M : Myisl, 1966. - T. 6. - S.
4. Dialog kultur: tolerantnost v natsionalnyih i konfessionalnyih otnosheniyah: opyit organizatsii sovmestnoy jizni narodov Sibiri / T.F. Kryaklina, T.A. Kostyukova, G.A. Petrova. - Tomsk : Tsentr kserokopirovaniya i rizografii «CHP Knyisheva L.N.», 2002. - 142 s.
5. Kryaklina, T.F. Obrazovanie kak faktor razvitiya kultur narodov Sibiri : monografiya / T.F. Kryaklina. -Barnaul : Izd-vo AAEP, 2012. - 164 s.
6. Kryaklina, T.F. Obrazovanie kak institut sohraneniya i translyatsii natsionalnoy kulturyi / T.F. Kryaklina // Problemyi duhovnogo razvitiya obschestva: istoriya i sovremennost : materialyi mejvuzovskoy nauchnoy konferentsii / pod red. T.F. Kryaklinoy. - Barnaul : Izd-vo AAEP, 2009. - S. 115-120.