Кениспаев Ж.К. Актуальные проблемы философии сознания // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/253-00080. - ISSN 2413-4066
УДК 140.8
Кениспаев Жумагельды Кубжасарович
Доктор философских наук, профессор ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Актуальные проблемы философии сознания
Аннотация: Статья посвящена анализу актуальных проблем современной философии сознания. Автор считает, что в исследованиях, посвященных сознанию, основными являются такие категорий как «сознание», «мозг», «мышление», «знание». Отношения между ними представляют особый научный интерес, так как в некотором смысле каждая из этих категорий обладает свойствами, изучением которых и занимается философия сознания.
Ключевые слова: философия, наука, сознание, мозг, знание.
Аргентинский писатель и философ прошлого века Х.Л. Борхес в одном из своих эссе вспоминает древнюю легенду, согласно которой когда-то существовали два параллельных мира - реальный и мир зеркал. Последнему было предназначено отражать события, происходящие в реальном мире, так люди понимали вечный порядок вещей. Но постепенно в зеркалах стали появляться странные фигуры, которых не было в реальности, их становилось все больше. По неизвестной причине между мирами началась война, которая продолжалась долго и закончилась победой реального мира, а зеркала вновь стали отражать события реального мира. Но иногда в глубине зеркал возникают фигуры, которых нет в реальности, порой слышится звон оружия. Но этого люди не слышат, а те, кто обладает такой способностью, испытывают необъяснимое чувство тревоги, пытаясь различными способами предупредить всех о надвигающейся угрозе.
Тема сознания является одной из самых актуальных в современной философии. Существуют различные определения этого термина, например, сознание - это непосредственно данная субъективная реальность, при помощи которой человек познает мир и самого себя. Актуальные проблемы философии сознания предлагаю рассмотреть через призму трех парных категорий: «Сознание-мозг», «Сознание-мышление», «сознание-знание».
Головной мозг - это главный отдел центральной нервной системы человека. На обыденном уровне сознание всегда связывают с деятельностью головного мозга человека, и в этом нет большой ошибки. Между ними существует определенная связь, особенности которой изучаются нейрофизиологией, когнитивной наукой, психологией и т.д. Развеян миф о зависимости между объемом мозга человека и гениальностью, оказалось, что значительную роль в формировании когнитивных способностей играет социальное окружение. Головной мозг человека обладает определенной степенью автономности, контролируя весь организм, он сам находится вне подобного контроля. Мозг находится за самой крепкой костью в скелете человека - черепной коробкой, он выполняет самые различные операции, о содержании которых мы даже не подозреваем. Мозг потребляет более
25% энергии организма, хотя составляет всего 2% массы тела, клетки мозга - нейроны практически бессмертны (могут жить больше 100 лет), тогда как остальные клетки организма живут недолго (за 7 лет организм человека полностью обновляется). Посмертные видения человека буддисты, например, связывают именно с активностью мозга человека, как носителя сознания.
Недавно ученые выяснили, что все решения человека мозг принимает раньше, чем это осмысливается нашим «Я». По мнению, Т. Черниговской, между принятием решения и его осознанием проходит некоторое время. Но, если решения принимаются подобным образом, то возникает вопрос - где наша свобода воли? Мозг предстает как диктатор, который руководит всем единолично. Мозг создает образ мира, который отвечает нашему (его) представлению о нем. То, что мы видим - это не зеркальное отражение, а совокупность электрических сигналов, из которых мозг создает образы. В случае несовпадения реальности нашим представлениям о нем мозг вносит некоторые коррективы, которые позволяют нам интерпретировать реальность. По большому счету мозг нас обманывает, так как наш разум не способен понять многие явления. Например, в данной аудитории кроме того, что мы видим существует масса образов, которым у нас нет объяснения и, чтобы сохранить «порядок вещей» наш мозг их игнорирует. В критические минуты жизни человек теряет сознание, то есть мозг «отключает» его для того, чтобы сохранить жизнь, а в это время выполняет огромную работу, направленную на восстановление жизнеспособности организма. При отсутствии событий мозг сам их «придумывает». Например, слуховые и иные галлюцинации связаны с этой его способностью. Ученые, исследующие головной мозг людей, слышащих «голоса», пришли к выводу, что «голоса» действительно присутствуют, но их источник не внешний мир, а сам мозг. Видимо, так же обстоит дело и со зрительными галлюцинациями.
Американский философ Х. Патнэм для понимания автономности мозга обратился к мысленному эксперименту, получившему название «Мозги в бочке». Учёный извлекает мозг подопытного человека и помещает его в колбу с питательным раствором, подключив нейроны к компьютеру, генерирующему электрические импульсы, идентичные тем, которые получал бы мозг, находясь в теле. Компьютер может симулировать реальность, а мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя человеком, постигающим окружающий мир, считая его реальным. Наступит ли момент, когда мозг «поймет», что реальность, в которой он живет - это лишь компьютерная программа, а сам он не человек, а лишь сгусток нервных клеток?
Вторая парная категория - «Сознание-мышление». Сознание всегда связывают с таким его свойством как мышление. Под мышлением понимают активный процесс отражения мира в сознании человека. Мышление - это универсальный язык, благодаря которому люди могут понимать друг друга, при помощи которого мы накапливаем и передаем знания. Культура мышления не дается человеку вместе с его рождением, а приобретается в процессе социальной коммуникации. Мышление человека обладает интересными свойствами. Обратим внимание на одно из них - процессуальность, означающее, что мышление есть событие, происходящее во времени. Сначала происходит событие и только затем осмысливается, становится предметом сознания. Чем сложнее событие, тем больше времени требуется для его осмысления. Например, на хороший анекдот люди реагируют лишь через некоторое время, которое было нужно для понимания сказанного. Процесс мышления невозможно остановить, для того, что бы хотя бы на некоторое время прекратить процесс мышления в древней культуре были придуманы различные медитативные техники. Но если мышление всегда работает, тогда можно предположить, что интеллекту человека ничего не угрожает. Ситуация более сложная. Предметом мышления чаще всего становятся обыденные вещи, которые не требуют от человека усилий и доставляют ему удовольствие. Например, политические события, слухи о конце света или жизни «звезд», предстоящая вечеринка, встреча с любимыми, долгожданная
покупка и многое другое, что не относится к теоретическим знаниям и не развивает интеллект.
Для роста интеллекта нужные иные предметы мышления, которые требуют от человека значительной работы, напряжения, собранности, строгости к себе, самодисциплины. К этому обычный человек не привык, ему нужно, что бы его жизнь была интересной, а потому его мысль занята обыденностью. Например, использование в процессе обучения мультимедиа способствует тому, чтобы человек не напрягал свою память, логику, аналитический ум. Если во время презентации лектор одну и ту же мысль объясняет целый час, то это уже не интеллектуальная работа, это из области развлечений. Интеллект человека работает, когда слушатель «не успевает» за мыслью лектора, когда в нем пробуждаются различные ассоциации, идет аналитическая работа по осмыслению сказанного. Как правило, подобные лекции носят теоретический характер, а квалификации лектора позволяет ему, с одной стороны, говорить о высоких материях, а, с другой, - не терять «связи» с аудиторией. Контролировать процесс мышления дано не каждому человеку, есть много факторов, мешающих формированию настоящего мышления. Главный из них - стремление современного человека к комфортной, веселой и беззаботной жизни.
Третья парная категория - «Сознание-знания». Знания - это форма систематизации результатов познавательной деятельности человека, они составляют главное содержание нашего сознания. Есть мнение, что знания существовали еще до появления человека. Большинство классических текстов человек получил при весьма таинственных обстоятельствах. Например, авторство знаменитых Вед, духовной основы древнеиндийской культуры, современной наукой не установлено. При этом Веданта прямо указывает на то, что Веды не были созданы человеком, а существовали вечно. Авторы Книг классической китайской образованности также не известны. Их приписывали Конфуцию, но он вежливо отказался, сославшись на более глубокую древность этих текстов. Вопрос о происхождении Библии, которая стала основой нескольких мировых религий, вплоть до настоящего времени является темой дискуссий. Фалес и Пифагор - основатели всей античной науки, значительную часть своих знаний получили в Египте, но неизвестно от кого. Ссылка на всемогущих египетских жрецов сущность вопроса не проясняет.
Знания человека носят универсальный характер, для них не существует границ. В процессе обучения, приобретения духовного опыта этническая, географическая, антропологическая или иная принадлежность человека не играет никакой роли. Кто мыслит в рамках только своего этноса - тот не мыслит, а имитирует мысль. Это вульгарный способ мышления. Совершеннолетний человек мыслит гораздо шире узких детских рамок этнической, культурной, языковой, профессиональной и иной принадлежности. Знания как некие самостоятельные системы для своего существования должны были много раз дублироваться в новых поколениях людей. Здесь обнаруживается взаимный интерес. Знания «используют» человека, делая из него своего носителя и главного защитника. Даже небольшое отклонение индивида от общепринятой истины наказывается социумом достаточно строго. Познавательная деятельность кардинально изменила природу человека как биологического существа. Если все животные стремятся к размножению, увеличению числа себе подобных, то человек - это единственное существо на Земле, которое увлекается знаниями и большую часть своей жизни посвящает изучению интеллектуального опыта прошлых веков. Более того - значительная часть людей, посвятивших себя служению истине, не обременяют себя узами брака и воспитанием детей. «Как правило, истинный ученый, - пишет Г. Селье, - ведет почти монашескую жизнь, оградившись от мирских забот и полностью посвятив себя работе. Ему нужна железная самодисциплина, чтобы сконцентрировать все свои способности на сложной работе, эксперименте, теоретической деятельности, требующей продолжительного и безраздельного внимания». [1. С. 162]
Представление о духовном мире человека, как особом виде энергии по-разному отражено в религии, искусстве, науке, философии. Иногда эти способы экспликации соединяются в творчестве одного человека. Подобный синтез содержится, например, в
книгах Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, К. Кастанеды, М.К. Мамардашвили и других авторов, тексты которых, на наш взгляд, являются важными подсказками для понимания истинного предназначения человека. Если мы по своей воле перестанем быть исследователями, то наше существование для мира теряет всякий смысл. Полагаем, что тезис «Знание-сила» следует рассматривать не только в качестве красивой метафоры, но и в виде своеобразной подсказки в поиске смысла жизни человека. Сознание человека имеет различные степени совершенства вплоть до его полного исчезновения, когда место человека занимает зомби, механически имитирующий жизнь разумного существа. Этот случай описал И. Кант, который утверждал: «Ясным бывает то представление, в котором достаточно сознания для осознания отличия его от других представлений. Если сознания достаточно для различения, но не для осознания различий, то представление должно еще называться неясным. Следовательно, существует бесконечно много степеней сознания вплоть до исчезновения его». [2. С. 248]
Современная культура представляет совокупность странным образом связанных между собой модных идей, которые постепенно заменяют собой традиционные ценности. Подобно понятию гена, содержащего в себе наследственную информацию, в области культуры существует термин мем (мим), который обозначает единицу передаваемого от поколения к поколению социального опыта. Это термин был введен современным английским ученым Р. Докинзом. Мем, по мнению ученого, ответственен за передачу отдельных элементов культуры. Примерами мемов могут служить модные книги, идеи, научные теории, музыка и прочее. Мемы распространяются за очень короткое время и в дальнейшем определяют мировоззрение человека. Р. Докинз отмечает, что мемы выживают, если существует хотя бы один носитель, который распространяет их. Идеи, как известно, умирают вместе со своими носителями. Между различными мемами возникает конкуренция, которая напоминает борьбу за выживание в природе. Война мемов имеет целью найти как можно больше сторонников в социальном мире. Иногда давно забытые идеи вновь возникают в общественном сознании и приобретают большое количество сторонников уже среди нового поколения людей. Подобным же образом, на наш взгляд, обстоит дело и с идеей гражданского общества. Она возникла в узком кругу европейских интеллектуалов, но постепенно освоила новые территории. В жестокой конкурентной борьбе мемы-аборигены нашей культуры уступили место модной западной идее гражданского общества. Утратив традиционные идеи социального устройства, воспитания, образования, мы рискуем остаться один на один с чужеродными мемами, которые не способствует сохранению нашего мира, а лишь захватывают все новые социальные пространства, обеспечивая тем самым свое долголетие. Если некоторые болезнетворные вирусы своей экологической нишей выбирают наше тело, то вирусы-мемы атакуют наше сознание. В обоих вариантах мы находимся в большой опасности, но во втором случае вирусные атаки проходят незаметно для нас, а мы не только заражаемся, но и распространяем вирусы, используя для этого все имеющиеся средства.
Наиболее стойкими являются деструктивные мемы-идеи, которые легко осваивают пространство человеческого сознания и навсегда «поселяются» в нем. Для борьбы с ними недостаточно сил одного человека, в этой борьбе участвует все общество, в котором существуют специальные институты, созданные именно для решения этой задачи. Процесс социализации индивида - это постепенный отказ от архаических идей, которые содержатся в текстах, аналогичных Ветхому Завету. Опасность в том, что архаические деструктивные идеи маскируются под значимые для современного человека символы. Например, этноцентризм часто сливается с патриотизмом, невежество принимают за якобы забытые традиции народа, глупость, прикрывается авторитетом науки, философии или религии. Каждой эпохе соответствует определенная степень развития знания. Например, религиозный догматический способ мышления соответствует эпоху средних веков. Следовательно, все наши современники могут быть распределены по историческим эпохам согласно знаниям, которые господствуют в их сознаниях. Если человек руководствуется религиозными текстами, то он в своем духовном развитии находится в средневековье, если идеей
трайбализма, то он из более далеких времен. Подобный подход показывает, каким должен быть основной критерий деления людей на социальные группы. Иначе говоря, господствующие в сознании людей знания определяют их мировоззрение, поведение и, в общем случае, их социальный и цивилизационный статус.
Возвращаясь к притче о зеркалах, можно утверждать, что мелькающие в глубине зеркал незнакомые фигуры - это люди, которые в своем духовном развитии остались далеко в прошлом, и являются реальной угрозой современному миру, так как их архаические идеи носят откровенно разрушительный характер. Физический возраст человека служит критерием определения его статуса, но еще большее значение имеет «культурный возраст» человека, для определения которого пока нет единого критерия.
Ссылки на источники:
1. Селье, Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1987. - 368 с.
2. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М. : «Мысль», 1994. 591 с.
Zhumageldy Kenispaev
Doctor of Philosophical Sciences, Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Actual Problems Of The Philosophy Of Consciousness
Abstract: The article analyzes the topical problems of modern philosophy of mind. The author believes that the studies of the mind are such categories as "consciousness", "brain", "thinking", "knowledge". Relations between them are of particular scientific interest, since in some sense each of these categories has properties, study which deals with the philosophy of consciousness. Keywords: philosophy, science, consciousness, brain, knowledge.