Научная статья на тему 'Дихотомия «Интегральность - дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля'

Дихотомия «Интегральность - дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
253
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / COGNITIVE STYLE / THEORETICAL ANALYSIS / THEORETICAL MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каменских Д.В.

В статье рассматривается понятие когнитивного стиля и его особенностей. Представлены результаты теоретического исследования когнитивных стилей в форме теоретической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каменских Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дихотомия «Интегральность - дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля»

Каменских Д.В. ©

Аспирант, кафедра психодиагностики и практической психологии, Педагогический институт, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

ДИХОТОМИЯ «ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОСТЬ» КАК СКВОЗНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается понятие когнитивного стиля и его особенностей. Представлены результаты теоретического исследования когнитивных стилей в форме теоретической модели.

Ключевые слова: когнитивный стиль, теоретический анализ, теоретическая модель.

Keywords: cognitive style, theoretical analysis, a theoretical model.

В последние десятилетия одной из актуальных и активно разрабатываемых в психологии является проблема познавательного или когнитивного стиля. Проблемой стиля в разных ее аспектах занимались многие исследователи, среди которых можно назвать А. Адлера, Г. Олпорта, К. Юнга, Э. Кречмера, Г. Уиткина, Р. Гарднера, Д. Кагана, Дж. Клейна, Г. Шлезингера, Дж. Мак-Кейна, С. Мессика, Д. Ворделла, Дж.Ройса, Г.А. Берулаву, В.А. Колга, И.М. Палея, С.Э. Парилис, И.П. Шкуратову, М.А. Холодную, В.Корнилову, Г.В. Парамей, А. В. Соловьева, В. А Лодочек, К.А. Абульханову-Славскую., А.Г. Асмолова, В.С. Мерлина, Е.А. Климова, Л.Я. Дорфмана, А.К. Карпова и др.

В современных словарях выделяют два значения слова «стиль»: 1) стиль как

индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения, т.е. характеристика процесса деятельности; 2) стиль как совокупность отличительных черт творчества

определенного автора, т.е. характеристика продукта деятельности.

Мы в своей работе опираемся на подход М.А. Холодной, которая рассматривает стиль как «свидетельство некоторой уникальности, выделенной из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации». Как показывает анализ литературы, исследование

познавательных стилей движется в разных направлениях и можно констатировать наличие, как минимум, четырех стилевых свойств, таких, как: стили кодирования информации,

интеллектуальные стили, эпистемологические стили и когнитивные стили.

Остановимся подробнее на характеристике указанных стилевых свойств. Стили кодирования информации - это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительной, кинестетической, чувственно-эмоциональной и др.).

Интеллектуальные стили - это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. В отечественной психологической литературе факт существования разных путей решения проблемы впервые был описан Д.Б. Богоявленской, которая выделяет три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности: 1) стимульно-продуктивный; 2) эвристический; 3) креативный. В свою очередь, Р. Стернберг отмечает, что присущий человеку стиль постановки и решения проблем проявляется в определенном балансе со всеми другими видами познавательных стилей, и выделяет три стиля постановки и решения проблем: 1) законодательный; 2) исполнительный; 3) оценочный. Если исходить из степени

самостоятельности и творческого подхода человека к стоящей перед ним проблеме, то можно выделить пять стилей постановки и решения проблем: адаптивный, эвристический,

исследовательский, инновационный, смыслопорождающий.

© Каменских Д.В., 2015 г.

Аналогичная позиция представлена в работах А. Харрисона и Р. Брэмсона, которые в зависимости от того, какой тип проблем и какие способы их решения оказались предпочтительными для данного человека, также выделяют пять интеллектуальных стилей: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический.

На основании теоретического анализа рассматриваемой проблемы, можно сказать, что интеллектуальные стили - это особого рода интеллектуальные способности, связанные с возможностью индивидуализации интеллектуальной деятельности на основе приведения в соответствие индивидуальных ресурсов субъекта с определенным типом.

Эпистемологические стили - это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему, проявляющиеся в особенностях индивидуальной «картины мира». Так, Дж. Ройс высказал предположение, что индивидуальные представления о мире есть функция «психоэпистемологического профиля» личности, следовательно, существуют, по его мнению, три базовых способа мышления, на основе которых строятся различающиеся «образы мира»: эмпиризм, рационализм и метафоризм.

Также исследователи говорят о разных «типах разума», выделение которых основывается на первичности функции оценки смысла информации по отношению к ее объективным характеристикам. Данная типология была первоначально разработана Ч. Носалом, а затем дополнена М.А. Холодной и в таком варианте в ней рассматриваются пять основных типов: тип разума с фрагментарно-логической ориентацией; тип разума, направленный на поиск сходства; тип разума, ориентированный на конструктивно-технические решения; тип разума с рефлексивно-медитативной направленностью; хаотический тип разума.

В более широком контексте проблема индивидуально-своеобразных способов познавательного отношения к миру нашла отражение в теории психологических типов К.Г. Юнга. В его классификации рассматривается пять эпистемологических стилей: эмпирический; конструктивно-технический; рационалистический; рефлексивно-медитативный; хаотический.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что познавательные стили - в виде выраженности тех или иных форм представления информации (стили кодирования), меры индивидуализированности способов постановки и решения проблем (интеллектуальные стили) либо степени интеграции когнитивного и аффективного опыта (эпистемологические стили) -имеют отношение к продуктивным возможностям интеллекта и могут рассматриваться в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей.

В своей исследовательской работе мы сосредоточились на рассмотрения понятия когнитивного стиля, который представляет собой индивидуальный способ переработки информации, поступающей в результате отражения окружающего мира, характеризуемый индивидуальными различиями в ощущениях, восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании действительности. Соответственно, понятие когнитивного стиля используется для обозначения, с одной стороны, индивидуальных различий в процессах переработки информации, а, с другой, типов людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

Следует отметить, что в процессе исследования мы выявили, что нет единого определения когнитивного стиля. Различные ученые понимают когнитивный стиль по-своему, предлагают свои определения, концентрируются на рассмотрении отдельных сторон или характеристик когнитивного стиля. В научной литературе, посвященной данной проблеме, можно встретить описания от 15 до 20 различных когнитивных стилей: полезависимость -поленезависимость; импульсивность - рефлективность; узкий - широкий диапазон эквивалентности (или аналитичность - синтетичность); нетолерантность - толерантность к нереалистическому опыту; когнитивная простота - сложность; физиогномичность -буквальность; вербализация - визуализация; внешний - внутренний локус контроля; холистичность - сериалистичность; конвергентность - дивергентность; адаптивностъ -инновативностъ; ассимилятивный - исследовательский стиль; быстрое - медленное течение психического времени в виде индивидуальных различий в субъективной оценке хода физического времени; дискурсивность - интуитивность; итегральность - дифференциалъностъ и др.

Наличие такого множества стилей, выделение большого числа их свойств, особенностей и характеристик наводит на размышления, что проблема когнитивного стиля еще пока недостаточно полно изучена, осознана и проработана, это, в свою очередь, указывает на необходимость и дает нам возможность, заниматься поиском и выделением интегральных, уникальных особенностей стилей. Следует сказать, что попытки свести все многообразие стилевых проявлений к ограниченному числу интегральных характеристик в психологической науке предпринимаются. Так, В. А. Толочек во всем разнообразии описываемых когнитивных стилей называет следующие общие признаки: 1) когнитивный стиль - структурная

характеристика познавательной сферы, свидетельствующая об особенностях ее организации и не имеющая прямого отношения к особенностям ее содержания; 2) когнитивный стиль -инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности; 3) когнитивный стиль -биполярное измерение; 4) когнитивный стиль не приемлет оценочных суждений, т.е. у каждого стиля есть свои индивидуальные особенности; 5) когнитивный стиль - устойчивая

характеристика субъекта, стабильно проявляющаяся на разных уровнях интеллектуального функционирования в разных ситуациях; 6) когнитивный способ - предпочтение определенного способа интеллектуального поведения.

На наш взгляд эти признаки можно объединить в группы: познавательная сфера (1,2,5,6), которая отражает характер мыслительных операций, и особенности эмоциональных проявлений (3,4), объясняющее эмоциональное отношение к действительности. Однак, данные признаки не отражают всей сути когнитивных стилей, так как не являются исчерпывающими, а носят общий или закономерный характер. Поэтому, проанализировав различные подходы, исходя из необходимости выявления общих закономерностей во всем многообразии когнитивного стиля и его составляющих, с одной стороны, и выделения существенных универсалий и базовых категорий, наиболее значимых для понимания и выделения стиля, носящих инвариативный характер, с другой, мы пришли к выводу, что когнитивный стиль в разных системах рассмотрения сохраняет свои значимые характеристики, указанные выше, при этом проведенный нами теоретический анализ позволяет нам говорить, что данные свойства можно рассматривать через дихотомическую категорию «интегральность - дифференциальность», как сквозную характеристику когнитивного стиля. В свою очередь дихотомическую категорию «интегральность - дифференциальность» мы понимаем как целостность - фрагментарность, как ключевую характеристику восприятия действительности, проявляющуюся в трех аспектах: 1) обобщенность «образа мира», т. е. высокая - низкая степень понятийного обобщения (теоретичность); 2) эмоциональная насыщенность «образа мира», т.е. в обедненность -богатство эмоциональных проявлений (эмоциональность); 3) активность «образа мира», т.е. способность воспринимать окружающее в динамике - статике (действенность). В свое время, исходя из необходимости поиска некого интегрального стиля, идею вычленение данных уровней предлагала в своих исследованиях Г. А. Берулава.

На основании преломления различных характеристик когнитивного стиля через призму дихотомии «интегральность - дифференциальность» мы попытались представить

теоретическую модель когнитивного стиля (рисунок 1)

Рис.1. Теоретическая модель когнитивного стиля

На схеме показано, что когнитивные стили рассматриваются нами на трех уровнях: теоретичность, эмоциональность и действенность, при этом каждый уровень мы разделяем на две плоскости в дихотомии «интегральность - дифференциальность», где полюс «интегральность» представляет собой целостность, единство, абстрактность, а полюсь «дифференциальность» - фрагментарность, конкретность, расчлененность. При этом каждый уровень обеспечивает те или иные особенности восприятия. Так, теоретичность (теоретический уровень) обеспечивает целостное понимание и восприятие ситуации, эмоциональность (эмоциональный уровень) - объективность образа ситуации, а действенность (действенный уровень) - адекватность поведения или действия. При этом все три уровня взаимосвязаны между собой, что обеспечивает, таким образом, целостность восприятия «образа мира».

Далее, исходя из биполярности когнитивного стиля, мы считаем возможным, расположить каждый из них в плоскостях «интегральность - дифференциальность». Таким образом, в плоскости «дифференциальность» оказываются такие стили, как узкий диапазон эквивалентности, узкая категоризация, конкретная концептуализация, когнитивная простота, сглаживание, рефлексивность, неустойчивость к нереалистическому опыту, ригидность, полезависимость, фокусирующий контроль, а в плоскости «интегральность» - широкий диапазон эквивалентности, широкая категоризация, абстрактная концептуализация,

когнитивная сложность, заострение, импульсивность, толерантность к нереалистическому опыту, гибкость, поленезависимость, сканирующий контроль, сохраняя при этом свои особенности.

Как видно на рисунке, каждый когнитивный стиль, проходит через все уровни: теоретичность, эмоциональность, действенность, на основе которых формируется характерный «образ мира».

Следует сказать, что расположение стиля в той или иной плоскости обуславливает целостность восприятия ситуации как единого образа, единого понятия и действия, обеспечивает продуктивность и эффективность жизнедеятельности.

Однако стоит отметить, что формат статьи не позволяет отразить все результаты нашего теоретического и эмпирического исследования, в данном случае мы преследовали цель рассмотрения в теоретическом плане одну из наиболее существенных характеристик когнитивного стиля - «интегральность - дифференциальность». Более подробные результаты будут представлены в дальнейших публикациях и в рамках проводимого нами диссертационного исследования.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А.Личностные типы мышления./Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума. - М., 1986.

2. Д.Б. Богоявленкая. Психология творческих способностей. Москва, издательский цент р

«Академия», 2002. - 320 с.

3. Холодная М. А. Структурная организация индивилуального интеллекта. Автореф. дис. докт. психол. наук. М. 1990. - 40 с.

4. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности: Психологический журнал. 1992. №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.