Научная статья на тему 'ДИХОТОМИЯ ХУЧЖИНГУК,СОНЧЖИНГУК И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

ДИХОТОМИЯ ХУЧЖИНГУК,СОНЧЖИНГУК И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сончжингук / хучжингук / политический дис курс / Республика Корея / модернизация / seonjinguk / hujinguk / political discourse / Republic of Ko rea / modernization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старшинов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются одна из идеологем, воз никших в эпоху Пак Чонхи — дихотомия хучжингук#сончжингук («неразвитая/отстающая страна — развитая страна») и её влияние на политический дискурс Республики Корея. Изначально эта дихо томия появилась как средство идеологической мобилизации в кон тексте политики модернизации, и достижение статуса сончжингук рассматривалось в качестве основной цели развития страны. Тем не менее, несмотря ни на экономический рост, ни на переосмысле ние политического языка, произошедшее после демократизации, хучжингук#сончжингук осталась одной из ключевых идеей корей ского политического дискурса в 1990е и продолжает оставаться ей до сих пор. Цель данной работы состоит в том, чтобы ретроспективно и те зисно показать трансформацию этой дихотомии после окончания периода военного правления и определить современное состояние проблематики, связанной с ней. В качестве иллюстрирующих при меров в статье приводятся высказывания самих политиков Респуб лики Корея и статьи южнокорейских медиа. Дихотомия сончжин# гук#хучжингук играет роль своеобразной «рамки» для политики в Республике Корея — дискурс «отставания страны» активно исполь зуется как условно правыми политиками и медиа, так и условно ле выми. Попытки обозначить Южную Корею как сончжингук не дали какоголибо результата, и эти понятия продолжают употребляться при разговоре о существующих проблемах в разных сферах жизни. Тем не менее, в гораздо большей степени этот дискурс продиктован особенностями восприятия собственной страны, нежели объектив ными экономическими показателями. Снятие данной проблемати ки возможно только при полном переформатировании политиче ского дискурса в Республике Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hujingukseonjinguk dichotomy and its influence on the political discourse of the Republic of Korea

The article discusses one of the narratives that emerged in the era of Park Chunghee’s rule, the hujinguk#seonjinguk dichotomy (“underdeveloped/developing countrydeveloped country”) and its influ ence on the political discourse of the Republic of Korea. This dichotomy emerged as a means of ideological mobilization in the context of moder nization policy, and the achievement of seonjinguk status was perceived as the main goal of the country's development. Nevertheless, despite the economic growth and the partial revoke of the political language after de mocratization, hujinguk#seonjinguk remained one of the key ideas of Ko rean political discourse in the 1990s and later. The aim of this paper is to retrospectively outline the transformation of this dichotomy and to examine its current state. The article uses the statements from South Korean politicians and media articles as examples of using such terms. The seonjinguk#hujinguk dichotomy plays the role of framework for politics in the Republic of Korea and the discourse of “lagging behind” is actively used by both rightwing and leftwing politi cians and media. Several attempts to designate South Korea as seonjinguk have not given any results, and these concepts are still used while talking about problems in different spheres of life. This discourse is determined by the features of Koreans’ perception of their own country rather than by objective economic indicators. This dichotomy can only disappear with complete revoke of the political discourse in the Republic of Korea.

Текст научной работы на тему «ДИХОТОМИЯ ХУЧЖИНГУК,СОНЧЖИНГУК И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

DOI: 10.48647/IFES.2021.19.60.013

А.С. Старшинов

ДИХОТОМИЯ ХУЧЖИНГУК-СОНЧЖИНГУК И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Аннотация. В статье рассматриваются одна из идеологем, возникших в эпоху Пак Чонхи — дихотомия хучжингук-сончжингук («неразвитая/отстающая страна — развитая страна») и её влияние на политический дискурс Республики Корея. Изначально эта дихотомия появилась как средство идеологической мобилизации в контексте политики модернизации, и достижение статуса сончжингук рассматривалось в качестве основной цели развития страны. Тем не менее, несмотря ни на экономический рост, ни на переосмысление политического языка, произошедшее после демократизации, хучжингук-сончжингук осталась одной из ключевых идеей корейского политического дискурса в 1990-е и продолжает оставаться ей до сих пор.

Цель данной работы состоит в том, чтобы ретроспективно и тезисно показать трансформацию этой дихотомии после окончания периода военного правления и определить современное состояние проблематики, связанной с ней. В качестве иллюстрирующих примеров в статье приводятся высказывания самих политиков Республики Корея и статьи южнокорейских медиа. Дихотомия сончжин-гук-хучжингук играет роль своеобразной «рамки» для политики в

Республике Корея — дискурс «отставания страны» активно используется как условно правыми политиками и медиа, так и условно левыми. Попытки обозначить Южную Корею как сончжингук не дали какого-либо результата, и эти понятия продолжают употребляться при разговоре о существующих проблемах в разных сферах жизни. Тем не менее, в гораздо большей степени этот дискурс продиктован особенностями восприятия собственной страны, нежели объективными экономическими показателями. Снятие данной проблематики возможно только при полном переформатировании политического дискурса в Республике Корея.

Ключевые слова: сончжингук; хучжингук; политический дискурс; Республика Корея, модернизация.

Автор: Старшинов Александр Сергеевич, магистрант, НИУ ВШЭ. E-mail: alex.starshinov@gmail.com

Starshinov A. S.

Hujinguk-seonjinguk dichotomy and its influence on the political discourse of the Republic of Korea

Abstract. The article discusses one of the narratives that emerged in the era of Park Chung-hee's rule, the hujinguk-seonjinguk dichotomy ("underdeveloped/developing country-developed country") and its influence on the political discourse of the Republic of Korea. This dichotomy emerged as a means of ideological mobilization in the context of modernization policy, and the achievement of seonjinguk status was perceived as the main goal of the country's development. Nevertheless, despite the economic growth and the partial revoke of the political language after democratization, hujinguk-seonjinguk remained one of the key ideas of Korean political discourse in the 1990s and later.

The aim of this paper is to retrospectively outline the transformation of this dichotomy and to examine its current state. The article uses the statements from South Korean politicians and media articles as examples of using such terms. The seonjinguk-hujinguk dichotomy plays the role of framework for politics in the Republic of Korea and the discourse of "lagging behind" is actively used by both right-wing and left-wing politicians and media. Several attempts to designate South Korea as seonjinguk have not given any results, and these concepts are still used while talking about problems in different spheres of life. This discourse is determined by the features of Koreans' perception of their own country rather than

by objective economic indicators. This dichotomy can only disappear with complete revoke of the political discourse in the Republic of Korea.

Keywords: seonjinguk; hujinguk; political discourse; Republic of Korea; modernization.

Author: Alexander S. STARSHINOV, master's program student, HSE University (e-mail: alex.starshinov@gmail.com).

Время правления Пак Чонхи оказало решающее влияние не только на экономическое положение Республики Корея, но и на остальные сферы общественной жизни, среди которых — политический язык, способы описания как места страны в мире, так и самого мира вокруг. В отличие от части идеологем его эпохи, собственно дискурс модернизации и развития в широком смысле не был откинут в 1990-е, и его влияние наблюдается до сих пор.

Частью этого дискурса является дихотомия сончжингук-хучжин-гук, которая возникла в 1960-е годы и по нескольким параметрам отличалась от предшествующих ей модернизационных дискурсов [Kim, 2014, pp. 388—390]. В частности, наиболее важным отличием является большая (по крайней мере на первых этапах) ориентация на материальную сферу, на собственно экономику, а также контекст политики развития, в котором она существовала. Данная дихотомия делит страны мира на две категории — неразвитые страны (кор. —

хучжингук; бедные, не прошедшие модернизацию государства с неэффективной экономикой, в число которых входила на момент возникновения идеологемы и сама Республика Корея) и развитые страны (кор. ?!— сончжингук; богатые, модернизированные государства, в основном такие страны, как США и Япония). Признавая факт отставания, правительство Пак Чонхи надеялось стимулировать общую экономическую модернизацию (кор. тЕ-cflS)-, чогук кындэх-ва), основным элементом которой было развитие страны путём форсированной индустриализации и экспортоориентированной экономики. На первых этапах доминантным было именно мобилизующее значение этой дихотомии, так как Республика Корея во что бы то ни стало должна была стремиться достичь желаемый статус сончжингук.

В начале 1970-х годов, с первыми серьёзными экономическими успехами, в отношении Республики Корея начинает употребляться переходное понятие чунчжингук (кор. ir^l^", русск. «страна среднего

уровня развития», то есть уже не хучжингук, но ещё не сончжингук) [Kim, 2014, p. 401]. Однако показательно, что какими-либо чёткими критериями ни эта категория, ни упомянутые выше не обладали, и уже тогда это делало их использование ситуативным и субъективным. Понятие чунжчингук в этом смысле исполняло двойную роль — признавало, что страна развивается в нужном направлении, но вместе с тем призывало не останавливаться на пути движения в лагерь развитых стран.

С приходом к власти Чон Духвана (и с дальнейшим экономическим ростом) в политическом языке Республики Корея начинают акцентироваться новые элементы, свойственные развитым государствам, такие как чонисахвэ кухён (кор. л2-^, русск. «создание справедливого общества»), покчи кукка (кор. Ц-Щ^у}, русск. «государство всеобщего благосостояния») [Кан Чжонъин, Чон Сынхён, с 16]. Эти элементы во многом являются прямыми заимствованиями из политико-экономического дискурса западных стран. Однако важно указать на то, что экономические успехи Южной Кореи не конвертировались в сам статус сончжингук, напротив, правительство подчеркивало недостаточность усилий, отставание в темпах развития. К тому же, как отмечают Кан Чжонъин и Чон Сынхён, в этом присутствовал и политический подтекст: риторика «отставания в достижении статуса сончжингук» (кор. ^^^ ^^ хотя и начала появляться сразу после его прихода к власти, но особенно активизировалась с 1985 по 1987 годы, чтобы помешать развитию демократического движения [Кан Чжонъин, Чон Сынхён, с. 14].

Говоря о 1980-х годах, также необходимо заострить внимание на Летних Олимпийских играх 1988 г., которые были проведены в Сеуле — Олимпиада имела очень большое значение для поддержания такого дискурса (после Мексики Республика Корея стала второй страной, не входящей в лагерь «развитых стран», которой доверили проведение Олимпийских игр, что, например, подчёркивается в той же Энциклопедии корейской культуры [Соуль Оллимпхик тэхве...]). Показательно, что такая же оценка присутствует и в современных медиа — как пишет одна из газет, «Одним словом, сеульская Олимпиада, открывши Корее путь вступления в [лагерь] сончжингук из [лагеря] чунчжингук, привела к ускорению процесса развития [страны]» [Соуль Оллимпхикква Пхёнчхан оллимпхигэ...]. Однако и в

сам период Олимпиады корейцы прекрасно осознавали то, что это событие способно изменить образ страны в глазах мирового сообщества (который до этого долгое время был связан с образом неразвитой страны и не обладал явными визуальными коннотациями), и активно пытались проводить то, что Джон Ли называет «управлением [производимым] впечатлением» [Lie, p. 153].

С демократизацией конца 1980-х и последующим приходом к власти Ким Ёнсама в 1990-е, новое правительство начинает пересматривать авторитарное наследие Республики Корея, как в прямом смысле (ослабляя роль военных в обществе и инициируя уголовные дела в отношении бывших руководителей страны), так и в смысле дискурсивном. При этом дихотомия хучжингук-сончжингук, являясь наследием той самой авторитарной эпохи, не исчезает, а продолжает существовать, лишь подвергнувшись некоторым изменениям. Если на первых этапах своего развития, как было указано раньше, эта дихотомия концентрировалась лишь на экономическом аспекте, то с начала 1990-х понятие сончжингук начинает распространяться на все остальные сферы корейской жизни. В рамках политики сегехва (кор. лЦ^ИЗ)-, русск. «глобализация») Ким Ёнсама это означало соответствие мировым стандартам, как в экономике (свободный рынок) и политике (демократия), так и культуре (которой надлежало стать индустрией) и других сферах, например, трудовых отношениях. Связь между сегехва и сончжингук открыто подчеркивается самим президентом: «Путём изменений и реформ, глобализации и информатизации, мы должны построить сончжингук» [Ким Ёнсам тэтхоннён, се-гехваро...].

Однако даже с увеличением доходов населения, вступлением в ВТО и, что более важно, ОЭСР (организацию экономически развитых стран) Республика Корея не определяется как сончжингук, а лишь как сончжингук мунтхок (кор. ilil^t русск. «почти что развитое государство», «на пороге [получения статуса] развитого государства»).

Разделение на сончжингук и хучжингук оставалось ключевым для корейского политического дискурса на протяжении и 2000-х, и 2010-х годов (даже после таких событий, как вступление в Комитет содействия развитию, в рамках которого развитые страны оказывают помощь развивающимся, или успешное проведение саммита G20

в Сеуле в 2010 г.). Вместе с этим у этой дихотомии появляется и более явное применение в качестве политической критики, проявляющееся, например, при оценке действий Ким Дэчжуна и Но Мухёна, которые якобы не смогли привести Республику Корею к заветному статусу «развитой страны»,

Однако наиболее интересные изменения, связанные с этим дискурсом, происходят при попытке использовать свой исторический опыт модернизации как «мягкую силу». Ещё в 2004 г. создается Программа по обмену знаний (англ. KSP — Knowledge Sharing Program), в рамках которой Республика Корея делиться знаниями с развивающимися странами. Начинает активную работу и Центр Сэ-маыль ундон (кор. ЛИЦ--6:\r -ov :6~¿1), который также распространяет опыт Южной Кореи по модернизации, индустриализации и искоренению бедности, напрямую отсылая к одноимённой политике Пак Чонхи («Движение за новую деревню»). Характерно, что и условно правые и условно левые партии солидарны в необходимости функционирования центра с таким названием и такими коннотациями, несмотря на традиционно критическое отношение к периоду военного управления у левых. Так текущий президент Республики Корея Мун Чжэин, который считается прогрессивным политиком в рамках корейской политической системы, вообще говорит о том, что «Сэмаыль ундон — это основа современной Республики Корея» [2019 нён чонгук Сэмаыль чидочжа...]. В связи с такого рода продвижением, однако, важно отметить не сколько противоречивую сущность самого Сэмаыль ундон 1970-х годов (а также того, что с этим движением произошло в 1980-е), сколько продолжающийся с тех времен упор на изменении коллективных ценностей и «духе развития», то есть на вещах предельно субъективных и связанных с восприятием самой страны, что имеет решающее значение и в дихотомии хучжингук-сончжингук. Симптоматично и парадоксально то, что сами корейцы хотят, чтобы мировое сообщество воспринимало их страну как развитую, при этом во внутриполитическом дискурсе страны такое безоговорочное обозначение практически не встречается.

Одна из первых крупных попыток обозначить Республику Корею в качестве сончжингук принадлежит Ли Мёнбаку — он объявляет об этом в 2012 г. [67 хве Кванбокчоль...]. Важно отметить время,

когда было сделано это заявление — конец его президентского срока, что может свидетельствовать о попытке ретроспективно оправдать уже проведённую политику. Тем не менее, и после этого (а в особенности после того, как сам Ли Мёнбак оказался в тюрьме из-за коррупционных скандалов) хучжингук или не-сончжингук продолжает употребляться в отношении Республики Корея, например, при разговоре о проблемах социального обеспечения. В целом само использование этой дихотомии довольно редко ставилось и ставится под сомнение, хотя иногда появляются и критические статьи, пытающиеся указать на иллюзорность самого достижения статуса сон-чжингук ['Advanced' Republic of Korea...].

На современном этапе президент Мун Чжэин также пытается окончательно определить Республику Корея как развитую страну (тем не менее, в довольно сдержанных выражениях по типу «граждане [Республики Корея] говорят, что наша страна уже стала сончжин-гук» [Мун Чжэин тэтхоннён «Ими уринын сончжингук»...]), в особенности после успехов в борьбе с распространением коронавирус-ной инфекции (и этот опыт сразу же начал использоваться в качестве «мягкой силы»). Тем не менее, при наличии проблем в той или иной сфере понятие хучжингук возвращается. Так комментируя количество смертей в результате несчастных случаев на строительных площадках (60 % которых приходятся на падение с высоты), Мун Чжэин говорит о том, что это постыдно по причине того, что такие случаи «характерны для хучжингук» [Мун Чжэин тэтхоннён «Консольхёнчжан чхуракса»...].

Таким образом, являясь рудиментом болезненной модернизации и эпохи авторитарного управления, дихотомия хучжингук-сон-чжингук не исчезла из политического дискурса Республики Корея. Она всё также является широко используемой, однако вместе с этим подверглась некоторым изменениям: само понятие сончжингук стало гораздо более абстрактным, могущим употребляться в отношении разных стран, превосходящих РК (не только США и Япония, но и, например, Финляндия, если разговор ведётся об образовании). Такая риторика используется как условно правыми партиями или медиа, так и условно левыми, что говорит о том, что эти термины представляют из себя определённую «рамку» или фрейм для всей политики в Республике Корея.

Несмотря на экономические успехи и на официальный статус, подтверждаемый, например, вхождением в Комитет содействия развитию или открытием собственных программ для помощи развивающимся странам, в подавляющем большинстве случаях Южная Корея продолжает не обозначаться как сончжингук. Как и в эпоху военного правления, Республике Корея необходимо стремиться к этому статусу, который теперь переноситься на другие сферы, где существуют какие-либо проблемы и к которым применяется риторика «отставания». Тем не менее, очевидно, что предельная размытость этого понятия и отсутствие чётких критериев оценки делает его недостижимым на практике, и это явление в гораздо большей степени психологическое, завязанное на субъективном восприятии действительности. И хотя на современном этапе развития страны были приняты попытки строго обозначить Южную Корею как развитую страну, реальное и окончательное получение статуса сончжингук в глазах самих корейцев требует смены всей политической матрицы в Республике Корея.

Библиографический список

2019 нён чонгук Сэмаыль чидочжа тэхве чхукса : [Поздравительная речь Мун Чжэина на Конференции лидеров Сэмаыль в 2019 г.]. URL: https://bit.ly/ 37ew3pI (дата обращения: 12.11.2020). (На кор.)

67 хве Кванбокчоль... МВ, Тэханмингук сончжингук чинъип сонон : [67-я годовщина Дня независимости... Ли Мёнбак объявляет о вхождении в [лагерь] сончжингук]. URL: https://bit.ly/2JVQxuO (датаобращения: 12.11.2020). (Накор.)

Кан Чжонъин, Чон Сынхён. Хангук хёндэ чончхиэ кынбон оно: мангук, кэч-жо, сончжингугэ тамнон : [Фундаментальный язык современной корейской политики: дискурсы кризиса государства, государственных реформ и развитого государства] // Хангук чончхи ёнгу, че 20 чип, че 3 хо, 2011. С. 1—27.

Ким Ёнсам тэтхоннён, сегехваро сончжингук консоль танбу : [Президент Ким Ёнсам поручает построить сончжингук]. URL: https://bit.ly/3gXaFZD (дата обращения: 14.11.2020). (На кор.)

Мун тэтхоннён «Консольхёнчжан чхуракса, чонхёнчжогин хучжингукхён саго» : [Президент Мун Чжэин: «Смерти от падения на строительных площадках — происшествия, характерные для хучжингук»]. URL: https://bit.ly/37gvsDU (дата обращения: 12.11.2020). (На кор.)

Мун Чжэин тэтхоннён «Ими уринын сончжингук» : [Президент Мун Чжэин: «Мы — уже сончжингук»]. URL: https://bit.ly/3a9bbSB (дата обращения: 12.11.2020). (На кор.)

Соуль Оллимпхикква Пхёнчхан Оллимпхигэ кукка пальчжончжок ыйи : [Значение олимпиады в Сеуле и олимпиады в Пхёнчхане для развития страны]. URL: https://bit.ly/34addhH (дата обращения: 13.11.2020). (На кор.)

Соуль Оллимпхик тэхве : [Олимпийские игры в Сеуле]. URL: https://bit.ly/ 34afpFX (дата обращения: 12.11.2020). (На кор.)

'Advanced' Republic of Korea, our still elusive goal. URL: https://bit.ly/3njDxgL (дата обращения: 12.11.2020).

Kim, Jongtae. South Korea's Developmentalist Worldview: Representations and Identities in the Discourse of "Seonjinguk" // Asian Journal of Social Science, Vol. 42. No. 3/4. 2014. P. 383—408. DOI: 10.1163/15685314-04203007.

Lie, John. Han Unbound // Palo Alto: Stanford University Press, 2000. 255 p.

References

2019 nyeon jeonguk Saemaeul jidoja daehoe chuksa [Congratulatory Remarks by President Moon Jae-in at 2019 National Saemaul Leaders' Convention]. URL: https:// bit.ly/37ew3pI (accessed: 12 November, 2020). (In Kor.)

67 hoe gwangbokcheol...MB, Daehanminguk seonjinguk jinip seoneon [67th Anniversary of the Liberation Day... Lee Myong-bak declares that Korea became seonjinguk]. URL: https://bit.ly/2JVQxuO (accessed: 12 November, 2020). (In Kor.)

'Advanced' Republic of Korea, our still elusive goal. URL: https://bit.ly/3njDxgL (accessed: 12 November, 2020).

Kang Jeong-in, Cheong Seung-hyeon. (2011). Hanguk hyeondae cheongchiui geunbon eoneo: mangguk, kaejo, seonjingugui tamnon [The Fundamental Language of Contemporary Korean Politics: Crisis of the State, Reform of the State, and the Advanced Country], Hanguk cheongchiyeongu, je 20 jip, je 3 ho: 1—27.

Kim Young-sam daetongnyeong, segyehwaro seonjinguk geonseol dangbu [President Kim Young-sam orders to build seonjinguk]. URL: https://bit.ly/3gXaFZD (accessed: 14 November, 2020). (In Kor.)

Kim, Jongtae. (2014). South Korea's Developmentalist Worldview: Representations and Identities in the Discourse of "Seonjinguk". Asian Journal of Social Science, Vol. 42, No. 3/4: 383—408. DOI: 10.1163/15685314-04203007.

Lie, John. Han Unbound: The Political Economy of South Korea. Standford University Press, 1998. 255 p.

Moon daetongnyeong "Geonseol hyeonjang jurakssa, jeonhyeongjeogin hujingukhyeong sago" [Deaths from falling on construction sites are accidents typical for hujinguk] URL: https://bit.ly/37gvsDU (accessed: 12 November, 2020). (In Kor.)

Moon Jae-in daetongnyeong imi uri-neun seonjinguk [President Moon Jae-in "We have already become seonjinguk"] URL: https://bit.ly/3a9bbSB (accessed: 12 November, 2020). (In Kor.)

Seoul ollimpik daehoe [Seoul Olympic Games]. URL: https://bit.ly/34afpFX (accessed: 12 November, 2020). (In Kor.)

Seoul ollimpikkwa Pyeongchang ollimpigui gukkka baljeonjeok uiui [Significance of the Seoul Olympics and Pyeongchang Olympics for National Development]. URL: https://bit.ly/34addhH (accessed: 13 November, 2020). (In Kor.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.