Научная статья на тему 'Дихотомия духовного и телесного в свете научного познания'

Дихотомия духовного и телесного в свете научного познания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
511
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / SOUL / ТЕЛО / BODY / ЧЕЛОВЕК / HUMAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумова Ангелина Владимировна

Статья посвящена проблеме взаимоотношения тела и души. Проблема рассматривается в статье в историческом аспекте, где прослеживается смена теорий не только в научных исследованиях, но и в осмыслении в произведениях искусства. Делается вывод, что в современном обществе больше внимания уделяют телу, забывая о душе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN BODY AND SOUL IN THE LIGHT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article is devoted to the problem of interaction between body and soul. The problem raised in the article is investigated in historic aspect, where the switch of theories is mentioned not only in scientific researches but also in understanding of works of art. It is concluded, that the contemporary society tends to pay more attention to body, leaving soul aside.

Текст научной работы на тему «Дихотомия духовного и телесного в свете научного познания»

сто все большее социальное раскрепощение человека; традицию побеждала либерализация. Такое историческое ослабление социально-регулятивной роли традиции, ставшее особенно заметным в индустриальную эпоху, мы можем наблюдать эмпирически. Но теперь эта либерализация форм надёжно компенсируется усилением упорядоченности содержаний и смыслов жизни. Потому и культура, ранее ориентированная на прошлое как источник воспроизводимых форм, стала переориентироваться на будущее, с которым связаны актуальные смыслы и содержания (социальные проекты).

В связи с этим к классической оппозиции «традиция/новация», молено добавить и другую оппозицию «репликация/рефлексия». Традиция — это всё-таки в основном репликация, нерефлексивный способ механического повторения, воспроизводства нормативных культурных образцов. Конечно, в традиции имеет место и определённая вариативность, но она носит вынужденный характер, является адаптацией к меняющимся внешним условиям осуществления традици-

онного акта. В идеале, традиционное воспроизводство должно быть максимально ре-плицированным (точным повторением канона). Но когда в культуре начинается рефлексия воспроизводимого образца, осмысление его целевой ориентированности, генезиса, функций, а также функциональной эффективности его форм, то есть нового упорядочивания его содержания и смысла, это неизбежно приводит к его модернизации или трансформации, и традиционная репликация утрачивает свою практическую значимость.

Таким образом, становится понятным, почему и как в культуре произошёл постепенный отход от ориентации на «великое прошлое» и началось последовательное усиление её прогностической направленности. Это связано более всего с возрастанием уровня упорядоченности смыслов и содержаний нашей жизни. Культура не утрачивает своей модальности воспоминания, но прибавляет к ней все более усиливающуюся в своей значимости модальность социальной прогностики.

^Дихотомия духовного и ТЕЛЕСНОГО в свете научного познания

УДК 008:1-027.21 А. В. Наумова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблеме взаимоотношения тела и души. Проблема рассматривается в статье в историческом аспекте, где прослеживается смена теорий не только в научных исследованиях, но и в осмыслении в произведениях искусства. Делается вывод, что в современном обществе больше внимания уделяют телу, забывая о душе.

Ключевые слова: душа, тело, человек.

38

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 38-42

^ Теория и история культуры 1

A. V. Naumova

Moscow State University of Culture and Arts

THE PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN BODY AND SOUL IN THE LIGHT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article is devoted to the problem of interaction between body and soul. The problem raised in the article is investigated in historic aspect, where the switch of theories is mentioned not only in scientific researches but also in understanding of works of art. It is concluded, that the contemporary society tends to pay more attention to body, leaving soul aside.

Keywords: soul, body, human.

Соотношение духовного и телесного — одна из центральных проблем, которая широко обсуждалась на протяжении всей истории культуры, потому что является объектом исследования многих наук и, как следствие, стимулирует смену теорий, варьирует методы её изучения на уровне серьёзных научных исследований, а также на уровне её осмысления в произведениях искусства.

Актуальность данной проблемы обусловлена временем, сменой авторитетов, когда телу начинает уделяться больше внимания, чем душе. Целенаправленность человеческих действий предполагает присутствие Души, понимаемой как главенствующая, постоянно вмешивающаяся сила, как квинтэссенция организма. Нравственность человека должна быть направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, на совершенствование духовно-нравственных сил.

Физическая и духовная жизнь людей протекает в обществе, где Тело должно постоянно соответствовать правилам публичности, что практически не позволяет и не оставляет возможности человеку ощутить автономность своего внутреннего «я».

Тело, как в обществе, так и в искусстве, идентифицируется, прежде всего, с тем, во что оно одето. Одежда является метафорой собственного «я». Пропитываясь человеческой сущностью и соприкасаясь с Телом человека, одежда дополняет Тело и становится второй колеей. Через внешнее проявление молено угадывать глубокий смысл внутреннего содерлсания.

Человек в современном мире становится зависимым от идеалов общества в том, каким должно быть тело. То, что нужно телу, оценивается с точки зрения других людей. Тем самым человек утрачивает свою индивидуальность и перестаёт принадлелсать самому себе, пытаясь подчинить себя контролю.

Мы наблюдаем разделение духовного и телесного в человеке. Происходит отчулсдение души от тела, эмоций от разума, а тело начинает восприниматься как тело-механизм, который молено совершенствовать, увеличить время его использования. Возникает лсела-ние создать сверх-тело, и человеческие устремления направлены на то, чтобы выйти за рамки самого себя. В результате, тело и душа разделяются, и главенствующим становится тело.

Наука и техника шагнули вперёд и ещё никогда не были так могущественны как сейчас. Искусство также развивается, оно живёт в тандеме со временем. Искусство будет торлсествовать, пока бьются сердца людей, человечество будет жить, любить, творить, стремиться к высочайшим идеалам. Все это возможно только при единении души и тела. Естественно, что любое движение вперёд связано с утратами, но только благодаря этому и происходят приобретения. В этом и заключается борьба за свободу нового творчества, завоевание сферы вечного духа.

Данная проблема является предметом изучения психологии, педагогики, культурологии, философии, искусствоведения. Это тема также значима для профессиональной подготовки художников, скульпторов, хо-

реографов, актёров, режиссёров.

Проблема взаимоотношения тела и души — одна из самых интересных и актуальных начиная с того времени, когда развитие мысли способствовало появлению новых идей, терминов, цитат, школ.

В Античности Сократ, Платон и Аристотель говорили о теле и душе, где душа превосходила тело в самосовершенствовании личности.

С. Мареев и Е. Мареева обращают наше внимание на следующий факт: «Если у человека есть душа, то он должен в своём выборе руководствоваться добродетелями, и они также вечны, как и сама душа, в бессмертии которой уверен Сократ. Но парадокс заключается в том, что именно душа способна обречь тело человека на страдания и далее смерть... Душа в трактовке Сократа оказывается антиподом тела. Но душа у Сократа противоположна телу прежде всего по своей направленности. Именно в этом смысле можно говорить об её "идеальности" у Сократа и его ученика Платона. Противопоставив душу человека его телу как общее частному, Сократ тем самым впервые превратил их взаимоотношение в проблему» [6].

Христианство привносит «плоть». В основу христианской антропологии было положено учение о дуализме человеческой природы, в которой сочетались плотское и духовное начала. Теперь человек — это высочайшее и совершеннейшее творение Бога, это микрокосм, мироздание в малом виде.

Для мировоззрения Средневековья было характерно превосходство духа над телом, а гуманистический идеал Возрождения связан с обращением к человеческой телесности. Человек Средневековья направляет свою волю на поиски спасения души, человек Возрождения самовыражается в земной жизни, он претендует на соперничество в творчестве с самим Создателем. В результате в искусстве Возрождения формы тела принимают гротесковые формы. Вообще, эпоха Возрождения трансформирует сложившиеся представления о Боге, человеке и его душе. Возрождение начинает двигаться в сторону атеизма.

Одним из представителей такого движения стал П. Помпонацци. В центре внимания его трактата — природа разумной души.

По традиции, искусство Ренессанса считается уравновешенным и гармоничным, но это не совсем верно. Лишь очень издалека может показаться именно таким. В искусстве Ренессанса есть скрытые эмоции, внутренний огонь, при тенденции к телесному, пластическому восприятию натуры. Если смотреть глубже, то можно сквозь пассивные эмоции увидеть проникновенную трогательную интимность настроения. Выразительная устремлённость человеческого взгляда несёт в себе новую духовную динамику.

Перед художниками стоит задача живописными средствами показать объективное существование зримой действительности, вдохнуть героический пафос в личность человека, выявить соединение грациозного и монументального в поступи и движениях фигур. Здесь уместна речь и об особых свойствах «духовной пластики». Реализм Ренессанса основан на изучении чувственного и оптического восприятия, где происходит воплощение нового пластического идеала гармоничной личности в её физическом и духовном совершенстве.

«Постепенно, в борьбе и художественных противоречиях идёт сложение реалистического мировоззрения в искусстве Ренессанса. И крайне характерной для эпохи становится связь искусства и науки. Если в готике проступали черты наивного, иллюстрированного натурализма деталей, а для барокко всего важнее была экспрессия, эмоциональность, то для зрелого стиля Возрождения особенно валены рационализм и синтетический реализм. Искусство Возролсдения интеллектуально, но оно не столько выражает, сколько изображает, стремится к установлению объективных законов и передаче натуры, к систематическому подведению научного фундамента под худолсественное творчество. Но хотя реализм итальянского Возролсдения был построен на последовательной рационалистической основе, он вме-

^ Теория и история культуры

сте с тем обладал ярко выраженным чувственным характером» [2, с. 13].

Научная картина мира формировалась в соперничестве с религиозными взглядами на жизнь. Наука парадоксальным образом своими методами способствует новому восприятию тела и, как следствие, новому восприятию души. Тело становится активной силой, в нем видится носитель опасных возможностей во всей своей материальной и физиологической полноте. Ведь все что для этого нужно — это небольшое затмение Разума...

В современном мире пытаются совместить науку и теологию. Считается, что божественная деятельность продолжается и сегодня, но уже как преобразующая деятельность человека.

Огромный интерес к взаимодействию внутреннего и внешнего всегда присутствует в искусстве у людей творческих. Искусство может быть понятно другим в результате сочувствия и сопереживания автору. По мнению западногерманского исследователя первобытного искусства Герберта Кюна, искусство, так же как и религия, есть путь человека к раскрытию вечной тайны божества, это один из способов, который позволяет приблизиться к Богу.

Когда мы познаем искусство, мы сталкиваемся с понятиями формы и содержания, материальной и идейной сути. Углублённое познание художественного произведения идёт от формы к содержанию и наоборот. Искусство отражает действительность целостно, в единении формы и содержания, в его внешнем и чувственном восприятии. Материальная оболочка и идейное зерно создают духовный мир. Душа не обладает формой, но умелый художник изображает не только тело, но и душу. Пластически чувственное изобразительное искусство не может не соответствовать идейной стороне.

Сознание художника способно создавать знаки, символы, оно подчиняет своему видению объективную реальность в данном чувственном восприятии.

В произведениях искусства выражает-

ся наполненность души автора. В трактатах Аристотеля предмет живописи — это человеческие существа в действии, где изображённые фигуры должны зримо демонстрировать движения души. Альберти продолжил мысль — художнику надлежит выражать душевные чувства через движение тела, поскольку именно выразительные движения тела позволяют живописи воздействовать на зрителя. Это становится очевидным уже в начале XVI века — если тело выявляет расположение духа, то живопись даёт возможность показать непроницаемость этого состояния. Тело становится пространством и вместилищем внутренней духовности.

Каждое произведение искусства является результатом духовной и материальной творческой деятельности творца, которую молено рассматривать с двух сторон. С одной стороны, перед художником стоит задача осмысления и обобщения жизненных явлений и впечатлений, с другой стороны, он должен с помощью материала реализовать свой замысел. В результате, идеи и чувства, мировоззрение и ощущения передаются последующим поколениям.

Физиогномика утверждает, что тело говорит. Об этом свидетельствуют книги об искусстве молчания, где советуют меньше говорить, чтобы яснее говорило тело. Физиогномика является выразителем между Душой и Телом: лицо — «зеркало души», глаза — «окно сердца», тело — «глас страстей». Природа наделила человека душой, и мы можем видеть её движения, склонности и привычки, ибо они проявляются на лице в виде отчётливых и несомненных знаков. Физиогномика содержит в себе историю определённого видения тела. Она учит интерпретировать язык «излитой души». У индивидуума каждое мгновение имеет свою физиономию, своё выражение лица.

В произведениях абстракционистов нет объективного изображения существующей действительности, а есть только проявление мира субъективного, подсознательного «я». Философия абстракционистов отрицает окружающий нас мир и признает только наши

субъективные ощущения. Василий Кандинский говорил, что дух определяет материю, а не наоборот.

Тело человека находится в центре культурной динамики, оно одновременно является личным и общественным. Душа человека невидима, но внешний человек — это лишь выступающая наружу часть человека

внутреннего. «Складки» тела соответствуют «изгибам» Души. Следовательно, Телесное и Душевное преобразование должно происходить комплексно, дополняя друг друга, только тогда внешнее будет соответствовать внутреннему, только тогда возможна гармония Души и Тела и в то же время внутренняя гармония будет созвучна внешней.

Примечания

1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. Москва, 1976.

2. Виппер Б. Р. итальянский Ренессанс. Москва : искусство, 1977. Т. 1.

3. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом. Москва, 2005.

4. история тела : в 3 т. / под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. I: от ренессанса до эпохи просвещения / перевод с французского М. С. Иеклюдовой, А. В. Стоговой. Москва : новое литературное обозрение, 2012. 480 с.: ил. (Серия «Культура повседневности»).

5. Мареева Е. в., Мареев с. н, Майданский А. Д. философия науки. Москва, 2010.

6. Мареев С, Мареева Е. Сократ о человеке и сути добродетели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://omiliya.org/article/sokrat-o-cheloveke-i-suti-dobrodeteli-s-mareev-e-mareeva.html

К УЛЬТУРОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА:

соотносительность или дистАнтность?

УДК 008:027.21+37.01

В. А. Ремизов, Нгуен Куок Хынг

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются полемические проблемы современного развития дисциплин «педагогика» и «культурология». Даётся авторское видение содержания понятия «культурология педагогики» и его предмета — те сегменты педагогики, содержание которых соотносится с феноменами культурных структур, и их динамика сопряжена с законами культуры, с её бытием и функционированием.

Ключевые слова: культура, образование, педагогическая наука, педагогическая культурология, культурология образования, социально-культурная деятельность.

V. A. Remizov, Nguen Kuok Khyng

Moscow State University of Culture and Arts

CULTURAL AND PEDAGOGY: THE CORRELATION OF OR DISTANT?

The article deals polemics problems. Providers a detailed comparison sociocultural activities and cultural studies. Is given author's vision of the content of the concept "pedagogics cultural science" and its subject — those segments of the pedagogics which contents corresponds to phenomena of cultural structures, and their dynamics is interfaced to culture laws, to its life and functioning.

Keywords: culture, education science, pedagogical, cultural studies, cultural studies education, sociocultural activity.

42

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 42-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.