Научная статья на тему 'DIGITAL-ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА "BUDDYSYSTEM": КЕЙС УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА'

DIGITAL-ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА "BUDDYSYSTEM": КЕЙС УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АДАПТАЦИЯ / DIGITAL-ПОДДЕРЖКА / FOREIGN STUDENTS / ADAPTATION / DIGITAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каримов М.М., Рустамов А.И.

Проблема адаптации иностранных обучающихся к российской образовательной среде становится все более актуальной в связи с увеличением количества иностранных обучающихся в высших учебных заведениях России. Особую значимость в этом процессе приобретает интернет-поддержка системы адаптации на базе создающихся специально для нее систем сопровождения - «buddysystems». В статье описана авторская система работы со вновь прибываемыми студентами, магистрантами, аспирантами в целях их всесторонней адаптации в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Одним из ключевых элементов является использование digital-технологий для осуществления успешной коммуникации с иностранными обучающимися. Анализ проекта «BUDDYSYSTEMURFU» показывает ее мультипликативность и возможность внедрения в вузы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каримов М.М., Рустамов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SUPPORT FOR ADAPTATION OF FOREIGN TRAINERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "BUDDYSYSTEM": CASE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER FIRST PRESIDENT OF RUSSIA B.N. YELTSIN

The problem of adaptation of foreign students to the Russian educational environment is becoming increasingly important due to the increase in the number of foreign students in higher education institutions of Russia. The Internet support of the adaptation system on the basis of specially created for it support systems - “buddysystems” - begins particular importance in this process. The article describes the author’s system of work with newly arriving students, undergraduates, graduate students for their comprehensive adaptation at the Ural Federal University named after the fi rst President of Russia B. N.Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation. One of the key elements is the using of digital technologies for successful communication with foreign students. Analysis of the project “BUDDYSYSTEMURFU” shows its multiplicativity and the possibility of implementation in the universities of the country.

Текст научной работы на тему «DIGITAL-ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА "BUDDYSYSTEM": КЕЙС УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»

digital-поддержка адаптации иностранных

обучающихся в рамках проекта «BUDDYSYSTEM»:

кейс урфу имени первого президента россии Б.н. ельцина

DIGITAL SUPPORT FOR ADAPTATION OF FOREIGN TRAINERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT «BUDDYSYSTEM»: CASE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER FIRST PRESIDENT OF RUSSIA B.N. YELTSIN

ПОЛУЧЕНО 09.04.19 ОДОБРЕНО 06.05.19 ОПУБЛИКОВАНО 25.06.19 УДК 331.105.62; 378.4 DOI 10.12737/article_5d 1db832d54f11.46237722

КАРИМОВ М.М.

Студент 3-го курса специалитета, руководитель «BuddysystemUrFU» ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KARIMOV M.M.

3rd year student, Leader

of«BuddysystemUrFU»,

Ural Federal University named

after the first President ofRussia

B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

рустамов А.И.

Магистрант 1-го курса ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

RUSTAMOV A.I. Master's Degree Student, Ural Federal University named after the first President ofRussia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: mirzokarimov1998@gmail.com

e-mail: a.i.rustamov@gmail.com

Аннотация

Проблема адаптации иностранных обучающихся к российской образовательной среде становится все более актуальной в связи с увеличением количества иностранных обучающихся в высших учебных заведениях России. Особую значимость в этом процессе приобретает интернет-поддержка системы адаптации на базе создающихся специально для нее систем сопровождения — «buddysystems». В статье описана авторская система работы со вновь прибываемыми студентами, магистрантами, аспирантами в целях их всесторонней адаптации в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Одним из ключевых элементов является использование digital-технологий для осуществления успешной коммуникации с иностранными обучающимися. Анализ проекта «BUDDYSYSTEMURFU» показывает ее мультипликативность и возможность внедрения в вузы страны.

Ключевые слова: иностранные обучающиеся, адаптация, digital-поддержка. Abstract

The problem of adaptation of foreign students to the Russian educational environment is becoming increasingly important due to the increase in the number of foreign students in higher education institutions of Russia. The Internet support of the adaptation system on the basis of specially created for it support systems — "buddysystems" — begins particular importance in this process. The article describes the author's system of work with newly arriving students, undergraduates, graduate students for their comprehensive adaptation at the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N.Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation. One of the key elements is the using of digital technologies for successful communication with foreign students. Analysis of the project "BUDDYSYSTEMURFU" shows its multiplicativity and the possibility of implementation in the universities of the country.

Keywords: foreign students, adaptation, digital support

введение

Адаптация иностранных обучающихся представляет собой многофакторный процесс вхождения в студенческую жизнь, развития и становления личности обучающегося-иностранца в образовательную среду российских университетов. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием и является переходом на следующую ступень жизни. Актуальность выбранной темы связана с увеличением количества иностранных обучающихся в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация (далее — УрФУ). Так, например, если в начале 2015 учебного года в вузе обучалось около 1600 иностранных обучающихся, то в настоящее время в Уральском федеральном университете обучаются более 2700 иностранных обучающихся из 75 стран мира. Большинство иностранных обучающихся приезжают

из Средней Азии, Китая, Кореи, Монголии, Вьетнама, Гвинеи, Латинской Америки, из Африканских стран, из Арабских стран [2]. Университет, как участник Проекта 5-100 по повышению международной конкурентоспособности, ставит перед собой цель увеличить к 2020 г. долю иностранных обучающихся до 15% от общего количества студентов [2].

необходимость создания систем поддержки и сопровождения иностранных обучающихся

В период пребывания иностранных обучающихся в России и их обучения в университете особенно в первый учебный год они сталкиваются со многими проблемами, причинами которых являются следующие факторы: - неправильное представление иностранного обучающего о России как государстве и стране;

- смена климата;

- языковой барьер, связанный с недостаточной лингвистической подготовкой, а иногда и ее отсутствием, что вызывает трудности в учебе, связанные с его преодолением;

- адаптация к новому месту проживания;

- потеря мотивации к труду и деятельности, отсутствие личностного саморазвития в процессе обучения;

- трудности в общении с российскими студентами и не только, связанные с освоением нового культурного пространства вуза и города;

- выход из зоны комфорта, когда иностранные обучающиеся теряют уверенность в себе, что влечет за собой трудности коммуникации с администрацией вуза, преподавателями и сотрудниками и т.д.

Для преодоления подобных трудностей важную роль играют органы студенческого самоуправления, которые обладают высоким потенциалом в адаптации иностранных обучающихся. Они призваны создавать различного рода программы поддержки и сопровождения новых обучающихся в целях их успешной адаптации. В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина для ускорения адаптации иностранных обучающихся нами создана и продуктивно работает Программа под названием «BuddySystem», через которую за последние 4 года прошло 1534 чел. из 257 стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Динамика роста числа участников «BuddySystem» УрФУ

№ год прибытия Количество новых иностранных обучающихся, чел. Количество стран, из которых прибыли иностранные обучающиеся, шт.

1 2015-2016 536 62

2 2016-2017 399 67

3 2017-2018 280 55

4 2018-2019 319 73

5 2015-2018 1534 257

Наглядно данные за 4 года с разбивкой по годам представлены на рис. 1.

Статистически в УрФУ еженедельно приезжают около двух иностранных обучающихся по направлениям «Россотруд-ничества», по обменным программам «Erasmus», по договорам о сотрудничестве между УрФУ и ведущими рейтинговыми мировыми университетами, каждый из которых нуж-

дается в поддержке и помощи — социальной, психологической, лингвистической, культурологической и т.д.

структура и этапы «buddysystem»

урфу: digital-поддeржкa

Как организационно-административная единица проект «BUDDYSYSTEM» включает 88 чел. (табл. 2).

Таблица 2

Кадровый состав «BuddysystemUrFU»

№ Роль в организации Количество

1 Руководитель 1

2 Заместитель руководителя 1

3 Теат-лидеры 6

4 Волонтеры 80

Проект «BuddySystem» на базе Уральского федерального университета включает 3 ключевых этапа:

1. Встреча и сопровождение (первичная помощь) иностранных обучающихся.

2. Организация «Orientationweek» (адаптационная неделя).

3. Привлечение иностранных обучающихся к внеучебной деятельности.

Каждый этап адаптации иностранных обучающихся сопровождается интернет-поддержкой.

Первый этап: «Встреча и сопровождение

(первичная помощь) иностранных обучающихся».

Перед приездом в Уральский федеральный университет все иностранные обучающиеся на сайте университета заполняют форму — «Arrival information» (https://urfu.ru/en/ international/information-for-prospective-international-students/first-steps-upon-arrival-in-ekaterinburg/), благодаря которой появляется информация о дате и условиях прибытия (маршрут, номер и время рейса и т.п.) нового абитуриента в Екатеринбург (рис. 2).

Данные аккумулируются Службой международного ре-крутинга и передаются волонтерам BUDDYSYSTEM для персонального закрепления. Волонтер (далее будем звать «бадди») связывается с абитуриентом и отправляет заранее подготовленное письмо, в котором дана подробная информация о городе Екатеринбург, об УрФУ, в котором данный студент будет обучаться, какие документы он должен с собой привезти для прохождения различных процедур — медосмотра, продления визы и т.п., указаны наши контакты как

Рис. 1. Динамика роста числа участников «BuddySystem» УрФУ по годам (источник: собственное исследование, 2018)

M Вхо. X | 4. Moi X | СИ Bud X | ОН X | V Прс X | у Сер X > Ли*- X | 3 Arri X | Л' Firs: X | Л' Arri' X | Q Диа X Q Аггг X G пер> X | + — 0

С й https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe7QnOKTn1 Р21 PD4M0JFidsbZP8XLKXtLan7gd4Sw7bbmB8kw/viewform?c=0&w=1 № ^ ^Г ft

Arrival information

It's very importarrt to fill this form as soon as possible. If you don't fill the form 3 days prior to your arrival, we a re not responsible for meeting you.

Mane. Surname'

rt-fl, Фамилия ■

Русскими буквами, как написано в приглашении (with Russian letters as written in invitât юг letter)

Date of birth *

Дата рождения_

ДД-ММ.ГГГГ_I

Date of arrival to Ekaterirfcirg *

Дата приезда а Екатеринбург ДД.ММ.ГПТ I

Fight/train number •

He забудьте указать но мер вагона

Рис. 2. Arrivai information — форма приездов иностранных обучающихся (источник — сайт УрФУ: www.urfu.ru, 2018)

«BuddySystem». Последним пунктом мы закрепляем Google-ссылку на «Arrivai form». При встрече с бадди студенты получают первую необходимую помощь: бадди сопровождает абитуриента в университет, помогает в оформлении документов для зачисления в качестве обучающегося, поселения в общежитие, прохождения медосмотра, ознакомления с правилами поведения в университете и общежитии, порядка пользования общественным транспортом, организацией учебного процесса и питания в университете и т.д. Бадди общается с абитуриентом ежедневно. Однако, этого недостаточно, поскольку в процессе адаптации возникает множество вопросов, на которые «бадди» не всегда может оперативно ответить в силу его занятости на учебных занятиях (все «бадди» — это студенты университета). Именно поэтому по нашей инициативе с помощью администрации университета мы разработали мобильное приложение для иностранных обучающихся в «Playmarket» и в «Appstore» под названием «URFUGUIDE» (см. https://play.google.com/store/ apps/details?id=com.ftsoft.urfuguide), в котором представлена разнообразная информация — о России, об УрФУ и т.д. Еще один цифровой ресурс для новичков — «International Student Handbook» — это справочник, который включает ответы на наиболее распространенные вопросы, которые могут возникнуть у иностранных обучающихся (https://urfu.ru/en/ prospective-students/how-to-apply/international-student-handbook/,https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/urfu.ru_en/ Docs/Handbook_2017_sait.pdf) (рис. 3).

Второй этап: «Организация "Orientationweek" (адаптационная неделя)».

«Orientation week» представляет собой программу, в рамках которой мы разработали целый ряд разнообразных активностей и мероприятий, и проводится в первую неделю пребывания в УрФУ иностранного обучающегося, при этом мероприятия проводятся ежедневно (табл. 3).

Третий этап: «Привлечение иностранных обучающихся внеучебную жизнь».

На данном этапе реализации проекта BUDDYSYSTEM-URFU все иностранные обучающиеся не только становятся

m I Studies

INTERNATIONAL STUDENT HANDBOOK

Рис. 3. International Student Handbook (источник: сайтУрФУ: www.urfu.ru, 2018)

Таблица 3

Программа «Orientationweek»

День недели Мероприятие Содержание

Первый день Информационная встреча Рассказ об УрФУ и об организациях, которые работают с иностранными студентами, о стипендиях в университете. Ответы на вопросы.

Второй день Экскурсии 1 Достопримечательности города Музей архитектуры

Третий день Мероприятие в общежитиях университета Рассказ о правилах проживания. Просмотр фильма на русском языке с иностранными субтитрами

Четвертый день Экскурсия 2 Музей Б. Ельцина

Пятый день Выездное мероприятие Спортивный пикник на озере Шарташ: квест и спортивные соревнования

Шестой день Экскурсия 3 Музей УрФУ

участниками международных мероприятий, проводимых в УрФУ при тесном взаимодействии с BUDDYSYSTEM, но и становятся их активными организаторами. За последние четыре года нами реализовано более 70 мероприятий с количеством участников — более 19 000 чел. (табл. 4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия проекта

Все мероприятия сопровождаются интернет-поддержкой на сайте УрФУ: https://urfu.ru/en/activities/social-life/student-organizations/soun/

Все это — результат эффективной работы системы адаптации иностранных обучающихся.

Таблица 4

«BUDDYSYSTEMURFU»

2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год

№ Наименование мероприятий Количество участников Наименование мероприятий Количество участников

1 День первый в Уральском федеральном 976 День первый в Уральском федеральном 835

2 Неделя адаптации «Orientation week»: Экскурсии по городу, Экскурсия по музею УрФУ, Выездной пикник на природу, Информационная встреча, фильм на русском языке. 348 Неделя адаптации «Orientation week»: Экскурсии по городу, Экскурсия по музею УрФУ, Выездной пикник на природу, Информационная встреча, фильм на русском языке. 297

3 Halloween 96 Halloween 84

4 Литературный вечер 56 Литературный вечер 49

5 Встреча ректора с иностранными студентами 215 Встреча ректора с иностранными студентами 231

6 Киновечер 120 Киновечер 85

7 Лекция на тему профилактики экстремизма 62 Лекция на тему профилактики экстремизма 76

8 Международные интеллектуальные игры 112 Международные интеллектуальные игры 94

9 Квест для иностранных обучающих на территории УрФУ 79 Квест для иностранных обучающих на территории УрФУ 48

10 Моделирование переговоров по технологии ООН 54 Моделирование переговоров по технологии ООН 42

11 Ярмарка возможностей в рамках дней открытых дверей 46 Ярмарка возможностей в рамках дней открытых дверей 73

12 Фестиваль «Дружба народов в УрФУ» 2000 Фестиваль «Дружба народов в УрФУ» 1950

13 Встреча ректора с иностранными студентами 190 Встреча ректора с иностранными студентами 184

14 Духовная традиция. Ответы на вызовы глобализма 43 Духовная традиция. Ответы на вызовы глобализма 39

15 Катание на коньках 32 Катание на коньках 27

16 Spring Russia day 57 Spring Russia day 34

17 Литературный вечер 36 Литературный вечер 39

18 Праздник Навруз в УрФУ 217 Праздник Навруз в УрФУ 180

19 Spring Wave 400 Spring Wave 350

20 «История Великой Отечественной войны» 52 «История Великой Отечественной войны» 47

Сумма 20 — мероприятий 5191 20 — мероприятий 4764

2017-2018 уч. год 2018-2019 уч. год

№ Наименование мероприятий Количество участников Наименование мероприятий Количество участников

1 День первый в Уральском федеральном 904 День первый в Уральском федеральном 945

2 Неделя адаптации «Orientation week»: Экскурсии по городу, Экскурсия по музею УрФУ, Выездной пикник на природу, Информационная встреча, фильм на русском языке. 281 Неделя адаптации «Orientation week»: Экскурсии по городу, Экскурсия по музею УрФУ, Выездной пикник на природу, Информационная встреча, фильм на русском языке. 348

3 Halloween 87 Halloween 79

4 Литературный вечер 54 Литературный вечер 37

5 Встреча ректора с иностранными студентами 190 Встреча ректора с иностранными студентами 215

6 Киновечер 108 Киновечер 120

7 Лекция на тему профилактики экстремизма 49 Лекция на тему профилактики экстремизма 62

8 Международные интеллектуальные игры 97 Международные интеллектуальные игры 112

9 Квест для иностранных обучающих на территории УрФУ 67 Квест для иностранных обучающих на территории УрФУ 79

10 Моделирование переговоров по технологии ООН 49 Моделирование переговоров по технологии ООН 54

11 Ярмарка возможностей в рамках дней открытых дверей 51 Ярмарка возможностей в рамках дней открытых дверей 46

12 Фестиваль «Дружба народов в УрФУ» 2100 Фестиваль «Дружба народов в УрФУ» 2150

13 Встреча ректора с иностранными студентами 190

14 Духовная традиция. Ответы на вызовы глобализма 43

15 Катание на коньках 32

16 Spring Russia day 57

17 Литературный вечер 36

18 Праздник Навруз в УрФУ 194

19 Spring Wave 350

20 «История Великой Отечественной войны» 56

Сумма 20 — мероприятий 4995 12 — мероприятий 4247

заключение

Анализ деятельности BUDDYSYSTEMURFU по адаптации иностранных студентов позволяет сделать следующие выводы:

1. Для успешной адаптации иностранных обучающихся в вузе необходимо иметь специально созданную административную структуру, занимающуюся вопросами адаптации иностранных обучающихся.

2. Важное место в процессе адаптации иностранных обучающихся должно принадлежать проектам, аналогичным созданному в УрФУ проекту сопровождения адаптации «BUDDYSYSTEM» с использованием цифровых технологий коммуникации.

3. В вузах должно быть разработано научно-методическое обеспечение процесса адаптации: концепция, программа, план мероприятий по адаптации иностранных обучающихся, их интернет-поддержка.

4. К ключевым универсальным мероприятиям, проводимым в вузе по адаптации иностранных обучающихся в рамках деятельности «BUDDYSYSTEM», можно отнести следующие: фестиваль «Дружба народов», дни культуры разных национальностей, контроль за академической успеваемостью и своевременное предупреждение иностранных обучающихся, нарушающих учебную дисциплину, адаптационные видеоролики на различные темы процесса адаптации, спортивные соревнования, культурно-ознакомительные программы о городе, где находится университет.

На наш взгляд, внедренная в УрФУ программа адаптации иностранных обучающихся в рамках проекта BUDDYSYSTEM является мультипликативной — ее можно транслировать во все вузы Российской Федерации.

литература

1. Уральский федеральный университет им. первого президента Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс]. — URL: https:// urfu.ru/ru/international/ (дата обращения: 14.04.2019).

2. Уральский федеральный университет намерен утроить число иностранных студентов к 2020 году [Электронный ресурс]. — URL: http://www.interfax.ru/presscenter/430766 (дата обращения: 14.04.2019).

3. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий // Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — 2016. — С. 296-303.

4. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий / под науч. ред. А.П. Багировой // Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — 2017. — С. 253-255.

5. Меренков А.В. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете / А.В. Меренков, Н.Л. Антонова, Е.С. Дорожинская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2013.

6. Махонько Н.В. Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. — Краснодар, 2001.

7. Есенина М.А. Комплексный подход к изучению социальной адаптации иностранных студентов в УрФУ / М.А. Есенина, Н.И. Разикова // Физика. Технологии. Инновации: сборник научных трудов. — Екатеринбург: [УрФУ], 2015.

8. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. — 408 с.

9. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.rt.com/938t (дата обращения: 19.03.2019).

10. Ассоциация российских и иностранных студентов ДВФУ [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/arisdvfu (дата обращения: 14.04.2019).

references

1. Ural'skiy federal'nyy universitet im. pervogoprezidenta B.N. El't-sina [Ural Federal University. the first President B.N. Yeltsin]. Available at: https://urfu.ru/ru/international/ (Accessed 14 April 2019).

2. Ural'skiy federal'nyy universitet nameren utroit' chislo inostrannykh studentov k 2020godu [Ural Federal University intends to triple the number of foreign students by 2020]. Available at: http:// www.interfax.ru/presscenter/430766 (Accessed 14 April 2019).

3. Strategii razvitiya sotsial'nykh obshchnostey, institutov i terri-toriy [Strategies of development of social communities, institutes and territories]. Materialy IIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the II International scientific and practical conference]. 2016, pp. 296—303.

4. Bagirova A.P. Strategii razvitiya sotsial'nykh obshchnostey, institutov i territoriy [Strategies for the development of social communities, institutions and territories]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the III International scientific-practical conference]. 2017, pp. 253-255.

5. Merenkov A.V. Problemy sotsial'noy adaptatsii inostrannykh studentov v Ural'skom federal'nom universitete [Problems of social adaptation of foreign students in the Ural Federal University]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta [Proceedings of the Ural Federal University]. 2013.

6. Makhon'ko N.V. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya v transformat-sionnykhprotsessakh kul'tury. Kand. Diss. [Socio-cultural adaptation in the transformation processes of culture. Cand. Diss.]. Krasnodar, 2001.

7. Esenina M.A. Kompleksnyy podkhod k izucheniyu sotsial'noy adaptatsii inostrannykh studentov v UrFU [An Integrated approach to the study of social adaptation of foreign students at Ural Federal University ]. Fizika. Tekhnologii. Innovatsii [Physics. Technologies. Innovation ]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2015.

8. Vospitatel'naya sreda universiteta: traditsii i innovatsii [Educational environment of the University: traditions and innovations]. Ekaterinburg, Ural'skiy universitet Publ., 2015. 408 p.

9. Bor'ba za mesto: v 2017godu chislo inostrannykh abiturientov v rossiyskikh vuzakh v 6 razprevysilo kolichestvo kvot [Competition for a place: in 2017, the number of foreign students in Russian universities exceeded 6 times the number of quotas]. Available at: https://ru.rt.com/938t (Accessed 19 March 2019).

10. Assotsiatsiya rossiyskikh i inostrannykh studentov DVFU [Association of Russian and foreign students of FEFU]. Available at: https://vk.com/arisdvfu (Accessed 14 April 2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.