УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
EDUCATION MANAGEMENT
АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
КАК ИНСТРУМЕНТ SOFT POWER
УДК378.1+327.8 ББК 74.484
DOI: 10.22394/2304-3369-2019-4-269-276
Т. А. Хамидов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
ГСНТИ 04.51.53 Код ВАК22.00.08
А. С. Юферева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия ДиШогГО: 780903
АННОТАЦИЯ:
Цель. Выявление и оценка конкретных мер адаптации иностранных студентов в ведущих российских вузах, а также роли органов студенческого самоуправления в процессе адаптации иностранных студентов.
Методы. В исследовании задействованы группы методов, посредством которых были получены объективные результаты. Метод системного подхода позволил проанализировать ряд направлений, которым придерживаются университеты в процессе осуществления адаптации иностранных студентов к академической и культурной среде. Метод исторического анализа позволил рассмотреть то, как происходило становление понимания феномена soft power в зарубежной и отечественной литературе. К изучению привлекались данные, полученные автором в ходе контент-анализа, который позволил осуществить сбор эмпирических данных по теме настоящей работы (анализ текстового массива на официальных сайтах вуза; нормативно-правой базы).
Научная новизна. Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании системному рассмотрению подлежат организационное, функциональное, событийное направление по адаптации иностранных студентов в российских вузах. Также представлены результаты исследования актуальных прикладных примеров, позволяющих оценить эффективность проводимой работы в трех ведущих университетах (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Казанский федеральный университет и Дальневосточный федеральный университет) и сформулировать соответствующие рекомендации, позволяющие улучшить показатели в данной сфере.
Результаты. Анализ деятельности рассмотренных университетов по адаптации иностранных студентов позволил сделать вывод о том, что для успешной адаптации иностранных студентов в университете должны быть предусмотрены соответствующие отделы как на уровне административном, так и на уровне студенческого самоуправления. Кроме того, в высших учебных заведениях должно быть предусмотрено научно-методическое обеспечение процесса адаптации: цель и задачи программы адаптации, ее миссия, а также план мероприятий с возможностью получения обратной связи от участников.
Работа выполнена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Потенциал «мягкой силы» системы высшего образования в культурном сближении России стран Центральной Азии: региональный аспект» и поддержана грантом № 19-011-00471 РФФИ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
soft power, система высшего образования, адаптация иностранных студентов, вузы, студенческое самоуправление.
<N S*
¡S &
vj
¡
! s
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:
Тимур Абдукодирович Хамидов, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, [email protected].
Анастасия Сергеевна Юферева, ассистент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хамидов Т. А., Юферева А. С. Адаптация иностранных студентов в ведущих российских вузах как инструмент soft power // Вопросы управления. 2019. № 4 (59). С. 269— 276.
В условиях многогранного процесса глобализации наблюдается изменение моделей глобальной конкуренции и трансформация властных механизмов. «В новую эпоху более важным фактором воздействия, чем военная мощь и обладание ядерным оружием, стали экономический успех, идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны» [1]. В данном контексте следует констатировать явное перераспределение властных ресурсов, которое сопровождается увеличением значения soft power (термин soft power может быть расшифрован как сила, обладающая свойствами, присущими некой «мягкой» материи [2, с. 173] в качестве важнейшего инструменты проведения государством внешней политики. Грамотное использование инструментов soft power открывает возможности включения государства в мировую сеть внешнеполитического и культурного влияния. Чем более развитой является сеть взаимосвязей, тем более влиятельное положение будет закреплено за государством с точки зрения владения инновационными, финансовыми, медийными и другими ресурсами.
Впервые теория soft power была предложена американским политологом Дж. Наем в 1990-х гг. двадцатого века, в рамках доказывалось, что господства на мировой арене достичь можно через привлекательность, а не через военное, экономическое, административное, правовое и иное принуждение. Инструменты soft power отличаются тем, что в них могут быть использованы «интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы» [2, с.174].
Дж. Наем были предложены «подвиды» soft power, к которым относятся следую-
щие: бизнес/инновации (привлекательность экономики страны в плане открытости, способности к инновациям); культура (распространенность языка, международный охват культурными продуктами страны); правительство (привлекательность модели управления страны); дипломатия (способность формировать благоприятный национальный нарратив для международной аудитории); образование (привлекательность системы вузовского образования, академическая мобильность) [3].
Исходя из этого, отметим, что к числу ключевых инструментов soft power относится образование. В контексте современного информационного общества знания и информация относятся к важнейшим компонентам, позволяющим повышать конкурентоспособность и укреплять международный авторитет страны. «Доступ к современным знаниям, владение новейшими научно-техническими достижениями, наличие прорывных технологий, связанных с использованием образования как сферы стратегического строительства являются важнейшими задачами, входят в число национальных интересов любого государства» [4, с. 19]. С точки зрения мягкой силы, «долгосрочное воздействие, осуществляемое во время образовательного процесса, гораздо эффективнее, нежели краткосрочные пропагандистские кампании» [5, с. 33]. Как известно, «колледжи и университеты стали широко применяться в политике «мягкой силы» многими странами и институтами всего мира в последние 20-30 лет. Высшие учебные заведения помогают вселять студентам и широкой общественности позитивное отношение к политике государства или руководства страны» [6, с. 16].
Если обратить внимание на те возможности, которые существуют в системе обра-
зования на сегодняшний момент, то выделяется широкий пласт инструментов soft power, среди которых: программы международной мобильности для преподавателей и студентов [7], государственные стипендиальные программы [8], деловые сотрудничества между университетами [9], развитие модели глобального научно-исследовательского университета [10] и многое другое. Однако в фокусе настоящего исследования оказываются преимущественно способы и технологии адаптации иностранных студентов в системе высшего образования РФ.
Еще с советских времен Россия имеет богатый опыт в области привлечения зарубежных студентов. «Советский Союз долгое время успешно использовал высшее образование в качестве инструмента геополитики и «идеологического оружия» в условиях блокового противостояния и «холодной войны», еще задолго до возникновения самого понятия «мягкой силы». После распада СССР доля России на международном рынке образовательных услуг значительно снизилась. Если в течение ряда лет Советский Союз занимал второе место по числу обучающихся иностранных студентов в мире (после США), то сейчас Россия по этому показателю находится лишь на седьмом месте, привлекая в основном группы студентов из развивающихся стран и стран СНГ» [4, с. 24-25]. Тем не менее, в высших политических кругах страны отмечается признания важности такого компонента национальной системы образования как интернационализация. Так, говоря о необходимости использования ресурсов из области образования и науки, то, как справедливо отметил премьер-министр России Д.А. Медведев, «Россия располагает конкурентными преимуществами в фундаментальной науке и в образовании» [11, с. 291]. Среди инструментов soft power, которые бы Россия могла бы вовлекать для увеличения уровня влияния в области образования и науки, Д.А. Медведев назвал применение механизмов включения иностранных граждан в программы международных обменов, а также расширение российского рынка с точки зрения продвижения и оказания образовательных услуг. Следовательно, «ключевыми целями становится занятие наиболее выгодной и привлекательной ниши на рынке образовательных услуг. И, по сути,
именно этот фактор должен учитываться и в политическом аспекте - государство должно и может использовать университеты в своих политических интересах» [12, c. 204].
Процесс адаптации достаточно важен в процессе обучения иностранных студентов. Значение его определяется тем, что учащиеся из других стран должны пройти определенные этапы, которые помогут им освоиться в стране пребывания, принять как социальные практики, так и элементы академической и национальной культуры в целом. Все это в дальнейшем может сыграть ключевую роль с той точки зрения, что по возвращении домой выпускники могли сохранить дружеские и деловые связи, поддерживая контакт с той страной, в которой проходило обучение. Только в случае положительного впечатления человека об образовательном процессе и стране можно говорить об эффективности соответствующей университетской программы, в рамках которой осуществлялось обучение, а также способов и технологий, которые применялись для адаптации иностранных граждан.
Применительно к российским реалиям важно отметить, что проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах весьма актуальна. С каждым годом приток иностранных студентов неуклонно растет. Как следует из официальных данных Рос-стат, «по итогам 2015 года численность иностранных студентов в России на очном обучении составляла 145 505 человек. В 2016 году отмечается повышение - до 162 286 человек. На 2017/18 учебный год по данным Россотрудничества число желающих учиться в нашей стране более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот» [13, с. 87]. В связи с этим полагаем, что успешная адаптации иностранных студентов в образовательную среду вуза является гарантом их учебы и жизни в России.
Соответственно, целью данной статьи является выявление и оценка конкретных мер адаптации иностранных студентов в ведущих российских вузах, а также роли органов студенческого самоуправления в процессе адаптации иностранных студентов.
Для анализа был выбран ряд ведущих российских вузов, участников Проекта по повышению конкурентоспособности 5-100.
Объектом нашего анализа выступала деятельность по работе с иностранными студентами следующих российских университетов: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Дальневосточный федеральный университет.
Анализ был проведен по следующим направлениям.
Первое направление - организационное - включает наличие в административной структуре отдела, деятельность которого направлена на адаптацию иностранных студентов в университете;
Второе направление - функциональное - оценка работы органов студенческого самоуправления по взаимодействию с иностранными гражданами;
Третье направление - событийное -предполагает организацию и проведение мероприятий, в рамках которых осуществляется адаптация иностранных студентов к образовательной и культурной среде.
Для исследования также привлекались первичные данные: нормативно-правовые документы по адаптации иностранных студентов, которые любезно были предоставлены компетентными отделами вуза; статические данные и информация, публикуемая на официальных сайтах университетов.
В организационной структуре СПбПУ существует отдел по адаптации иностранных граждан в университете. Он получил следующее название - отдел по работе с иностранными студентами или ОРИС.
Представители отдела придерживаются в работе соответствующего плана по взаимодействию с иностранными гражданами, который включает в себя несколько направлений.
С одной стороны, отдел направлен на организацию и проведение мероприятий, которые призваны помочь адаптироваться гражданам из других стран к образовательной и культурной среде.
С другой стороны, была предложена и внедрена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы пребывания иностранцев в университете, начиная с отчисления и заканчивая выселением из общежития.
В качестве одного из эффективного примера взаимодействия СПбПУ с иностранными студентами в соответствии с
вышеизложенным планом следует отметить контроль посещаемости лекционных и практических занятий иностранными студентами. Кроме того, сотрудники отдела также ведут контроль успеваемости. В случае нарушения учебной дисциплины следует оперативное информирование Управления международного образования об этом.
Основной формой студенческого самоуправления в университете считается Профсоюзная организация студентов СПбПУ. В организационной структуре данной организации ответственность за адаптацию иностранных граждан закреплена за Общественным институтом «Адаптеры». Он представляет собой студенческое объединение, основная цель которого сводится к тому, чтобы обеспечить помощь первокурсникам из других стран с точки зрения их адаптации к социальной, академической среде, а также способствовать их личностному развитию.
Что касается событийного направления, которое предполагает проведение ряда мероприятий, в рамках которых осуществляется адаптация иностранных студентов, то наиболее масштабным мероприятием является Межвузовский фестиваль Дружбы Народов. В его рамках происходит консолидация представителей разных культур, обмен опытом, а также установление межличностных связей.
Рассмотрим опыт другого вуза - Казанского федерального университета (КФУ). В университете адаптацией иностранных студентов занимается Отдел адаптации иностранцев Департамента внешних связей (ОАИ ДВО). Если рассматривать ключевые направления деятельности отдела, то следует выделить следующие: разработка, использование, модернизация сервисов поддержки иностранных студентов, которые предполагают адаптацию граждан на социально-бытовом и языковом уровнях; содействие психологической, социальной и культурной адаптации иностранных студентов; организация и проведение соответствующих мероприятий.
Оценка деятельности Отдела адаптации иностранцев Департамента внешних связей показала, что у этой структуры налажена коммуникация с органами студенческих объединений, что является немаловажным в разработке соответствующего плана работы. Так как получение обратной
связи от соответствующих объединений позволяет скорректировать программу адаптации и внести актуальные изменения. Так, к основному органу студенческого самоуправления в адаптации иностранных студентов КФУ относится Клуб интернациональной дружбы (КИД КФУ). Он начал функционировать еще в прошлом столетии - с 1973 года. К настоящему моменту клуб накопил солидный опыт работы с иностранными студентами. Если рассматривать деятельность КИД КФУ на современном этапе, то, как правило, план работы органа меняется каждый семестр. Обновление необходимо, чтобы скорректировать программу адаптации и учесть пожелания иностранцев. В целом клуб осуществляет свою работу в зависимости от решения тех или иных задач. Всего существует девять различных секторов, перед каждым из которых стоит та или иная цель. Например, представители одного сектора ответственны за встречу и сопровождение вновь прибывших студентов, представители другого - за оказание юридических консультаций в течение всего учебного года.
Событийная жизнь КФУ включает множество мероприятий, которые нацелены на проведение комплексной работы с иностранцами. В качестве примеров выступают такие мероприятия, как фестиваль дружбы народов Colours of the World of KFU. Цель данного мероприятия является сходной с целью Межвузовского фестиваля Дружбы Народов, который проводится в СПбПУ: установление межличностных контактов, знакомство с культурами разных стран. Не менее ярким событием является Fresh day. В рамках данного мероприятия иностранные первокурсники из разных стран объединяются, чтобы продемонстрировать свои таланты и познакомить всех желающих с особенностями их культурного наследия.
Что касается Дальневосточного федерального университета, то в настоящее время вопросами адаптации иностранных граждан занимается такая административная структура, как Отдел по работе с иностранными студентами (ОРИС).
Представители Отдела следуют программе мероприятий при осуществлении мероприятий, направленных на адаптацию иностранных студентов. Среди таких мероприятий следует перечислить следующие:
организация досуга иностранцев; проведение установочных лекций для первокурсников, которые касаются прохождения медицинского осмотра, поселения в общежития вуза, вопросов оформления и продления визы и многое другое.
Чтобы составить портрет иностранного студента ДВФУ, определить причины выбора ими страны и вуза, выявить удовлетворенность иностранных студентов качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом, определить затруднения, с которыми сталкиваются опрошенные иностранные студенты, в университете проводится соответствующее исследование «Удовлетворенность иностранных студентов качеством образовательных и других услуг, предоставляемых ДВФУ». «Например, как следует из отчета 2017 года, 46,4 % респондентов оценивают вуз как «Отличный университет», 38,5 % как «Скорее хороший», 11,9 % как «ни плохой, ни хороший. Обычный», 1,7 % как «Скорее плохой», и лишь 1,5 % как «Очень плохой вуз»» [13, с. 88].
На создание благоприятных условий для взаимодействия российских граждан и иностранцев направлены силы Ассоциации российских и иностранных студентов (АРИС), которая относится к линии студенческого самоуправления. В течение учебного года представители АРИС проводят для иностранцев мероприятия по адаптации, а также активно занимаются развитием разговорного клуба. Задача разговорного клуба состоит в том, чтобы иностранные студенты занимались практикой русского языка в неформальной обстановке (аналог Lingo Club, только в данном случае рабочий язык не английский, а русский).
Ассоциации российских и иностранных студентов занимается развитием волонтерского движения - каждый раз при проведении того или иного мероприятия сотрудники занимаются привлечением волонтеров. Студенты взаимодействуют в системе адаптации неразрывно с администрацией. Администрация выступает в роли опытных менторов для подготовки студентов, которые будут работать с иностранцами.
Также в университете разработаны информационные материалы, которые выдаются студентам-иностранцам сразу после поступления. В течение года иностранцы в любой момент времени обращаются как в
АРИС, так и в вышеуказанный Отдел по любым вопросам, начиная от учебных заканчивая бытовыми.
Анализ деятельности рассмотренных университетов по адаптации иностранных студентов позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, для успешной адаптации иностранных студентов в университете должны быть предусмотрены соответствующие отделы, за которыми должна быть закреплена ответственность при работе с иностранцами.
Во-вторых, при разработке плана работы необходимо учитывать мнения и представления сотрудников органов студенческого самоуправления, так как они также вовлекаются в деятельность по работе с иностранными гражданами, получают от них обратную связь.
В-третьих, в высших учебных заведениях должно быть научно-методическое обеспечение процесса адаптации: цель и задачи программы адаптации, ее миссия, а также план мероприятий.
В-четвертых, обновлять программу следует не реже одного раза в год. При этом необходимо своевременно получать обратную связь от иностранных студентов, концентрировать внимание исключительно на актуальных и полезных данных.
В-пятых, к ключевым мероприятиям, проводимым в вузе по адаптации иностранных студентов можно отнести: разговорный клуб по изучению русского языка, фестивали, культурно-просветительские мероприятия, установочные лекции, система контроля за посещением и успеваемостью иностранных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефанова Е. В. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике государства // Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. № 3. С. 417-426.
2. Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института Философии и Права Уральского отделения Российской Академии Наук. 2010. № 10. С. 173-192.
3. Русакова О. Ф., Русаков В. М. «Мягкая сила» как инструмент политической ком-
муникации и гуманитарной дипломатии // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 61-72.
4. Бобыло А. М. Политика интернационализации высшего образования в странах АТР как инструмент «мягкой силы» (на примере США, КНР, Сингапура и РФ) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 1. (59). С. 18-29.
5. Ковалева Д. М. Мягкая сила образования как средство установления культурных связей и достижения политических целей // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем: материалы Международной научной конференции (IX Колос-ницынские чтения), 16-17 апреля 2014 года. Екатеринбург: Гуманитарный университет.
2014. С. 33-36.
6. Григорян А. В., Габриелян А. А. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. № 2. С. 14-24.
7. Yilmaz G. Emulating Erasmus? Turkey's Mevlana exchange program in higher education // Asia Europe Journal. 2019. Vol. 17. № 2. P. 145-159.
8. Aras B. The Turkish government scholarship program as a soft power tool // Turkish Studies. 2019. Vol. 20. № 3. P. 421-441.
9. Medianik E. Joint Universities as a tool for promoting the national interests of Russia and China // International Organisations Research Journal. Vol. 12. № 1. 2017. P. 7-23.
10. Wojciuk A., Michaiek M. Education as a source and tool of soft power in international relations // European Political Science.
2015. Vol. 14 (3). P. 1-20.
11. Русакова О. Ф. Soft power: теория, ресурсы, дискурс. Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-ПИ». 2015.
12. Антюхова Е. А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник Волгоградского государственного университета - Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. № 4. С. 197-209.
13. Хамидов Т. А. Анализ опыта работы зарубежных и российских вузов в адаптации иностранных студентов // Научно-практические исследования. 2018. № 2. С. 87-91.
ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN LEADING RUSSIAN UNIVERSITIES
AS A SOFT POWER TOOL
T. A. Khamidov
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
A. S. Yufereva
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
ABSTRACT:
Purpose. Identification and evaluation of specific measures of adaptation of foreign students in leading Russian universities, as well as the role of student self-government in the process of adaptation of foreign students.
Methods. The study involved a group of methods by which objective results were obtained. The method of the system approach allowed analyzing a number of directions to which universities adhere in the process of adaptation of foreign students to the academic and cultural environment. The method of historical analysis allowed us to consider how the concept development of the soft power phenomenon in foreign and domestic literature took place. The study involved the data obtained by the author in the course of content analysis, which helped to collect the empirical data for this research (analysis of the text array on the official websites of the University; legal framework)
Scientific novelty. The scientific novelty consists in the fact that in this study, the organizational, functional, event-based direction of adaptation of foreign students in Russian universities are subject to systematic consideration. The authors introduced the results of the research of real applied examples. They allow assessing the effectiveness of three leading universities (Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Kazan Federal University and Far Eastern Federal University) and formulating appropriate recommendations to improve the performance in this area.
Results. The analysis of activity on adaptation of foreign students of the considered universities allowed drawing a conclusion that for successful adaptation of foreign students in University the corresponding departments both at the level of administrative and at the level of student's self-government have to be provided. In addition, higher education institutions should provide scientific and methodological support for the adaptation process: the purpose and objectives of the adaptation program, its mission, as well as an action plan with the possibility of receiving feedback from participants. The research was carried out within the framework of the Russian Foundation for basic research project "Soft power potential of the higher education system in the cultural rapprochement of Russia and Central Asia: regional aspect" and supported by grant No. 19-011-00471 of the RFBR.
soft power, higher education system, adaptation of foreign students, universities, student self-government.
AUTHORS' INFORMATION:
Timur A. Khamidov, post-graduate, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,
19, Mira st., Ekaterinburg, 620002, Russia, [email protected].
Anastasia S. Yufereva, Assistant, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,
19, Mura st., Ekaterinburg, 620002, Russia, [email protected].
FOR CITATION: Khamidov T. A., Yufereva A. S. Adaptation of foreign students in leading Russian universities as a soft power tool // Management Issues. 2019. № 4 (59). P. 269—276.
REFERENCES
KEYWORDS:
1. Efanova E. V. Tools of "soft power" in the foreign policy of the state // RUDN University. Series: Political Science. 2018. No. 3. Pp. 417-426 [Efanova E. V. Instrumenty «myagkoy sily» vo vneshney politike gosudarstva // Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2018. № 3. S. 417-426] -(In Rus.)
2. Rusakova O. F. Concept of soft power in modern political philosophy // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences. 2010. No. 10. Pp. 173-192 [Rusakova O. F. Kontsept «myagkoy» sily (soft power) v sovremennoy politicheskoy filosofii // Nauchnyy ezhegodnik Instituta Filosofii i Prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy Akademii Nauk. 2010. № 10. S. 173-192.] - (In Rus.)
3. Rusakova O. F., Rusakov V. M. "Soft power" as a tool of political communication and humanitarian diplomacy // Discourse-PI. 2017. No. 1. Pp. 61-72 [Rusakova O. F., Rusakov V. M. «Myagkaya sila» kak instrument politicheskoy kommunikatsii i gumanitarnoy diplomatii // Diskurs-Pi. 2017. № 1. S. 61-72] - (In Rus.)
4. Bobylo A.M. Policy of internationalization of higher education in the Asia-Pacific region as a tool of "soft power" (on the example of the USA, China, Singapore and Russia). Regional studies. 2017. No. 1. (59). Pp. 18-29 [Bobylo A. M. Politika internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya v stranakh ATR kak instrument «myagkoy sily» (na primere SShA, KNR, Singapura i RF) // Oykumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2017. № 1. (59). S. 18-29] - (In Rus.)
5. Kovalyova D. M. Soft power of education as a means of establishing cultural ties and achieving political goals // Russia and the East: cultural ties in the past and present: proceedings of the International scientific conference (IX Kolosnitsyn readings), April 16-17, 2014. Ekaterinburg University of Humanities. 2014. Pp. 33-36 [Kovaleva D. M. Myagkaya sila obrazovaniya kak sredstvo ustanovleniya kul'turnykh svyazey i dostizheniya politicheskikh tseley // Rossiya i Vostok: kul'turnye svyazi v proshlom i nastoyashchem: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (IX Kolosnitsynskie chteniya), 1617 aprelya 2014 goda. Ekaterinburg:
Gumanitarnyy universitet. 2014. S. 33-36] -(In Rus.)
6. Grigoryan A.V., Gabrielyan A. A. Higher education in the context of "soft power" in the system of international relations. Series: Pedagogical Sciences. 2016. No. 2. Pp. 14-24 [Grigoryan A. V., Gabrielyan A. A. Vysshee obrazovanie v kontekste «myagkoy sily» v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2016. № 2. S. 14-24] -(In Rus.)
7. Yilmaz G. Emulating Erasmus? Turkey's Mevlana exchange program in higher education // Asia Europe Journal. 2019. Vol. 17. № 2. P. 145-159.
8. Aras B. The Turkish government scholarship program // Turkish Studies. 2019. Vol. 20. № 3. P. 421-441.
9. Medianik E. I. Russia and China // International Organizations Research Journal. 2017. Vol. 12. № 1. P. 7-23.
10. Wojciuk A., Michaik M. Education as a tool for social and political affairs. European Political Science. 2015. Vol. 14 (3). P. 1-20.
11. Rusakova O. F. Soft power: theory, resources, discourse. Ekaterinburg: publishing house "Discourse-PI". 2015 [Rusakova O. F. Soft power: teoriya, resursy, diskurs. Ekaterinburg: Izdatel'skiy dom «Diskurs-PI». 2015] - (In Rus.)
12. Antyukhova E. A. Education as "soft power" in modern foreign and Russian political studies. Bulletin of Volgograd State University -Series 4: History. Regional studies. International relations. 2018. No. 4. Pp. 197-209 [Antyukhova E. A. Obrazovanie kak «myagkaya sila» v sovremennykh zarubezhnykh i rossiyskikh politologicheskikh issledovaniyakh // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta - Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. № 4. S. 197-209] - (In Rus.)
13. Khamidov T. A. Analysis of the experience of foreign and Russian universities in the adaptation of foreign students // Scientific and practical research. 2018. No. 2. Pp. 87-91 [Khamidov T. A. Analiz opyta raboty zarubezhnykh i rossiyskikh vuzov v adaptatsii inostrannykh studentov // Nauchno-prakticheskie issledovaniya. 2018. № 2. S. 8791] - (In Rus.)