СПОРТ
УДК 796.332
DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-55-60
ДИФФЕРЕНЦИРОВКА МЫШЕЧНЫХ УСИЛИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
ФУТБОЛИСТОВ 9-10 ЛЕТ
А.Е. Войцехович, М.Ю. Нифонтов
Разработана и научно обоснована методика развития когнитивных способностей у футболистов 9-10 лет при обучении базовым технико-тактическим действиям с целью повышения показателей в игровых ситуациях. Предложены вариации, влияющие на различные анализаторы организма спортсмена в процессе применения средств когнитивной направленности. Представлена индивидуальная динамика коэффициента точности Уиппла до и после эксперимента, доказывающая эффективность методики.
Ключевые слова: футбол, когнитивные способности, мышечные усилия, технико-тактические действия.
DIFFERENTIATION OF MUSCLE EFFORT IN THE PROCESS OF TRAINING BASIC TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS FOOTBALL PLAYERS 9-10 YEARS
Voitsekhovich A.E., postgraduate student, lesha. voytsekhovich@mail.ru, Russia, St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, Nifontov M.Y., candidate of psiholoogy sciences, associate professor, head department, nif 84@mail.ru, Russia, St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft
A methodology for the development of cognitive abilities in young football players aged 9-10 years has been developed and scientifically substantiated when teaching basic technical and tactical actions in order to improve performance in game situations. Variations are proposed that affect various analyzers of the athlete's body in the process of using cognitive means. The individual dynamics of the Whipple's accuracy coefficient before and after the experiment is presented, which proves the effectiveness of the technique.
Войцехович Александр Евгеньевич, аспирант, lesha.voytsekhovich@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург,
Нифонтов Максим Юрьевич, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой, nif84@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Относительно недавно понятие «интеллектуальный футбол» стало активно внедряться как футбольный термин. Это понятие подразумевает обобщение когнитивных воздействий во время учебно-тренировочных занятий и умелое их применение в игровой практике.
Для развития когнитивных способностей футболистов необходимо проводить специальные тренировочные занятия, состоящие из игровых упраж-
Key words: football, cognitive abilities, muscular efforts, technical and tactical actions.
нений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, представления и навыков принятия решений. Кроме того, следует проводить и методические занятия, направленные на изучение тактики и стратегии игры [3, 5].
Когнитивные упражнения стимулируют работу мозга и формируют когнитивные способности спортсменов. Этот вид упражнений значительно повышает уровень нейронных связей, ускоряет обмен передачи данных между различными отделами человеческого мозга, улучшает способность запоминать новую информацию и развивает логическое мышление. В футбольной практике способность анализировать быстро меняющиеся ситуации матча оказывает значительное влияние на принятие правильных и эффективных тактических решений в условиях динамичности игры.
Активное внедрение инновационных разработок по использованию цифровых технологий в спортивную подготовку квалифицированных футболистов известных футбольных команд нашей страны стало отправной точкой для определения возможности применения аналогичных разрабо -ток в детско-юношеском футболе. Многие авторы продемонстрировали взаимосвязь между тактическим поведением команд и развитием когнитивных способностей у футболистов. Однако развитие этих способностей сводилось исключительно к включению в учебно-тренировочный процесс в рамках занятия серии физических упражнений, направленных на формирование отдельных когнитивных качеств личности без учета специфики вида спорта [1, 6, 8].
Одной из избранных когнитивных способностей в нашем исследовании стала дифференцировка мышечных усилий. Дифференцировка мышечных усилий в детско-юношеском футболе - это процесс, при котором спортсмен использует различные мышечные группы для выполнения разных движений в игровой деятельности. Например, для удара по мячу необходима сила мышц ног, а для изменения направления движения -мышц бедра и тазобедренного сустава. При этом при выполнении движений в футболе необходимо учитывать скорость, силу и точность ударов, а также координацию и баланс тела. Все это требует от игроков разносторонней тренировки и развития мышечной силы и гибкости [2].
Цель исследования - разработать и научно обосновать методику развития когнитивных способностей у юных футболистов 9-10 лет при обучении базовым технико-тактическим действиям для повышения реализации данных показателей в игровых ситуациях.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать современные тенденции обучения технико -тактическим действиям в возрастной группе футболистов 9-10 лет и определить степень влияния когнитивных способностей на их индивидуальные технико-тактические действия;
2) разработать методику развития когнитивных способностей у юных футболистов в процессе обучения индивидуальным технико-тактическим действиям для повышения степени проявления когнитивных навыков в различных игровых ситуациях в соревновательной деятельности;
3) экспериментально обосновать методику развития когнитивных способностей у футболистов 9-10 лет средствами воздействия различной направленности при обучении индивидуальным технико-тактическим действиям для повышения степени проявления когнитивных навыков в раз -личных игровых ситуациях в футбольном матче.
Методика и организация исследования. Исследование было проведено поэтапно:
- первый этап - поисково-теоретический;
- второй этап - экспериментальный: предполагал проведение педагогического эксперимента на базе «Зенит-Адмиралтейский», филиал академии «Зенит», г. Санкт-Петербург. Футболисты, участвующие в педагогическом эксперименте, были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Всего приняло участие в эксперименте 20 человек, по 10 человек в каждой группе. Обе группы были сопоставимы по возрастным характеристикам и показателям скоростно-силовых способностей, формировались из числа игроков 9-10 лет одной футбольной команды филиала «Академии Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский» третьего года обучения начальной подготовки. В контрольной группе (п=10) разработанные средства развития когнитивных способностей включались в текущие учебно-тренировочные занятия по 15-20 минут. Экспериментальная группа (п=10) занималась еженедельно по специально разработанной методике в виде изолированной (локальной) тренировки, в содержание которой входили специально-разработанные средства (комплексы физических упражнений) для развития когнитивных способностей (60 минут);
- третий этап - подведение итогов педагогического эксперимента, проверка эффективности разработанной методики;
- четвертый этап - аналитический: проводились анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно -методической литературы по рассматриваемой проблеме исследования, опрос (анкетирование), проектирование, психолого-педагогическое тестирование (оценка скоростно-силовых способностей, уровня освоения технико-тактических действий футболистов 9-10 лет, уровня развития когнитивных способностей с применением компьютерного комплекса для пси -хофизиологического тестирования «НС-Психотест» [4, 7], когнитивных способностей в игровой деятельности с помощью компьютеризированной программы <^оссег1П;е1^ут»), которое в исследовании применялось в двух формациях: как метод оценки применения когнитивных навыков в игровой и соревновательной деятельности и как средство развития избранных когнитивных способностей у юных футболистов (зрительная память, быстрота принятия решений в игровых ситуациях и др.), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В содержание модуля «Средства развития когнитивных способностей» экспериментальной методики обучения базовым технико-тактическим действиям (ведение мяча, короткие и средние передачи мяча) юных футболистов вошли 3 блока: «средства развития когнитивных способностей при обучении ведению мяча»: комплексы физических упражнений с применением мячей дифференцированного веса и диаметра при выполне -нии индивидуальных заданий с ведением мяча, с включением разноименных сегментов тела спортсмена; «средства развития когнитивных способностей при обучении передачи мяча»: креативные задания для развития когнитивных способностей (синхронное рисование, «геометрия», «слова наоборот», «нейрографика», «упражнение Мюнстерберга»).
Для расширения спектра воздействия на различные анализаторы (зрительный, слуховой, мышечно-двигательный) применялся различный спортивный инвентарь. В спектр специального инвентаря вошли: мячи различного веса, цвета и формы (теннисный мяч: масса - 57,6±0,9 г, диаметр - 6,7±0,16 см; облегченный мяч: масса - 6,0±0,9 г, диаметр -7,5±0,5 см; медицинбол: масса - 1 кг, диаметр - 12 см; футбольный мяч: масса - 410-450 г, диаметр - 68-70 см), фишки различного цвета (синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый и др.), звуковые сигналы (свисток, погремушка и др.).
Результаты исследования и их обсуждение. Одним из показателей эффективности предложенных средств развития дифференцировки мышечных усилий в процессе обучения технико-тактическим действиям футболистов 9-10 лет стал коэффициент точности Уиппла в тесте «Реакция выбора», рассчитанный при помощи компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» (рисунок).
1.2 1
0.8 0.6 0.4 0.2 0
Индивидуальная динамика коэффициента точности Уиппла в экспериментальной группе до и после эксперимента
0.82 0.82
0.88 0.9
0.98 1
0.95
0.59
0.56
123456789 10
до эксперимента
осле эксперимента
Так, из 10 обследуемых футболистов экспериментальной группы у пяти спортсменов выявлено преобладание возбудительных процессов, у одного - преобладание тормозных процессов, у четырех - баланс между тормозными и возбудительными процессами. Аналогичная ситуация наблюдалась и в контрольной группе, что может свидетельствовать об однородности экспериментальных выборок.
В итоге в экспериментальном тесте «реакция выбора» среднее значение составило 434,72 мс, что было интерпретировано как средний уро -вень времени сенсорно-моторной реакции с очень низким коэффициентом точности Уиппла - 0,79.
Результаты внедрения методики развития когнитивных способностей показали, что средний показатель для экспериментальной группы составил 445,74 мс (высокий уровень времени сенсомоторной реакции) при коэффициенте точности 0,88 (низкий уровень). Несмотря на положительный прирост (на 11,02 мс) и увеличение коэффициента точности (на 0,9), выводы об эффективности данной методики могут быть неоднозначными. Однако индивидуальная динамика коэффициента Уиппла до и после эксперимента свидетельствует о персональном приросте сенсорно -моторной реакции у футболистов экспериментальной группы.
Заключение. В результате проведенного педагогического эксперимента в экспериментальной группе, где проводилось изолированное (отдельное) учебно-тренировочное занятие когнитивной направленности, показатели скоростно-силовых и когнитивных способностей, технического (ведение мяча, передача мяча) и тактического проявления в игровой деятельности определили положительную динамику.
Список литературы
1. Бельских И.А., Белогурова А.И. Отдельные аспекты психомотор -ной активности при разных стилях познавательной деятельности индивидуальности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2021. Т. 29. № 1. С. 35-44.
2. Войцехович А.Е., Нифонтов М.Ю. Влияние индивидуальных морфофункциональных особенностей юных футболистов 9 лет на показа -тели физической подготовленности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11 (201). С. 56-60.
3. Ивасев В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 126 с.
4. Козлова Н.В., Цехмейструк Е.А. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Филология, педаго -гика, психология. 2018. № 1. С. 97-103.
5. Нифонтов М.Ю. Психологические спортивно важные качества, определяющие результативность футболистов // Ученые записки универ -ситета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 381-383.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012.
713 с.
7. Чайников П.Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта, получающих высшее образо -вание: диагностика и клиническое значение: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Пермь, 2017. 24 с.
8. Шамардин A.A. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: монография. Волгоград: Изд-во ВГАФК, 2000. 276 с.
References
1. Bel'skih I.A., Belogurova A.I. Otdel'nye aspekty psihomotornoj aktivnosti pri raz-nyh stilyah poznavatel'noj deyatel'nosti individual'nosti [Separate aspects of psychomotor activity in different styles of cognitive activity of individuality] // Rossijskij mediko-biologi-cheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlova]. 2021. V. 29. No. 1. P. 35-44.
2. Vojcekhovich A.E., Nifontov M.Yu. Vliyanie individual'nyh morfofunkcional'nyh osobennostej yunyh futbolistov 9 let na pokazateli fizicheskoj podgotovlennosti [Influence of individual morphofunctional features of 9-year-old young football players on indicators of physical fitness] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 11 (201). P. 56-60.
3. Ivasev V.Z. Tekhniko-takticheskaya podgotovka yunyh futbolistov s uchetom raz-nostoronnosti sorevnovatel'nyh dejstvij [Technical and tactical training of young football players, taking into account the versatility of competitive actions]: dis. ... cand. ped. sciences. Krasnodar, 2001. 126 p.
4. Kozlova N.V., Cekhmejstruk E.A. Kognitivnaya trenirovka kak metod korrekcii kognitivnyh funkcij u detej-sportsmenov [Cognitive training as a method of correction of cognitive functions in children-athletes] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya [Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Philology, Pedagogy, Psychology]. 2018. No. 1. P. 97-103.
5. Nifontov M.Yu. Psihologicheskie sportivno vazhnye kachestva, opredelyayush-chie rezul'tativnost' futbolistov [Psychological sports important qualities that determine the performance of football players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 5 (159). P. 381-383.
6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Piter, 2012. 713 p.
7. Chajnikov P.N. Kognitivnye funkcii i umstvennaya rabotosposobnost' sportsmenov igrovyh vidov sporta, poluchayushchih vysshee obrazovanie: diagnostika i klinicheskoe znachenie [Cognitive functions and mental performance of team sports athletes receiving higher education: diagnostics and clinical significance]: abstract dis. ... kand. med. sciences. Perm, 2017. 24 p.
8. Shamardin A.A. Optimizaciya funkcional'noj podgotovlennosti futbolistov [Optimization of functional readiness of football players]: monograph. Volgograd: Publishing House of VGAFK, 2000. 276 p.