September 2022).
7. F.337. Op.1. D.258.L.24. (1942), Fragment from the diary of the front-line concert brigade of the LGAT named after. Kirov, TsGALI SPb. St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_4#gallery-4 (accessed 10 September 2022).
Контактная информация: Vlasova_irhen@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.11.2022
УДК 796.332
ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ
Александр Евгеньевич Войцехович, аспирант, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В последние годы процесс цифровизации всех сфер жизнедеятельности не обошел своим вниманием и спортивную подготовку, в том числе и в футболе. Рассмотрен мультидисциплинарный комплекс средств развития когнитивных способностей футболистов, раскрывающий многообразие педагогических и психологических средств формирования и развития мышления, памяти, восприятия и других когнитивных способностей. В исследовании сделан акцент на специальные методы оценки динамики развития когнитивных способностей футболистов 9-10 лет: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психотест»; тест Векслера. Отдельным инструментом оценки проявления когнитивных способностей юных футболистов 9-10 лет при выполнении индивидуальных тактических действий послужила инновационная компьютеризированная программа когнитивного обучения «Футбол IntelliGym». Результаты исследования определили очевидный факт взаимосвязи когнитивных способностей и индивидуальных тактических действий юных футболистов 9-10 лет.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка футболистов, индивидуальная тактическая подготовка, когнитивные способности, когнитивные навыки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p85-89
INTEGRATION OF THE COMPUTERIZED COGNITIVE LEARNING PROGRAM IN THE SPORT TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Alexander Evgenievich Voitsekhovich, the post-graduate student, Maxim Yurievich Nifontov,
the candidate ofpsychological sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
In the recent years, the process of digitalization of all spheres of life has not bypassed sports training, including the football. The multidisciplinary complex of means for developing the cognitive abilities of football players is considered, revealing the variety of pedagogical and psychological means for the formation and development of thinking, memory, perception and other cognitive abilities. The study focuses on the special methods for assessing the dynamics of the development of the cognitive abilities of football players aged 9-10: a computer complex for psychophysiological testing "NS-Psychotest"; Wexler test. The separate tool for assessing the manifestation of the cognitive abilities of young football players aged 9-10 years when performing individual tactical actions was the innovative computerized cognitive training program "Soccer IntelliGym". The results of the study determined the obvious fact of the relationship between cognitive abilities and individual tactical actions of young football players 9-10 years old.
Keywords: special physical training of football players, individual tactical training, cognitive abilities, cognitive skills.
Стремительное внедрение в процесс спортивной подготовки квалифицированных футболистов ведущих футбольных клубов Российской Федерации различных инновационных технологий заставляет задуматься об их положительном переносе в детско-юношеский футбол. До недавнего времени активного внимания в адрес когнитивных тренировок не замечалось. Лишь некоторые тренеры пытались акцентированно работать именно с различными когнитивными способностями в период начальной подготовки юных футболистов.
Основным аспектом нашего научного исследования стал именно процесс развития когнитивных способностей футболистов в возрастной категории 9-10 лет и взаимосвязь их проявления с показателями индивидуальной тактической подготовки.
Многие ученые рассматривают в своих работах успешность перспективности футболистов только со стороны медико-биологических и педагогических аспектов системы спортивного отбора (В.М. Волков, 1962; Н.А. Фомин, В.П. Филина, 1980; С.В. Хрущев, 1982; Б.А. Никитюк, 1996; В.К. Бальсевич, 2000; и др.) [1].
В основе проблематики нашего исследования легло противоречие учета только длины и масса тела, ростовесового индекса, длины конечностей и отдельных их сегментов; соотношение костного, мышечного и жирового компонентов состава тела; показателей функционального развития и уровня развития физических качеств и способностей, без учета раннего когнитивного погружения в специфику вида спорта.
Именно сформированное когнитивное умение юного футболиста быстро находить различные эффективные решения в сложных игровых ситуациях и быстро анализировать получаемую на поле информацию и называется футбольным интеллектом.
Когнитивные функции в литературных источниках чаще всего рассматриваются как сложно организованные функции головного мозга, обеспечивающие: память, внимание, воображение, мышление, восприятие [2].
Экспериментальная мультидисциплинарная методика развития когнитивных способностей футболистов 9-10 лет состоит из двух крупных блоков средств воздействия разной направленности:
- блок педагогических средств развития когнитивных способностей (мышление, внимание, память, воображение, восприятие);
- блок психологических средств развития когнитивных способностей (мышление, внимание, память, воображение, восприятие).
В качестве оценочного блока экспериментального исследования послужил ряд методик:
- для оценки развития физических способностей: челночный бег - для определения уровня развития скоростных способностей; прыжок в длину - для определения уровня силовых способностей;
- для оценки развития когнитивных способностей: компьютерный комплекс психофизиологического тестирования «НС-Психотест» - комплексная оценка психофизиологических и психологических свойств и функций организма занимающихся; тест Векслера - профессиональная ориентация и выяснение интеллектуального коэффициента;
- для оценки индивидуальных тактических действий - компьютеризированная программа когнитивного обучения «Soccer IntelliGym».
В нашем исследовании программа «Soccer IntelliGym» выступила как инновационный инструмент для оценки проявления индивидуальных тактических действий каждого игрока в различных игровых ситуациях. Отслеживались такие категории показателей как принятие решений с мячом, передвижения без мяча, позиционирование в нападении и защите, игровое мышление, игровой интеллект.
В качестве оценочных тестовых заданий выступили четыре специальных игровых теста: тест «игра в нападении»; тест «игра в защите»; тест «игра 8х8»; тест «игра на внимание», где оценивались эффективные решения в игровых ситуациях, в процентном со-
отношении от максимального количества эффективных решений каждого участника в разнообразных позициях в нападении и защите. Иными словами, переведены в параметрические показатели (баллы, проценты) критерии оценки проявления когнитивных способностей футболистов в игровой деятельности.
Программа представляет собой видеоигру, где футболист управляет виртуальным объектом на виртуальном футбольном поле. Задания программы оценивают поле зрения, распознавание различных образов, знание расположений игроков различных игровых амплуа, перетягивая игровой виртуальный объект, например, для блокировки встречных ударов. В одном из заданий спортсмену необходимо было отследить два объекта при их одновременном перемещении по виртуальному полю, затем определить эти объекты в скоплении.
В течение годичного цикла спортивной подготовки проведено три процедуры оценки реализации когнитивных способностей в игровой деятельности средствами компьютеризированной программы когнитивного обучения «Soccer IntelliGym» (до начала эксперимента, после первого круга соревновательного периода, после второго круга соревновательного периода).
В качестве примера на таблице представлена динамика показателей проявления индивидуальных тактических действий футболистов 9-10 лет (n=16) в тесте «Игра 8х8» в позиции нападающего игрока.
Таблица - Динамика показателей проявления индивидуальных тактических действий футболистов 9-10 лет (n=16) в тесте «Игра 8х8» компьютеризированной программы когнитивного обучения «Soccer IntelliGym» в позиции нападающего игрока (%)_
До эксперимента Промежуточное значение После эксперимента
1 67 100 100
2 46 100 99
3 84 100 100
4 46 93 98
5 30 66 70
6 89 70 72
7 85 54 84
8 67 50 65
9 100 76 92
10 59 39 64
11 43 58 67
12 79 100 100
13 44 61 65
14 69 33 72
15 44 44 48
16 100 96 99
Так расчет проводился от общего (модельного) количества баллов=400 (100%). Процедура тестирования строго индивидуальна, за фиксированный период времени (20 минут) футболисту предлагаются различные игровые ситуации для обязательного принятия решения игровой задачи. Комбинации игровых ситуаций автоматически регенерируются программой, т.е. при проведении повторных тестирований игровые задачи остаются прежними, а игровые ситуации видоизменяются программой.
По результатам теста «Игра 8х8» компьютеризированной программы когнитивного обучения «Football IntelliGym» одного из показателей индивидуальных тактических действий в нападении до эксперимента среднее значение составило 65,75 %, после эксперимента - 80,93 %. Общий прирост в экспериментальной группе составил 15,18%. Так у футболистов №9 и №16 исходный показатель составил 100%, а итоговое значение составило 92% и 99% соответственно. Незначительное уменьшение показателя проявилось и у игроков №6 (89-72%), №7 (85-84%), №8 (67-65%). Снижение значений связано с объективным фактором - пропуск тренировочных занятий по развитию когнитивных способ-
ностей по причине болезни. Причем промежуточные значения у данной группы игроков были еще ниже итоговых значений: 70%, 54%, 50% соответственно. После корректировки индивидуальных заданий на период болезни и восстановительного периода удалось достигнуть повышения данного показателя до итоговых значений. У футболистов №1-№5 и №10-№15 до эксперимента показатель оказался в диапазоне 30 % до 84%, после эксперимента - от 70% до 100%. В группе №10-№15 до эксперимента показатель составил от 43% до 79%, после эксперимента - от 48% до 100%.
По результатам математической статистики среднее значение признака до эксперимента составляет 65.750±22.131 (m=±5.533), среднее значение признака после эксперимента составляет 80.938±17.357 (m=±4.339). Число степеней свободы (f) равно 15. Парный t-критерий Стьюдента равен 2.889. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.131. ^абл>крит, изменения признака статистически значимы (p=0.011).
Дополнительным методов оценки проявления когнитивных способностей в игровой деятельности индивидуальных тактических действий был видео анализ матчей в соревновательном периоде футболистов. Так, отслеживалось количество оптимальных, с точки зрения модельных характеристик, решений игроков при выполнении функций нападающих.
ВЫВОДЫ
Разработанная комплексная мультидисциплинарная методика развития когнитивных способностей (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания) сформирована из инновационных педагогических (собственно комплексы физических упражнений с разнообразными предметами) и психологических (тренинги когнитивной направленности) средств воздействия, адаптированных для возрастной категории футболистов 9-10 лет. Вследствие проведенного исследования удалось определить взаимовлияние уровня развития когнитивных способностей и индивидуальных тактических действий в игровой деятельности. По одному из показателей результативности в игре - оптимальные решения при индивидуальных тактических действиях - средний прирост в экспериментальной группе составил 15,18%. Видео анализ матчей показал повышение количества эффективных действий игроков при выполнении индивидуальных тактических действий в нападении у 11 игроков из 16. В данной статье представлен анализ только одного показателя из трех компьютеризированной программы когнитивного обучения «Soccer IntelliGym», в то время как нами было проведено 5 видов тестирования. В нашем исследовании мы показали взаимосвязь результатов когнитивных тестов с критериями оценки футбольных навыков, что в свою очередь повышает объективность измерений производительности футболистов во время игры. С точки зрения практической значимости, знания, полученные о взаимовлиянии когнитивных и моторных навыков, могут способствовать эффективному выявлению одаренных футболистов на начальном этапе спортивной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коскина Е.Н. Когнитивная обусловленность индивидуальных стилей соревновательной деятельности футболистов / Е.Н. Коскина // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего профессионального образования в странах Балтийского региона: материалы международной научно.-практической конференции (2527 ноября 2009 года). -Великие Луки, 2010. - С. 167-169.
2. Нифонтов М.Ю. Особенности комплексного отбора в футболе на основе диагностики психологических качеств / М.Ю. Нифонтов, М.С. Данилов // Культура физическая и здоровье. -2018. - № 2 (66). - С. 148-149.
REFERENCES
1. Koskina, E.N. (2010), "Cognitive conditionally of individual styles of competitive activity of football players", Improving the training ofpersonnel in the field ofphysical culture and sports in the con-
text of modernization of higher professional education in the countries of the Baltic region: materials of the international scientific and practical conference, Velikie Luki, pp. 167-169.
2. Nifontov, M.Yu. and Danilov, M.S. (2018), "Features of complex selection in football based on the diagnosis of psychological qualities", Physical culture and health, No. 2 (66), pp. 148-149.
Контактная информация: voytsekhovich@bk.ru
Статья поступила в редакцию 17.11.2022
УДК 796.964
О ВЗАИМОСВЯЗИ ОТДЕЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ С ИГРОВЫМ АМПЛУА У ХОККЕИСТОВ СБОРНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ХАБАРОВСКА
Глеб Русланович Волошин, студент, Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, заслуженный тренер России, Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Павел Дмитриевич Попов, преподаватель, Константин Максимович Тютюков,
студент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск
Аннотация
Определить взаимосвязь темперамента и игрового амплуа хоккеиста весомо важно, так как не только физическая развитость и подготовленность помогают стать лучшим в данном виде спорта, но и психологическая предрасположенность к такому виду деятельности. Именно поэтому, при определении игрового амплуа для игрока большое значение должно придаваться определению типа его темперамента. Считается, что различная внутрикомандная специализация игроков - это фон на котором типы темперамента могут проявляться особенно ярко. Немаловажным фактором, влияющим на результативность игровой деятельности, является и такое свойство психики как нейротизм, который отражает эмоциональную устойчивость или неустойчивость в различных игровых ситуациях. Определению наличия данных свойств психики (темперамент, нейротизм) у хоккеистов-студентов с учетом их игровой специализации (амплуа) и посвящена данная статья.
Ключевые слова: хоккей, хоккеисты-студенты, темперамент, нейротизм, игровое амплуа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p89-95
ON THE CORRELATION OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PERSONALITY PROPERTIES WITH PLAYING ROLE AMONG HOCKEY PLAYERS OF KHABAROVSK STUDENT TEAMS
Gleb Ruslanovich Voloshin , the student, Oleg Zufarovich Ziganshin, the docent, honored trainer of Russia, Vyacheslav Grigorievich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Dmitrievich Popov, the teacher, Konstantin Maksimovich Tyutyukov, the student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Abstract
It is important to determine the relationship between temperament and the playing role of the hockey player, since not only the physical development and preparedness help to become the best in this sport, but also the psychological predisposition to this type of activity. That is why, when determining the playing role for the player, great importance should be attached to determining the type of his temperament. It is believed that the various intra-team specialization of players is the background on which types of temperament can manifest themselves especially vividly. The important factor affecting the performance of gaming activities is such a property of the psyche as neuroticism, which reflects emotional stability or instability in various gaming situations. This article is devoted to determining the presence of these properties of the psyche (temperament, neuroticism) in student hockey players, taking into account their game specialization (role).
Keywords: hockey, student hockey players, temperament, neuroticism, playing role.