когнитивным КОМПОНЕНТ в спортивном ТРЕНИРОВКЕ
ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
УДК/UDC 796.015
Поступила в редакцию 21.05.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Терентьева1 Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Дерябина1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Лернер1
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
OOGNiTiVE COMPONENT iN SPORTS TRAiNiNG OF CHILDREN iNVLOVED iN PLAYING SPORTS
PhD, Associate Professor O.S. Terentyeva1 PhD, Associate Professor G.I. Deryabina1 PhD, Associate Professor V.L. Lerner1
1 Derzhavin Tambov State University, Tambov
Информация для связи с автором: dergal@yandex.ru
Аннотация
Цель исследования - теоретико-практическое обоснование условий планирования когнитивного компонента спортивной подготовки, направленного на повышение уровня умственной работоспособности детей, занимающихся футболом.
Методика и организация исследования. Выбран системно-структурный, индивидуально-дифференцированный подход, позволивший структурировать в тренировочном процессе юных футболистов благоприятные условия формирования когнитивной среды.
Результаты исследования и выводы. Условиями планирования когнитивного компонента спортивной подготовки, направленного на повышение уровня умственной работоспособности детей, занимающихся футболом, явились: простые и сложные изменения пространственных условий выполнения двигательных действий с соблюдением временных параметров; формирование двигательного опыта в сопряженной пространственно-усложненной среде; учет возрастного аспекта в восприятии пространственных изменений; педагогический акцент занимающимися на контролирующие функции в условиях заданной подвижной системы.
Ключевые слова: умственная работоспособность, когнитивные функции, восприятие, память, ассоциативное мышление, игровые виды спорта, дифференцированный подход, условия, содержание тренировочного процесса.
Abstract
Objective of the study was to theoretical and practical substantiation of the conditions for planning the cognitive component of sports training, aimed at increasing the level of mental performance of children involved in football. Methods and structure of the study. A system-structural, individually differentiated approach was chosen, which made it possible to structure favorable conditions for the formation of a cognitive environment in the training process of young football players.
Results and conclusions. The conditions for planning the cognitive component of sports training, aimed at increasing the level of mental performance of children involved in football, were: simple and complex changes in the spatial conditions for performing motor actions in compliance with time parameters; the formation of motor experience in a conjugated spatially complicated environment; taking into account the age aspect in the perception of spatial changes; pedagogical emphasis on controlling functions in a given mobile system.
Keywords: mental performance, cognitive functions, perception, memory, associative thinking, game sports, differentiated approach, conditions, content of the training process.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. В настоящее время совершенствованию когнитивного компонента спортивной тренировки детей в футболе уделяется недостаточно внимания, в связи с отсутствием соответствующих методических разработок [1]. Для решения данной проблемы необходимы универсальные упражнения, позволяющие формировать и по возможности отслеживать динамику мыслительных процессов у юных футболистов [2]. Игровые виды спорта в этом смысле представляют определенный интерес в связи с наличием у игроков (или отсутствием) игрового интеллекта, проявляющегося в качестве содержания процесса игры, что немаловажно, результата игры, а также в качественных технико-тактических действиях футболистов (в нашем случае), определяющих успешность выступления той или иной команды [3, 4].
Цель исследования - теоретико-практическое обоснование условий планирования когнитивного компонента спортивной подготовки, направленного на повышение уровня умственной работоспособности детей, занимающихся футболом.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие воспитанники ТОГАУ СШОР № 1 Академии футбола г Тамбова. Исследуемый контингент - мальчики 10 лет.
Формирование когнитивного компонента предполагало конструирование тренировочных заданий с определенной координационной сложностью, соответствующей возрасту, полу и уровню подготовленности юных спортсменов, которые должны быть сопряжены с непрерывностью выполнения серий упражнений, с усложнением пространственных
26
http://www.teoriya.ru
2022 Июнь | Juni
условии выполнения, что активирует основные когнитивные функции мозга: внимание, пространственное восприятие, память, управление движениями и контроль [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Принципиальная составляющая всех комплексов состояла в следующем: каждый из предлагаемых комплексов нес в себе задачу выполнения его в усложненной временной среде. Подвижная среда - необходимое условие для игровых видов спорта.
К примеру, обучение ведению мяча мы предлагаем в упражнении «встречные диагонали», которое усложняет традиционный подход за счет изменений условий выполнения, а именно: начинать одновременное движение двумя колоннами (с дистанцией между игроками 1 метр) навстречу друг другу способом «приставной прыжок + шаг» (на «раз и» - приставной прыжок вперед вправо, на «два» шаг с той же ноги), на следующие два счета - с другой ноги то же самое, но вперед влево (рисунок 1). При непрерывном движении по заданной траектории необходимо суметь безошибочно «обойти» каждого встречающегося участника противоположной колонны, соблюдая: последовательность поворотов (вперед вправо, затем вперед влево); точность в градусе поворота (в пространстве), а также точность перемещения во времени, которая управляется ритмичным подсчетом тренера. После этого усложняем задание ведением мяча каждым участником одной из колонн.
Упражнение хорошо формирует пространственное мышление в широких и узких границах, так как можно задавать различные пространственные параметры дистанцирования игроков в колоннах. Распределение действий во времени хоть и диктуется подсчетом тренера, но усложняется пространственными задачами и активирует управляющую и контролирующую функции мозга.
Следующий комплекс упражнений организован ритмо-структурой музыкального сопровождения, но также усложнен «подвижностью» пространственных изменений. Комплекс содержал две части с повторением их несколько раз. Первая часть - базовые элементы маршировки использовались на протяжении всего комплекса. Содержание второй (вариативной) части определяли серии из четырех последова-
Рис. 1. Схема перемещения игроков при выполнении упражнения «встречные диагонали»
Рис. 2. Схема перемещения игроков при выполнении упражнения с последовательными поворотами в движении с одновременным началом движения в правую сторону
Рис. 3. Схема перемещения игроков при выполнении упражнения с последовательными поворотами в движении с одновременным началом движения в разноименные стороны в шеренгах
Рис. 4. Схема перемещения игроков при выполнении упражнения с последовательными поворотами в движении с одновременным началом движения в разноименные стороны в колоннах
тельных поворотов на 90° в правую, а затем в левую стороны, сопряженных с движениями рук, причем при общем построении исследуемой группы в четыре шеренги с интервалом порядка 2 м. Начало движения соответствовало следующей закономерности: в первой серии - 8 счетов в правую сторону (рис. 2), вторые 8 счетов - в левую сторону, в следующей серии 1-я и 3-я шеренги 8 счетов с началом движения вправо, 2-я и 4-я - 8 счетов с началом движения влево (рис. 3).
В следующих сериях в каждой шеренге занимающиеся, предварительно рассчитанные на 1-й и 2-й, начинали задание соответственно 1-е номера вправо, 2-е - влево (рис. 4), меняя на вторые 8 счетов направление движения на противоположное.
Итоговый блок участники экспериментальной группы выполняли все в правую сторону (рис. 2) с закрытыми глазами, опираясь только на информацию, поступающую от двигательной и слуховой анализаторных систем. Тем не менее «обедненная» контролирующая система заставляла дополнительно включать аналитические функции мозга для успешного решения двигательной задачи.
В данном комплексе повороты и движения руками активировали двигательный анализатор, который в свою очередь обеспечивал восприятие информации об амплитуде движений, направлении, силе и т. д. Одновременно с этим решалась важная в спортивных играх пространственная задача, а именно - совершенствование глазодвигательного аппарата: повышение активности функций центральной и периферических зон сетчатки глаза. Объединение этих задач в непрерывном синхронизированном ритмически организованном «потоке» движений детерминировало, с одной стороны, автоматизацию двигательных навыков, пусть и не очень сложную, но для данного возраста так необходимую в игровой деятельности. С другой стороны, создавалась возможность включения автоматизированных навыков в изменяющуюся пространственную среду, то есть обеспечивало подвижность и новизну условно-рефлекторных связей.
Возраст испытуемых (10 лет) попадал в период способности к конкретизации отдельных операций, таких как умение классифицировать, выявлять иерархические отношения и определять логику взаимосвязи явлений и процессов, в дальнейшем (11 лет) выстраивать предположения в конкретной ситуации, предопределять результаты и т.д., потому
№Б • 2022 Июнь | Juпi
http://www.tEoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
двигательные задания хоть и представляли сложность для их выполнения, но успешно решались, в силу вышеописанных возрастных особенностей юных спортсменов.
Примечательно, что весь комплекс выполнялся под музыку, что являлось дополнительным усложняющим двигательную задачу условием.
Говорить о полном и глубоком формировании познавательного компонента, наверное, было бы не совсем корректно. Есть некие концептуальные несоответствия при выполнении предложенного комплекса заданий: в частности, главным «конфликтующим» аргументом является тот факт, что движения руками и сами повороты распределены во времени равномерно, чего в естественных условиях игровой ситуации не может быть [4]. То же можно сказать о равномерности темпа выполнения.
С другой стороны, увязывание всех необходимых изменений в направлении движения с сохранением пусть даже несложных по ритмоструктуре движений, причем синхронизированных со счетом или музыкальным сопровождением, дает корректную для данного возраста спортсменов нагрузку на мыслительную деятельность и создает хорошую основу для развития игрового мышления.
Крайне важно на этом этапе попытаться параллельно с изучением техники владения мячом ставить последовательно, определенно и настойчиво интеллектуально-двигательные задачи, решаемые только в подвижной среде с соответствующей направленностью на комплексное развитие когнитивных функций, принятых на DSM-5. В процессе эксперимента проводились контрольные игры (четыре в начале и четыре по окончании эксперимента). В экспериментальных целях игры проводились без замен.
Небольшая тенденция к увеличению количества технико-тактических действий на команду в четырех контрольных играх в начале и по окончании эксперимента позволяет в целом говорить лишь о начальной стадии формирования игрового мышления, но даже этот небольшой сдвиг свидетельствует о перспективном направлении в наполнении содержательной части тренировочного процесса.
Неготовность осуществлять на данном этапе реализацию хоть каких-нибудь тактических задумок объясняется отсутствием навыков целевых пространственных перемещений с отсроченными игровыми задачами и игрового предвидения [6, 7]. В то же время, направленное формирование мыслительной деятельности юных футболистов создаст хорошие предпосылки к изменению качества игры, ее смысла.
Выводы. Развитие когнитивных функций юных футболистов предполагает следующее: соблюдение ряда требований по качеству выполняемых движений (точности позных изменений) и координационной сложности, соответствующей возрасту и двигательной подготовленности; объединение упражнений в комплекс единой метроритмической структурой, обеспечивающей непрерывность выполнения движений и требующей синхронности выполнения в группах; все разделы комплекса должны быть отделены между собой упражнениями на месте для временной возможности представления следующей серии и успешного ее выполнения.
Управление движениями и контроль над пространственной средой обеспечивается постепенным сужением границ контроля дифференциацией направлений для все более мелких подгрупп в каждой серии поворотов.
Целесообразность применения вышеназванных условий доказана успешностью освоения предлагаемых комплексов с положительной динамикой времени освоения; тенденцией к изменению характера игры в контрольных играх с увеличением количества и расширением спектра технико-тактических действий, уменьшением брака при их осуществлении
в экспериментальной группе, с осознанным выбором игровой позиции и ответственным отношением к командной игре.
Исследование выполнено в рамках гранта «Державинский грант для научных коллективов» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».
Литература
1. Чайников, П.Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта, получающих высшее образование: диагностика и клиническое значение: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук: 14.03.11 / П.Н. Чайников // Рос. нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова. - Пермь, 2017. - 24 с.
2. Козлова, Н.В. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов / Н.В. Козлова, Е.А. Цех-мейструк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2018.
- № 1. - С. 97-103. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32643357.
3. Трушкова, Н.В. Intelligencegym - эффективный инструмент для улучшения когнитивных способностей у пожилых людей / Н.В. Трушкова, Ж. Зелано // Российский журнал гериатрической медицины. - 2021. - № 1. - С. 60-64. DOI: 10.37586/2686-86361-2021-60-64.
4. Величковский, Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля / Б.Б. Величковский // Экспериментальная психология.
- 2009. - Т. 2. - № 3. - С. 78-91. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=13012136.
5. Нифонтов, М.Ю. Психологические спортивно важные качества, определяющие результативность футболистов / М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 381-383. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35257401.
6. Швалева, Т.А. Технико-тактическая подготовка юных футболистов на основе игровых заданий / Т.А. Швалева, Ж.В. Кузнецова, А.В. Ермохин // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 2 (81). - С. 105-108. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00221.
7. Величковский, Б.Б. Тренировка когнитивных функций: перспективные исследования в России / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский, А.В. Вартанов // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). - С. 122-127. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=16533410.
References
1. Chainikov P.N. Kognitivnye funkcii i umstvennaya rabotosposobnost sportsmenov igrovyh vidov sporta, poluchayushchih vysshee obra-zovanie: diagnostika i klinicheskoe znachenie [Cognitive functions and mental performance of team sports athletes receiving higher education: diagnostics and clinical significance]. PhD diss. abstract: 14.03.11. N.I. Pirogov Russian National Research Medical University. Perm, 2017. 24 p.
2. Kozlova N.V., Tsekhmeystruk E.A. Kognitivnaya trenirovka kak metod korrekcii kognitivnyh funkcij u detej-sportsmenov [Cognitive training as a method of correction of cognitive functions in children-ath-letesVestnik Baltijskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2018. No. 1. pp. 97-103. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32643357
3. Trushkova N.V., Zelano J. Intelligencegym - effektivnyj instrument dlya uluchsheniya kognitivnyh sposobnostej u pozhilyh lyudej [In-telligencegym is an effective tool for improving cognitive abilities in the elderly]. Rossijskij zhurnal geriatricheskoj mediciny. 2021. No. 1. pp. 60-64. DOI: 10.37586/2686-8636-1-2021-60-64.
4. Velichkovsky B.B. Vozmozhnosti kognitivnoj trenirovki kak metoda korrekcii vozrastnyh narushenij kognitivnogo kontrolya [Possibilities of cognitive training as a method of correcting age-related disorders of cognitive control]. Eksperimentalnaya psihologiya. 2009. Vol. 2. No. 3. pp. 78-91. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=13012136
5. Nifontov M.Yu. Psihologicheskie sportivno vazhnye kachestva, opre-delyayushchie rezultativnost futbolistov [Psychological sports important qualities that determine the performance of football players]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 5 (159). pp. 381-383. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35257401
6. Shvaleva T.A., Kuznetsova Zh.V., Ermokhin A.V. Tekhniko-taktiches-kaya podgotovka yunyh futbolistov na osnove igrovyh zadanij [Technical and tactical training of young football players based on game tasks]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020. No. 2 (81). pp. 105108. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00221
7. Velichkovsky B.B., Kozlovsky S.A., Vartanov A.V. Trenirovka kogni-tivnyh funkcij: perspektivnye issledovaniya v Rossii [Cognitive Function Training: Perspective Research in Russia]. Nacionalnyj psi-hologicheskij zhurnal. 2010. No. 1 (3). pp. 122-127. https://www. elibrary.ru/item.asp?id=16533410.
http://www.teoriya.ru
№6^ 2022 Июнь | Juni