Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в обучении технико-тактическим действиям в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки'

Дифференцированный подход в обучении технико-тактическим действиям в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АМПЛУА ИГРОКА / РЕЖИМ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милевская Наталья Алексеевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматриваются особенности технико-тактических действий в хоккее с мячом в зависимости от игрового амплуа. В частности режим координационной сложности двигательного действия, выполняемые спортсменом на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милевская Наталья Алексеевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated approach in training to technical-tactical actions in hockey with a ball at the stage of the initial training

The article considers the features of the technical and tactical actions in hockey with a ball depending on the game role. In particular, the mode of coordination complexity of the motor action performed by the athlete at the stage of initial training.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в обучении технико-тактическим действиям в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки»

УДК 796.355.093.584

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ХОККЕЕ С МЯЧОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Наталья Алексеевна Милевская, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ,

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности технико-тактических действий в хоккее с мячом в зависимости от игрового амплуа. В частности режим координационной сложности двигательного действия, выполняемые спортсменом на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: этап начальной подготовки, физическая подготовленность, амплуа игрока, режим координационной сложности.

DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING TO TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS IN HOCKEY WITH A BALL AT THE STAGE OF THE INITIAL

TRAINING

Natalia Alekseevna Milevskaya, the post-graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article considers the features of the technical and tactical actions in hockey with a ball depending on the game role. In particular, the mode of coordination complexity of the motor action performed by the athlete at the stage of initial training.

Keywords: initial training stage, physical readiness, player's role, coordination complexity mode.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень технико-тактической подготовки в современном хоккее с мячом предъявляет высокие требования к спортсменам. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры и вместе с тем зрелищность, что соответственно подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической и других видов подготовки спортсменов. Не смотря на то, что исследования в этом направлении проводятся регулярно, большая часть из них касается подготовки спортсменов высокой квалификации. Так как хоккей является сложно-координационным видом спорта, на этапе начальной подготовки необходима система целенаправленного развития различного вида координационных способностей [2; 3].

Развивая координационные способности хоккеистов на этапе начальной подготовки, создаются предпосылки для приобретения вариативной техники. Так как совершенствующие специфические координационные способности упражнения вырабатывают специализированное восприятие, сенсомоторную реакцию и т.п. Особо большое значение для данного вида спорта имеют упражнения способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий, ориентации в пространстве, кинестетическому дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осуществление технико-тактических действий (ТТД) в данном виде спорта хоккеистами различных амплуа зависит от режима координационной сложности (РКС). Каждая игровая позиция специфична и соответственно дифференцирована. Выполнение технико-тактических действий для центрального и крайнего защитников свойственно в 1-м режиме координационной сложности (24,3 и 16,9 соответственно).

Что касается хоккеистов других амплуа, то игра крайнего и центрального полузащитника происходит в основном во 2-м и 3-м режимах координационной сложности, т. е. в движении с ограничением в пространстве и времени, а также в борьбе с соперником. Наиболее сложной с точки зрения координации является игра нападающего, который всего лишь 3,38% технико-тактических действий выполняет в 1-м режиме координационной сложности 43,1% и 46,9% - во 2-м и 3-м режимах координационной сложности [1].

У центрального защитника и опорного полузащитника наблюдается наибольшее количество выполнение технико-тактических действий, соответственно 91,3±19,8 и 96,7±12,5. Приближены к этим показателям данные крайнего защитника - 92,8±8,2. Почти на 19 технико-тактических действий меньше выполняет крайний полузащитник -74,6±5,1, нападающий - 73,4±4,8 и центральный полузащитник -69,9±9,4.

Из полученных результатов очевидна высокая вариативность выполнения основной части тактико-технических приемов. Так как командно-игровые виды спорта, в частности хоккей с мячом предполагают постоянную смену игровой ситуации, принятия быстрых нестандартных решений игроков различных амплуа.

ВЫВОДЫ

Таким образом, соревновательную деятельность в хоккее с мячом можно охарактеризовать как командно-игровую деятельность, основывающуюся на различные игровые закономерности. И как следствие дифференцированный подход в проведении тренировочного процесса, который предполагает создание особых условий, способствующих повышению качества выполнения технико-тактических действий в хоккее с мячом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюкевич, В.М. Показатели соревновательной деятельности хоккеистов на траве с учётом координационной сложности выполнения технико-тактических действий / В.М. Костюкевич // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе : сб. науч. трудов. - Луцк, 2012. - № 3 (19). - С. 56-63.

2. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. -Выпуск 13. - С. 117-121.

3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «РГУФКСМИТ». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

REFERENCES

1. Kostyukevich, V.M. (2012), "Indicators of competitive activity of hockey players on the grass, taking into account the coordination complexity of performing technical and tactical actions", Physical Education Sport and Culture of Health in Modern Society, Lutsk, No. 3, pp. 56 -63.

2. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.

3. Pruzhinina, M.V. Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2017

УДК 796.355.093.584

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВИДУ СПОРТА ХОККЕЙ С МЯЧОМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Наталья Алексеевна Милевская, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ,

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент,

Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

В статье рассматриваются программа дополнительного образования, показатели нормативов общей и специальной подготовки в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки, в результате внедрения в образовательный процесс комплексов специальных упражнений направленных на повышение показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: программа дополнительного образования хоккей с мячом, этап начальной подготовки, физическая подготовленность, федеральный стандарт спортивной подготовки.

PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM FOR SPORT OF HOCKEY WITH A BALL AT THE INITIAL STAGE OF

SPORTS TRAINING

Natalia Alekseevna Milevskaya, the post-graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article deals with the program of additional education, indicators of standards for general and special training in ball hockey at the stage of initial training, as a result of introducing into the educational process of the complexes of special exercises aimed at increasing the indices of physical fitness.

Keywords: program of additional education of hockey with the ball, stage of initial training, physical readiness, federal standard of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

В федеральном стандарте спортивной подготовки по хоккею с мячом определены условия и требования к спортивной подготовке в организациях осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом. Одним из требований к результатам реализации программ дополнительного образования на этапе начальной подготовки является всестороннее гармоничное развитие физических качеств. С учетом специфики данного вида спорта планирование тренировочных занятий осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития. Продолжительность этапа начальной подготовки в хоккее с мячом, определена Федеральным стандартом в два года. Минимальный возраст для зачисления в группы 9 лет. В развитии физических качеств в данном виде спорта на этапе начальной подготовки в стандарте приоритет отдается скоростным способностям, вестибулярной устойчивости, выносливости и координационным способностям. Обучающиеся, проходящие спортивную подготовку, должны выполнить нормативы по общей физической и специальной физической подготовке предусмотренные программой, на этом основании предоставляется возможность про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.