Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в обучении и оценивании младших школьников'

Дифференцированный подход в обучении и оценивании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
161
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / дифференцированный подход / обучение / оценивание / primary school students / differentiated approach / learning / assessment кіші оқушылар / сараланған тәсіл / оқыту / бағалау

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Зелеску Г.В.

Современные концепции начального образования основаны на приоритете цели воспитания и развития личности младшего школьника во время учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Зелеску Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation in primary school students’ teaching, learning, and assessment Бастауыш сынып оқушыларын оқыту мен ба-ғалаудағы сараланған тәсіл

Modern approaches to primary education are based on the priority of the goal of upbringing and development of primary students during educational activity. It is necessary to create such conditions for each student to fully realize himself, his individual characteristics, to become a real subject of teaching and learning, motivated to learn. Since one or another individual feature is often typical, i.e. characteristic of several students, an individual approach can be carried out to a group of schoolchildren who differ in the same characteristics. In pedagogy, this approach is called differentiated. Бастауыш білім берудің заманауи тұжырымдамалары оқу іс-әрекетін қалыптастыру негізінде бастауыш сынып оқушысының жеке басын тәрбиелеу мен дамыту мақсаттарының басымдығынан туындайды. Әрбір оқушы өзін, жеке ерекшеліктерін толық түсініп, оқуды қалайтын және білетін ілімнің шынайы тақырыбына айналуы үшін жағдай жасау керек. Бір немесе басқа жеке ерекшелік көбінесе типтік болғандықтан, яғни бірнеше оқушыға тән болғандықтан, сол өзгешеліктермен ерекшеленетін оқушылар тобына жеке көзқарас жасалуы мүмкін. Педагогикада бұл тәсіл сараланған деп аталады.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в обучении и оценивании младших школьников»



УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ОЦЕНИВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Андатпа

Бастауыш бтм берудщ заманауи т^жы-рымдамалары оку ю-эрекетш калыптастыру негiзiнде бастауыш сынып окушысынын, жеке басын тэрбиелеу мен дамыту максаттарынын, басымдыгынан туындайды. Эрбiр окушы езш, жеке ерекшелiктерiн толык тYсiнiп, окуды ка-лайтын жэне бiлетiн тмнщ шынайы такыры-бына айналуы Yшiн жагдай жасау керек. Бiр немесе баска жеке ерекшелш кебiнесе типик болгандыктан, ягни бiрнеше окушыга тэн болгандыктан, сол езгешелiктермен ерекшеле-нетш окушылар тобына жеке кезкарас жасалуы мYмкiн. Педагогикада б^л тэсiл сараланган деп аталады.

Аннотация

Современные концепции начального образования основаны на приоритете цели воспитания и развития личности младшего школьника во время учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъ-

§ ектом учения, желающим и умеющим учиться.

® Поскольку та или иная индивидуальная осо-

m _

о бенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивиду-

W

CD альный подход может осуществляться к группе

S школьников, отличающихся одними и теми же

g особенностями. В педагогике такой подход на-

ЕБ

g зывается дифференцированным.

Annotation

§ Modern approaches to primary education are

о based on the priority of the goal of upbringing

w

ь and development of primary students during educational activity. It is necessary to create

Зелеску Г.В.,

учитель начальных классов, Степная основная

средняя школа, Карасуский район, Костанайская область

Нег1зг1 свздер: к1ш1 оцушылар, сараланган тэсш, оцыту, багалау.

Ключевые слова: младшие школьники, дифференцированный подход, обучение, оценивание.

Keywords: primary school students, differentiated approach, learning, assessment.

И

such conditions for each student to fully realize himself, his individual characteristics, to become a real subject of teaching and learning, motivated to learn. Since one or another individual feature is often typical, i.e. characteristic of several students, an individual approach can be carried out to a group of schoolchildren who differ in the same characteristics. In pedagogy, this approach is called differentiated.

«Новая модель содержания образования Республики Казахстан основывается на принципах внутренней дифференциации. Организация внутренней дифференциации требует отбора по каждой теме разноуровневого содержания, что требует творческого подхода к своей деятельности. В содержание войдёт не только сумма знаний информационного характера, но и сам процесс добывания знаний, т.е. содержание перейдёт от источника информации в средство активной познавательной деятельности» (ГОСО РК).

Реформа школы и время ставят перед учителем следующие задачи:

• дать учащимся знания;

• обеспечить единство обучения и воспитания через предмет;

• подготовить учащегося к жизни.

Приведение методов обучения в соответствии с социальными требованиями жизни - основа работы учителя в современных условиях.

Совмещенный класс состоит из учеников с разными возрастными особенностями, неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

Проводить урок в совмещенном классе с небольшим количеством учащихся очень трудно: уровень обучения невы-

сок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина - увеличение числа актов взаимодействия ученика и учителя: учитель часто спрашивает, ученик - часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Создаются условия сверх опеки учителя над учащимися. И все это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки учащихся.

Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучения предмета результатов не дают. Просить и приказывать бесполезно. Поэтому в своей работе, прежде всего, учитываю недостатки мышления, низкую работоспособность, слабую волю и, разумеется, следствие этих причин -отсутствие навыков учебной деятельности, узкий кругозор. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхо- 3 да - дифференциация обучения. ®

Работая над проблемой повышения § эффективности урока, я столкнулась с <2 проблемой "Как работать на уроке с сов- § мещенным классом?" В дидактике нет §

1-4

готовых рецептов на все случаи жизни. о Каждый из нас выбирает тот или иной о принцип обучения. Просмотрев методическую литературу, испробовав на уро- ^ ках элементы различных форм уроков 3 развивающего обучения, решила стро- § ить процесс обучения, при котором, зная н и учитывая индивидуальные различия

ü

учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем. Признание ученика

и и к» 1 и Л"

главной действующей фигурой всего образовательного процесса лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся - это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.

Для обучения младших школьников приемам самооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания. Я использую в работе тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученно-сти каждого ученика, где старался объективно себя оценить и отметить для себя пробелы в знаниях, конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Оценка одноклассниками яв-§ ляется полноценным обучающим прие-< мом оценивания. Кроме того, взаимное о оценивание дает учащимся возможность он закреплять изученный материал посред-о ством оценивания работ друг у друга. К В своей работе я использую различные § стратегии, которые способствуют разви-§ тию навыков оценивания. В частности, м составляем кластеры, таблицы "Знаю -55 Интересуюсь - Умею", диаграммы, кар-§ ты и многое другое. Такие виды работы о любимы многими моими учениками, н ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление,

навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. При оценивании данных видов работ применяю стратегии «плюс-минус-интересно», «сигналы рукой» и др.

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами.

В своей дальнейшей работе при планировании урока я буду:

• вводить новые стратегии по мере их освоения;

• продолжу применение данных форм оценивания, т.к. использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащиеся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в паре, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи;

• буду стараться более тщательно продумывать этап оценивания.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Концепция 12-летнего обучения. -https://gigabaza.ru/doc/140430.html (дата обращения: 10.04.2022).

2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гу-манная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

З.Завалко Н.А. Обновление деятельности современной школы в условиях индивидуализации и дифференциации процесса обучения. - У-Ка, Издат. центр ГОР ОО, 1995.

4.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

5.Верницкая Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск,1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.