Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к формированию выразительности движений с учетом уровней развития психомоторики'

Дифференцированный подход к формированию выразительности движений с учетом уровней развития психомоторики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
966
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина С. Н.

Данная статья представляет собой обобщение работы по исследованию особенностей развития психомоторики старших дошкольников и акцентирует внимание на аспекте, который не освещается в дошкольной педагогике. В связи с этим важен поиск научно-обоснованных способов и приемов, обеспечивающих психомоторное развитие у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL APPROACH TO THE FORMING OF EXPRESSIVNESS OF MOVEMENTS TAKING INTO ACCOUNT THE LEVELS OF THE DEVELOPMENT OF THE PHYCHOMOTORIC

This article represents the generalization of the work on research of the development preschool children's psychomotoric and accentuates the attention on the question which is not elucidates in preschool pedagogy. In this case the search of scientifically-grounded ways and methods providing the development of children's psychomotoric is very important.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к формированию выразительности движений с учетом уровней развития психомоторики»

УДК 14.07.03

С.Н. Мухина, аспирант Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г.Москва

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

Данная статья представляет собой обобщение работы по исследованию особенностей развития психомоторики старших дошкольников и акцентирует внимание на аспекте, который не освещается в дошкольной педагогике. В связи с этим важен поиск научно-обоснованных способов и приемов, обеспечивающих психомоторное развитие у детей.

Ключевые слова: развитие, дошкольник, музыкально-ритмические способности, критерии.

При акценте на интеллектуальное и эстетическое развитие в дошкольных учреждениях, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между разными видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья детей, так и на уровне развития их двигательных способностей, без которых невозможна ни одна деятельность (Г.А. Каданцев, Н.И. Касаткина, Н.Т. Терехова).

Исследования Б.Б. Коссова, Озерова В.П., Озерецко-го Н.И. акцентируют внимание на психомоторном развитии ребенка и выявлению роли произвольных движений в психической регуляции поведения. В исследованиях подчеркнута роль осознанности и упраж-няемости двигательных функций с точки зрения физиологического механизма построения движений. Особое внимание в этом процессе уделяется координационным способностям ребенка в овладении двигательными умениями и навыками, а также психологическим основам управления движениями.

Целью нашего исследования было определение уровня психомоторного развития старших дошкольников в группах обычного детского сада.

В эксперименте было обследовано 112 детей ГОУ детского сада № 38 г. Москвы ЮАО. У всех дошкольников визуально не отмечалось двигательной недостаточности (грубого нарушения осанки, ходьбы, бега, прыжков).

При построении экспериментального исследования учитывалось, что психомоторное развитие тесно связано с музыкально-ритмическими способностями. Поэтому, кроме непосредственного изучения базовых компонентов психомоторики, исследовались качество восприятия, устойчивость внимания, эмоциональное состояние, темп движений в сочетании с ритмом и др. Поскольку исследуемые нами параметры выступают в функциональном единстве, мы фиксировали их как компоненты единой системы взаимосвязанных процессов.

Констатирующий эксперимент проводился в виде комплексного обследования и включал три серии:

1 серия была направлена на выявление уровня развития двигательной организации старших дошкольников (особенности развития статической и динамической координации; моторной организации рук; скорости, одновременности выполнения заданий).

2 серия была направлена на выявление уровня развития чувства ритма (в шумовом и музыкальном вариантах).

3 серия была направлена на выявление уровня развития выразительности движений (качество восприятия, устойчивость внимания, качество запоминания движений, желание действовать, эмоциональность, оперативность управления движениями).

Для объективного анализа уровня психомоторного развития были разработаны критерии оценки:

5 баллов — ребенок самостоятельно и правильно выполняет двигательную композицию от начала до кон-

ца; запоминает с трех-пяти исполнений; общительный, постоянно занимает место поближе к педагогу; после выполнения упражнения ждет от педагога оценки; умеет подчинять движения темпу, ритму, динамике и т. д.; правильно передает образ, обосновывает выразительность движений, передает адекватную музыкальному образу эмоциональную реакцию, которая проявляется в мимике, пантомимике; выполняет задания на восприятие и воспроизведение ритма точно, уверенно, без ошибок.

4 балла — ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками; запоминает движения после показа от шести до восьми раз; уверен в себе, но держится на расстоянии; умеет подчинять движения темпу, ритму; передает образ, обосновывает движение, движения точные, эмоции адекватны музыкальному образу, но выражены слабо, мимика бедная; выполняет задания с остановками не более двух раз, без изменений ритмического рисунка.

3 балла — ребенок выполняет композицию с незначительными погрешностями; запоминает движения после повторения от восьми до десяти раз; замкнутый, постоянно старается спрятаться за спину других; передает образ частично, движения не выразительные, мимика бедная, не может обосновать, эмоциональные реакции неадекватны; умеет подчинять движения темпу; выполняет задания с остановками более двух раз, без изменений ритмического рисунка.

2 балла — ребенок выполняет композицию с большими затруднениями из-за рассеянности внимания; не может запомнить последовательность движений после повторений более десяти раз; участвует в занятии короткий промежуток времени; делает ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость); не передает образ, настроение, движения ограниченные, скованные; эмоции отсутствуют; выполняет задания неуверенно с остановками в более трех раз, с изменением ритмического рисунка.

1 балл — ребенок не способен выполнить композицию без подражания педагогу; отказывается принимать участие в занятии; отмечается запаздывание или ускорение в движении; не показывает выразительного образа, выполняет движения по настроению; исполняет задания в виде хаотичных хлопков без ритмического рисунка и со смещением темпа в сторону уплотнения.

Качественный анализ психомоторного развития у дошкольников, осуществленный в результате наблюдения в ситуации не регламентируемой (свободная деятельность) и регламентируемой деятельности на музыкальных занятиях. За выполнение каждого из предлагаемых заданий ребенок получал от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня и качества выполнения упражнения. Критерием распределения оценки стало количество баллов, присвоенных испытуемому за выполнение каждого из заданий трех серий, что позволило дифференцировать степень выраженности нарушения изучае-

мых компонентов и выделить три уровня их сформиро-ванности: высокий, средний, низкий.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента по трем серия.

Изучение двигательной организации. При изучении уровня развития двигательной организации мы исходили из того, что двигательный анализатор является связующим звеном в межанализаторных отношениях и рассматривается как механизм сенсомоторной интеграции.

С целью оценки уровня развития двигательной организации детей дошкольного возраста нами были использованы 6 тестов (на статическую и динамическую координацию движений, двигательную память, скорость, одновременность, отчетливость движений), включающих в себя субтесты (всего 12 заданий) по определению психомоторного состояния, предложенные Н.И. Озерец-ким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской и другими.

При исследовании двигательной организации выявлены затруднения при удержании равновесия: возникало большое напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. Сложности удержания статической координации у 40 человек (35,7%), могут объясняться несовершенством работы тонуса мускулатуры тела, произвольной моторики — движений, связанных с принятием и удержанием позы. Повышенная скованность, зажатость, нарушение порядка движений и их количества приводит к нечеткости двигательных актов у 17 человек (15,1%). При выполнении тестов на исследование динамической организации двигательного акта позволяют говорить о отсутствии автоматичности движений.

Признавая сложность отношений между уровнями организации движений, отсутствие четких границ их действия, можно говорить о том, что особенности психомоторики у этих детей обусловлены не недостаточностью работы отдельных уровней организации движений, а несформированностью их согласованной деятельности.

По состоянию двигательной организации были выделены три уровня:

• Высокий уровень развития двигательной организации имеют 24 ребенка (21,4%). У детей данной подгруппы движения сформированы в достаточном объеме и соответствуют возрастной норме моторного развития данного возраста. Задания выполнялись достаточно ровно, без снижения темпа к концу задания. В единичных случаях встречались легкие погрешности.

• Средний уровень развития двигательной организации имеют 40 детей (35,7%). У детей данной подгруппы выявлены негрубые нарушения динамической и статической координации, отчетливости движений. Выполнение движений проходило в медленном темпе, без нарушений инструкций.

• Низкий уровень развития двигательной организации имеют 48 детей (42,8%). Движения были хаотичные, отмечались нарушения динамической и статической координации.

Изучение развития чувства ритма. Осуществлялось в процессе воспроизведения простейших ритмических рисунков, основанных на равномерном повторе, нас интересовал уровень развития ритмической организации движений детей. Их умение передавать ритм в двух вариантах, услышанный в шумовом исполнении (первый вариант) и выявлять ритмическую структуру в музыкальном произведении (второй вариант). В первом варианте ребенок вслед за взрослым передавал хлопками заданный ритмический рисунок, во втором — передавал ритм прослушанного музыкального произведения.

С целью определения уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы 12 заданий, предложенных К.В.Тарасовой.

При исследовании развития чувства ритма у старших дошкольников ритм повторности оказался наиболее

доступным для 89 человек (79,4%). Однако метр следования хлопков могли воспроизвести не все испытуемые, только 59 детей (52,6 %) справились с заданием. Некоторые дошкольники 8 человек (7,14%), правильно отражая повтор, несколько изменяли заданную скорость следования звуков, чаще всего в сторону уплотнения повторяющихся ударов, то есть ускоряли их.

По состоянию развития чувства ритма были выделены показатели уровней:

• Высокий уровень развития чувства ритма имеют 13 детей (11,6%). У детей данной подгруппы в достаточной степени сформированы навыки восприятия и воспроизведения ритмических рисунков. Задания выполнялись точно, уверенно, без ошибок.

• Средний уровень развития чувства ритма имеет 30 детей (26,7% ).У детей данной подгруппы возникали затруднения в скорости выполнения заданий. Допускали до двух ошибок при выполнении заданий, но без изменения ритмического рисунка.

• Низкий уровень развития чувства ритма имеют 69 детей (61,6 %). У детей данной подгруппы воспроизведение даже равномерного звукового повтора оказалось недоступно. Их действия во время выполнения заданий отличались крайней хаотичностью, поспешностью, многие дети начинали хлопать в ладоши, не дослушав задание экспериментатора до конца. Результаты подтверждают, что задания на воспроизведение ритма и метрической организации музыкальных произведений оказались для детей наиболее сложными.

Изучение развития выразительности движений. Уровень развития выразительности движений ребенка, выявлялся в ходе наблюдения за детьми при движении под музыку в условиях выполнения специально подобранных заданий.

Исследование развития выразительности движений включало 6 компонентов:

1. Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) — способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.

2. Устойчивость внимания — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

3. Качество запоминания последовательности движений — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти — музыкальная, двигательная, зрительная.

4. Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, гнев, горе, тревога и т. д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Для диагностики эмоциональности нами использовалась проективная методика «лица и эмоции» А. Джахез и Н. Манши.

5. Желание действовать — признаки, проявляющиеся в поведении ребенка на занятиях. Оценивалось состояние ребенка в эту минуту — по типичности или не типичности в его поведении.

6. Оперативность управления движениями — планирование и организация движения, которая проявляется в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.

Результаты исследования выразительности движений старших дошкольников выявили неравномерность развития исследуемых компонентов. Показатели таких компонентов как устойчивость внимания, оперативность управления движениями и эмоциональность говорят о их недостаточной сформированности. При выполнении заданий, направленных на изучение качества восприятия движений, только 42 человек (37,5%) передали тонкую нюансировку и точность движений. Задания на устойчивость внимания и оперативность управления

движениями успешно выполнили только 21 детей (18,7 %), их движения выражали музыкальный образ и совпадали с музыкальными фразами. Характеризуя качество запоминания последовательности движений у 35 дошкольников (31,2 %) можно отметить, что они запомнили движения с трех-пяти исполнений по показу педагога. У 7 человек (6,2 %) движения не отражали характер музыки и не совпадали с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения; не могли запомнить движения после восьми повторений.

Оценивая эмоциональность можно отметить, что 21 человек (18,7%) детей подпевали во время движения, что-то приговаривали, после выполнения упражнения ждали от педагога оценки, а 7 человек (6,2 %) выполняли движения ограниченное время, по настроению.

Большинство детей, 35 человек (31,2 %), старались приблизиться к педагогу, старались, ждали его похвалы, а 28 человек (25%) пытались вставать как можно дальше, прятались за спины детей, стоявших впереди, не проявляли интереса к занятию. У 21 человека (18,7 % ) отмечалось запаздывание, задержка и медлительность в движении.

По состоянию развития выразительности движений были выделены уровни:

• Высокий уровень развития выразительности движений имеют 21 ребенок (23,5%). У детей данной подгруппы отмечается устойчивость внимания, отличное запоминание последовательности движений, хорошее чувство темпа и ритма. Они эмоционально восприимчивы, активны.

• Средний уровень развития выразительности движений имеют 27 детей (24,1%). У детей данной подгруппы отмечается недостаточная устойчивость внимания, при воспроизведении последовательности движений отмечаются неточности, хорошее чувство темпа, а в ритмических заданиях допускаются погрешности. Отмечается наличие неадекватных эмоциональных реакций, меньшая инициативность, скованность. Мимика бедная, движения не выразительные.

• Низкий уровень развития выразительности движений имеют 64 ребенка (57,1%). У детей данной подгруппы возникают затруднения в выполнении заданий, понимания мимики, пантомимики. Им свойственны необдуманные действия, неразвитость самообладания, непосредственные реакции на внешние впечатления.

В процессе констатирующего эксперимента было установлено, что даже в пределах одной возрастной группы уровень психомоторного и музыкально-ритмического развития детей был неоднороден, о чем свидетельствует ряд различий. Эти различия обусловлены особенностями двигательной организации, чувства ритма и развития выразительности движений. Выявленная специфика психомоторного и музыкального развития позволила дифференцированно подойти к контингенту детей 5-6 лет и условно выделить 3 группы испытуемых по уровню психомоторного развития.

В 1 группу (высокий уровень психомоторного развития) были выделены испытуемые в количестве 26 человек (23,3 %). Оценочный профиль располагался в области от 4 до 5 баллов. Среднее арифметическое полученных ими баллов составляло 4,55 (дети выполняли задания возрастной нормы). Для детей данной группы было характерным хорошая организация движений на разных уровнях, не возникало трудности контроля и регуляции двигательного акта. Они сохраняли точность и объем при выполнении двигательно-ритмических заданий в быстром темпе, собранно, не испытывали трудность в переключении движений. Характерным для детей первой группы было яркое эмоциональное реагирование, активность, желание успешно выполнить задания.

Во 2 группу (средний уровень психомоторного развития) были выделены испытуемые в количестве 41 чело-

века (36,5 %). Оценочный профиль располагался в области от 2,5 до 4 баллов, среднее арифметическое которых, составляло 3,22 (дети справились с заданиями, но не во всех сериях). У детей данной группы отмечалась недостаточность статического равновесия, слабость произвольного внимания, что повлияло на одновременность и отчетливость движений. Отмечалась сложность в воспроизведении ритма и метрической структуры. Характерным для детей данной группы был эмоциональный подъем, который не позволял сконцентрировать внимание и вовремя услышать переход на другую ритмическую фигуру, продолжая в темпе ровную пульсацию коротких звуков. Реакция на ошибки была различной; от спокойного сожаления до эмоционального всплеска.

В 3 группу (низкий уровень психомоторного развития) были выделены испытуемые в количестве 45 человек (40,2 %). Их оценочный профиль располагался в области от 1 до 2,5 баллов. Среднее арифметическое баллов составляло 2,11 (эти дети не могли выполнить задания возрастной нормы). Для детей данной группы было характерным несовершенство организаций движений на разных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта. Отмечалось желание выполнить задание до конца, соперничество. Значительные трудности дети испытывали при удержании темпа, вычленении ритмического рисунка из музыкального произведения. Действия их во время выполнения заданий отличались крайней хаотичностью, поспешностью, неуверенностью. Детям свойственна эмоциональная незрелость, крайний характер проявления радости и огорчения.

Анализ результатов психомоторного развития старших дошкольников позволил сделать следующие выводы:

1. Развитие выразительности движений детей характеризуется большими индивидуальными различиями по каждому исследуемому параметру. Однако, несмотря на большой разброс данных, прослеживаются общие тенденции для всех испытуемых, заключающиеся в следующем: чувство ритма у детей развито слабо даже под воздействием музыкальных занятий.

2. Анализ результатов исследования психомоторного развития старших дошкольников позволил разделить испытуемых на три группы (Э1 — высокий уровень, Э2 — средний уровень, Э3 — низкий уровень.

3. Это позволит в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию работы по развитию выразительности движений у дошкольников.

Для реализации дифференцированного подхода был проведен формирующий эксперимент. При разработке специального содержания работы, направленной на развитие психомоторных способностей у испытуемых, мы опирались на следующие положения:

• важность перцептивного развития в онтогенезе;

• закономерности и этапы психомоторного развития в онтогенезе;

• универсальный характер ритмической способности;

• двигательная природа ритма;

• двигательно-моделирующая основа восприятия и воспроизведения ритма;

• регулирующая функция эмоций;

• особенности развития выразительности движений детей на этапе дошкольного детства.

На этапе обучения решались задачи:

1. Формирование способности выразительного исполнения движений.

2. Развитие:

• общей моторики, умения владения своим телом (кинестетического, кинетического анализатора движений ), единства чувственно-эмоциональной и двигательной сфер;

• зрительной, моторно-слуховой, кинетической и пространственной памяти, активизация внимания, восприятия;

• чувства ритма;

• наблюдательности, коммуникативных навыков (адекватно использовать мимику и пантомимику, язык жестов, описывать своё состояние).

3. Воспитание регуляции и творческой самореализации в движении.

Основные направления работы.

1. Развитие общей моторики:

• развитие двигательной активности, регуляции мышечного тонуса;

• формирования одновременных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

2. Развитие чувства ритма:

• формировать слухо — ритмические навыки;

• получить общее впечатление о том, что ритм состоит не только из равномерных «шагов» -долей, но также и из более коротких звуков.

3.Развитие выразительности движений:

• расширение рамок восприятия, направления движений; развитие устойчивости внимания, запоминание последовательности движений; способности дифференцировать ритм, темп;

• учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать навыки ориентировки;

• уметь владеть своим телом (кинестетическим, кинетическим факторами);

• свободно выражать свое эмоциональное состояние с помощью средств мимики и пантомимики;

• формировать внутреннюю экспрессию, динамичность, способность к выразительному исполнению движений;

• умение взаимодействовать с детьми во время занятий; воспитание выразительности в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Для детей с низким уровнем психомоторного развития, при общей направленности целей и задач были использованы дополнительные приемы:

• сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением в играх на развитие мелкой и общей моторики со стихотворным текстом;

• выделение метрической пульсации и ритмического рисунка в музыкальном произведении и стихотворном тексте; проговаривая, отстукивая пальцами, ладонями и ногами с «ритмическими словами» «та» и «ти-ти» ритма музыкального произведения; мысленное пение мелодии, воспроизводя хлопками ритм;

• привлечение внимания к звучащему музыкальному произведению;

• совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; с настроением музыкальных произведений, сопоставление их со сказочным персонажем;

• изображение движениями содержания стихотворного текста; развитие мимики через подражание;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соединение последовательности движений на танцевальном материале.

• проведение танцевальных упражнений в двух подгруппах по очереди.

Таким образом, исследование развития психомоторики старших дошкольников, учет результатов является важным фактором для разработки и реализации индивидуального подхода при развитии психомоторики старших дошкольников. Выявление эффективных способов и приемов по развитию психомоторики, позволяют предложить педагогическому образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на развитие двигательной организации, чувства ритма и выразительности движений, как основных компонентов психомоторного развития детей с целью выравнивания стартовых возможностей при подготовке детей к школе.

Библиографический список

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

3. Коссов Б.Б. Комплексная методика изучения психомоторики и личности школьников. В кн.: Психологические проблемы физического воспитания школьников. М., 1989.

4. Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1993.

6. Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. — Т. 1-2.

Статья поступила в редакцию 25.06.08

УДК 803.0 (075.8)

Н.М. Андронкина, канд. пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПОНЯТИЕ «ДИСКУРС» В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматриваются проблемы анализа содержания термина «дискурс» в междисциплинарных исследованиях и в методике преподавания иностранных языков. Детальная характеристика дискурса в широком и узком смысле позволяет сделать вывод о том, что дискурс в методике преподавания иностранных языков может трактоваться в качестве модели иноязычного общения и его единицы.

Ключевые слова: дискурс, текущая речевая деятельность, экстралингвистические факторы, процесс и результат речемыслительной деятельности, модель иноязычного общения, единица общения.

Понятие дискурса рассматривается и развивается в аспектных свойств дискурс вводится в понятийный ап-

зарубежных и отечественных гуманитарных науках дос- парат многих наук и является объектом изучения в фи-

таточно активно, и поэтому сам термин «дискурс» трак- лософии, лингвистике, паралингвистике, психологии,

туется по-разному, в результате выделяются различные социологии, культурологии, семиотике, теории комму-

типы или разновидности дискурса. В силу своих много- никации, логике, этнографии, литературоведении, сти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.