УДК 796.01
Khlupina E.G., senior teacher, Vyatka State University (Kirov, Russia), E-mail: [email protected]
DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS IN THE SPECIAL GROUP. Health problems of students are determined by their lifestyle, systematic lack of sleep, and insufficient physical activity. The research of methods and means of improving health and work capacity of students with congenital and acquired chronic diseases is of particular relevance in case of movement deficit. The methodology of physical training for people of special health group is developed, which is based on exercises according to the intensity of energy expended. The teacher-student relationship helps in selecting individual techniques for such students. Taking into account the proposed methodology of classes, by the second year the fitness of female students in the special group improved from 38.4-78.2% in various tests.
Key words: special group, students, physical education, physical development, preparedness, differentiated approach.
Е.Г. Хлюпина, ст. преп., Вятский государственный университет, г. Киров, Е-mail: [email protected]
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
Проблемы сохранения здоровья студентов определяются образом жизни, систематическим недосыпанием, недостаточной двигательной активностью. При дефиците движений особую актуальность приобретают исследования методов и средств повышения уровня здоровья и работоспособности студентов с врожденными и приобретенными хроническими заболеваниями. Была разработана методика по физической культуре для специальной группы здоровья, за основу которой положены упражнения по интенсивности затраченной энергии. В выборе индивидуальной методики для таких студентов помогают отношения преподаватель - студент. Применение предложенной методики индивидуальных занятий привело к тому, что ко второму курсу улучшилась подготовленность студенток специальной группы от 38,4 до 78,2% в различных тестах.
Ключевые слова: специальная группа, студенты, физическая культура, физическое развитие, подготовленность, дифференцированный подход.
В настоящее время учебный процесс в вузах характеризуется повышающимся объемом обработки и усвоения информации. Проблемы сохранения здоровья студентов в основном определяются образом жизни, несвоевременным приемом пищи, систематическим недосыпанием, малым пребыванием на свежем воздухе, недостаточной двигательной активностью, отсутствием закаливающих процедур, решением домашних заданий по ночам и многое другое. На сон приходится 24-30% времени от суток, на питание до 16%, на двигательную активность - 15-30% [1, с. 217]. Снижение активности подтверждается результатами анкетирования в Кубанском университете. Физическая активность у студентов направления «Менеджмент» снизилась на 12% за 2 года. Голикова Т.А. и Шестаков М.М. объясняют понижение параметров физической подготовленности молодежи нашего времени тем, что много студентов с различными заболеваниями [2, с. 40].
Оздоровительный потенциал физкультуры в вузах может использоваться в специальных группах и решать восстановительные задачи. Этому способствуют различные формы проведения уроков в зависимости от интересов, заболеваний, потребностей студентов [3, с. 330].
Одним из важнейших в жизни человека с различными патологиями является процесс физического, духовного, психологического развития человека. Существуют различные концепции, рассматривающие процесс становления молодых людей. Например, в Курске предложили рассмотреть личность как «Я-концепция, Я-физическое». Среди молодежи потребности в уважении, самоутверждении, признании являются главными. Поэтому работа над собственным физическим «Я», над развитием и совершенствованием своего тела является крайне значимой для молодых людей и девушек [4, с. 125].
При недостатке информации о правильных нагрузках, особенности заболевания, дефиците двигательной активности особую актуальность приобретают исследования методов и средств повышения уровня работоспособности лиц, относящихся к специальной (третьей) группе здоровья.
Научная новизна исследования состоит в использовании новой методики для студентов, относящихся к специальной группе по физкультуре. Основа методики - применение упражнений и спортивных направлений в зависимости от интенсивности и мощности работы. Теоретическое значение определяется тем, что предложены новые методические подходы в работе с девушками и условия для реализации физического процесса с обучающимися. Практическая значимость заключается в том, что предложенные рекомендации, применения упражнений различной интенсивности в зависимости от заболевания и индивидуальный подход в педагогическом процессе могут быть использованы на занятиях физкультурой.
Анализ научно-методических источников показал, что в настоящее время проблема правильного построения занятий для студентов третьей группы здоровья еще недостаточно освещена. Изучение влияния специфических упражнений на физическую подготовленность девушек 1, 2 курсов специальной группы позволила нам сформулировать цель исследования.
Целью данного исследования является изучение специальной индивидуальной методики для студентов с ослабленным здоровьем, занимающихся физкультурой в вузе. В процессе достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: разработать специальную методику занятий для студентов специальной группы; определить динамику функционального состояния студен-
тов в течение двух курсов; выявить направления занятий по интересам и возможностям студентов.
В течение двух лет проводился мониторинг состояния здоровья девушек, который помог эффективно сформировать программу по физической подготовке. В основу программы вошли упражнения по интенсивности затраченной энергии. Физическая активность определяется как любое движение тела, производимое скелетными мышцами, которое приводит к расходу энергии сверх уровня состояния покоя [5, с. 247]. Физическая активность классифицируется по четырем уровням: полное отсутствие активности, низкий, умеренный и интенсивный. Эти уровни мы взяли за основу построения индивидуальных программ занятий в зависимости от интересов студенток. Так как в исследовании принимали участие молодые девушки с хроническими болезнями, рассматривали только низкий, умеренный и большой уровни интенсивности самостоятельных занятий. При низком уровне активности (90 мин. в неделю) предложены занятия медленной ходьбой, плаванием, йогой. Умеренная физическая активность (150 мин. в неделю) соответствует усилиям, затраченным при скандинавской ходьбе, езде на велосипеде по ровной поверхности, танцах. Большая физическая активность (до 300 мин. в неделю) приносит дополнительную пользу для здоровья, что соответствует усилиям, которые затрачивает студентка при беге, занятиях аэробикой, плавании от 300 м, езде на велосипеде в гору, интенсивной скандинавской ходьбе.
Для измерения уровня физической подготовленности было проведено 3 контрольных испытания: «12-минутный тест Купера», «Поднимание туловища из положения лежа», «Отжимание от скамейки». Определяли индекс физического состояния (ИФС) и адаптационный потенциал (АП) по формулам, которые включали следующие показатели: частоту пульса, возраст, артериальное давление, массу тела, рост. Проводился анализ данных по заболеваемости студентов, а также велся учет сведений по временной нетрудоспособности.
К специальной (третьей) группе здоровья относятся девушки, которые в силу своих физических особенностей и проблем со здоровьем не имеют возможности заниматься наравне с остальными. Поэтому составлялись индивидуальные программы по физкультуре, направленные на коррекцию и повышение функционального здоровья. Программа состоит из двух частей: занятия с преподавателем и самостоятельные занятия. Спланировано практических и теоретических занятий - 8 часов в неделю на 1 курсе и 7 часа в неделю на 2 курсе.
Занятия с преподавателем включали в себя упражнения на улице, в тренажерном зале, зале аэробики. В тренажерном зале развивали качество силы (отжимания, подтягивания, упражнения для укрепления мышц спины, пресса, опорно-двигательного аппарата (по самочувствию и диагнозу); на улице - качество выносливости (ходьба на лыжах, скандинавская ходьба); в зале - развитие координации, гибкости, чувства ритма. В подготовительной части применяли упражнения на общую выносливость, положительно влияющие на дыхательную систему. В основную часть занятий были включены упражнения на ловкость, гибкость, силу, на укрепление мышц брюшного пресса, спины, ног Заключительная часть состояла из растяжки, дыхательного комплекса. Обязательным элементом занятия были специальные упражнения, соответствующие конкретному заболеванию. При математической и статистической обработке результатов физической подготовленности использовались ранговые коэффициенты корреляции Стью-
дента при уровне значимости 0,05. Результаты исследования обрабатывались по программе Excel.
По результатам исследования получены следующие данные, характеризу-ющиединамику функциондьногоздоровьястуденток. Напервом курсе наблюдаются стрессовые реакции на обучение в новом коллективе, ответственность за дыполнение домешиьт медоний, внФ°уочуые ьероп[зивтия. Поэттму т Hepn^ год обимения, какн уд.модокдетации, инс^^ььсТннуч^нькго состояния (ИФС) составил 0,59 ± 0,20 у. е. По нашим данным, состояние студентов можно охарак-тудиусватбкак «среднее », ближен мусгнм зс^ессьт поИФО. Дсньспито^нн|К птддн.иаб^иоу р0(3 ± 0,Зд им« мнмудемстсуеь «н««^женис м^х^т^и^1нок ддм пчдяну».
На втором курсе ИФС равен 0,67 ± 0,21, соответствует оценке «выше среднего». Адаптационный потенциал равен 1,98 ± 0,36, что соответствует «удовлетворительной адаптации». Это говорит о приспособляемости организма девушек к любым нагрузкам.
Рис. 1. Адаптационный потенциал и индекс физического состояния девушек на первом и втором курсах
Улучшение функционального состояния произошло ко второму курсу, ИФС увеличился на0,08у.е.,АП снизился на 0,08 у. е. Считаем, что улучшение произошло за счет введения тренировок на выносливость, дыхательных упражнений на каждом занятии. Используя данныедругих исследований, проведенных в городе Пензе, можно утверждать, что снижение кардиозанятий в неделю для слабленных студентов влияет на их функциональное здоровье. Рядом авторов выявлено, что у студентов Пензенского университета уменьшение аэробной на-риптeиeмиемoбnдтв трфдноУкпемни.удетзшениюоКъдмс оио еие,чьФcпеьо»вьнoиaнемнелнчeкиювaбФлевФем«мти [у, с. д1].
Быфи пучкии уиемpoля, содемдсщие «еуyььтмтытe»тиpoвaния
студенток специальной группы. Так, за 2 года исследований выявлены статисти-чном иеcядзхрнlвуизмeуeрня пк итуМ еррaзaтeхтДl
ЗЩсмeи«a^и cпeцрольней гусппы бвтн ы я^[^уыпе1ЮУз^^ие«иер
пaдгмдoелeнмoм»н. Bынoрлиедьтьоньолeьтеи ни 1 в-г.ынуяннм« тест« Ите»^ релyмышт бьошдт^о пкиоус (^ез уненавремени е по оохидеству .»съемод т^ ловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены), силу pyк-е»oумaннум от сгамнйки до касания грудью скамейки) (табл. 1).
Физическая подготовленность девушек специальной группы, M ± m Physical с^^Ияг^г^г^нсьг^И дгНь о1Н»е sуея¡alтrouр. Д тт
Табеиц а 1
Физическая подготовленность Physical fitness 1 курс n = 22 2 курс n = 22 достоверность
Тест Купера Test Kyper (m) 1465,91 ± 52,35 1871,82 ± 66,03* Р < 0,05
Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) Lifting the torso from the prone position (number of times) 10,82 ± 0,81 36,39 ± 2,16* Р<0,05
Отжимание от скамейки 3,50 ± 0,60 10,23 ± 0,29* Р < 0,05
Примечание:
* - различия между группами значимы по t-критерию Стьюдента, p 0,05 (differences between groups are significant according to Student's t-criterion, p < 0,05)
Достоверно выносливость увеличилась на 78,3%; сила мышц рук - на 34,2%; сила мышц пресса увеличилась на 30,57% (табл. 1). Увеличение данных показателей в процессе обучения в вузе связано в первую очередь с включе-
нием систематических занятий физическими упражнениями на разные группы мышц.
Владение тайм-менеджментом очень важно в период обучения, чтобы выделять час для двигательной активности в течение дня. Наше исследование подтверждается данными авторов из Чебоксар, что программа с развивающим режимом занятий для студентов специальной медицинской группы является наиболее эффективной. Только систематические занятия не реже 2-3 раз в неделю дают положительные результаты и служат в качестве мотивации к активным занятиям студентовфизическойкультурой[7,с.259].
Сравнивая оба года обучения, можно выявить положительные сдвиги в здоровье и правильность выбранной методики при работе со студентами специальных групп, несмотря на то, что на I курсе студенты занимались 4 часа в неделю, а на II курсе нагрузка снизилась до 3 часов в неделю. На первом курсе студенты за 12 минут преодолели дистанцию на 300 метров больше. Тенденция к улучшению физического развития прослеживается и в силовых тестах. В течение первого курса девушки практически не справились с нормативом «отжимание», а на втором курсе смогли выполнить его от 5 до 12 раз. Выполнение упражнения на силу мышц пресса в течение дня помогло повысить контрольный норматив с 23 до 43 раз.
В рамках исследования была разработана анкета. Предложено ответить на вопросы об отношении к физкультуре; насколько важна роль преподавателя на занятии; каково взаимодействие педагога с обучающимися; имеется ли желание активно продолжать использовать знания, полученные на занятиях в свободное время.
Проведенное анкетирование со студентами специальной медицинской группы показало, что:
- 67% студентов имеют положительное, а 33% студентов - отрицательное отношение к занятиям физической культурой;
- 54% студентов отмечают положительную, а 19% студентов отрицательную роль педагога в формировании отношения к физической культуре, и 27% студентов не смогли сформулировать своего отношения к этому вопросу;
- 18% студентов не знают, хотят ли они заниматься физической культурой, 40% студентов имеют желание активно заниматься, а 42% - не желают заниматься физической культурой.
Анкетирование показало проблему отношения молодежи к двигательному режиму в течение дня, недели, месяца. При поступлении в вуз наступает студенческая жизнь, наполненная различными мероприятиями, а на спортивные занятия просто нет времени. На втором курсе студенты с удовольствием посещают бассейн, тренажерные залы, фитнесс-тренировки, занятия по лечебной физкультуре, обязательное условие - контакт с преподавателем. Данные в нашем исследовании подтверждаются авторами из г Пензы и доказывают полезность методических рекомендаций, касающихся вопроса работы с учащимися, которые по причине определённых заболеваний отнесены к специальной медицинской группе[8,с. 78].
Мы провели анализ заболеваемости испытуемых студентов. Выявлено, что проблемы с органами зрения имеют 46% студентов. Это, прежде всего, миопия, астигматизм, редко дальнозоркость. Нарушение опорно-двигательного аппарата зафиксировано у 19%, заболеваниями органов дыхания болеют около 10% студентов (астма, риниты), у 15% выявлены проблемы с сердечно-сосудистой системой (вегетососудистая дистония, пролапс митрального клапана, пороки сердца), с болезнями желудочного тракта (кишечные заболевания и др.) 6,9% испытуемых, остальные различные виды заболеваний - 3,1%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: применение самостоятельных занятий любимым видом активности привело к улучшению результатов физического состояния и физической подготовленности студенток. У девушек повысилась самооценка, улучшилась фигура и прослеживается снижение дней по больничному листу.
У студентов, систематически занимающихся от 4-6 часов в неделю двигательной активностью, выработался определенный режим дня, появилась уверенность в поведении. Анкетирование показало, что 67% студентов хотят заниматься в различных секциях, несмотря на имеющиеся заболевания. Повышается физическая подготовка на втором курсе. Увеличилась дистанция в тесте Купера до 1900 метров. Девушки смогли отжаться от скамейки 10 раз и поднять туловище до 40 раз. Это говорит о регулярности физической нагрузки и повышенном эмоциональном подъеме, который помогает посещать секции.
В учебный процесс рекомендуем включать индивидуальные упражнения в зависимости от основного заболевания. Упражнения для развития дыхательной системы способствуют не только укреплению опорно-двигательного аппарата, но и увеличению жизненной емкости легких. Тренировка дыхательной системы является одной из задач, которую перед собой ставит преподаватель физической культуры на своих занятиях. Отсутствие активной физической нагрузки ведет к уменьшению жизненной емкости легких, что, в свою очередь, снижает приспособляемость организма человека к выполнению физических нагрузок.
Результаты исследования могут помочь в работе со студентами третьей группы здоровья, дальнейшему изучению функционального состояния молодежи, а также решению проблем с построением занятий по физкультуре.
2,5 г
1,5 1
0,5 о
Адаптационный потенциал (АП) Индекс физического состояния (ИФС)
АП
ИФС
1 г
■ Столбец! ■ СтолоеиД
Библиографический список
1. Дудкина ЮА, Mирзоев ОМ оглы Mониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов на примере MilM. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 201У; № 3 (УУ): 214-219.
2. Голикова T.A., Шестаков M.M. Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов направления «Mенеджмент», профиль «Логистика». Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 201У; № 1: 38-42.
3. Подоляка A.E. Развитие профессионально значимых физических качеств средствами физической рекреации студентов гуманитарных специальностей. Известия Саратовского университета. Серия: Философия, психология, педагогика. 2019; T. 19: 329-333.
4. Захаров ВА Физическая культура как средство формирования и развития «Я - физического» у студентов ССУЗОВ. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; № 112: 123-12У.
5. Ильинич ВА Физическая культура студента. Mосква, 2000.
6. Павлова A.M., Шлемова MÉ., Чернышева И.В., Липовцев С.П. Повышение заинтересованности занятиями физкультурой у студентов специальных медицинских групп. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № У-2: 80-81.
У. Гилев ГГ., Бабинина T.A., Романовский С.К. Лечебная физкультура в системе реабилитации студентов специальной медицинской группы. Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары, 2015; T. 2, № 3 (4): 259-2б0.
8. Круподеров Д.Д., Шлемова ME., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Особенности проведения занятий по физкультуре в специальных медицинских группах. Международный журнал экспериментального образования. Пенза: Издательский Дом «Академия естествознания». 2014; № У-2: Уб-УУ.
References
1. Dudkina Yu.A., Mirzoev O.M. ogly Monitoring sostoyaniya zdorov'ya v razrabotke programm razvitiya fizicheskoj kul'tury studentov na primere MGIK. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kui'tury i iskusstv. 201У; № 3 (УУ): 214-219.
2. Golikova T.A., Shestakov M.M. Pokazateli fizicheskogo razvitiya, fizicheskoj i funkcional'noj podgotovlennosti studentov napravleniya«Menedzhment», profil' «Logistika». Materialy ezhegodnoj otchetnoj nauchnoj konferencii aspirantov i soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 201У; № 1: 38-42.
3. Podolyaka A.E. Razvitie professional'no znachimyh fizicheskih kachestv sredstvami fizicheskoj rekreacii studentov gumanitarnyh special'nostej. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya, psihologiya, pedagogika. 2019; T. 19: 329-333.
4. Zaharov V.A. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo formirovaniya i razvitiya «Ya - fizicheskogo» u studentov SSUZOV. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; № 112: 123-12У.
5. Il'inich V.A. Fizicheskaya kul'tura studenta. Moskva, 2000.
6. Pavlova A.I., Shlemova M.V., Chernysheva I.V., Lipovcev S.P. Povyshenie zainteresovannosti zanyatiyami fizkul'turoj u studentov special'nyh medicinskih grupp. Mezhdunarodnyj zhurnai 'eksperimentai'nogo obrazovaniya. 2014; № У-2: 80-81.
У. Gilev G.G., Babinina T.A., Romanovskij S.K. Lechebnaya fizkul'tura v sisteme reabilitacii studentov special'noj medicinskoj gruppy. Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika. Cheboksary, 2015; T. 2, № 3 (4): 259-2б0.
8. Krupoderov D.D., Shlemova M.V., Egorycheva E.V., Chernysheva I.V. Osobennosti provedeniya zanyatij po fizkul'ture v special'nyh medicinskih gruppah. Mezhdunarodnyj zhurnai 'eksperimentai'nogo obrazovaniya. Penza: Izdatel'skij Dom "Akademiya estestvoznaniya". 2014; № У-2: Уб-УУ.
Статья поступила в редакцию 03.10.22
УДК 378
Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Language Training, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH SKILLS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. At the present stage of the development of the education system, there is an increasing need to train highly qualified personnel capable of solving professional tasks at a high level. Given the need for foreign language competence, for the development of professionalism at the present stage, which is dictated by the globalization of knowledge, there is a need not only for the formation of foreign language competence, but also research skills within its framework, which enable the independent development of a professional. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the research problem has shown the need for experimental work on the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The experimental study is conducted on the basis of the Financial University. The purpose of the experimental work is to test the effectiveness of the program for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university, a program for the formation of research skills during foreign language education, which was based on the development of students' independence, free search for materials during the implementation of projects. The comparative results at the ascertaining and control stages of the experiment in the experimental group improved significantly, which cannot be said about the results in the control group. Based on this, the dynamics of the work is obvious, which proves the effectiveness of the program developed and tested in the experimental group for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university.
Key words: language education, foreign language education, foreign language competence, research activity, research skills, non-linguistic university.
Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент языковой подготовки Финансового университета
при правительстве Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Н.Е. Южакова, ст. преп., Департамент языковой подготовки Финансового университета при правительстве Российской Федерации,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
На современном этапе развития системы образования возрастает необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров, способных решать профессиональные задачи на высоком уровне. Учитывая необходимость иноязычной компетенции для развития профессионализма на современном этапе, что продиктовано глобализацией знаний, появляется потребность не только в формировании иноязычной компетенции, но и исследовательских умений в ее рамках, которые дают возможность самостоятельного развития профессионала. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Экспериментальное исследование было проведено на базе Финансового университета. Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободному поиску материалов при реализации проектов. Сравнительные результаты на констатирующем