Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / BASKETBALL / MONITORING / PSYCHOPHYSIOLOGICAL TESTING / NEURODYNAMIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ли Юнфан, Черкашина Е.В., Иванов А.И.

Цель исследования - повышение эффективности контроля студентов-баскетболистов на основе дифференцированных шкал оценки индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций спортсменов. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, занимающихся баскетболом. Возраст игроков составил 20±1,34 года, стаж занятий спортом - 5±0,48 года. На момент проведения психофизиологического тестирования студенты-спортсмены были практически здоровы по результатам медицинского осмотра, от них было получено письменное согласие на участие в обследовании. С применением компьютерной системы «Диагност-1» (Н.В. Макаренко, В.С. Лизогуб) были получены данные индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций баскетболистов, такие как время латентных периодов простых и сложных зрительно-моторных реакций, ошибки при переработке информации различной сложности, минимальное время экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию при определении уровня функциональной подвижности и силы нервных процессов. Исследования проходили на базе Шэньчжэньского университета (г. Шенчжень, КНР). Результаты исследования и вывод. Определены показатели нейродинамических функций студентов-спортсменов, которые впоследствии были подвергнуты математико-статистической обработке с целью разработки дифференцированных шкал оценки. Расчеты осуществлялись на основе использования сигмовидных шкал по методике В.М. Зациорского. Внедренные в учебно-тренировочный процесс баскетболистов Шэньчжэньского университета (КНР) разработанные пятибалльные оценочные шкалы способствовали повышению эффективности оперативного и текущего контроля спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ли Юнфан, Черкашина Е.В., Иванов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCALES OF DIFFERENTIATED ASSESSMENT OF INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY AND SENSORIMOTOR FUNCTIONS IN STUDENT BASKETBALL PLAYERS

Objective of the study was to improve the effectiveness of control of student basketball players on the basis of scales of differentiated assessment of individual typological features of higher nervous activity and sensorimotor functions of athletes. Methods and structure of the study. The study involved 34 student basketball players aged 20±1.34 years, with 5±0.48 years of sports experience. At the time of the psychophysiological testing, the student athletes were apparently healthy according to the results of the medical examination; they gave their written consent to participate in the examination. The "Diagnost-1" software (N.V. Makarenko, V.C. Lizogub) helped obtain the data on individual typological features of higher nervous activity and sensorimotor functions of the basketball players, such as latency time of the simple and complex visual-motor reactions, errors in the processing of information of different complexity, minimum signal exposure time and minimum exposure period in determining the level of functional mobility and strength of the nervous processes. The study was carried out at the premises of Shenzhen University (Shenzhen, China). Results and conclusion. We determined the indicators of the neurodynamic functions of the student athletes and processed them using the mathematical-statistical methods for data processing to develop differentiated assessment scales. The calculations were based on the use of sigmoid scales according to V.M. Zatsiorsky. The developed 5-point rating scales introduced into Shenzhen University (China) contributed to the improvement of the effectiveness of both operational and ongoing monitoring of student basketball players during the training process.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ свойств ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796.01:612

Поступила в редакцию 03.03.2020 г.

Информация для связи с автором: 706037@mail.ru

Аспирант Ли ЮнФан1

Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Е.В. Черкашина2

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент А.И. Иванов3

1 Шэньчжэньский университет, Шэньчжэнь, КНР

2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

3 Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск

SCALES OF DIFFERENTIATED ASSESSMENT OF iNDiViDUAL TYPOLOGICAL FEATURES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY AND SENSORIMOTOR FUNCTIONS iN STUDENT BASKETBALL PLAYERS

Postgraduate Li YunFan1

PhD, Associate Professor E.V. Cherkashina2

PhD, Associate Professor A.I. Ivanov3

1 Shenzhen University, Shenzhen, China

2 North-Eastern Federal University, Yakutsk 3Yakut State Agricultural Academy, Yakutsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - повышение эффективности контроля студентов-баскетболистов на основе дифференцированных шкал оценки индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций спортсменов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, занимающихся баскетболом. Возраст игроков составил 20±1,34 года, стаж занятий спортом - 5±0,48 года. На момент проведения психофизиологического тестирования студенты-спортсмены были практически здоровы по результатам медицинского осмотра, от них было получено письменное согласие на участие в обследовании. С применением компьютерной системы «Диагност-1» (Н.В. Макаренко, В.С. Лизогуб) были получены данные индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций баскетболистов, такие как время латентных периодов простых и сложных зрительно-моторных реакций, ошибки при переработке информации различной сложности, минимальное время экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию при определении уровня функциональной подвижности и силы нервных процессов. Исследования проходили на базе Шэньчжэньского университета (г. Шенчжень, КНР).

Результаты исследования и вывод. Определены показатели нейродина-мических функций студентов-спортсменов, которые впоследствии были подвергнуты математико-статистической обработке с целью разработки дифференцированных шкал оценки. Расчеты осуществлялись на основе использования сигмовидных шкал по методике В.М. Зациорского. Внедренные в учебно-тренировочный процесс баскетболистов Шэньчжэнь-ского университета (КНР) разработанные пятибалльные оценочные шкалы способствовали повышению эффективности оперативного и текущего контроля спортсменов.

Ключевые слова: баскетбол, контроль, оценка психофизиологического состояния, нейродинамические функции.

Annotation

Objective of the study was to improve the effectiveness of control of student basketball players on the basis of scales of differentiated assessment of individual typological features of higher nervous activity and sensorimotor functions of athletes.

Methods and structure of the study. The study involved 34 student basketball players aged 20±1.34 years, with 5±0.48 years of sports experience. At the time of the psychophysiological testing, the student athletes were apparently healthy according to the results of the medical examination; they gave their written consent to participate in the examination. The "Diagnost-1" software (N.V. Makarenko, V.C. Lizogub) helped obtain the data on individual typological features of higher nervous activity and sensorimotor functions of the basketball players, such as latency time of the simple and complex visual-motor reactions, errors in the processing of information of different complexity, minimum signal exposure time and minimum exposure period in determining the level of functional mobility and strength of the nervous processes. The study was carried out at the premises of Shenzhen University (Shenzhen, China).

Results and conclusion. We determined the indicators of the neurodynamic functions of the student athletes and processed them using the mathematical-statistical methods for data processing to develop differentiated assessment scales. The calculations were based on the use of sigmoid scales according to V.M. Zatsiorsky. The developed 5-point rating scales introduced into Shenzhen University (China) contributed to the improvement of the effectiveness of both operational and ongoing monitoring of student basketball players during the training process.

Keywords: basketball, monitoring, psychophysiological testing, neurodynamic functions.

Введение. Деятельность в ситуационных видах спорта, к которым относятся спортивные игры, требует от занимающихся оперативного принятия безошибочных решений в быстро меняющихся условиях. Поэтому часто характеризуют деятельность баскетболистов как «оперативную» или «операторскую» [2]. Анализ многочисленных работ приводит к заключению о том, что большое значение имеет подвижность нервных процессов во время принятии решений в меняющихся условиях, что необходимо для соревновательной деятельности в спортивных играх [2, 5, 6]. В баскетболе как игровом виде спорта подвижность нервных процессов непосредственно влияет на способность формирования вариативного двигательного стереотипа, реакций спортсменов [5, 6].

Цель исследования - повышение эффективности контроля студентов-баскетболистов на основе дифференцированных шкал оценки индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций спортсменов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, занимающихся баскетболом. Возраст баскетболистов составил 20±1,34 года, стаж занятий спортом - 5±0,48 года. На момент проведения психофизиологического тестирования студенты-спортсмены были практически здоровы по результатам медицинского осмотра, от них было получено письменное согласие на участии в обследовании. С применением компьютерной системы «Диагност-1» были получены данные индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций баскетболистов, такие как время латентных периодов простых и сложных зрительно-моторных реакций, ошибки при переработке информации различной сложности, минимальное время экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию при определении уровня функциональной подвижности и силы нервных процессов. Баскетболисты выполняли пять заданий с постепенно возрастающей сложностью. Первое задание включало определение времени и ошибок простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), следующие четыре - определение времени сложных сенсомоторных реакций и ошибок при переработке информации (РВ1-3, РВ2-3), показатели уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФПНП) и силы нервных процессов (СНП). Исследования проходили на базе Шэньчжэньского университета (г Шэньчжэнь, КНР).

Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки оценочных шкал применили полученные данные психофизиологического тестирования. Расчеты осуществлялись на основе использования сигмовидных шкал по методике В. М. Зациорского (1979) [1]. Учитывали две величины - среднее арифметическое значение и стандартное отклонение. Для более удобного восприятия шкал применили общепринятую пятибалльную систему оценивания, которая наиболее часто встречается в практике спорта, в частности при оценке психофизиологического состояния [2]. Следовательно, единица соответствовала низкому уровню, двойка - ниже среднего уровню, тройка - среднему уровню, четверка - выше среднего уровню, пятерка - высокому уровню. Для расчета диапазонов уровней применили 0,5 и 1,5 сигмы. Были предложены два варианта расчетов оценочных диапазонов. Для оценки показателей индивидуально-типологических свойств ВНД и сенсомоторных функций, за исключением количества экспозиций при определении силы нервных процессов, расчеты были следующими:

• низкий уровень - + 1,5а<х;

• ниже среднего уровень - +0,5а<^< +1,5ст;

• средний уровень - -0,5а<х< +0,5ст;

• выше среднего уровень - -1,5а<х< -0,5а;

• высокий уровень - < -1,5а, где - полученный результат в тестировании.

Для шкал оценки количества экспозиций при определении силы нервных процессов расчеты были следующими:

• низкий уровень - х< -1,5а;

• ниже среднего уровень - -1,5а<х< -0,5а;

• средний уровень - -0,5а<^< +0,5а;

• выше среднего уровень - +0,5а<х< +1,5а;

• высокий уровень - + 1,5а<х где - полученный результат в тестировании.

После проведения математико-статистического анализа полученных данных психофизиологического тестирования разработали шкалы оценки психофизиологического состояния, которые представлены в таблице.

Вывод. Разработаны пятибалльные шкалы оценки психофизиологического состояния баскетболистов по показателям индивидуально-типологических свойств ВНД и сенсомоторных функций спортсменов, когда определяются значения латентных периодов простой и сложной зрительно-моторной реакции, наличие ошибок при определении про-

Диапазоны уровней психофизиологического состояния студентов, занимающихся баскетболом

Психофизиологические показатели Уровень психофизиологического состояния

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

ПЗМР Время латентного периода, мс 442<Х1 391<ХК442 340<ХК391 289<ХК340 ХК289

Количество ошибок 3<Х1 2<ХК3 1<ХК2 0<ХК1 ХК0

РВ1-3 Время латентного периода, мс 553<Х1 519<ХК553 484<ХК519 449<ХК484 ХК449

Количество ошибок 4<Х1 3<ХК4 1<ХК3 0<ХК1 ХК0

РВ2-3 Время латентного периода, м 583<Х1 546<ХК583 509<ХК546 472<ХК509 ХК472

Количество ошибок 6<Х1 4<ХК6 2<ХК4 0<ХК2 ХК0

УФП НП Время латентного периода, мс 475<Х1 445<ХК475 416<ХК445 387<ХК416 ХК387

Количество ошибок 29<Х1 25<ХК29 21<ХК25 17<ХК21 ХК17

Минимальное время экспозиции сигнала, мс 457<Х1 406<ХК457 354<ХК406 303<ХК354 ХК303

Общее время выполнения теста, с 130<Х1 116<ХК130 103<ХК116 89<ХК103 ХК89

Время выхода на минимальную экспозицию, с 89<Х1 76<ХК89 63<ХК76 51<ХК63 ХК51

СНП Время латентного периода, мс 418<Х1 402<ХК418 387<ХК402 371<ХК387 ХК371

Количество экспозиций ХК271 271<ХК286 286<ХК301 301<ХК317 317<Х1

Минимальное время экспозиции сигнала, мс 361<Х1 337<ХК361 314<ХК337 290<ХК314 ХК290

Время выхода на минимальную экспозицию, с 183<Х1 152<ХКШ 120<ХК152 88<ХК120 ХК88

Примечание. ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция, РВ1-3 - реакция выбора одного сигналов из трех, УФПНП - уровень функциональной подвижности нервных процессов, СНП -

сигнала из трех, РВ2-3 - реакция выбора двух сила нервных процессов.

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

31

стой, сложной зрительно-моторнои реакции, силы и уровня подвижности нервных процессов, количества экспозиций при определении силы нервных процессов, общее время выполнения теста при определении уровня функциональной подвижности нервных процессов, минимальное время экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию при определении силы и подвижности нервных процессов. Внедренные в учебно-тренировочный процесс баскетболистов Шэньчжэньского университета разработанные пятибалльные оценочные шкалы способствовали повышению эффективности оперативного и текущего контроля спортсменов.

Литература

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациор-ский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с

2. Коробейшков Г.В. Оцшка та корекщя психофiзiологiчних сташв у спортг навчальний поабник для студенев вищих навчальних закладiв / Г.В. Коробейшков, Л.Г. Коробейшкова, Ж.Л. Козша. -Харюв, 2012. - 340 с.

3. Криворученко Е.В. Влияние применения биопродукта из северного сырья «эпсорин» на психофизиологическое состояние спортсменов в мас-рестлинге / Е.В. Криворученко, И.А. Чер-

кашин, Н.П. Олесов и др. // Теория и практика физ. культуры. -2015. - № 8. - С. 98-100.

References

1. Zatsiorskiy V.M. Osnovy sportivnoy metrologii [Fundamentals of sports metrology]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1979. 152 p.

2. Korobeynikov G.V., Korobeynikova L.G., Koz Zh.L. Otslnka ta korek-tslya psihoflzlologlchnikh stanlv u sportl [Assessment and correction of psychophysiological conditions in sports]. Textbook for students of higher educational institutions. Kharkiv, 2012. 340 p.

3. Krivoruchenko E.V., Cherkashin I.A., Olesov N.P. et al. Vliyanie prime-neniya bioprodukta iz severnogo syirya «epsorin» na psikhofiziolog-icheskoe sostoyanie sportsmenov v mas-restlinge [Effect from using bioproduct made of northern raw material «Epsorin» on psychophysiological state of mas-wrestling]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 8. pp. 98-100.

4. Korobeynikov G., Mazmanian K., Korobeynikova L., Jagiello W., Diagnostics of psychophysiological states and motivation in elite athletes. Bratislavske lekarske listy, 2011; 112(11): 637-643

5. Kozina Z., Prusik K., Gorner K. et all. Comparative characteristics of psychophysiological indicators in the representatives of cyclic and game sports. Journal of Physical Education and Sport. 2017 Jun 1;17(2):648

6. Taran I.I., Popovskaya M.N., Silantev S. Psychophysiological characteristics of basketball players with different player positions. Theory and Practice of Physical Culture, 2015; 6:8

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

ОТБОР ПЛОВЦОВ НА ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЭТАП СПОРТИВНОМ ПОДГОТОВКИ

Магистр спорта Д.К. Геворкян1 Кандидат педагогических наук, профессор

Т.И. Мясникова1 Кандидат педагогических наук, профессор

А.В. Захарова1 "'Уральский федеральный университет, Екатеринбург

УДК/ШС 797.21

Ключевые слова: отбор пловцов, весовые коэффициенты, тренировочный этап.

Введение. Программа спортивной подготовки на основе Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) должна конкретизировать критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки с учетом возраста и пола. В ФССП по виду спорта «плавание» определены только тесты для оценки общей и специальной физической подготовленности, выполняемые на суше, и не регламентируются тесты по специальной подготовленности пловцов в воде. Вместе с тем при отборе пловцов ведущими должны быть показатели результативности в плавании. Кроме того, важно учитывать гетерохронность в физическом развитии мальчиков и девочек [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования - определить весовые коэффициенты общей и специальной подготовленности для отбора пловцов на тренировочный этап.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие пловцы 10-11 лет (п=63: девочки - 30, мальчики - 33) третьего года начальной подготовки. Работа проводилась на базе МБУ СШ «Юность» г Екатеринбурга в июне 2019 г

Оценка общей и специальной физической подготовленности пловцов на суше проводилась по четырем тестам, рекомендованным ФССП. Для оценки специальной подготовленности пловцов были выбраны четыре дистанции плавания: 800 м вольным стилем для оценки выносливости, 200 м комплексное плавание для оценки уровня освоения техники плавания всеми стилями, 50 м и 100 м избранным стилем для определения уровня скоростных способностей и скоростной выносливости. Результаты на каждой дистанции были пере-

SELECTiON OF SWiMMERS FOR TRAINING STAGE OF ATHLETiC TRAiNiNG

Master of Sports D.K. Gevorkyan1 PhD, Professor T.I. Miasnikova1

PhD, Professor A.V. Zakharova' 'Ural Federal University, Yekaterinburg

Поступила в редакцию 12.07.2020 г.

ведены в формат очков FINA. Для сопоставления результатов тестов на суше и результатов плавания использовалась шкала оценок ГЦОЛИФК. Расчеты проводились раздельно по результатам мальчиков и девочек.

Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционный анализ между результатами тестов на суше и специальной подготовленности в воде выявил очень слабую взаимосвязь (у девочек р=0,14, у мальчиков р=0,24), что указывает на различную значимость результатов тестов на суше и в воде для общей оценки результативности пловцов. В то же время взаимосвязь результатов на отдельных дистанциях плавания с общей суммой по четырем дистанциям очень высокая (р=0,91-0,96), за исключением взаимосвязи общей оценки с результатами на дистанции 800 м вольным стилем у мальчиков (р=0,45).

Рассчитанные весовые коэффициенты для общей и специальной физической подготовленности на суше и специальной подготовленности в воде для девочек составили 0,37 и 0,63, а для мальчиков - 0,57 и 0,43 соответственно. Комплексная оценка с использованием весовых коэффициентов позволила расставить пловцов в общий рейтинг с учетом гетерохрон-ности развития пловцов разного пола.

Вывод. Для объективизации отбора пловцов на тренировочный этап подготовки можно рекомендовать комплексную оценку подготовленности пловцов с использованием различных весовых коэффициентов значимости общей и специальной подготовленности на суше и специальной подготовленности в воде для девочек и мальчиков.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич //

Теория и практика физ. культуры. - 2000. - 275 с.

Информация для связи с авторами: sport_tsp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.