Научная статья на тему 'Дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения'

Дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАВИГАТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRINCIPLE / GOAL SETTING / ASSESSMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадочников Александр Иванович

В статье рассматривается специфика принципов педагогики высшего профессионального образования к организации профессионального обучения, в том числе и к тренажерной подготовке. Указывается, что дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения способствует эффективному формированию профессиональной компетентности курсантов. На основе анализа процессов дифференциации и интеграции предлагается оценка уровня сформированности профессиональной (навигаторской) компетентности курсанта. Обосновывается необходимость введения коэффициента, учитывающего разницу условий работы авиационного штурмана в квазипрофессиональной деятельности (на специализированном тренажере) и в реальной деятельности в полете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERETIATED SOCIALLY CONDITIONED GOAL SETTING AND ASSESSMENT AS A SPECIFIC TEACHING/LEARNING PRINCIPLE

Specifics of the principles of higher professional education pedagogy are discussed, including simulator-based training. It is noted that differentiated socially conditioned goal setting and assessment as a specific teaching/learning principle facilitates the effective formation of cadet's professional competence. On the basis of analysis of differentiation and integration assessment of the formation level of professional (navigator) competence is proposed. The necessity of introducing a coefficient that takes into account the difference of air navigator work conditions in quasi professional activities (at a specialized simulator) and in the actual flight.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения»

УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-78-84

А.И. Кадочников

(Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Челябинск, Россия)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается специфика принципов педагогики высшего профессионального образования к организации профессионального обучения, в том числе и к тренажерной подготовке. Указывается, что дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения способствует эффективному формированию профессиональной компетентности курсантов. На основе анализа процессов дифференциации и интеграции предлагается оценка уровня сформированности профессиональной (навигаторской) компетентности курсанта. Обосновывается необходимость введения коэффициента, учитывающего разницу условий работы авиационного штурмана в квазипрофессиональной деятельности (на специализированном тренажере) и в реальной деятельности в полете.

Ключевые слова: принцип, целеполагание, оценивание, профессиональная компетентность, навигаторская компетентность.

A.I. Kadochnikov

(Air Force Academy (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk, Russia)

DIFFERETIATED SOCIALLY CONDITIONED

GOAL SETTING AND ASSESSMENT

AS A SPECIFIC TEACHING/LEARNING PRINCIPLE

Specifics of the principles of higher professional education pedagogy are discussed, including simulator-based training. It is noted that differentiated socially conditioned goal setting and assessment as a specific teaching/learning principle facilitates the effective formation of cadet's professional competence. On the basis of analysis of differentiation I and integration assessment of the formation level of professional (navigator) competence I is proposed. The necessity of introducing a coefficient that takes into account the difference ä of air navigator work conditions in quasi professional activities (at a specialized ^ simulator) and in the actual flight.

< Key words: principle, goal setting, assessment, professional competence.

Основными руководящими положениями, определяющими организационные формы и методы деятельности преподавателя и курсантов по формированию профессиональной компетентности, являются принципы целостного педагогического процесса. Данная задача, в свою очередь, требует определенной конкретизации организации учебной деятельности в вузе на основе специфических принципов.

В современной науке принципы -это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогиче-ского процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление и помогают творчески подойти к процессу формирования профессиональной компетентности курсанта - будущего военного авиационного штурмана.

Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать его в качестве регулятивных норм практики [1, с. 74]. Обоснованием принципов обучения занимались такие ученые, как Ю.К. Бабанский [1], С.Я. Батышев [9], В.И. Загвязинский [3], А.М. Новиков [8].

Принципы педагогики высшего профессионального образования отражают основные требования к организации профессионального обучения, в том числе и к тренажерной подготовке, помогают творчески подойти к эффективному формированию профессиональной компетентности курсантов [10].

Разрабатывая педагогическую модель по формированию профессиональной компе-тентности курсантов, необходимо руководствоваться принципами педагогики высшего про-фессионального образования:

1) политехнический принцип;

2) соединения обучения с производительным трудом, связь теории и практики;

3) моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе;

4) профессиональной мобильности;

5) модульности профессионального обучения;

6) систематичности и последовательности;

7) создания окружающей среды;

8) компьютеризации педагогического процесса;

9) экономической целесообразности [9, с. 121].

Отметим, что под профессиональной компетентностью нами понимается «интегра-тивное качество специалиста -способность и готовность эффективно выполнять профессио-нальную деятельность, состоящее из системы проявленных компетенций, личностных и профессионально-важных качеств» [4, с. 28]. Соответственно под навигаторской ком-пе-тентностью - интегративное качество штурмана в совокупности когнитивного, операцио-нально-деятельностного и личностного компонентов, отражающих уровень его способности и готовности точно и в срок выполнять профессиональную деятельность [4].

Кроме того, опора на положения общей и профессиональной дидактики, те-оретиче-ские положения А.С. Белкина о том, что компетенции и компетентность имеют прямую и обратную зависимость [2], обусловили необходимость дополнения принципов педагогики наиболее значащими для решения нашей проблемы (эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов - будущих военных авиационных штурманов) специ-фическими принципами: непрерывной связи теоретического обучения с практикой в их пря-мой и обратной зависимости «теория - практика - теория» [9; 7], дифференцированного социально-обусловленного целепола-гания и оценивания (цит. по 4).

го ц

о

с

ф

Ц ф

J

к

ф I

0 ф

1 т

I ^

ф ю

с; о

m с

£ I

ю 5

£ * го ф

§■ i я

J

ф

с

о

ф

0

1 I

го ш о

<и £

Q. Ш

ф 5

s О

В рамках данного исследования подробно остановимся на рассмотрении дифференцированного социально-обусловленного целеполагания и оценивания как специфическом принципе обучения штурмана. Мы представляем данный принцип как регулятивное требование, реализующее социально-личностный подход и позволяющее выразить цель и ее содержание в диагностируемых терминах, через призму критериев, показателей, индикаторов. Первое, очевидно, что диагностично поставив цель, мы сможем достоверно проверить результат ее достижения, оценить уровень профессиональной компетентности, а также дифференцированно любой из ее компонентов, обеспечивая максимальное совпадение целей и результатов на всех этапах ее формирования.

Перейдем к обоснованию нашей точки зрения на оценивание. Разработанная оценка уровня профессиональной (навигаторской) компетентности курсанта -это оценка, отражающая интегративный характер ее компонентов (когнитивного, операционально-деятельностного, личностного), позволяющая реализовать обучающую функцию контроля и целенаправленно воздействовать на любой из формируемых компонентов профессиональной (навигаторской) компетентности с помощью системы коэффициентов, стимулируя процесс формирования, в соответствии с этапами обучения. В основе оценки лежит процесс дифференциации и интеграции формируемых компонентов компетентности. Эти взаимоотношения (расчленение на составные части и соединение в новое целое) позволяют наиболее эффективно осуществлять процесс диагностики, выявлять причинно-следственные связи неусвоенных или слабо сформированных компонентов профессиональной компетентности, § а также наиболее объективно оценить ^ компетентность курсанта. Ц Проблемы уровней интеграции при

^ формировании компетенций в образова-< тельном процессе вуза рассматривался

рядом автором [6]. Заметим, что мы в качестве этапов форми-рования навигаторской компетентности и применительно к курсу обучения рассматривали: первый этап - дифференцированный (2 курс); второй - этап интегративно-эксплуата-ционный (3 курс); третий этап - интегра-тивно-управленческий (4, 5 курс).

Интегративно-стимулирующая оценка навигаторской компетентности осуществляется по формуле

где N (Navigator) - навигаторская компетентность;

К. - весовые коэффициенты оценок;

A. - частные значения компонентов оценки. Всего таких компонентов три, поэтому индекс i данной переменной принимает значение от 1 до 3.

А} - оценка когнитивного компонента (знаний);

А2 - оценка операционально-деятель-ностного компонента (умений, навыков, обобщенных способов навигаторской деятельности);

А3 - оценка личностного компонента (личностных и профессионально-важных качеств);

С - коэффициент, учитывающий разницу условий работы авиационного штурмана в квазипрофессиональной деятельности (на специализированном тренажере) и в реальной деятельности в полете.

Процесс формирования навигаторской компетентности будущего штурмана начинается с изучения военно-профессиональных и специальных дисциплин с использованием на практических занятиях специализированного авиационного тренажера штурмана (тренажерная подготовка), т.е. обучение летному делу начинается на земле, но дальнейшая его профессиональная деятельность связана с работой в воздухе. Создать психологическую обстановку полета на земле на тренажере в полном объеме невозможно. Курсант всегда понимает меру условности. В воздухе человек чувствует себя по-иному, так как воздушное пространство не его среда, но он вынужден в ней

работать. Для учета этого обстоятельства в оценку навигаторской компетентности мы ввели коэффициент С (страха и волнения). Коэффициент С определялся методом групповой экспертной оценки и был принят равным С = 0,8 [5, с. 31]. Сумма всех весовых коэффициентов оценки равна единице: з

<-> (2)

Весовые коэффициенты оценок определены экспертным путем и зависят от этапа формирования и уровня подготовки обучающихся. Удельный вес коэффициентов в процессе обучения можно менять в зависимости от того, какой компонент компетентности необходимо формировать.

Оценку когнитивного компонента (А) мы определяли по показателям полноты и глубины знаний.

А = А + V2, (3)

где А1 - общая оценка уровня знаний;

А1р - оценка за полноту знаний;

А- оценка за глубину знаний. Степень усвоения основных операций профессиональной деятельности штурмана характеризуется точностью, скоростью, полнотой и последовательностью их выполнения [5], поэтому оценку операцио-нально-деятельностного компонента (А2) мы определяли по показателям точности, скорости, полноты, последовательности по следующей формуле

(4)

¿2 =

Е а/ ? г = 1

где А2 - общая оценка операциональ-но-деятельностного компонента;

а. - частные значения суммы компонентов оценки. Всего таких компонентов четыре, поэтому индекс г данной переменной принимает значение от 1 до 4;

а

- оценка за точность (точность ре-

шения, действий);

а2 - оценка за скорость (быстрота решения, действий);

а3 - оценка за полноту действий (сколько выполнил задач или действий из общего количества);

а4 - оценка за последовательность действий (соблюдение алгоритма профессиональной деятельности);

ki - весовые коэффициенты оценок: k1 - точности; k2 - скорости; k3 - полноты, k4 - последовательности. Сумма всех коэффициентов равна единице:

2>=1

¡=\

Авторское видение варианта весовых коэффициентов К представлено в табл. 1, 2.

Оценка личностного компонента (А) производится двумя способами:

1) путем экспертной оценки личностных и профессионально-важных качеств преподавателями-экспертами во время проведения практических занятий на тренажере;

2) по специальным методикам оценки качеств личности с привлечением психологов группы профес-

сионального отбора.

Таблица 1. Весовые коэффициенты когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов навигаторской компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компоненты навигаторской компетентности Значения коэффициентов (этап формирования компетентности и курс обучения)

1этап дифференцированный (2 курс) 2 этап интегративно-эксплуатационный (3 курс) 3 этап интегратив-но-управленческий (4, 5 курс)

К1 когнитивный 0,6 0,4 0,2

К2 операционально-деятельностный 0,3 0,4 0,5

К3 личностный 0,1 0,2 0,3

го ц

о

с

ф

Ц ф ^

к

ф I

0 ф

1 т

I ^

ф ю с; о ш с

£ I I

° 1 £ *

ГО ф §■

я -&

ф

0

1 I

го ш о

ф

с

о ^

го

^

ф

-I

<и £

о. ш ф 5

^ О

Таблица 2. Весовые коэффициенты показателей точности, скорости, полноты и последовательности операционально-деятельностного компонента навигаторской компетентности

Коэффициенты операционально-деятельностного компонента навигаторской компетентности Коэффициенты операционально-деятельностного компонента (этап формирования компетентности и курс обучения)

1этап дифференцированный (2 курс) 2 этап интегративно-эксплуатационный (3 курс) 3этап интегративно-управленческий (4, 5 курс)

k1 точность 0,1 0,2 0.3

k2 скорость 0,1 0,2 0.3

k3 полнота 0,5 0,3 0.1

к4последо-вательность 0,3 0,3 0.3

ш

о

I

т о ч го

Применение в учебном процессе ин-тегративно-стимулирующей оценки навигаторской компетентности позволяет: 1) на стадии целеполагания сформулировать нормативно обусловленные и прогнозируемые результаты обучения; 2) на стадии усвоения реализовать обучающую функцию контроля, стимулируя целенаправленное воздействие на формируемые компоненты с помощью системы коэффициентов; 3) определить и оценить соответствие прогнозируемого и фактического уровней сформированности навигаторской компетентности, любой из ее компонентов на каждом этапе формирования с применением индикаторов;

4) учесть несоответствие квазипрофессиональной деятельности на тренажере в процессе тренажерной подготовки и профессиональной деятельности в полете;

5) добиться более высоких результатов обучения на земле, обеспечивая этим безопасность и выполнение заданных нормативов в воздухе.

Важность учета принципа педагогики высшего образования и специфических принципов обусловлена значительными особенностями профессии военного авиационного штурмана, в которой уровень знаний, умений и владений (профессиональной компетентности) определяется по жестко установленным нормативам и невыполнение которых в полете создает угрозу жизнедеятельности для экипажа и окружающих, то есть невыполнение

установленных нормативов становится социально неприемлемым.

Изложенный специфический принцип обучения тесно взаимосвязан с общими и профессиональными принципами, образующими целостную систему, и их комплексное применение в педагогическом процессе может обеспечить более высокие результаты способности и готовности к профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 126 с.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-Ур. изд-во», 2004. -176 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для сту-дентов высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

4. Кадочников А.И. Формирование навигаторской компетентности курсантов в процессе тренажной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2009. - 209 с.

5. Кадочников А.И., Львов Л.В. Формирование учебно-профессиональной компетентности в процессе изучения специальных дисциплин (комплексные навигаторские деловые игры): учебно-метод. пособие. - Челябинск: ЮУНОЦ РАО, ЧВВАУШ, 2007. - 130 с.

6. Львов Л.В., Усынин М.В. Проблемы интеграции в ходе управления образовательно-профессиональным процессом развивающегося вуза // Современная высшая школа: иннова-ционный аспект. - 2016. - № 2. С. 122-134.

7. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педаго-гического управления опережающим уровнем образования // Образование и наука. -2017. - Т. 19. - № 4. С. 39-57.

8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы раз-вития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

9. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, учащихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. - 511 с.

10. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обуче-ния для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 54-63.

Поступила 05.11.2018

Об авторе:

Кадочников Александр Иванович, профессор Академии военных наук, профессор кафедры самолетовождения, филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Для цитирования: Кадочников А.И. Дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 78-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-78-84

References:

1. Babanskiy Yu.K. Intensification of the teaching process. - M.: Znanie, 1987. - 126 p. [in Russian]

2. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Mastership. - Chelyabinsk: OAO "Yuzh.-Ur. Izd-vo", 2004. - 176 p. [in Russian]

3. Zagvyazinskiy V.I. Learning theory: Modern interpretation. - M.: Akademiya, 2004. -192 p. [in Russian]

4. Kadochnikov A.I. Forming the cadets' navigator competence in simulator-based training. Dis.. .kand.ped.nauk. - Chelyabinsk: ChGPU, 2009. - 209 p. [in Russian]

5. Kadochnikov A.I., Lvov L.V. Forming the learning professional competence in teaching specialty subjects (complex navigator bossiness games). - Chelyabinsk, ChVVAYSh, 2007. - 130 p. [in Russian]

6. Lvov L.V., Usynin M.V. Integration problems in managing education process at a developing higher school // Contemporary Higher Education: Innovative aspects. - 2016. - No.2. Р. 122-134. [in Russian]

7. Lvov L.V. Predictable tempo of competence formation as a tool of pedagogical management of the proactive education level // Obrazovanie i nauka. - 2017. - Vol. 19. - No.4. Р. 39-57. [in Russian]

8. Novikov A.M. Russian education in the new epoch. Paradokst naslediya, vektory razvitiya. - M.: Egves, 2000. - 272 p. [in Russian]

к

ф i

0 ф

1 т

I ^

ф ю

ш О

m с

£ Í

£ * Œ ф

§■ i

° -ft ° ?

Ф IT

0 ф

1 ¡Z

i о

Œ ^

о я

! is

<u S

Q. ш ф i

ф ?

s О

9. Professional pedagogy. Ed by S.Ya. Batyshev. - M.: Assots. "Prof. obrazovanie", 1997. -511 p. [in Russian]

10. Chernysheva M.V., Lvov L.V., Chernov V.A. The use of technology of virtual teaching for im-proving the quality of education // Contemporary Higher Education: Innovative aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 54-63. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author:

Kadochnikov Aleksandr Ivanovich, Professor, Academy of Military Sciences, Professor, Department Air Pilotage, Air Force Academy Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor. Email: [email protected]

For citation: Kadochnikov A.I. Differetiated socially conditioned goal setting and assessment as a specific teaching/learning principle // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 78-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-478-84

m

о

x т о ч го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.