УДК 378 ББК 74.48
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-78-84
А.И. Кадочников
(Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Челябинск, Россия)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается специфика принципов педагогики высшего профессионального образования к организации профессионального обучения, в том числе и к тренажерной подготовке. Указывается, что дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения способствует эффективному формированию профессиональной компетентности курсантов. На основе анализа процессов дифференциации и интеграции предлагается оценка уровня сформированности профессиональной (навигаторской) компетентности курсанта. Обосновывается необходимость введения коэффициента, учитывающего разницу условий работы авиационного штурмана в квазипрофессиональной деятельности (на специализированном тренажере) и в реальной деятельности в полете.
Ключевые слова: принцип, целеполагание, оценивание, профессиональная компетентность, навигаторская компетентность.
A.I. Kadochnikov
(Air Force Academy (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk, Russia)
DIFFERETIATED SOCIALLY CONDITIONED
GOAL SETTING AND ASSESSMENT
AS A SPECIFIC TEACHING/LEARNING PRINCIPLE
Specifics of the principles of higher professional education pedagogy are discussed, including simulator-based training. It is noted that differentiated socially conditioned goal setting and assessment as a specific teaching/learning principle facilitates the effective formation of cadet's professional competence. On the basis of analysis of differentiation I and integration assessment of the formation level of professional (navigator) competence I is proposed. The necessity of introducing a coefficient that takes into account the difference ä of air navigator work conditions in quasi professional activities (at a specialized ^ simulator) and in the actual flight.
< Key words: principle, goal setting, assessment, professional competence.
Основными руководящими положениями, определяющими организационные формы и методы деятельности преподавателя и курсантов по формированию профессиональной компетентности, являются принципы целостного педагогического процесса. Данная задача, в свою очередь, требует определенной конкретизации организации учебной деятельности в вузе на основе специфических принципов.
В современной науке принципы -это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогиче-ского процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление и помогают творчески подойти к процессу формирования профессиональной компетентности курсанта - будущего военного авиационного штурмана.
Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать его в качестве регулятивных норм практики [1, с. 74]. Обоснованием принципов обучения занимались такие ученые, как Ю.К. Бабанский [1], С.Я. Батышев [9], В.И. Загвязинский [3], А.М. Новиков [8].
Принципы педагогики высшего профессионального образования отражают основные требования к организации профессионального обучения, в том числе и к тренажерной подготовке, помогают творчески подойти к эффективному формированию профессиональной компетентности курсантов [10].
Разрабатывая педагогическую модель по формированию профессиональной компе-тентности курсантов, необходимо руководствоваться принципами педагогики высшего про-фессионального образования:
1) политехнический принцип;
2) соединения обучения с производительным трудом, связь теории и практики;
3) моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе;
4) профессиональной мобильности;
5) модульности профессионального обучения;
6) систематичности и последовательности;
7) создания окружающей среды;
8) компьютеризации педагогического процесса;
9) экономической целесообразности [9, с. 121].
Отметим, что под профессиональной компетентностью нами понимается «интегра-тивное качество специалиста -способность и готовность эффективно выполнять профессио-нальную деятельность, состоящее из системы проявленных компетенций, личностных и профессионально-важных качеств» [4, с. 28]. Соответственно под навигаторской ком-пе-тентностью - интегративное качество штурмана в совокупности когнитивного, операцио-нально-деятельностного и личностного компонентов, отражающих уровень его способности и готовности точно и в срок выполнять профессиональную деятельность [4].
Кроме того, опора на положения общей и профессиональной дидактики, те-оретиче-ские положения А.С. Белкина о том, что компетенции и компетентность имеют прямую и обратную зависимость [2], обусловили необходимость дополнения принципов педагогики наиболее значащими для решения нашей проблемы (эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов - будущих военных авиационных штурманов) специ-фическими принципами: непрерывной связи теоретического обучения с практикой в их пря-мой и обратной зависимости «теория - практика - теория» [9; 7], дифференцированного социально-обусловленного целепола-гания и оценивания (цит. по 4).
го ц
о
с
ф
Ц ф
J
к
ф I
0 ф
1 т
I ^
ф ю
с; о
m с
£ I
ю 5
£ * го ф
§■ i я
J
ф
с
о
ф
0
1 I
го ш о
<и £
Q. Ш
ф 5
s О
В рамках данного исследования подробно остановимся на рассмотрении дифференцированного социально-обусловленного целеполагания и оценивания как специфическом принципе обучения штурмана. Мы представляем данный принцип как регулятивное требование, реализующее социально-личностный подход и позволяющее выразить цель и ее содержание в диагностируемых терминах, через призму критериев, показателей, индикаторов. Первое, очевидно, что диагностично поставив цель, мы сможем достоверно проверить результат ее достижения, оценить уровень профессиональной компетентности, а также дифференцированно любой из ее компонентов, обеспечивая максимальное совпадение целей и результатов на всех этапах ее формирования.
Перейдем к обоснованию нашей точки зрения на оценивание. Разработанная оценка уровня профессиональной (навигаторской) компетентности курсанта -это оценка, отражающая интегративный характер ее компонентов (когнитивного, операционально-деятельностного, личностного), позволяющая реализовать обучающую функцию контроля и целенаправленно воздействовать на любой из формируемых компонентов профессиональной (навигаторской) компетентности с помощью системы коэффициентов, стимулируя процесс формирования, в соответствии с этапами обучения. В основе оценки лежит процесс дифференциации и интеграции формируемых компонентов компетентности. Эти взаимоотношения (расчленение на составные части и соединение в новое целое) позволяют наиболее эффективно осуществлять процесс диагностики, выявлять причинно-следственные связи неусвоенных или слабо сформированных компонентов профессиональной компетентности, § а также наиболее объективно оценить ^ компетентность курсанта. Ц Проблемы уровней интеграции при
^ формировании компетенций в образова-< тельном процессе вуза рассматривался
рядом автором [6]. Заметим, что мы в качестве этапов форми-рования навигаторской компетентности и применительно к курсу обучения рассматривали: первый этап - дифференцированный (2 курс); второй - этап интегративно-эксплуата-ционный (3 курс); третий этап - интегра-тивно-управленческий (4, 5 курс).
Интегративно-стимулирующая оценка навигаторской компетентности осуществляется по формуле
где N (Navigator) - навигаторская компетентность;
К. - весовые коэффициенты оценок;
A. - частные значения компонентов оценки. Всего таких компонентов три, поэтому индекс i данной переменной принимает значение от 1 до 3.
А} - оценка когнитивного компонента (знаний);
А2 - оценка операционально-деятель-ностного компонента (умений, навыков, обобщенных способов навигаторской деятельности);
А3 - оценка личностного компонента (личностных и профессионально-важных качеств);
С - коэффициент, учитывающий разницу условий работы авиационного штурмана в квазипрофессиональной деятельности (на специализированном тренажере) и в реальной деятельности в полете.
Процесс формирования навигаторской компетентности будущего штурмана начинается с изучения военно-профессиональных и специальных дисциплин с использованием на практических занятиях специализированного авиационного тренажера штурмана (тренажерная подготовка), т.е. обучение летному делу начинается на земле, но дальнейшая его профессиональная деятельность связана с работой в воздухе. Создать психологическую обстановку полета на земле на тренажере в полном объеме невозможно. Курсант всегда понимает меру условности. В воздухе человек чувствует себя по-иному, так как воздушное пространство не его среда, но он вынужден в ней
работать. Для учета этого обстоятельства в оценку навигаторской компетентности мы ввели коэффициент С (страха и волнения). Коэффициент С определялся методом групповой экспертной оценки и был принят равным С = 0,8 [5, с. 31]. Сумма всех весовых коэффициентов оценки равна единице: з
<-> (2)
Весовые коэффициенты оценок определены экспертным путем и зависят от этапа формирования и уровня подготовки обучающихся. Удельный вес коэффициентов в процессе обучения можно менять в зависимости от того, какой компонент компетентности необходимо формировать.
Оценку когнитивного компонента (А) мы определяли по показателям полноты и глубины знаний.
А = А + V2, (3)
где А1 - общая оценка уровня знаний;
А1р - оценка за полноту знаний;
А- оценка за глубину знаний. Степень усвоения основных операций профессиональной деятельности штурмана характеризуется точностью, скоростью, полнотой и последовательностью их выполнения [5], поэтому оценку операцио-нально-деятельностного компонента (А2) мы определяли по показателям точности, скорости, полноты, последовательности по следующей формуле
(4)
¿2 =
Е а/ ? г = 1
где А2 - общая оценка операциональ-но-деятельностного компонента;
а. - частные значения суммы компонентов оценки. Всего таких компонентов четыре, поэтому индекс г данной переменной принимает значение от 1 до 4;
а
- оценка за точность (точность ре-
шения, действий);
а2 - оценка за скорость (быстрота решения, действий);
а3 - оценка за полноту действий (сколько выполнил задач или действий из общего количества);
а4 - оценка за последовательность действий (соблюдение алгоритма профессиональной деятельности);
ki - весовые коэффициенты оценок: k1 - точности; k2 - скорости; k3 - полноты, k4 - последовательности. Сумма всех коэффициентов равна единице:
2>=1
¡=\
Авторское видение варианта весовых коэффициентов К представлено в табл. 1, 2.
Оценка личностного компонента (А) производится двумя способами:
1) путем экспертной оценки личностных и профессионально-важных качеств преподавателями-экспертами во время проведения практических занятий на тренажере;
2) по специальным методикам оценки качеств личности с привлечением психологов группы профес-
сионального отбора.
Таблица 1. Весовые коэффициенты когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов навигаторской компетентности
Компоненты навигаторской компетентности Значения коэффициентов (этап формирования компетентности и курс обучения)
1этап дифференцированный (2 курс) 2 этап интегративно-эксплуатационный (3 курс) 3 этап интегратив-но-управленческий (4, 5 курс)
К1 когнитивный 0,6 0,4 0,2
К2 операционально-деятельностный 0,3 0,4 0,5
К3 личностный 0,1 0,2 0,3
го ц
о
с
ф
Ц ф ^
к
ф I
0 ф
1 т
I ^
ф ю с; о ш с
£ I I
° 1 £ *
ГО ф §■
я -&
ф
0
1 I
го ш о
ф
с
о ^
го
^
ф
-I
<и £
о. ш ф 5
^ О
Таблица 2. Весовые коэффициенты показателей точности, скорости, полноты и последовательности операционально-деятельностного компонента навигаторской компетентности
Коэффициенты операционально-деятельностного компонента навигаторской компетентности Коэффициенты операционально-деятельностного компонента (этап формирования компетентности и курс обучения)
1этап дифференцированный (2 курс) 2 этап интегративно-эксплуатационный (3 курс) 3этап интегративно-управленческий (4, 5 курс)
k1 точность 0,1 0,2 0.3
k2 скорость 0,1 0,2 0.3
k3 полнота 0,5 0,3 0.1
к4последо-вательность 0,3 0,3 0.3
ш
о
I
т о ч го
Применение в учебном процессе ин-тегративно-стимулирующей оценки навигаторской компетентности позволяет: 1) на стадии целеполагания сформулировать нормативно обусловленные и прогнозируемые результаты обучения; 2) на стадии усвоения реализовать обучающую функцию контроля, стимулируя целенаправленное воздействие на формируемые компоненты с помощью системы коэффициентов; 3) определить и оценить соответствие прогнозируемого и фактического уровней сформированности навигаторской компетентности, любой из ее компонентов на каждом этапе формирования с применением индикаторов;
4) учесть несоответствие квазипрофессиональной деятельности на тренажере в процессе тренажерной подготовки и профессиональной деятельности в полете;
5) добиться более высоких результатов обучения на земле, обеспечивая этим безопасность и выполнение заданных нормативов в воздухе.
Важность учета принципа педагогики высшего образования и специфических принципов обусловлена значительными особенностями профессии военного авиационного штурмана, в которой уровень знаний, умений и владений (профессиональной компетентности) определяется по жестко установленным нормативам и невыполнение которых в полете создает угрозу жизнедеятельности для экипажа и окружающих, то есть невыполнение
установленных нормативов становится социально неприемлемым.
Изложенный специфический принцип обучения тесно взаимосвязан с общими и профессиональными принципами, образующими целостную систему, и их комплексное применение в педагогическом процессе может обеспечить более высокие результаты способности и готовности к профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 126 с.
2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-Ур. изд-во», 2004. -176 с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для сту-дентов высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
4. Кадочников А.И. Формирование навигаторской компетентности курсантов в процессе тренажной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2009. - 209 с.
5. Кадочников А.И., Львов Л.В. Формирование учебно-профессиональной компетентности в процессе изучения специальных дисциплин (комплексные навигаторские деловые игры): учебно-метод. пособие. - Челябинск: ЮУНОЦ РАО, ЧВВАУШ, 2007. - 130 с.
6. Львов Л.В., Усынин М.В. Проблемы интеграции в ходе управления образовательно-профессиональным процессом развивающегося вуза // Современная высшая школа: иннова-ционный аспект. - 2016. - № 2. С. 122-134.
7. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педаго-гического управления опережающим уровнем образования // Образование и наука. -2017. - Т. 19. - № 4. С. 39-57.
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы раз-вития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
9. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, учащихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. - 511 с.
10. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обуче-ния для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 54-63.
Поступила 05.11.2018
Об авторе:
Кадочников Александр Иванович, профессор Академии военных наук, профессор кафедры самолетовождения, филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Кадочников А.И. Дифференцированное социально-обусловленное целеполагание и оценивание как специфический принцип обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 78-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-78-84
References:
1. Babanskiy Yu.K. Intensification of the teaching process. - M.: Znanie, 1987. - 126 p. [in Russian]
2. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Mastership. - Chelyabinsk: OAO "Yuzh.-Ur. Izd-vo", 2004. - 176 p. [in Russian]
3. Zagvyazinskiy V.I. Learning theory: Modern interpretation. - M.: Akademiya, 2004. -192 p. [in Russian]
4. Kadochnikov A.I. Forming the cadets' navigator competence in simulator-based training. Dis.. .kand.ped.nauk. - Chelyabinsk: ChGPU, 2009. - 209 p. [in Russian]
5. Kadochnikov A.I., Lvov L.V. Forming the learning professional competence in teaching specialty subjects (complex navigator bossiness games). - Chelyabinsk, ChVVAYSh, 2007. - 130 p. [in Russian]
6. Lvov L.V., Usynin M.V. Integration problems in managing education process at a developing higher school // Contemporary Higher Education: Innovative aspects. - 2016. - No.2. Р. 122-134. [in Russian]
7. Lvov L.V. Predictable tempo of competence formation as a tool of pedagogical management of the proactive education level // Obrazovanie i nauka. - 2017. - Vol. 19. - No.4. Р. 39-57. [in Russian]
8. Novikov A.M. Russian education in the new epoch. Paradokst naslediya, vektory razvitiya. - M.: Egves, 2000. - 272 p. [in Russian]
к
ф i
0 ф
1 т
I ^
ф ю
ш О
m с
£ Í
£ * Œ ф
§■ i
° -ft ° ?
Ф IT
0 ф
1 ¡Z
i о
Œ ^
о я
! is
<u S
Q. ш ф i
ф ?
s О
9. Professional pedagogy. Ed by S.Ya. Batyshev. - M.: Assots. "Prof. obrazovanie", 1997. -511 p. [in Russian]
10. Chernysheva M.V., Lvov L.V., Chernov V.A. The use of technology of virtual teaching for im-proving the quality of education // Contemporary Higher Education: Innovative aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 54-63. [in Russian]
About the author:
Kadochnikov Aleksandr Ivanovich, Professor, Academy of Military Sciences, Professor, Department Air Pilotage, Air Force Academy Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor. Email: [email protected]
For citation: Kadochnikov A.I. Differetiated socially conditioned goal setting and assessment as a specific teaching/learning principle // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 78-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-478-84
m
о
x т о ч го