Научная статья на тему 'Дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей'

Дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНИЙ ПОЛИАТЛОН / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / ДЕТИ 10-11 ЛЕТ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алагизов Алексей Владимирович

Целью работы является совершенствование учебно-тренировочного процесса полиатлонистов-зимников 10-11 лет. Эффективная реализация дифференцированной методики подготовки произведена на основе разработки рациональной структуры тренировочного процесса и внедрения дифференцированного подхода в тренировочный процесс. Направленностью дифференцированного подхода послужило совершенствование физических способностей, в которых наблюдается отставание группы детей, объединенных по изосомному принципу, от других соматических типов. Основой дифференцированного подхода выступили критерии индивидуализации, выявленные в результате изучения морфофункциональных показателей занимающихся. В качестве основного критерия индивидуализации тренировочного процесса выступил соматический тип занимающихся по габаритному уровню варьирования. Дополнительно учитывалась возможность выполнять упражнения силовой гимнастики без грубых ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алагизов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated methodology for training of children aged 10-11 years old engaged in winter polyathlon considering their morphological and functional parameters

The purpose of work is improvement of educational and training process for winter poliatlonist aged 10-11 years. Effective realization of the differentiated preparation methodology has been undertaken on the basis of development of the rational structure for the training process and introduction of the differentiated approach into the training process. Improvement of physical abilities by which the lagging of the group of children, united under the izosomny principle, from other somatic types is observed served as orientation of the differentiated approach. The criteria of an individualization revealed as a result of studying of morphofunctional indicators of the engaged acted as a basis of the differentiated approach. The somatic type of the engaged children by dimensional level of variation acted as a main criterion of individualization of the training process. Possibility to carry out the exercises of power gymnastics without gross blunders was considered additionally.

Текст научной работы на тему «Дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей»

УДК 796.09

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЗИМНИМ ПОЛИАТЛОНОМ, С УЧЕТОМ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Алексей Владимирович Алагизов, аспирант,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)

Аннотация

Целью работы является совершенствование учебно-тренировочного процесса полиатлони-стов-зимников 10-11 лет. Эффективная реализация дифференцированной методики подготовки произведена на основе разработки рациональной структуры тренировочного процесса и внедрения дифференцированного подхода в тренировочный процесс. Направленностью дифференцированного подхода послужило совершенствование физических способностей, в которых наблюдается отставание группы детей, объединенных по изосомному принципу, от других соматических типов. Основой дифференцированного подхода выступили критерии индивидуализации, выявленные в результате изучения морфофункциональных показателей занимающихся. В качестве основного критерия индивидуализации тренировочного процесса выступил соматический тип занимающихся по габаритному уровню варьирования. Дополнительно учитывалась возможность выполнять упражнения силовой гимнастики без грубых ошибок.

Ключевые слова: зимний полиатлон, методика подготовки, дети 10-11 лет, дифференцированный подход, критерии индивидуализации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p7-10

DIFFERENTIATED METHODOLOGY FOR TRAINING OF CHILDREN AGED 10-11 YEARS OLD ENGAGED IN WINTER POLYATHLON CONSIDERING THEIR MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL PARAMETERS

Aleksei Vladimirovich Alagizov, the post-graduate student,

Moscow State Physical Education Academy,

Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The purpose of work is improvement of educational and training process for winter poliatlonist aged 10-11 years. Effective realization of the differentiated preparation methodology has been undertaken on the basis of development of the rational structure for the training process and introduction of the differentiated approach into the training process. Improvement of physical abilities by which the lagging of the group of children, united under the izosomny principle, from other somatic types is observed served as orientation of the differentiated approach. The criteria of an individualization revealed as a result of studying of morphofunctional indicators of the engaged acted as a basis of the differentiated approach. The somatic type of the engaged children by dimensional level of variation acted as a main criterion of individualization of the training process. Possibility to carry out the exercises of power gymnastics without gross blunders was considered additionally.

Keywords: winter polyathlon, training methods, children aged 10-11 years old, differentiated approach, individualization criteria.

В зимний полиатлон входят следующие виды физических упражнений: пулевая стрельба в тире из пневматической винтовки стоя с 10 метров; силовая гимнастика - подтягивание на перекладине у мальчиков, отжимание в упоре лёжа у девочек; лыжная гонка у мальчиков - 3 км, у девочек - 2 км.

С целью решения данной проблемы нами была разработана и реализована в педагогическом эксперименте дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном. В результате изучения морфофункциональных показателей детей 10-11 лет, были выявлены критерии индивидуализации, которые послу-

жили основой для дифференцированного подхода к тренировочному процессу. В качестве основного критерия индивидуализации выступил соматический тип, определенный по габаритному уровню варьирования, согласно методике соматотипирования по Р.Н. Дорохову [1]. Направленностью дифференцированного подхода послужило совершенствование физических способностей, значимых для зимнего полиатлона, в которых наблюдается отставание группы детей, объединенных по изосомному принципу, от других соматических типов. Эксперимент проходил с сентября 2011 года по март 2012 года и включал подготовительный и соревновательный периоды подготовки.

В педагогическом эксперименте приняло участие 32 мальчика и 30 девочек 10-11 лет, занимающиеся зимним полиатлоном в группах начальной подготовки 1-го года обучения, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы следующим образом: Контрольная группа: 1) МиС тип - 3 мальчика, 5 девочек; 2) МеС тип - 8 мальчиков, 7 девочек; 3) МаС тип - 5 мальчиков, 3 девочки. Экспериментальная группа: 1) МиС тип - 4 мальчика, 5 девочек; 2) МеС тип - 7 мальчиков, 6 девочек; 3) МаС тип - 5 мальчиков, 4 девочки.

Одним из основных средств дифференцированного подхода выступали специальные комплексы физических упражнений. Частота использования комплекса составляла 1 раз в недельный микроцикл. Продолжительность выполнения комплексов варьировалась от 15 до 30 минут, в зависимости от задач тренировки, утомления занимающихся и этапа подготовки. В результате проведенного педагогического эксперимента, получены данные, представленные в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Динамика тестовых и соревновательных результатов контрольной и

экспериментальной групп за период педагогического эксперимента

Название упражнения ЭГ КГ

МиС МеС МаС МиС МеС МаС

Двигательные тесты

Бег 30 м, сек До 6,0/6,2 5,8/5,9 5,7/5,9 6,1/6,1 5,9/5,9 5,8/5,8

После 5,7/5,9 5,7/5,8 5,6/5,7 6,1/6,1 5,9/5,8 5,7/5,7

«Змейка» 2x20 м, До 12,5/12,8 12,5/12,7 13,2/13,7 12,8/12,9 12,7/12,7 13,2/13,6

сек После 12,4/12,7 12,3/12,7 12,5/12,8 12,8/12,8 12,6/12,6 13,1/13,5

Прыжок в длину с До 150,2/147,5 164,6/158,3 162,7/159,6 151,6/147,5 161,0/158,9 160,8/163,9

места, см После 162,2/158,8 168,5/163,5 166,2/163,0 153,6/149,6 165,1/161,4 164,6/166,0

Кросс 500 метров, До 167,7/175,4 163,7/163,8 164,8/175,4 161,9/170,8 159,2/167,8 164,2/179,0

сек После 152,7/159,4 151,4/154,2 153,6/161,8 155,6/162,4 152,2/159,4 157,6/170,0

Бег 1000 метров, До 342,3/372,2 337,8/361,1 348,3/382,8 338,5/368,9 335,1/363,4 344,0/380,7

сек После 300,0/327,4 295,6/321,2 304,6/333,3 300,7/329,4 297,9/329,6 316,6/350,3

Наклон вперед из До 5,5/9,6 3,2/6,9 4,1/7,2 6,0/10,8 4,3/5,9 4,2/8,2

положения сидя, см После 6,3/9,7 5,1/9,0 5,2/8,3 6,8/11,0 4,5/6,5 4,4/9,4

Вис на высокой До 96,4 77,2 53,3 87,5 82,7 45,3

(мальчики), сек После 101,3 82,4 80,6 89,3 87,0 49,0

Стойка в упоре лежа (девочки), сек До 72,2 74,8 58,5 75,1 82,0 62,8

После 81,2 88,7 75,8 84,4 89,9 67,7

Примечание: в числителе - мальчики, в знаменателе - девочки.

В результате предварительного тестирования детей, разделенных по соматическим типам, было выявлено:

- дети МиС типа, отстают в проявлении силовых и, в том числе, скоростносиловых способностей. Основными методами тренировки при совершенствовании силовых способностей выступали круговой и игровой. К основным средствам относились специальные комплексы физических упражнений, подвижные игры и эстафеты. Исполь-

зовались упражнения, отягощенные весом собственного тела; упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа; упражнения с использованием внешней среды; упражнения с использованием сопротивления упругих предметов. Силовые упражнения сочетались с упражнениями на растягивание. Упражнения подбирались таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Величина нагрузки составляла 40-60% от максимальной в упражнении; количество повторений - 15-20. Интервалы отдыха составляли 1-2 минуты, количество упражнений - 5-8. Комплексы выполнялись в основной части занятия, перед упражнениями на выносливость. Время ОФП для группы МиС типа было распределено следующим образом: упражнения из видов спорта, предъявляющих повышенные требования к развитию выносливости - 38,5%, упражнения силового и скоростно-силового характера - 17,5%, остальные средства подготовки - 44%.

- дети МаС типа отстают в проявлении общей и статической выносливости, относительной силы, способности быстро изменять направление движения своего тела. Задача совершенствования общей выносливости решалась посредством продолжительных циклических нагрузок в аэробной восстановительной (ЧСС до 150 уд/мин) и аэробной развивающей (ЧСС до 170 уд/мин) зонах интенсивности (зона умеренной мощности). Время ОФП для группы МаС было распределено следующим образом: упражнения из видов спорта, предъявляющих повышенные требования к развитию выносливости -46,5%, упражнения скоростно-силового характера - 9,8%, остальные средства подготовки - 43,7%. Основными методами тренировки при совершенствовании статической выносливости и способности быстро изменять направление движения своего тела выступали круговой и игровой. К основным средствам относились специальные комплексы физических упражнений, подвижные игры и эстафеты. Использовались упражнения, отягощенные весом собственного тела; упражнения с использованием внешней среды; упражнения с использованием сопротивления упругих предметов. Для детей МаС типа комплексы организовывались по экстенсивному интервальному методу. При использовании экстенсивного интервального метода, длительность работы на одной станции составляла 30-50 с., отдых между станциями составлял 10-30 с., отдых между сериями -около 3 минут. Число серий составляло 1-2. Между упражнениями со статическим напряжением вставлялись общеразвивающие упражнения. Задача воспитания относительной силы решалась комплексно в занятиях по общей физической подготовке и силовой гимнастике.

- дети МеС на данном этапе развития имеют наиболее гармоничное развитие физических способностей по сравнению с другими соматическими типами. Однако в исследуемой группе лица МеС типа имеют незначительное отставание от лиц МиС и МаС типа в проявлении гибкости. Для детей группы МеС типа упражнения на развитие гибкости включались в начале и по окончании каждого занятия. В отличие от остальных групп, где упражнениям на развитие гибкости отводилось 5-6 упражнений в начале занятия, в группе МеС типа таких упражнений было 10-12.

Дополнительно учитывалась возможность выполнять упражнения силовой гимнастики без грубых ошибок, так как обучение упражнениям силовой гимнастики требует специальных тренировочных средств, отличных от средств, применяемых в основной группе. В исследуемой группе таких детей оказалось: 3 мальчика и 1 девочка МиС типа, 2 мальчика и 1 девочка МаС типа и 1 мальчик МеС типа. Основным средством обучения выступали разработанные комплексы подготовительных и подводящих физических упражнений. Комплексы организовывались по методам повторного упражнения и экстенсивного интервального упражнения и представляли собой цепь упражнений, переходящих одно в другое, состоящую из уступающей, статической и преодолевающей работы. Одним из основных средств обучения выступали соревновательные упражнения, выполняемые в облегченных условиях. Условия выполнения облегчались посредством: ре-

зиновых эспандеров, облегченных исходных положений, содействия партнера, дополнительных точек опоры. Величина нагрузки составляла 50-70% от максимальной в упражнении; количество повторений - 10-14, количество упражнений - 4-6, количество подходов - 1-3.

Таблица 2

Соревновательная результативность детей контрольной и экспериментальной

групп

Название упражнения ЭГ КГ

МиС 1 МеС 1 МаС МиС 1 МеС 1 МаС

Мальчики

Лыжная гонка, км/ч После ПЭ 10,1 11,0 10,3 9,6 10,7 9,6

Стрельба, очков До ПЭ 10,1 11,0 10,3 9,6 10,7 9,6

После ПЭ 24,8 35,1 41,7 28,0 53,9 3,6

Силовая гимнастика, раз До ПЭ 32,5 36,6 46,4 29,3 52,2 48,4

После ПЭ 3,2 5,7 4,2 3,8 6,6 2,4

Девочки

Лыжная гонка, км/ч После ПЭ 9,0 9,4 9,1 8,7 9,2 8,6

Стрельба, очков До ПЭ 24,4 41,7 33,0 26,0 39,1 48,8

После ПЭ 36,8 43,0 37,5 29,8 40,6 48,7

Силовая гимнастика, раз До ПЭ 11,0 10,3 8,0 13,8 13,0 7,9

После ПЭ 16,0 14,2 13,0 15,6 14,1 10,3

В заключении можно сделать следующий вывод: реализация дифференцированной методики подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей позволила значительно увеличить показатели физических способностей, в которых наблюдалось отставание соматической группы, и, тем самым, повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и поднять соревновательную результативность детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Р.Н. - Москва, 1985. - 31 с.

REFERENCES

1. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and options for the development of children and adolescents: dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.10.2012.

УДК 796.07

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК

Жанна Глебовна Аникиенко, преподаватель,

Морской Государственный университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (МГУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), Новороссийск

Аннотация

Для использования средств фитнеса в процессе физического воспитания студенток в процессе академических занятий физической культурой целесообразно выделить наиболее популярные группы упражнений и экспериментально проверить особенности их влияния на физические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.