Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

Широкое применение судами наказаний без изоляции осужденного от общества отражает основной вектор развития уголовно-исполнительной политики. Уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие большинство таких наказаний, призваны стремиться к достижению основных целей, обозначенных в уголовно-исполнительном законодательстве. Вместе с тем рост уровня повторной преступности осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, предопределяет необходимость совершенствования воспитательной работы с рассматриваемой категорией лиц. На основе изучения юридической литературы, а также проведенного исследования практической деятельности уголовно-исполнительных инспекций автор приходит к выводу о необходимости дифференциации воспитательной работы с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF CORRECTIONAL WORK WITH CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

The widespread use of punishments by the courts without isolating the convicted person from society reflects the main vector of development of the penal policy. The penal inspections that carry out most of these punishments are called upon to strive to achieve the main goals outlined in the penal legislation. At the same time, the increase in the level of repeated criminality among convicts, who are on record in the penal inspections, determines the need to improve Correctional work with this category of persons. Based on the study of legal literature, as well as the conducted research of the practical activities of penal inspections, the author comes to the conclusion that it is necessary to differentiate Correctional work with convicts.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА»

УДК 343.847

DOI 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).3.336-340

СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА БЯКИНА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lana.byakina@bk.ru

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Для цитирования

Бякина, С. И. Дифференциация воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества / С. И. Бякина // Уголовно-исполнительное право. - 2021. - Т. 16(1-4), № 3. - С. 336-340. - DOI : 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).3.336-340.

Аннотация. Широкое применение судами наказаний без изоляции осужденного от общества отражает основной вектор развития уголовно-исполнительной политики. Уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие большинство таких наказаний, призваны стремиться к достижению основных целей, обозначенных в уголовно-исполнительном законодательстве. Вместе с тем рост уровня повторной преступности осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, предопределяет необходимость совершенствования воспитательной работы с рассматриваемой категорией лиц. На основе изучения юридической литературы, а также проведенного исследования практической деятельности уголовно-исполнительных инспекций автор приходит к выводу о необходимости дифференциации воспитательной работы с осужденными.

Ключевые слова: исправление осужденных, воспитательная работа, осужденные без изоляции от общества, уголовно-исполнительные инспекции, правовое регулирование.

В настоящее время приоритетной целью исполнения уголовных наказаний является исправление осужденных, обеспечение которого неразрывно связано с реализацией воспитательной работы соответствующими учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) не являются исключением и согласно действующему законодательству уполномочены организовывать и проводить воспитательную работу с осужденными. Статистические данные свидетельствуют о росте уровня повторной преступности среди осужденных, состоящих на учете УИИ, за последние пять лет: по сравнению с 2015 г. уровень возбужденных дел в отношении осужденных после постановки на учет в 2019 г. вырос на 3,7 % (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно© Бякина С. И., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

исполнительных инспекций»); значительно увеличилась их численность - более чем на 100 000 чел. (https://fsin.gov.ru/statistics). Это предопределяет необходимость повышения эффективности воспитательного воздействия. Вместе с тем в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем, связанных с организацией и проведением воспитательной работы, которые выявлены нами в ходе анализа отечественного законодательства, доктрины уголовно-исполнительного права, опроса сотрудников УИИ: недостаточная правовая регламентация рассматриваемого направления деятельности, понятийно-терминологическая неопределенность, высокая нагрузка на сотрудников в ряде субъектов Российской Федерации, отсутствие мотивации осужденных к участию в воспитательной работе. Особенно актуальной проблемой является законодательная неопределенность критериев дифференциации воспитательной работы с лицами, состоящими на учете УИИ.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) в ч. 3 ст. 9 устанавливает, что средства исправления осужденных (в том числе воспитательная работа) применяются с учетом объективных и субъективных критериев: вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В зависимости от указанных особенностей в рамках воспитательной работы общая масса осужденных разделяется на самостоятельные части, что обеспечивает оптимизацию воспитательного воздействия. Применительно к осужденным, лишенным свободы, в ч. 2 ст. 110 УИК РФ устанавливаются следующие критерии дифференциации воспитательной работы: вид исправительного учреждения, срок наказания, условия содержания, а в отношении осужденных, состоящих на учете УИИ, подобной нормы не предусмотрено. Закон определяет применение воспитательной работы в равной степени, не выделяя отдельные категории таких лиц, как нуждающихся в наиболее интенсивном воспитательном воздействии.

В условиях гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики, когда численность осужденных к различным наказаниям, исполняемым УИИ, превалирует над числом приговоренных к лишению свободы (http://www.cdep.ru/index.php?id=79), актуальным становится выявление групповых особенностей осужденных, на основе которых их возможно дифференцировать. В отечественной и зарубежной юридической литературе неоднократно излагались суждения о необходимости использования дифференцированного подхода в воспитательной работе к осужденным без изоляции от общества [1, с. 200; 2, с. 155; 3, с. 429], потребность в котором актуализируется и с учетом требований международных стандартов. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила; приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.), в разделе 13 предусматривают дифференцированное применение к правонарушителям программ обращения в отношении отдельных категорий правонарушителей.

На основе изучения научных исследований, а также практической деятельности УИИ нами сформулированы следующие критерии дифференциации воспитательной работы с осужденными: возраст, наличие места жительства (пребывания), занятость трудом или учебой, совершение преступления(-ий) после осуждения, состояние здоровья. Рассмотрим отдельные группы осужденных в зависимости от указанных выше особенностей с точки зрения проведения с ними воспитательной работы.

С учетом возрастного критерия в отдельную группу возможно выделить несовершеннолетних или трудновоспитуемых [4, с. 65]. Подростки, состоящие на учете в УИИ, находятся в промежуточном положении: с одной стороны, они могут встать на устойчивый

преступный путь, с другой - имеются огромные шансы изменить негативные установки и убеждения, встать на путь исправления. Одновременно с этим сотрудники УИИ могут помочь им не допустить дальнейшей криминализации, что как раз и достигается с помощью воспитательной работы с осужденным и его семьей. Важным аспектом реализации воспитательной работы в отношении несовершеннолетних граждан, состоящих на учете УИИ, в настоящее время является учет общегосударственных направлений воспитания: патриотическое; нравственное и духовное; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное; здоровьесберегающее; правовое воспитание и культура безопасности (Об утверждении стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Принимая во внимание психологические особенности несовершеннолетних, можно предположить, что в воспитательной работе с ними необходимо увеличить частоту проведения воспитательных мероприятий, обеспечить активное участие иных заинтересованных субъектов и участников. Неотъемлемым элементом такой деятельности является работа с семьей таких граждан. Кроме того, эффективной формой воспитательной работы может стать посещение заседаний суда по решению вопросов о замене неотбытого срока наказания на лишение свободы, об отмене условного осуждения.

Следующей, не менее значимой категорией осужденных, находящихся под контролем УИИ, являются лица без определенного места жительства, в отношении которых, к большому сожалению, отсутствует четкая политика, нет комплексного подхода к проблеме роста численности таких лиц [5, с. 75]. Вместе с тем количество возбужденных уголовных дел в отношении данной категории в период отбывания наказания или меры уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, увеличилось с 8 % в 2015 г. до 15 % в 2019 г. (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций»), что может свидетельствовать о низком уровне эффективности применяемых средств исправления к лицам без определенного места жительства, в том числе воспитательной работы. Усиленное проведение воспитательных мероприятий с данной категорией осужденных совместно с предупредительной деятельностью органов внутренних дел будет в целом способствовать достижению целей, установленных в УИК РФ. Суть проводимой работы с осужденными, не имеющими определенного места жительства, может сводиться к установлению, восстановлению либо укреплению социально полезных связей, налаживанию взаимодействия с близкими и родственниками, способными оказать положительное влияние на таких лиц.

Раскрывая особенность следующей категории осужденных, следует подчеркнуть, что в воспитательной работе также важно учитывать занятость лиц, состоящих на учете, - получение ими образования, трудоустройство. По данным ФСИН России за 2019 г., на учете УИИ состояло 220 845 лиц, не занятых трудом или учебой, что составляет примерно 40 % от общего количества всех зарегистрированных граждан (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций»). Лица, не имеющие постоянного источника дохода, нередко стремятся к его обеспечению незаконным путем, что приводит к совершению ими преступлений в период отбывания наказания или меры уголовно-правового характера. Воспитательная работа с осужденными, не занятыми трудом и учебой, может быть направлена на выявление граждан отрицательной направленности, то есть тех, которые не работают и не учатся в силу стойких антиобщественных убеждений. Возможно выдавать направления осужденным в центр занятости, осуществлять просветительскую

работу в сфере трудоустройства, переориентацию взглядов и формирование положительного отношения к труду.

Согласно изученным материалам служебных проверок по факту совершения осужденными преступлений в период нахождения на учете УИИ их основными причинами являлись нежелание осужденных вести правопослушный образ жизни, недостаточный контроль и неэффективное проведение воспитательной работы сотрудниками УИИ. Уже на основании этого можно заключить, что с осужденными необходимо в усиленном режиме проводить воспитательную работу, своевременно выявлять причины, способствующие совершению преступлений, и прилагать все усилия к их устранению. Следует отметить, что качество воспитательной работы и слабый контроль за осужденными далеко не всегда зависят от уровня выполнения должностных обязанностей инспектором УИИ - ввиду высокой нагрузки на одного сотрудника в ряде субъектов РФ практически невозможно полноценно организовать воспитательную работу и обеспечить высокий уровень контроля за осужденными.

Состояние здоровья - еще один важный фактор для осуществления воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ [6, с. 109]. Именно поэтому в отдельную группу следует выделить осужденных, страдающих различными заболеваниями (инвалиды, лица, имеющие алкогольную, наркотическую и иную зависимость, граждане с отклонениями в психическом развитии). Инвалиды ввиду своего состояния здоровья нуждаются в постоянной юридической, психологической и иной помощи. Вместе с тем при организации воспитательной работы с данной категорией следует понимать, что главную личностную проблему - инвалидность решить невозможно, поэтому воспитательные мероприятия должны быть дополнены ранее указанными видами помощи. Сотруднику УИИ важно разъяснять таким лицам необходимость поиска различных возможностей для самореализации.

Лица, имеющие алкогольную и наркотическую зависимость, характеризуются ограниченностью интересов и увлечений либо их абсолютным отсутствием. Свободное время такие осужденные проводят в кругу друзей, где употребление алкоголя и (или) наркотических и психотропных веществ - обязательный атрибут. Данное обстоятельство может привести как к систематическим нарушениям общественного порядка, так и к совершению повторных преступлений. Оказывать воздействие на взгляды, установки, интересы таких осужденных гораздо сложнее. Именно поэтому таких лиц стоит выделять из общей массы осужденных, так как они требуют наибольших усилий в воспитательной работе со стороны ее субъектов. На наш взгляд, большую роль играет своевременное выявление различного рода зависимостей, которое достигается информационным обменом с соответствующими медицинскими учреждениями, где подобные граждане состоят на учете.

Лица с отклонениями в психическом развитии характеризуются слабым развитием эмоционально-волевой сферы, что проявляется в таких качествах, как несдержанность, неадекватность самооценки, повышенная тревожность, агрессивность, жестокость [7, с. 9]. Следует отметить, что в воспитательной работе в условиях УИИ важно знать и использовать познания пенитенциарной психологии о воле человека, темпераменте, характере и других свойствах личности. Ведь в данном случае также возникает проблема выявления лиц, имеющих такие расстройства. Не всегда при первоначальной (ознакомительной) беседе с осужденным удается получить достоверную информацию о состоянии его здоровья. В связи с этим возможно предложить своевременное направление запросов сотрудниками УИИ в соответствующие медицинские учреждения.

Таким образом, учет всех характерных особенностей воспитательной работы в условиях отбывания наказаний без изоляции от общества позволит повысить эффективность деятельности УИИ по исправлению осужденных. С указанными лицами желательно проводить воспитательную работу не реже двух раз в месяц, ежемесячно посещать их по месту жительства, осуществлять регулярный информационный обмен с сотрудниками полиции, иными государственными органами и организациями, что необходимо закрепить в нормативном правовом акте, регулирующем исполнение данных наказаний.

Библиографический список

1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Крымова ; науч. ред. А. П. Скиба. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 759 с.

2. Уголовно-исполнительное право : учеб. пособие. Рязань : ИП Коняхин А. В. (BookJet), 2021. 220 с.

3. Durnescu, I. 2014, 'Probation skills between education and professional socialization', European Journal of Criminology, vol. 11, iss. 4, pp. 429-444.

4. Ивашко Н. Н. Воспитательная работа с осужденными : учеб. пособие. Новокузнецк : Кузбас. ин-т ФСИН России, 2017. 99 с.

5. Отставнова Е. А. Правовой статус лиц без определенного места жительства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2. С. 69-76.

6. Скиба А. П., Скорик Е. Н. К вопросу о средствах исправления больных осужденных // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 2. С. 108-114.

7. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М. : Наука, 1987. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.