Научная статья на тему 'Дифференциация уголовной ответственности и наказания за террористический акт в российском законодательстве'

Дифференциация уголовной ответственности и наказания за террористический акт в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ / ИСТОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / TERRORISM / ANTI-TERRORISM LEGISLATION / LEGISLATIVE CONSOLIDATION / HISTORY OF CHANGES / TERRORISM PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князев Дмитрий Александрович

В данной статье проанализирована хронология законодательного закрепления состава преступления «террористический акт» в уголовном законе России, начиная с момента первого юридического упоминания и закрепления и заканчивая редакцией статьи 205 УК РФ от 19.02.2018 г. Детально проанализирован законодательный переход данного состава преступления из УК РСФСР 1960 года в УК РФ 1996 года. Представлен подробный анализ значимых изменений ст. 205 УК РФ, начиная с первоначальной редакции до изменений, внесённых в начале 2018 года. Сделаны выводы на основе данных, полученных в результате нижеизложенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Differentiation of Criminal Liability and Punishment for Terrorist Act in the Russian Legislation

This article analyzes the chronology of legislative consolidation of the "terrorist act" crime in the criminal law of Russia, from the moment of the first legal mention and consolidation to the last version of Article 205 of the Russian Federation Criminal Code of February 19, 2018. The author analyzes in detail the legislative transition of this legally defined crime from the RSFSR Criminal Code of 1960 into the RF Criminal Code of 1996. In addition, a detailed analysis is presented, showing the significant changes of Article 205 of the Russian Federation Criminal Code, from the original version to the changes made in early 2018. The conclusion is drawn on the basis of the data obtained as a result of this research.

Текст научной работы на тему «Дифференциация уголовной ответственности и наказания за террористический акт в российском законодательстве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.2:343.326

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Д. А. Князев

Научный руководитель — Н. Н. Артёменко, кандидат юридических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данной статье проанализирована хронология законодательного закрепления состава преступления «террористический акт» в уголовном законе России, начиная с момента первого юридического упоминания и закрепления и заканчивая редакцией статьи 205 УК РФ от 19.02.2018 г. Детально проанализирован законодательный переход данного состава преступления из УК РСФСР 1960 года в УК РФ 1996 года. Представлен подробный анализ значимых изменений ст. 205 УК РФ, начиная с первоначальной редакции до изменений, внесённых в начале 2018 года. Сделаны выводы на основе данных, полученных в результате нижеизложенного исследования.

Ключевые слова: терроризм, антитеррористическое законодательство, законодательное закрепление, история изменений, профилактика терроризма.

Самые первые деяния, подпадающие под состав преступления «террористический акт», были совершены ещё до нашей эры, но целенаправленный правовой запрет терроризма в обществе появился сравнительно недавно, он закреплён как на международном уровне, так и в законодательстве отдельных государств, в том числе и в законодательстве России.

Развитие российского законодательства в этом направлении условно можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.

Дореволюционное законодательство не предусматривало ни состава терроризма, ни отдельной группы преступлений против общественной безопасности, но указания на схожие составы в нём всё же имелись. Кроме того, в дореволюционном законодательстве находят место аналоги составов, которые современный российский уголовный закон относит к понятию «террористическая деятельность» [1, с. 343].

В советский период в связи с ростом терроризма постепенно оформляется и вырабатывается законодательная основа противодействия терроризму. Появляется термин «террор» в наименовании Постановления Советов Народных Комиссаров РСФСР от 05.09.1918 г. «О красном терроре». В указанном постановлении речь шла о борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями, связанными с занимаемой должностью. Впервые в уголовном законодательстве 1922 года появляется глава, предусматривающая ответственность за преступления, посягающие на общественную безопасность: это глава 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок», а в ст. 64 появляется термин «террористические акты».

Как самостоятельный вид преступления терроризм в составе его разновидностей был введён в УК РСФСР 1960 г. Федеральным законом от 01.07.1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Этот состав нашёл место в редакции ст. 213.3 гл. 10 УК «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», а состав террористического акта был предусмотрен статьями 66 и 67.

Ст. 66 предусматривала наказание в виде «лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казни с конфискацией имущества за убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершённое по политическим мотивам, и лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискаций имущества за тяжкое телесное повреждение, причинённое по тем же мотивам государственному или общественному деятелю либо представителю власти». Ст. 67 имела схожий состав: «убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений» [2].

Ст. 213.3 УК РСФСР 1960 г. является «прародителем» ст. 205 ныне действующего УК РФ. Первоначальный вид ст. 205 УК РФ в значительной степени унаследовала конструкцию и состав ст. 213.3 УК РСФСР, а также наименование «терроризм»; ныне ст. 205 УК РФ содержит наименование «террористический акт».

Диспозиция части 1 ст. 205 УК РФ была аналогична диспозиции ст. 213.3 УК РСФСР, но она была расширена следующим добавлением: «...а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». С принятием нового УК в 1996 году статья «Терроризм», таким образом, предусматривает ответственность и за угрозу реализации террористического акта.

В соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 ст. 205 УК РФ, следовало наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, тогда как санкция части 1 ст. 213.3 УК РСФСР предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Сказанное приводит к выводу о том, что законодатель усматривает большую общественную опасность данного преступления, чем ранее.

Часть 2 статьи 213.3 УК РСФСР предусматривает наступление таких условий преступления, как: наличное причинение значительного имущественного ущерба, наступление иных тяжких последствий, совершение преступления организованной группой, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. Ч. 2 ст. 205 УК РФ содержит уже иные условия: а) группой лиц по предварительному сговору, б) неоднократно, в) с применением огнестрельного оружия, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы от 8 до 15 лет. В 2003 г. неоднократность как форма множественности преступлений законодателем упразднена и исключена, в том числе из статьи 205 УК РФ. Пункты «а» и «в» в дальнейшем подверглись изменениям. Исходя из положений ч. 2 ст. 205 УК РФ, можно сделать вывод, что законодатель также ужесточает наказание и старается более подробно прописать норму в законе.

Санкции части 3 статей 205 УК РФ и 213.3 УК РСФСР устанавливают более жёсткую ответственность, если совершение теракта повлекло смерть человека. В УК РСФСР не указывается форма вины при наступлении такого последствия. Это значит, что при любой форме вины данное преступление охватывается частью 3 статьи 213.3. В УК РФ часть 3 статьи 205 указывала только на неосторожную форму вины, если же смерть была причинена умышленно, данное деяние квалифицировалось по совокупности с ст. 105 УК РФ. Законодателем из части 2 статьи 213.3 УК РСФСР были перенесены в часть 3 ст. 205 УК РФ признаки организованной группы и наступление тяжких последствий. Санкция, предусмотренная частью 3 статьи «Терроризм» в УК РСФСР, устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества. Часть 3 ст. 205 УК РФ предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет. В УК РФ законодатель не стал предусматривать смертную казнь в качестве наказания за особо квалифицированный состав терроризма, но увеличил максимальный срок наказания в виде лишения свободы с 15 до 20 лет.

Примечание к статье, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности, было полностью унаследовано из УК РСФСР, но была добавлена оговорка: «...и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления». В таком виде примечание к статье остаётся и в наши дни.

Всё сказанное позволяет заключить следующее: 1) первоначальная версия ст. 205 УК РФ была во многом схожа с последней редакцией ст. 213.3 УК РСФСР; 2) в новый уголовный кодекс были добавлены новые признаки квалифицирующих составов, в ч. 3 перенесены некоторые прежние признаки квалифицирующих составов, 3) законодатель стал усматривать более высокую степень общественной опасности данного деяния, в связи с чем ужесточил наказание как за простой состав преступления, так и за квалифицированный и особо квалифицированный; 4) но в то же время в новом кодексе законодатель не стал предусматривать смертную казнь в санкции части 3 статьи, посвящённой терроризму.

На протяжении существования ст. 205 УК РФ в неё периодически вносились изменения и дополнения.

Первое значимое изменение появилось уже в 1999 году. В часть 3 к прежней формулировке было добавлено примечание: «.а равно сопряжены [деяния - вставка наша,Д. А".] с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения» [3]. Гораздо большую общественную опасность несёт в себе ядерный терроризм, в котором могут быть использованы ядерное оружие или радиоактивные материалы, что может привести к непоправимым последствиям, нанести вред не только непосредственно человеку, но и экологический вред природе разной степени тяжести. В настоящее время некоторые учёные в своих исследованиях предлагают законодателю предусмотреть отдельную статью в УК РФ за «ядерный террористический акт», но этого в настоящий момент не сделано. Данный состав преступления является особо квалифицированным в соответствии с частью 3 ст. 205 УК РФ.

В 2004 году после ряда террористических актов в целях предупреждения и ужесточения наказания за данное деяние в ст. 205 УК РФ были внесены изменения в санкции всех частей статьи. До 2004 года санкция части 1 предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, а после - на срок от 8 до 12 лет. Соответственно в части 2 срок наказания был от 8 до 15 лет, в 2004 году он вырос и составил от 10 до 20 лет. За деяния, предусмотренные частью 3, ранее назначалось наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет, в 2004 году срок вырос и стал составлять от 15 до 20 лет лишения свободы. Кроме того, законодатель ввёл в санкцию части 3 меру наказания в виде пожизненного лишения свободы [3]. После этих изменений данное преступление перешло из категории тяжких в категорию особо тяжких.

В 2006 году законодатель сменил прежнее наименование статьи «Терроризм» на «Террористический акт». Это было связано с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» [4]. Помимо этого, законодатель переформулировал диспозицию части 1, оставив общую смысловую нагрузку прежней, но дополнив диспозицию части 3 следующим перечнем опасных веществ: ядовитые, отравляющие, токсичные, опасные химические и биологические вещества [3]. Изменения 2006 года, внесенные в ст. 205, скорее всего, были направлены на упорядочивание и конкретизацию нормы, чем на какие-либо значимые изменения.

В 2009 году статья 205 УК РФ претерпела серьёзные изменения: в ч. 2 и п. «в» ч. 3. признак «с применением огнестрельного оружия» был исключён. В то же время из ч. 3 в ч. 2 были перенесены:

- в п. «а» - признак совершения преступления «организованной группой»;

- в п. «б» - примечание о последствии теракта, когда его совершение повлекло смерть человека по неосторожности;

- в п. «в» - формулировка «наступление иных тяжких последствий»; при этом в неё было добавлено: «причинение значительного имущественного ущерба».

Часть 3 в 2009 году теперь была разделена на подпункты:

- п. «а» - когда эти деяния «сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ»;

- п. «б» - когда эти деяния повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Необходимо отметить следующее: поскольку санкции указанной статьи не были подвергнуты изменениям, то в 2009 году преступления, подпадающие под признаки, перечисленные в пунктах «а», «б» и «в» части 2, теперь стали наказываться более мягко, чем до 2009 года: тогда, когда они содержались в части 3, наказание предусматривалось в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненного лишения свободы, то после изменений в 2009 году в соответствии с частью 2 наказание стало предусматриваться в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

Поскольку в 2009 году часть 3 ст. 205 содержит признак умышленного причинения смерти, то данный состав преступления полностью охватывается ст. 205 и не требует отдельной квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ, как это было ранее.

В конце 2010 года было увеличено максимальное наказание за совершение деяний, предусмотренных частью 1 ст. 205 - с 12 до 15 лет лишения свободы.

В 2014 году была расширена формулировка диспозиции части 1.

В 2016 году было увеличено минимальное наказание, предусмотренное санкциями частей 1 и 2: с 8 до 10 лет лишения свободы - в части 1 и с 10 до 12 лет лишения свободы - в части 2.

Редакция ст. 205 УК РФ от 11.01.2018 г. вносит дополнение к диспозиции части 1, конкретно предусматривая признак субъективной стороны осуществления угрозы совершения теракта, а именно в виде формулировки: «в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями» [3].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: с течением времени, начиная с момента первого юридического закрепления в дореволюционном законодательстве схожих составов преступлений, непосредственно связанных со статьёй «Террористический акт», уголовный закон России расширяется новыми положениями, предусматривающими наказание за террористическую деятельность. Изменения и новшества, внесённые в закон в советский период, стали фундаментом для современного российского антитеррористического законодательства.

Уже с принятием нового Уголовного Кодекса в 1996 году, в связи с набирающей обороты тенденцией увеличения роста террористических атак в России, законодатель ужесточает наказание за данные деяния, а также предусматривает наказание и за реальную угрозу осуществления теракта.

Помимо увеличения срока наказания, с течением времени совершенствуется и юридическая техника конструирования ст. 205 УК РФ: более широко и подробно формулируется диспозиция, а также добавляются ранее не предусмотренные квалифицирующие признаки данного преступления. Кроме этого, были внесены и формальные изменения, не затрагивающие основную смысловую нагрузку самой статьи. Эти изменения связаны с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

По-разному можно относиться к изменениям УК РФ 2009 года, в котором ряд особо квалифицирующих признаков перенесён в разряд просто квалифицирующих без изменения санкций статьи. Однако, анализируя дальнейшие изменения, можно заключить, что таким образом законодатель старается более логично и последовательно выстраивать данную юридическую норму. Но в то же время учёные критикуют данную конструкцию, в связи с чем, в том числе, предлагается выделить в самостоятельную статью УК РФ состав преступления так называемого «ядерного терроризма» [5].

Необходимо в заключение также отметить, что для борьбы с терроризмом весьма малоэффективно использовать метод устрашения преступников путём установления за их противоправные деяния сурового наказания. Обосновываем это тем, что зачастую террористы, будучи исполнителями злодеяния, ценою своей жизни достигают своих преступных, античеловечных умыслов и числятся среди погибших в результате теракта. Самым эффективным методом предотвращения террористических актов, как показывает практика, является добросовестная и продуктивная работа правоохранительных органов, которые пресекают и предотвращают совершение преступлений данного характера и, как следствие, появление новых человеческих жертв среди мирного населения.

Но в то же время законодателю следует и дальше совершенствовать уголовный закон в данном направлении для устранения пробелов и недочётов. Кроме того, законодатель не должен отставать от современных общественных отношений и в силу необходимости предусматривать введение в УК новых составов преступлений террористического характера. В первую очередь это касается сферы новых информационных технологий, которые

всё чаще используются в террористических целях и потому требуют специального законодательного урегулирования. Это тем более важно, поскольку с течением времени современное общество всё больше зависит от таких технологий, в связи с чем они могут стать главным оружием мирового терроризма.

Возможно, в будущем законодатель предусмотрит отдельную статью в УК РФ и за так называемый кибер-терроризм.

Библиографический список

1. Галкин, А. Ю. Состав террористического акта в истории российского законодательства / А. Ю. Галкин // Молодой ученый. - 2015. -№ 5. - С. 343-345.

2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.: принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 окт. 1960 г.: введён Законом РСФСР от 27 окт. 1960 г. «Об утверждении Уголовного кодекса РСФС»: в ред.Федер. закона от 30 июля 1996 г № 103-ФЗ // «Ведомости ВС РСФСР». - 1960. - № 40. - Ст. 591. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.02.2018).

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: введён. Федер. законом Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: с первоначальной по посл. ред. Федер. закона от 19.02.2018 № 35-ФЗ // Рос. газ. - 1996. - 25 июня. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2018).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г.: в ред. Федер. закона от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31. Ст. 3452. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.02.2018).

5. Корниенко, В. Т. Проблемы квалификации ядерного терроризма / В. Т. Корниенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - № 1 (2). - С. 132-136. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-yadernogo-terrorizma (дата обращения: 18.02.2018).

© Князев Д. А., 2018

УДК 002.1:[004.087+004.223.2]

ОТ ПОНИМАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА К ПОНИМАНИЮ ЦИФРОВОГО ДОКУМЕНТА:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ

К. В. Марьясов

Научный руководитель — Н. А. Никиташина, кандидат юридических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается понятие электронного документа, описываются его сущность и характерные черты, а также объясняются причины, по которым определение электронного документа, данное в действующем законодательстве, не способствует развитию цифровых технологий в РФ.

Ключевые слова: электронный документ, цифровой документ, информационные технологии, цифровые технологии, государственное регулирование цифровой экономики.

Конец двадцатого и начало двадцать первого веков ознаменовались качественными изменениями в общественных отношениях. Этот период можно уверенно назвать очередной научно-технической революцией.

По мнению А. И. Ракитова, сейчас мы наблюдаем пятую информационную революцию [1]. Д. Белл указывает на третью технологическую революцию [2], а Э. Тоффлер считает, что речь идёт о третьей, информационной, волне, вслед за аграрной и индустриальной [3].

Для настоящей статьи не является важным точное наименование происходящих событий, их порядковый номер или местоположение в системе взглядов того или иного учёного. Важным является то, что большинство исследователей связывают эти изменения с изобретением микропроцессорной технологии, с появлением компьютера и Интернета.

Именно с появлением компьютера большинство исследователей связывают рождение нового для российского законодательства понятия «электронный документ». На эту тему уже написано достаточно много научных работ. Однако необходимо отметить, что в основном содержание этих работ строится на использовании легальных дефиниций, которые, на наш взгляд, страдают отсутствием ясности в понимании сути рассматриваемого явления.

Целью настоящей статьи является проведение анализа того, что представляет собой электронный документ, в чём важность правильного понимания его сущности и какие смысловые противоречия начинают появляться в правоприменительной практике уже сейчас.

Для начала необходимо дать легальное определение электронного документа, которое имеется в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 2 данного Закона содержит следующее определение понятия: «Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [4]. В свою очередь, этот же закон даёт определение документированной информации, которая является «зафиксированной на материальном носителе путём документирования информации с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях её материальный носитель» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.