Научная статья на тему 'Законодательство об ответственности за террористический акт: ретроспективный анализ и вопросы совершенствования'

Законодательство об ответственности за террористический акт: ретроспективный анализ и вопросы совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1669
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочои С.М.

В статье рассматриваются основные этапы развития законодательства об ответственности за террористический акт (терроризм). Отмечаются отдельные недостатки современного российского законодательства об ответственности за данное преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательство об ответственности за террористический акт: ретроспективный анализ и вопросы совершенствования»

в

Ш©Т1Н][Щ[К Кочои С. М.

УНИВЕРСИТЕТА Законодательство об ответственность за террористический акт:

имени o.e. кут-афина(мгюА) ретроспективный анализ и вопросы совершенствования

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ1

В статье рассматриваются основные этапы развития законодательства об ответственности за террористический акт (терроризм). Отмечаются отдельные недостатки современного российского законодательства об ответственности за данное преступление.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, мотив, цель, наказание.

В уголовном законодательстве России понятие «терроризм» («террористический акт») на протяжении длительного времени отсутствовало. Например, Уголовное уложение Российской империи 1903 г (ст. 99, глава третья «О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома») избегало этого термина даже при описании состава посягательства на жизнь «священной особы царствующего императора, императрицы или наследника престола»2.

Указанный пробел частично был устранен с введением в действие в 1922 г. УК РСФСР3. Раздел 1 «О контрреволюционных преступлениях» главы 1 «Государственные преступления» (ст. 64) предусматривал высшую меру наказания за «участие в выполнении в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций». Однако никакой дефиниции понятия «террористический акт» УК не содержал.

Не было ее и в УК РСФСР 1926 г., ст. 58.8 которого предусматривала ответственность не только за участие в выполнении таких актов, но и за их совершение. При этом «контрреволюционная цель» хотя и не упоминалась в качестве обязательного признака теракта, последний был включен в раздел 1 «Контр-

Самвел

Мамадович

КОЧОИ,

доктор

юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств государственного задания на выполнение НИР по проекту 2280.

Заметим, что в литературе годом рождения русского терроризма считается 1878-й, когда накануне суда над народниками Вера Засулич выстрелила в губернатора Санкт-Петербурга генерала Трепова. См. об этом: Галахов С. С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М., 2002. С. 9—19.

Правда, еще раньше один из Декретов Совета Народных Комиссаров РСФСР (от 5 сентября 1918 г.) назывался «О красном терроре». Определения последнего Декрет не содержал, а сам террор был назван способом «обеспечения тыла» (в деятельности ВЧК).

Ш >

Л □

I

"0 >

£

m

н □

□римтнтния

>

© С. М. Кочои, 2015

2

3

130 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ [¡Зу.

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

революционные преступления» (глава первая Особенной части «Преступления государственные»). В силу международной солидарности интересов трудящихся действия, направленные «на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР», также признавались контрреволюционными (ст. 58.1 УК РСФСР в редакции от 6 июня 1927 г). Поэтому потерпевшим от теракта мог быть не только представитель Советской власти или деятель революционных рабочих и крестьянских организаций, но и представитель иного государства трудящихся. Кроме того, действовавшая тогда уголовно-правовая норма об аналогии позволяла квалифицировать как террористический акт посягательство на жизнь представителя также любого другого иностранного государства4.

УК РСФСР 1960 г. сохранил понятие «террористический акт» и даже предложил два его определения. Дело в том, что ответственность за рассматриваемое преступление была установлена сразу в двух статьях главы первой Особенной части «Государственные преступления» УК РСФСР: ст. 66 «Террористический акт» и ст. 67 «Террористический акт против представителя иностранного государства». Статьи входили в раздел 1 «Особо опасные государственные преступления». И по той, и по другой статье наказывались убийство или тяжкое телесное повреждение. Потерпевшим в первом случае был государственный или общественный деятель либо представитель власти, во втором — представитель иностранного государства. В первой из названных статей обязательным признаком террористического акта была цель «подрыва или ослабления Советской власти», во второй — цель «провокации войны или международных осложнений».

Федеральным законом от 01.07.1994 № 10-ФЗ в ст. 66 УК РСФСР «антисоветская цель» была заменена на «политический мотив». Кроме того, этим же законом в главу «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» УК РСФСР введено понятие «терроризм», определение которого было предложено в ст. 213.3 (ч. 1): «Совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий». Само наступление указанных выше последствий делал состав терроризма квалифицированным (ч. 2 и 3 ст. 213.3 УК РСФСР). Также была введена ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 213.4 УК РСФСР).

В процессе обсуждения проекта нового Уголовного кодекса было предложено несколько вариантов редакций норм, предусматривающих ответственность за террористические преступления. Так, в одном из проектов УК (глава «Преступления против общественного порядка и общественного спокойствия») терроризм был определен как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасно-

Государственные преступления и преступления против социалистической собственности // Курс советского уголовного права : в 6 т. Т. 4. М., 1970. С. 101.

"7^ЕСТНИК Кочоис.м. б й 1

^ л УНИВЕРСИТЕТА Законодательство об ответственность за террористическим акт: 1^3 1

I -У именио.Е.кутаФина(мгюА) ретроспективный анализ и вопросы совершенствования

сти, устрашения населения либо воздействия на принятие решений органами власти»5. Другой проект УК (глава « Преступления против государства») содержал норму о террористических действиях, под которыми понимались «совершение взрывов, поджогов или иных общеопасных действий в целях дестабилизации обстановки или воздействия на принятие решений государственными органами»6.

Оба проекта избегали использования термина «террористический акт» (хотя первый из вышеназванных содержал норму также об убийстве Президента РФ). В еще одном проекте не было норм ни о терроризме, ни о террористическом акте7.

В принятый в 1996 г. УК РФ вошли статьи о терроризме, заведомо ложном сообщении об акте терроризма и террористическом акте (ст. 205, 207 и 277). Первые две включены в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» (раздел !Х «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»), третья — в главу 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (раздел Х «Преступления против государственной власти»).

Первоначально статья 205 УК РФ определяла терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Таким образом, по сравнению с УК РСФСР 1960 г., УК РФ расширил понятие терроризма, включив в него также угрозу совершения запрещенных законом действий. Одновременно УК РФ к двум целям терроризма добавил еще одну — цель устрашения населения. Наступление тяжких последствий, как и наличие ряда других обстоятельств, признавались квалифицирующим признаком терроризма.

Наряду с понятием «терроризм», УК РФ (ст. 277) сохранял также понятие «террористический акт», под которым понималось посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ в ст. 205 УК РФ понятие «терроризм» заменено на «террористический акт» (одновременно из ст. 277 были исключены слова «террористический акт»), под которым понимается А

«совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население

Л

и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воз- ^

А

5 Уголовный кодекс Российской Федерации (Особенная часть). Проект Министерства К юстиции РФ и Государственно-правового управления Президента РФ. М., 1994 ; Уголовный кодекс Российской Федерации. Проект // Российская газета. 1995. 1 февраля. К

6 Проект Уголовного кодекса России // Юридический вестник. 1992. № 20. е

7 Новый Уголовный кодекс (Проект) // Спецвыпуск журнала «Закон» — приложения к О газете «Известия».

ПРИМЕНЕНИЯ

7/2015

>

32 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ [¡Зу.

Шш|

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

действия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Таким образом, предусмотренный ст. 205 УК РФ теракт, в отличие от терроризма, предусмотренного предыдущей редакцией этой же статьи, говорит о действиях не только создающих опасность (гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий), но и устрашающих население. Соответственно, устрашение населения уже не является целью рассматриваемого преступления (как и цель нарушения общественной безопасности). Единственная цель теракта заключается теперь в воздействии на принятие решения как органами власти, так и международными организациями.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ цель « воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями» заменена на цели «дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений».

Кроме признаков основного состава, менялись также признаки квалифицированного и особо квалифицированного составов преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ из числа квалифицирующих признаков терроризма (ч. 2 ст. 205 УК РФ) исключена неоднократность, а Федеральным законом от 30.12.2008 № 321-ФЗ — признак «с применением огнестрельного оружия» (ч. 2 ст. 205 УК РФ). Последний же закон новыми признаками квалифицированного состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205 УК РФ, назвал совершение теракта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»), наступление по неосторожности смерти человека (п. «б») и причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «в»). Следует отметить, что все перечисленные признаки, кроме совершения теракта группой лиц по предварительному сговору и причинения значительного имущественного ущерба, ранее были признаками особо квалифицированного состава, предусмотренного ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Федеральный закон от 09.02.1999 № 26-ФЗ к особо квалифицирующим признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 205 УК (п. «а»), отнес деяния, сопряженные «с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения». Вышеупомянутым Федеральным законом от 30.12.2008 № 321-ФЗ в качестве второго признака особо квалифицированного состава установлено умышленное причинение смерти человеку (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ).

Из решений законодателя о перемещении признаков из одной части ст. 205 УК РФ в другую сомнение у нас вызывает отнесение теракта, совершенного организованной группой, ранее признаваемого особо квалифицирующим признаком, к квалифицирующим признакам данного преступления. Согласно положениям Общей части УК РФ (ст. 35), преступление, совершенное организованной группой, обладает большей степенью опасности, чем преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Данное положение находит подтверждение также во многих статях Особенной части (ст. 126, 158, 171.2, 200.2, 263.1 и др.). Поэтому было бы разумно дифференцировать ответственность за

//1 УНИВЕРСИТЕТА Законодательство об ответственность за террористический акт:

I -У именио.Е.кутаФина(мгюА) ретроспективный анализ и вопросы совершенствования

террористический акт, совершенный несколькими лицами, признав более опасным теракт в составе организованной группы.

После принятия Федерального закона от 24.11.2014 № 370-ФЗ, усиливающего ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, возникают также сомнения по поводу целесообразности исключения совершения преступления с использованием огнестрельного оружия из числа квалифицирующих теракт признаков. Возможно, теперь имеет смысл придать использованию при совершении теракта, например, взрывчатых веществ и взрывных устройств значение одного из квалифицирующих признаков8.

Однако наибольшие споры вызывает «изобретение» признака, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ. По сути, в ч. 3 ст. 205 УК РФ произошло объединение двух самостоятельных преступлений (убийства и теракта) в одно преступление, причем подобное объединение с таким же успехом могло произойти и на уровне ч. 2 ст. 105 УК РФ. Объединение, фактически приведшее к поглощению убийства терактом, получило подтверждение со стороны высшей судебной инстанции: Пленум Верховного Суда РФ согласен, что «если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует» (п. 9 постановления от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Полагаем, что такое поглощение не отражает действительную степень общественной опасности содеянного виновным, несмотря на всю строгость санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 205 УК РФ. Квалификация совершенных преступлений по совокупности нам представляется наиболее правильным в таких случаях решением.

В последние годы наказание за преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, неуклонно ужесточалось. В частности, Федеральным законом от 21.07.2004 № 74-ФЗ введено пожизненное лишение свободы в случае его совершения при наличии особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 205 УК РФ). Если до приятия данного закона терроризм, предусмотренный ч. 1 ст. 205 УК РФ, относился к тяжким преступлениям, а терроризм, предусмотренный ч. 2 и 3 ст. 205 УК РФ, — к особо тяжким преступлениям, то с его принятием все виды терроризма (террористического акта) отнесены к особо тяжким преступлениям. Соответственно, наказуемы не только приготовление к преступлениям, предусмотренным ч. 1—3 ст. 205 УК РФ, но и их укрывательство.

Упомянутым ранее Федеральным законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ внесе- А ны изменения в УК РФ, приведшие к повышению максимального срока лишения О свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров за преступления террористического характера. В случае совер- ^ шения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных, например, ст. 205 УК р

РФ, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет, а по совокупности приговоров — более 35

> А

--гп

8 Следует заметить, что в уголовном законодательстве ряда зарубежных государств О

(например Республики Корея) наказуем именно «бомбовый» терроризм. ПРИМЕНЕНИЯ

7/2015

>

134 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ [¡Зу

Шш|

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

лет (ч. 5 ст. 56 УК РФ). Лицам, виновным в совершении данного преступления, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанной статьей, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного (ч. 3 ст. 64 УК РФ). Таким лицам не может быть назначено условное осуждение (п. «а.1» ч. 1 ст. 73 УК РФ), а также к ним не применяются сроки давности (ч. 5 ст. 78, ч. 4 ст. 83 УК РФ) и отсрочка отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УК РФ)9.

Очевидно, само ужесточение наказания имеет свои объективные пределы. В этом смысле вряд ли можно считать разумными сроки лишения свободы от 15 до 20 лет за террористический акт (ч. 3 ст. 205 УК РФ), когда за убийство при отягчающих обстоятельствах, в том числе двух или более лиц, может быть назначено лишение свободы на срок всего от 8 до 20 лет (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Поэтому если, например, ужесточается наказание за террористический акт, то должно быть ужесточено наказание также за убийство. Иначе искажается иерархия ценностей, охраняемая уголовным законом.

9 Еще более строгие наказания содержит проект Федерального закона № 693908-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за совершение преступления против общественной безопасности», который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ парламентом Чеченской Республики. Так, в санкции ч. 3 ст. 205 УК РФ предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 20 до 25 лет «с конфискацией имущества, арестом банковского счета с изъятием денежных средств, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград и права на государственное социальное обеспечение» (текст по состоянию на 12.01.2015). Еще один проект (№ 550993-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ред., внесенной в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, текст по состоянию на 20.06.2014) предлагает после слов «пожизненным лишением свободы» указать слова «без права на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или без лишения этого права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.