Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ РАКА ЯИЧНИКОВ 3C СТАДИИ'

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ РАКА ЯИЧНИКОВ 3C СТАДИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шелехов А.В., Дворниченко В.В., Расулов Р.И., Радостев С.И., Мориков Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ РАКА ЯИЧНИКОВ 3C СТАДИИ»

ТЕЗИСЫ ПОСТЕРНЫХ ДОКЛАДОВ И ПРИНЯТЫЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Онкогинекология

дифференцированной, у 1 — низкодифференцированной светлоклеточной, 1 — низкодифференцированной эндоме-триоидной и 1 — высокодифференцированной муцинозной. Образцы фиксированного опухолевого материала были окрашены антителами против CD44 (EPR 1013Y, Abcam); CD133 (clone AC133, Miltenyi Biotec) и ALDH (44 / ALDH, BD Transduction Laboratories). Для характеристики анализа использовали % позитивно окрашенных клеток, интенсивность окрашивания в баллах и общий балл по системе Klein M. et al. Для сравнений между группами использовался непараметрический критерий Манна- Уитни. Для оценки корреляционных взаимосвязей использовался коэффициент корреляции Спирмена (p < 0,05) (ПО Statistica 13.0 (StatSoft)).

Результаты: Анализ образцов показал наличие экспрессии ALDH в паренхиме опухоли в 12 (85,71%) образцах. Из них в 5 (42 %) позитивно окрашивались < 30% клеток паренхимы, в 5 (42%) — от 30 до 60% клеток, в 2 (16%) — более 60 %. Интенсивность окрашивания была средней в большинстве случаев (66,7 %). Общий балл ALDH составил 2 в 33% случаев, 3 в 16%, 4 в 16%, 6 в 33%. В строме в большинстве случаев отмечалось умеренное очаговое окрашивание ALDH.

Во всех изученных образцах наблюдалась экспрессия CD44 в паренхиме. 30 % и менее клеток окрашивались в 7 образцах, 30-60 % — в 3, более 60 % — в 6. Интенсивность окрашивания была средней в 10 (62,5 %) случаях. Общий балл CD44 составил 2 в 37,5%, 3 — в 25%, 4 — в 12,5 %, 6 — в 25% случаев. Окрашивание стромы на CD44 варьировало от слабого до яркого, диффузного. В нескольких образцах была выявлена экспрессия CD44 и ALDH в клетках эндотелия капилляров опухоли, а также строме на границе с паренхимой.

Экспрессия CD133 в паренхиме была выявлена только в 9 случаях, при этом в 8 из них — менее 10 % с общим баллом 2-3, и только в 1 случае — 90% с высокой интенсивностью и общим баллом 9. Данный образец был взят у пациентки со светлоклеточной опухолью, у которой, несмотря на 1а стадию болезни, отсутствие асцита и низкий уровень СА125, развился рецидив через 2 месяца после окончания первой линии ХТ. Экспрессия CD133 в строме не наблюдалась ни в одном образце. Мы установили положительную корреляцию между показателями окрашивания на CD133 и интенсивностью окраски ALDH (r=0,73, p < 0,05), а также отрицательную корреляцию между количеством CD44 клеток в паренхиме и стадией РЯ (r =-0,55, p < 0,05). ALDH-позитивное окрашивание стромы было более выраженным у пациенток, у которых рецидив заболевания развился менее чем через 6 месяцев после окончания ХТ, в сравнении с остальными пациентками (р = 0,045).

Заключение: Полученные результаты свидетельствуют о наличии и сочетании различных признаков стволово-сти в ткани первичной опухоли РЯ. Для характеристики стволовых признаков рекомендуем использование трех стволовых маркеров.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-315-90011.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ РАКА ЯИЧНИКОВ 3C СТАДИИ

Авторы: А.В. Шелехов12,3, В.В. Дворниченко w, Р.И. Расулов123, С.И. Радостев', Д.Д. Мориков1, А.А. Медведников1,г, И.В. Ушакова 13, С.В. Козьмин1, С.М. Пленкин1, А.Г. Захаров1, Н.А. Николаева 1, А.А. Литвинцев1

Место работы: 1. ГБУЗ «Областной диспансер», Иркутск; 2. ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет», Иркутск; 3. Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Иркутск Эл. почта: avshirkru@yandex.ru

Цель: Рациональное составление плана лечения рака яичников 3C стадии.

Материалы и методы: Исследование выполнено на базе ГБУЗ ООД г. Иркутска, период работы 2013-2020 гг. В исследование было включено 121 пациент, с диагнозом рак яичников 3С стадии, которые были распределены на 2 группы:

Группа клинического сравнения (ГКС): пациентки с диагнозом рак яичников III С стадии — 53 человека, где выполнена интервальная субоптимальная циторедуктивная операция в объеме экстирпации матки с придатками, резекции большого сальника.

Основная группа (ОГ) — пациентки с диагнозом рак яичников III С стадии (n = 68), где выполнялась циторедук-тивное вмешательство в объеме полной или оптимальной циторедукции, включающее не только экстирпацию матки с придатками, оментэктомию, но и удаление части органов, вовлеченных в опухолевый процесс. Основная группа подразделялась на основную группу 1 (ОГ1) и основную групп 2 (ОГ 2).

Основная группа 1 — пациентки с диагнозом рак яичников III С стадии (n = 39), при индексе перитонеального канце-роматоза более 14, где выполнялась схема интервальной циторедукции.

Основная группа 2 — пациентки, с диагнозом рак яичников III С стадии, (n = 29), при индексе перитонеального кан-цероматоза менее 14, где выполнялась схема первичной циторедукции с технологией ГИИХ и 6 курсов адьювантной химиотерапии.

Результаты: При анализе продолжительности операции, медианы ИПК, количества послеоперационных дней, в последовательности ГКС — ОГ 1 — ОГ 2, происходит увеличение медианы продолжительности операции (p = 0,005), индекса перитонеального канцероматоза (p = 0,009), послеоперационного периода (p = 0,011), что свидетельствует о более затруднительных условиях для выполнения циторедукции в ОГ 2 и продолжительной процедуре ГИИХ, более продолжительном периоде реабилитации.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том / vol. 10 №3s1 • 2020

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

86

Онкогинекология

XXIV

Российский

онкологический

конгресс

Рецидив в послеоперационном периоде в контрольной группе наступал на 10 ± 1,3 месяц, в то время как в ОГ 1 и ОГ 2 на 13 ± 1,5 месяц и 19 ± 6,3 месяц соответственно. При попарном анализе полученных результатов по критерию Breslow (Generalized Wilcoxon) p = 0,059 (ГКС/ОГ 2) и р = 0,046 (ГКС / ОГ 1).

В случае же удаления из результатов исследования пациентов с платинорезистентным раком в ОГ 1 и ОГ 2, анализ безрецидивной выживаемости показал, что в первые 6 месяцев в группах ГКС — ОГ 1 — ОГ 2 этот показатель составил соответственно 63,2% — 88,0% — 90,4%. Одногодичная безрецидивная выживаемость соответственно равнялась 37,5 % — 63,2 % — 60,1%, что в абсолютных числах составило 32 человека в группе контроля (у 62,5% в группе рецидив возник в первый год) и 11 7 человек в ОГ 1 и ОГ 2.

Сравнительный анализ результатов показал статистические различия по трем параметрам по всем парам в сравнении с группой контроля: Log Rank (Mantel-Cox) p = 0,013 (ГКС/ОГ 2) и р = 0,048 (ГКС / ОГ 1) Breslow (Generalized Wilcoxon) p = 0,004 (ГКС / ОГ 2) и р = 0,003 (ГКС / ОГ 1) Tarone - Ware p = 0,006 (ГКС / ОГ 2) и р = 0,009 (ГКС / ОГ 1). Заключение: Индекс перитонеального канцероматоза является важным показателем, определяющим план лечения и прогноз при распространенном раке яичников. Выполнение полной циторедукции с применением процедуры ГИИХ как на 1 этапе комплексного лечения рака яичников, так и в режиме интервальной циторедукции, достоверно увеличивает процент безрецидивной выживаемости в сравнении с выполнением интревальной субоптимальной циторедукции. Однако, процент послеоперационных осложнений и койко-день достоверно увеличивается при выполнении первичной полной циторедукции. Общей выживаемость имеет тенденцию к увеличению при использовании первичной полной циторедукции, однако данное предположение нуждается в увеличении медианы наблюдения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТОМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ НЕОПЛАЗИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ РАННИХ СТАДИЙ: ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИНВАЗИИ И МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ

Авторы: О.В. Курмышкина1, П.И. Ковчур1, А. А. Богдановаг2, Т.О. Волкова 1

Место работы: 1. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск; 2. ФГБУН «Институт биологии КарНЦ» РАН, ФИЦ «Карельский научный центр РАН», Петрозаводск Эл. почта: studioza@mail.ru

Цель: Сравнить транскриптомные профили раннего ин-вазивного рака шейки матки (РШМ) и предшествующей

ему пре-инвазивной неоплазии тяжелой степени; выявить гены и сигнальные пути, активность которых различается между инвазивной и неинвазивной стадиями развития PI1IM и которые имеют отношение к процессам инвазии и метастазирования, в том числе ангиогенезу, эпителиаль-но-мезенхимальному превращению pMn) и воспалению. Материалы и методы: В работе были использованы образцы нормального цервикального эпителия, ВПЧ () церви-кальных интраэпителиальных неоплазий тяжелой степени (ЦИН2-3, включая рак in situ) и плоскоклеточной карциномы шейки матки I-II стадий (включая микроинвазивный рак IA1 стадии), полученные в ходе хирургической операции. Исследование транскриптома проводилось методом РНК-секвенирования на платформе Illumina. На основе выявленных дифференциально экспрессирован-ных генов(DEG) был проанализирован спектр задействованных сигнальных путей, а также сеть белок-белковых взаимодействий (PPI network) с использованием инструментов Gene Ontology (GO), KEGG PATHWAY, SPEED, STRING. Несколько маркеров ангиогенеза и ЭMП были выбраны для определения уровня экспрессии методами ПЦР в «реальном времени» и проточной цитометрии (с использованием диссоциированных образцов ткани). Результаты: Обнаружено 2G1 DEG (FDR < G,G5), из них экспрессия 49 генов была повышена, а 152 — понижена в образцах инвазивного PI1M относительно ЦИН2-3. GO анализ показал обогащение 3G сигнальных путей, из которых существенная часть ассоциирована с ангиогенезом, морфогенезом сосудистой системы, эпителиальной дифферен-цировкой, а также с ответом на стресс и внешние стимулы, в том числе патогенного происхождения. Действительно, значительную долю DEG составляли гены-регуляторы ангиогенеза, ремоделирования цитоскелета и межклеточного матрикса, ЭMП, клеточной адгезии и миграции, в том числе компоненты WNT-, TGFBR-, SHH- и Hippo путей. Также отмечалось вовлечение значительного числа генов,связанных с воспалительным и противовирусным иммунным ответом, в том числе относимых к врожденной системе распознавания нуклеиновых кислот и интерфе-ронового ответа, что было подкреплено результатами STRING анализа.

Подтверждено избирательное подавление экспрессии маркеров эпителиальной (эпидермальной) дифференцировки и избирательное увеличение экспрессии мезенхимальных маркеров в процессе перехода от ЦИН к инвазивному раку, что может свидетельствовать об эпителиально-мезенхмаль-ной пластичности ВПЧ () PI1M. KEGG анализ выявил 5 значимых сигнальных путей: «DNA replication», «Influenza A», «Axon guidance», «Pyrimidine metabolism», «Renin secretion» (FDR < G,G5). В основе наблюдаемых при переходе к инвазивному росту изменений транскриптома, согласно SPEED, были определены TLR-, MAPK-, TNFa-, ILI-и WNT-зависимые механизмы. С помощью цитометрии дополнительно продемонстрирована специфичность изменений клеточной экспрессии трех маркеров ангиогенеза/ЭMП (HGFR, VEGFR3, SNAI2) в зависимости от уровня лимфоцитарного инфильтрата.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том I vol. 1G № 3s1 • 2G2G

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.