Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТОМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ НЕОПЛАЗИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ РАННИХ СТАДИЙ: ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИНВАЗИИ И МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТОМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ НЕОПЛАЗИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ РАННИХ СТАДИЙ: ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИНВАЗИИ И МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Курмышкина О.В., Ковчур П.И., Богданова А.А., Волкова Т.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТОМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ НЕОПЛАЗИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ РАННИХ СТАДИЙ: ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИНВАЗИИ И МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ»

86

Онкогинекология

XXIV

Российский

онкологический

конгресс

Рецидив в послеоперационном периоде в контрольной группе наступал на 10 ± 1,3 месяц, в то время как в ОГ 1 и ОГ 2 на 13 ± 1,5 месяц и 19 ± 6,3 месяц соответственно. При попарном анализе полученных результатов по критерию Breslow (Generalized Wilcoxon) p = 0,059 (ГКС/ОГ 2) и р = 0,046 (ГКС / ОГ 1).

В случае же удаления из результатов исследования пациентов с платинорезистентным раком в ОГ 1 и ОГ 2, анализ безрецидивной выживаемости показал, что в первые 6 месяцев в группах ГКС — ОГ 1 — ОГ 2 этот показатель составил соответственно 63,2% — 88,0% — 90,4%. Одногодичная безрецидивная выживаемость соответственно равнялась 37,5 % — 63,2 % — 60,1%, что в абсолютных числах составило 32 человека в группе контроля (у 62,5% в группе рецидив возник в первый год) и 11 7 человек в ОГ 1 и ОГ 2.

Сравнительный анализ результатов показал статистические различия по трем параметрам по всем парам в сравнении с группой контроля: Log Rank (Mantel-Cox) p = 0,013 (ГКС/ОГ 2) и р = 0,048 (ГКС / ОГ 1) Breslow (Generalized Wilcoxon) p = 0,004 (ГКС / ОГ 2) и р = 0,003 (ГКС / ОГ 1) Tarone - Ware p = 0,006 (ГКС / ОГ 2) и р = 0,009 (ГКС / ОГ 1). Заключение: Индекс перитонеального канцероматоза является важным показателем, определяющим план лечения и прогноз при распространенном раке яичников. Выполнение полной циторедукции с применением процедуры ГИИХ как на 1 этапе комплексного лечения рака яичников, так и в режиме интервальной циторедукции, достоверно увеличивает процент безрецидивной выживаемости в сравнении с выполнением интревальной субоптимальной циторедукции. Однако, процент послеоперационных осложнений и койко-день достоверно увеличивается при выполнении первичной полной циторедукции. Общей выживаемость имеет тенденцию к увеличению при использовании первичной полной циторедукции, однако данное предположение нуждается в увеличении медианы наблюдения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТОМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ НЕОПЛАЗИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ РАННИХ СТАДИЙ: ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИНВАЗИИ И МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ

Авторы: О.В. Курмышкина1, П.И. Ковчур1, А. А. Богдановаг2, Т.О. Волкова 1

Место работы: 1. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск; 2. ФГБУН «Институт биологии КарНЦ» РАН, ФИЦ «Карельский научный центр РАН», Петрозаводск Эл. почта: studioza@mail.ru

Цель: Сравнить транскриптомные профили раннего ин-вазивного рака шейки матки (РШМ) и предшествующей

ему пре-инвазивной неоплазии тяжелой степени; выявить гены и сигнальные пути, активность которых различается между инвазивной и неинвазивной стадиями развития PI1IM и которые имеют отношение к процессам инвазии и метастазирования, в том числе ангиогенезу, эпителиаль-но-мезенхимальному превращению pMn) и воспалению. Материалы и методы: В работе были использованы образцы нормального цервикального эпителия, ВПЧ () церви-кальных интраэпителиальных неоплазий тяжелой степени (ЦИН2-3, включая рак in situ) и плоскоклеточной карциномы шейки матки I-II стадий (включая микроинвазивный рак IA1 стадии), полученные в ходе хирургической операции. Исследование транскриптома проводилось методом РНК-секвенирования на платформе Illumina. На основе выявленных дифференциально экспрессирован-ных генов(DEG) был проанализирован спектр задействованных сигнальных путей, а также сеть белок-белковых взаимодействий (PPI network) с использованием инструментов Gene Ontology (GO), KEGG PATHWAY, SPEED, STRING. Несколько маркеров ангиогенеза и ЭMП были выбраны для определения уровня экспрессии методами ПЦР в «реальном времени» и проточной цитометрии (с использованием диссоциированных образцов ткани). Результаты: Обнаружено 2G1 DEG (FDR < G,G5), из них экспрессия 49 генов была повышена, а 152 — понижена в образцах инвазивного PI1M относительно ЦИН2-3. GO анализ показал обогащение 3G сигнальных путей, из которых существенная часть ассоциирована с ангиогенезом, морфогенезом сосудистой системы, эпителиальной дифферен-цировкой, а также с ответом на стресс и внешние стимулы, в том числе патогенного происхождения. Действительно, значительную долю DEG составляли гены-регуляторы ангиогенеза, ремоделирования цитоскелета и межклеточного матрикса, ЭMП, клеточной адгезии и миграции, в том числе компоненты WNT-, TGFBR-, SHH- и Hippo путей. Также отмечалось вовлечение значительного числа генов,связанных с воспалительным и противовирусным иммунным ответом, в том числе относимых к врожденной системе распознавания нуклеиновых кислот и интерфе-ронового ответа, что было подкреплено результатами STRING анализа.

Подтверждено избирательное подавление экспрессии маркеров эпителиальной (эпидермальной) дифференцировки и избирательное увеличение экспрессии мезенхимальных маркеров в процессе перехода от ЦИН к инвазивному раку, что может свидетельствовать об эпителиально-мезенхмаль-ной пластичности ВПЧ () PI1M. KEGG анализ выявил 5 значимых сигнальных путей: «DNA replication», «Influenza A», «Axon guidance», «Pyrimidine metabolism», «Renin secretion» (FDR < G,G5). В основе наблюдаемых при переходе к инвазивному росту изменений транскриптома, согласно SPEED, были определены TLR-, MAPK-, TNFa-, ILI-и WNT-зависимые механизмы. С помощью цитометрии дополнительно продемонстрирована специфичность изменений клеточной экспрессии трех маркеров ангиогенеза/ЭMП (HGFR, VEGFR3, SNAI2) в зависимости от уровня лимфоцитарного инфильтрата.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том I vol. 1G № 3s1 • 2G2G

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

ТЕЗИСЫ ПОСТЕРНЫХ ДОКЛАДОВ И ПРИНЯТЫЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Онкогинекология

Заключение: Полученные данные указывают на ключевую роль про-ангиогенных и про-ЭМП механизмов, ассоциированных с хроническим воспалением, в индукции инвазии и дальнейшем метастазировании РШМ. Описанные сигнальные пути предлагают спектр новых потенциальных молекулярных мишеней, что имеет значение для исследований, направленных на развитие методов диагностики и лечения вирус-ассоциированного рака. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (проект № 0752-2020-0007; тема № АААА-А20-120070290151-6).

ЧАСТОТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРАЙВЕРНЫХ МУТАЦИЙ ПРИ ПЛОСКОКЛЕТОЧНОМ РАКЕ НАРУЖНЫХ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНАХ

Авторы: К.В. Меньшиков13, А.В. Султанбаев12, К.Т. Ахметгареева13 Место работы: 1. ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер» МЗ РБ, Уфа; 2. ГБУЗ «Республиканский медико-генетический центр» МЗ РБ, Уфа; 3. ФГБОУ «Башкирский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Уфа

Эл. почта: dr.camilaakhmetgareeva@gmail.com

Цель: Оценить частоту встречаемости драйверных мутаций у пациенток с плоскоклеточным раком вульвы. Материалы и методы: На базе Республиканского клинического онкологического диспансера в период 2019-2020 гг. оценивались блоки опухолей 53 пациенток с диагнозом плоскоклеточный рак вульвы. Все образцы опухолевой ткани были направлены на генетическое консультирование. Определялось наличие микросателлитной нестабильности (MSIh) и потери гетерозиготности в гене TP53, наличие мутаций в генах KRAS и BRAF.

Результаты: В период январь-май 2020 в 8 хирургическом отделении Республиканского клинического онкологического диспансера были прооперированы 53 пациентки. Средний возраст составил 66,6 лет. Первичные опухоли диагностировались в 46 случая (86,79 %), рецидивные в 7 (13,20 %). По системе TNM диагнозы составили следующую картину: T2N0M0—45,09%, T1N0M0 — 23,52%, T3N1M0 —9,80 %, T2N1M0 — 3,92 %, T2N2M0 — 3,92 %, T2NxM0 — 3,92 %, T3N0M0 — 1,96 %, T3N2M0 — 1,96 %, T3N1M1 — 1,96 %, T1N2M0 — 1,96 %, T2N1M1 — 1,96 %. В 30 случаях, в качестве хирургического лечения была выбрана вульвэктомия; вульвэктомия в сочетании с односторонней лимфадэнэктомией была выполнена 19 пациенткам; гемивульвэктомия — в 2 случаях лечения, вульвэктомия с биопсией сторожевого лимфатического узла была проведена у 2 женщин. Послеоперационный период проходил без осложнений. Дистанционная лучевая терапия проводилась у 24 пациенток. Все опухолевые образцы были консультированы генетиком. Наличие мутаций в гене KRAS была определена в 1 случае, BRAF-0. Микросателлитная нестабильность была обнаружена

в 45,3 % всех случаев. Мутация в гене ТР53 выявлена в 33 случаях (62,3%), из них 19 (57,6%) Р72к в гомозиготном состоянии, 11 (33,3 %) Р72к в гетерозиготном состоянии, 3 (9,1%) к24вр в гетерозиготном состоянии. Заключение: Опухолевые заболевания женских наружных половых органов являются редкими, однако, характеризуются агрессивным течением и склонностью к быстрому метастазированию. Определение драйверных мутаций является ключевым фактором. Он позволяет персонифицировать подход к лечению данной нозологии, предупредить развитие распространенного и метастатического процесса у пациенток.

ОЦЕНКА ОПИОИДСБЕРЕГАЮЩЕГО ЭФФЕКТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ АНАЛЬГЕЗИИ ПОСЛЕ ОНКОГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Авторы: И.Е. Седаков12, Е.И. Шпаков1, А.Н. Заика12, Я.И. Карпенко 1, Р. А. Аль Баргути2, Шевцов А. А1

Место работы: 1. Республиканский онкологический центр имени профессора Г. В. Бондаря МЗ ДНР, Донецк; 2. ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк

Эл. почта: aleksandr. zaika. 1973@mail.ru

Цель: Определить зависимость в назначении наркотических анальгетиков и продленной внутривенной инфузии лидокаина у пациентов получивших оперативное лечение в объеме расширенной гистэректомии. Материалы и методы: На базе РОЦ им. проф. Г.В. Бондаря за период с 2014 по август 2019 года был проведен ретроспективный анализ 141 истории болезни пациентов онко-гинекологического профиля, получивших оперативное лечение в объеме пангистерэктомии либо гистэректомии. Пациентки были распределены на две группы сравнения. Критерием распределения служило назначение в послеоперационном периоде продленной внутривенной ин-фузии лидокаина.

Между группами пациенток не было статистически значимых различий по возрасту, массе тела, расовой принадлежности и физическому статусу по классификации ASA. Пациенткам первой группы (n = 98) проводилась плановая анальгезия нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВС) или парентеральной инфузией пер-фолгана (при наличии противопоказаний к назначению НПВС), с дополнительным парентеральным назначением промедола по требованию при терапии прорыва болевого синдрома. Женщины второй группы (n = 43) дополнительно получали продленную внутривенную инфузию 1% раствора лидокаина в дозировке 1 мг/ кг/ ч (82,8 ±16,08 мл /ч) в течение двух послеоперационных суток. Результаты: Необходимость назначения промедола в группе пациенток, получающих анальгезию НПВС, возникла

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том / vol. 10 №3s1 • 2020

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.