Научная статья на тему 'ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДИЖИТАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ТОРГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Т.В., Иванов А.А., Татарченко К.Р.

В статье показано, как негативное воздействие на международный товарообмен ковидных ограничений способствовало поиску новых форм и методов в торговых процессах. Потенциал электронной торговли был заложен еще в допандемийный период, но стал раскрываться именно сейчас, в период восстановления мировой экономики. Быстрая цифровизация всех сторон деятельности способствует диджитализации бизнес-процессов и появлению новых схем во взаимоотношениях с потребителями, партнерами, органами государственной власти. Анализ показал, что российские регионы демонстрируют, хоть и разную, но однозначно положительную динамику роста объемов онлайн-торговли. На фоне этого активно развиваются всевозможные онлайн-площадки и сервисы для оказания услуг, как покупателям, так и торговым компаниям. Последние активно развивают свои интернет-магазины. Быстрый рост интернет-продаж показал те пробелы в законодательстве, которые раньше нивелировались небольшими объемами сделок. Авторами определено два вектора развития ситуации в отношении государственного регулирования интернет-торговли. Первое - расширение сервисных механизмов для создания благоприятных условий удаленных сделок и обеспечения гарантий потребителям. Второе направления - совершенствование нормативной базы диджитал-процессов. Определены основные проблемы электронного взаимодействия в рамках международной торговли и таможенного контроля, товаров, приобретаемых посредством электронных сделок. Предложены первоочередные меры, которые должны стать основой механизма государственного регулирования интернет-торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорожкина Т.В., Иванов А.А., Татарченко К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF TRADE RELATIONS: ISSUES OF LEGAL REGULATION

The article shows how the negative impact on the international commodity exchange of such restrictions promoted the search for new forms and methods in trade processes. The potential of e-commerce was laid back in the pre-pandemic period, but it began to unfold right now, during the recovery of the global economy. Rapid digitalization of all aspects of activity contributes to the digitalization of business processes and the emergence of new schemes in relationships with consumers, partners, and government authorities. The analysis showed that the Russian regions demonstrate, albeit different, but unequivocally positive dynamics of growth in the volume of online trade. Against this background, various online platforms and services are actively developing to provide services to both buyers and trading companies. The latter are actively developing their online stores. The rapid growth in online sales has shown those gaps in legislation that were previously offset by small volumes of transactions. The authors have identified two vectors for the development of the situation in relation to state regulation of Internet commerce. The first is the expansion of service mechanisms to create favorable conditions for remote transactions and provide guarantees to consumers. The second area is the improvement of the regulatory framework for digital processes. The main problems of electronic interaction within the framework of international trade and customs control, goods purchased through electronic transactions are identified. The priority measures are proposed that should become the basis for the mechanism of state regulation of Internet commerce.

Текст научной работы на тему «ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-129-134

Т.В. Дорожкина - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, tvd3103@mail.ru,

T.V. Dorozhkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;

А.А. Иванов - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, mr.alexei.ivanov@gmail.com,

A.A. Ivanov - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;

К.Р. Татарченко - студентка, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, tatarchenko2014@mail.ru,

K.R Tatarchenko - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ DIGITALIZATION OF TRADE RELATIONS: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Аннотация. В статье показано, как негативное воздействие на международный товарообмен ковидных ограничений способствовало поиску новых форм и методов в торговых процессах. Потенциал электронной торговли был заложен еще в допандемийный период, но стал раскрываться именно сейчас, в период восстановления мировой экономики. Быстрая цифровизация всех сторон деятельности способствует диджитализации бизнес -процессов и появлению новых схем во взаимоотношениях с потребителями, партнерами, органами государственной власти. Анализ показал, что российские регионы демонстрируют, хоть и разную, но однозначно положительную динамику роста объемов он-лайн-торговли. На фоне этого активно развиваются всевозможные онлайн-площадки и сервисы для оказания услуг, как покупателям, так и торговым компаниям. Последние активно развивают свои интернет-магазины. Быстрый рост интернет-продаж показал те пробелы в законодательстве, которые раньше нивелировались небольшими объемами сделок. Авторами определено два вектора развития ситуации в отношении государственного регулирования интернет-торговли. Первое - расширение сервисных механизмов для создания благоприятных условий удаленных сделок и обеспечения гарантий потребителям. Второе направления - совершенствование нормативной базы диджитал-процессов. Определены основные проблемы электронного взаимодействия в рамках международной торговли и таможенного контроля, товаров, приобретаемых посредством электронных сделок. Предложены первоочередные меры, которые должны стать основой механизма государственного регулирования интернет-торговли.

Abstract. The article shows how the negative impact on the international commodity exchange of such restrictions promoted the search for new forms and methods in trade processes. The potential of ecommerce was laid back in the pre-pandemic period, but it began to unfold right now, during the recovery of the global economy. Rapid digitalization of all aspects of activity contributes to the digitalization of business processes and the emergence of new schemes in relationships with consumers, partners, and government authorities. The analysis showed that the Russian regions demonstrate, albeit different, but unequivocally positive dynamics of growth in the volume of online trade. Against this background, various online platforms and services are actively developing to provide services to both buyers and trading companies. The latter are actively developing their online stores. The rapid growth in online sales has shown those gaps in legislation that were previously offset by small volumes of transactions. The authors have identified two vectors for the development of the situation in relation to state regulation of Internet commerce. The first is the expansion of service mechanisms to create favorable conditions for remote transactions and provide guarantees to consumers. The second area is the improvement of the regulatory framework for digital processes. The main problems of electronic interaction within the framework of international trade and customs control, goods purchased through electronic transactions are identified. The priority measures are proposed that should become the basis for the mechanism of state regulation of Internet commerce.

Ключевые слова. дидижитализация бизнеса, торговые механизмы, электронные сервисы, таможенный контроль, оператор электронной торговли.

Keywords: diddigitalization of business, trade mechanisms, electronic services, customs control, ecommerce operator.

Переход взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД на цифровой автоматизированный уровень значительно облегчает и ускоряет процесс оформления перемещаемых товаров, но одновременно, порождает увеличение контроля за проведением таких покупок. По мнению экспертов, создание гармоничной среды интернет -торговли связано с необходимостью отказа от налогообложения в стране экспорта и применения налогообложения по принципу страны импорта.

Современное социально-экономическое пространство характеризуется ускоренной диффузией инноваций, т.е. их внедрением во все сферы человеческой активности. Именно инновации в условиях глобальных вызовов стали той силой, которая позволяет ускорить темпы экономического и социального развития.

Уже почти два года мир пытается найти способы развития в условиях пандемии Соу1<1-19. Закрытие границ снизило товарооборот, что вызвало необходимость в применении иных способов осуществления торговли.

По данным таможенной статистики, падение внешнеторгового оборота Российской Федерации в 2020 году по сравнению с 2019 годом составило чуть больше 15 %, что в денежном выражении равняется 567,8 млрд. долларов США. Экспорт уменьшился почти на 21 % (336,4 млрд. долларов США), а импорт составил 231,4 млрд. долларов США при снижении на 5,3 %. Значительное влияние на данные факты также оказала возросшая необходимость в перемещении медицинских препаратов, специализированного оборудования и иных средств защиты в борьбе против новой инфекции.

По мнению экспертов, 2021 год должен показать положительную динамику за счёт послабления ограничений, связанных с пандемией. Однако ситуация в мире нестабильна, поэтому рассчитывать на те же показатели, что были до пандемии, не стоит. Ковидные ограничения с одной стороны, оказали негативное воздействие на международный товарообмен, а с другой - стали триггером для поиска новых форм и методов в торговых процессах. Именно электронная торговля стала той сферой коммерческой деятельности, чей потенциал был заложен еще в допандемийный период, но стал раскрываться именно сейчас.

Новые вызовы способствовали ускоренной трансформации бизнеса за счет развития цифровых возможностей. В торговле такие возможности дали собственные онлайн-каналы продаж. Практика показала, что развитие маркетплейсов стало тем механизмом, который позволил продавать больше и эффективнее, а также минимизировать влияние внешних негативных факторов. Люди стали чаще и больше приобретать товары, используя цифровые ресурсы.

Анализ статистической отчетности ФТС показал, что 2020 году произошло удвоение доли онлайн-продаж в обороте розничной торговли - с 2 % (2019 год) до 3,9 %.

Аналитики отмечают, что динамика увеличения доли онлайн-торговли в российских регионах в основном положительная, но прирост показателей разный. Так, обороты онлайн-торговли в Москве, хоть и являются самыми большими в РФ, но практически не изменились и составляют 9,3 %. Это во многом объясняется широким использованием цифровых ресурсов жителями столицы и до пандемии. Скопление высокотехнологичных предприятий в столичном регионе, использование удаленного характера работы, элементов электронного документооборота, сервисов по доставке давно стало неотъемлемой чертой бизнеса в мегаполисах.

На втором месте по объемам электронной торговли находится Новосибирск (8 % в 2020 году и 5,3 % - в 2019), на третьем - Севастополь (7,8 % и 2,9 % соответственно). В Санкт- Петербурге годовые интернет-продажи выросли на 2,8 п.п. и составили 7,3 % в 2020 году.

Если рассмотреть рост показателей по федеральным округам, то общей чертой будет то, что практически везде доля онлайн-торговли выросла в 2 раза. Так, в ЦФО по итогам 2020 года составила 6,1 % (3,2 % - в 2019); в Северо-Западном федеральном округе этот показатель составил почти 4,5 % в 2020 году (в 2019 году было 2,7 %); в Приволжском федеральном округе доля онлайн-торговли выросла до 2,5 % с 1,1 %; в Уральском - до 2,8 % с 1,3 %, в Дальневосточном - до 1,5 % с 0,4 %.

Среди оставшихся субъектов РФ самые низкие показатели онлайн-продаж наблюдаются в Северо-Кавказском ФО - 0,5 % (0,3 % в 2019 году) и Чеченской республике, где данный показатель оказался нулевым, как и годом ранее (в 2018 году - 0,1 %). В целом, по данным Росстата, за последние 2 года рост российского рынка электронной торговли значительно ускорился, что позволяет прогнозировать его рост к 2024 году до объема чуть менее 3 трлн рублей. По прогнозам экспертов примерно к 2030 году 40 % всего ритейла будет занимать электронная торговля [5].

Безусловно, спрос на заказ товаров через интернет не мог не отразиться на развитии инфраструктуры. По данным агентства Data Insight, опубликовавшем весной 2021 года новый рейтинг крупнейших интернет-магазинов в России, традиционно первое место в сфере интернет-продаж сохранила за собой компания Wildberries, которая смогла за год увеличить свою выручку на 96 %, что составило более 413 млрд рублей.

Второе место в рейтинге занимает Ozon, которому удалось увеличить доходы на 144 % (197 млрд рублей) и опередить «Ситилинк», доходы поднялись на 47 %, до 132,7 млрд рублей. В пятерку лидеров также вошли «М.Видео» и DNS. Интернет-магазин «Эльдорадо» поднялся с 8-го на 6-е место. В целом, без учета крупных маркетплейсов, а также продажи еды и лекарств, за 2020 год этот рынок электронных продаж вырос на 38 % до 1,7 трлн рублей. Было сделано более 278 млн заказов, а средний чек составлял чуть больше 6200 рублей. [1.]

На перспективы электронной торговли повлиял не только коронавирус. Жизнь в целом все больше и больше «оцифровывается». Многое делается в мобильном и портативном формате. Пользователь все чаще между интернет-магазином и обычным гипермаркетом выбирает первый, более «безопасный» вариант. А, следовательно, будут заключаться электронные сделки, и термин «смарт-контракт» уже не звучит сверхъестественно.

Происходит отказ от традиционных схем построения коммерческих взаимоотношений между производителями и покупателями. Теперь, независимо от того, кто является конечным потребителем товара или услуги, можно значительно сократить цепочку поставки путем отказа от дистрибьютеров и дилеров. Такая система торговли называется D2C (Direct-to-Consumer) все чаще вытесняет привычные торговые схемы В2В (услуги или товары бизнес продает бизнесу) и B2C (продажи физическому лицу).

Но изменение характера торговых операций неминуемо приводит к необходимости не только расширять сеть маркетплейсов и пунктов выдачи товаров, но и совершенствовать контроль законности проводимых сделок.

С 1 января 2021 года уже вступили в силу обновленные правила продажи товаров в розницу через интернет на ближайшие шесть лет. Быстрая цифровизация осуществления коммерческой деятельности стала не только источником дополнительной прибыли бизнес -структур, но и явилась причиной множества проблем при осуществлении контроля со стороны государства.

Можно выделить следующие проблемы цифровых сделок:

- технические сложности идентификации участников онлайн-сделок;

- отсутствие единообразного понятийного аппарата и методологических разработок;

- отсутствие или неразвитость правовых регуляторов вмешательства государства в отношения, складывающиеся в виртуальной сфере;

- обеспечение информационной безопасности;

- определение баланса саморегулирования и государственного регулирования электронных сделок [3.]

Создание эффективного государственного механизма регулирования сделок электронной торговли сдерживается отсутствием на национальном рынке бесперебойно и корректно работающей системы внедрения технологий от разработчиков в реальный сектор экономики и их «полуфабрикатное» состояние [2].

На данный момент существует проект Федерального закона № 1138398-7, который предполагает создание платформы для электронной торговли, связанной с урегулированием

споров между потребителями и коммерсантами. Проект направлен на цифровизацию отношений между розничными продавцами и потребителями. Предлагается, что развитие онлайн-сервиса по урегулированию споров в сфере защиты прав потребителей будет происходить на портале «Госуслуги». Данный сервис должен будет предоставлять возможности не только подавать в электронном виде претензии, но и получать от изготовителей, агрегаторов и импортеров официальных ответов.

Информация об урегулировании возникших споров между потребителем и продавцом будет храниться на онлайн-ресурсе, при необходимости, в цифровом формате могут быть привлечены эксперты, а также подписано мировое соглашение. Взаимодействие в онлайн-формате должно существенно снизить временные и материальные издержки заинтересованных сторон, а также дать возможность государственным органам проконтролировать взаимодействие.

Активизация контрольной деятельности в отношении интернет -торговли хорошо прослеживается в деятельности российской таможенной системы. Переход взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД на цифровой автоматизированный уровень значительно облегчает и ускоряет процесс оформления перемещаемых товаров, вызывает плавное снижение их стоимости и отмену ввозных пошлин, однако порождает увеличение контроля за проведением таких покупок. Приобретение товаров в рамках интернет-торговли стремится к использованию «беспреградного» / полного беспошлинного принципа ввоза, где все покрывает сама стоимость товара.

Также, в период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2022 г., странами- участницами ЕАЭС обеспечивается проведение пилотного проекта (эксперимента), в области внешней электронной торговли товарами, которым устанавливается:

• применение уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (это касается 19 товарных групп, в основном предназначенных для детей);

• исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 г., при импорте в международных почтовых отправлениях или экспресс-грузах (это требование предъявляется к товарам для личного пользования) товары.

Между тем, можно отметить, что важность развития электронной торговли, для формирования будущего экономического подъема на территории единого рынка, давно отмечена всеми странами-членами Союза. Но попытки создания общего регулирующего механизма, на практике наталкиваются на отсутствие единой методики и проводят к правовым противоречиям, что усложняет совершенствование взаимной торговли, особенно в условиях многократно выросших объемов товаропотоков.

Для оптимизации регулирования электронных отправлений физическими лицами на уровне РФ стало введение с 2016 года статуса оператора электронной торговли для Почты России. В основе этой деятельности лежит тесная взаимосвязь с ФТС России и выполнение всех необходимых обязательств по доставке, декларированию и оплате платежей от имени физических лиц. Так, передача таможенными органами некоторых своих полномочий и создание нового института в рамках электронной торговли, пробрела высокий уровень использования - более 95 % всех ввозимых Почтой России посылок (причем около 25 % ввозятся беспошлинно), что и стало толчком к усовершенствованию законодательной базы. Также стоит отметить, что сама Почта России активно включилась в развитие данного вида деятельности и заключает соглашения с различными «маркетплейсами», системы которых предупреждают покупателей о возможных изменениях уплачиваемых сумм. [5.]

В целевых ориентирах «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года» уже отмечена важность регламентации торгового интернета, концепция регулирования которого была представлена на Ереванском межправительственном совете ЕАЭС в октябре текущего года и отправлена на рассмотрение в ЕЭК. Главным предложением указано отделение при-

обретенных товаров в интернете в особую категорию, имеющую свои различные механизмы регулирования. Поскольку на практике статистика таких отправлений увеличилась более чем в 40-50 раз (к примеру, в 2018 году показатель составил около 350 млн. посылок), так имеющаяся стабильная тенденция роста вызывает ряд экономических опасений, что в целом может привести к возникновению проблемных ситуаций.

Помимо введения отмеченных ранее «операторов» (в лице Почты России), продолжается разработка единой декларации и технических требований для осуществления электронной торговли в упрощенном формате, как в части соблюдения тарифных/нетарифных мер, так и в части прослеживаемости товародвижения и доступности к их реальным стоимостным данным. Сейчас, как мы знаем, контроль стоимости и ее корректировка осуществляется через автоматизированную таможенную систему - управление рисками. В данном аспекте выступает важность налаживания работы системы управления рисками (СУР) для наиболее четкой и быстрой проверки стоимости не только для покупок на крупных интернет площадках, но и в небольших интернет-магазинах, а также для сокращения общего времени совершения таможенных процедур от суток до 10 минут.

Все это предопределило начало разработки нового правового регулирования в части электронной торговли среди государств Союза еще в прошлом году, так корректировки коснутся ТК ЕАЭС и Договора о Союзе, на изменениях которых останавливаться не стоит. В рамках предложений по внесению изменений в Федеральный закон № 289-ФЗ, предполагается в отношении контрафактных товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли, ввести специальные меры, включающие процедуру их уничтожения.

По мнению экспертов, создание гармоничной среды интернет -торговли связано с необходимостью отказа от налогообложения в стране экспорта и применения налогообложения по принципу страны импорта. Можно предположить, что еще одним направлением по совершенствованию финансового обеспечения диджитал-процессов станет нейтрализация волатильности виртуальной валюты, обеспечение ее реальными активами. [4.]

При утверждении плана развития электронной торговли главами правительств стран-Союза, поставлены следующие цели:

• совершенствование нормативно-правовой базы таможенной сферы;

• обеспечение гибкой координации с интернет-площадками и третьими странами;

• модернизация надежной цифровой среды и материальной инфраструктуры;

• сохранение интересов участников и повышение их безопасности, в части недопущения недобросовестных продавцов и неконкурентоспособных площадок.

Таким образом, развитие цифровых технологий с одной стороны, значительно сократило необходимость в непосредственном контакте игроков на политической и экономической аренах, а с другой - стало серьезным испытанием для компаний, которые не смогли вовремя подстроиться к новым реалиям. Следствием этих процессов стало развитие законодательства. Намеченные цели и предложенные изменения по устранению правовых и логистических барьеров в электронной торговле не могут стать действенными без установления нового таможенного законодательства, что и выделяет данный аспект как особый механизм регулирования и совершенствования.

Источники:

1. Data Insight. Победители номинаций Top 100 Party 2021 [Электронный ресурс] URL: https ://www. datainsight. ru/winners -top100-2021.

2. Алексеева Е.В., Завьялов Д.С. Место Российской Федерации в международной торговле технологиями // Вестник Академии знаний. 2021. № 2 (43). С. 21-25.

3. Демченко М.В., Шайдуллина В.К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов // Предпринимательское право. 2020. № 3. С. 37-45.

4. Крутиков В.К., Гворыс В. Инвестиционные ресурсы и потенциал цифровых технологий // В сборнике: Финансирование и кредитование российского бизнеса: региональный опыт, про-

блемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Н Вольхина, И.В. Тарасовой. 2019. С. 45-46.

5. Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы [Электронный ресурс] URL: https ://www.alta. ru/expert_opinion/85575/. References:

1. Data Insight. Winners of the Top 100 Party 2021 nominations [Electronic resource] URL: https ://www. datainsight. ru/winners -top100-2021.

2. Alekseeva E.V., Zavyalov D. S. The place of the Russian Federation in international trade in technologies // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). S. 21-25.

3. Demchenko M.V., Shaydullina V.K. Legal regulation of electronic commerce in the context of the functioning of special legal regimes // Business Law. 2020.No. 3. P. 37-45.

4. Krutikov V.K, Gvors V. Investment resources and potential of digital technologies // In the collection: Financing and lending of Russian business: regional experience, problems, prospects. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Edited by S.N. Volkhina, I.V. Tarasova. 2019.S. 45-46.

5. Development of electronic commerce in the EAEU: results and plans [Electronic resource] URL: https ://www. alta. ru/ expert_opinion/85575/.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-134-140

С.А. Дьяков - к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, docent.dyakov@mail.ru, SA. Dyakov - Candidate of Economics, Associate Professor, FSBEI HE Kuban SAU; М.Н. Абрамян - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, marisha.abramyan@mail.ru,

M.N. Abramyan - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Д.А. Колесникова - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, borsuk.dianka.99@mail.ru,

DA. Kolesnikova - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Е.Р. Шабатура - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, Shabaturaelena@mail.ru,

E.R. Shabatura - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.

ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА,

ВЫЗВАННОГО ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 BASICS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS DURING THE CRISIS CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIA

Аннотация. В настоящее время Россия стоит на пути развития рыночной экономики и рыночных отношений, которые определяют необходимость развития антикризисного управления в малом бизнесе в условиях кризиса, вызванного пандемией. В условиях локдауна компании всех отраслей могут быть подвержены проблемам с антикризисным управлением, наиболее ярко это выражено в сфере услуг, так как больший сегмент предприятий малого и среднего бизнеса приходится именно на эту отрасль. В результате своевременного и грамотного устранения ошибок малый бизнес может избежать банкротства в этот переломный момент пандемии COVID 19. Для избежание плачевных последствий следует учитывать, что меры диагностики МСП должны включать комплекс мер отличных от известных.

В статье рассмотрена структура антикризисного управления, базовые понятия стратегического менеджмента, а также управления рисками, поставлены цели и задачи выявления мер комплекса мер в антикризисном управлении МСП, проведен анализ малого бизнеса в период локдауна

Abstract. Currently, Russia is on the path of developing a market economy and market relations, which determine the need to develop anti-crisis management in small businesses in the context of the crisis caused by the pandemic. In lockdown conditions, companies of all industries may be subject to problems with crisis management, this is most pronounced in the service sector, since a larger segment of small and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.