Научная статья на тему 'ДИДАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ДИДАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРИНЦИП КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ / БИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ / A COMMERCIAL CROP OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL / A PRINCIPLE КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ / BINARY CHARACTER OF STRUCTURE OF ABILITY TO LIVE OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Алексей Васильевич, Саитова Лира Рашитовна

В данной статье раскрываются сущность и содержание понятия технической культуры курсанта военного вуза; особенности дидактико-технологического обеспечения данного процесса с учетом специфики бинарного характера жизнедеятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Алексей Васильевич, Саитова Лира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDAKTIKO-TECHNOLOGICAL MAINTENANCE OF FORMATION OF THE COMMERCIAL CROP OF THE FUTURE CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL

In given article the essence and the maintenance of concept of a commercial crop of the cadet of military high school reveals; features of didaktiko-technological maintenance of the given process taking into account specificity of binary character of ability to live of cadets.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ * 1т,

A.В. Миронов, Л.Р. Саитова

ДИДАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Ключевые слова: техническая культура курсантов военного вуза, принцип комплексирования, бинарный характер структуры жизнедеятельности курсантов.

Аннотация: В данной статье раскрываются сущность и содержание понятия технической культуры курсанта военного вуза; особенности дидактико-технологического обеспечения данного процесса с учетом специфики бинарного характера жизнедеятельности курсантов.

В условиях общественно-политической обстановки мирового сообщества приоритетной задачей становится обеспечение безопасности и поддержание правопорядка в нашем государстве, что определяет серьезные требования к качеству подготовки офицерского состава внутренних войск и других родов вооруженных сил Российской Армии. Современная армия оснащена сложнейшей техникой, требующей от офицеров умений решать профессиональные задачи на уровне максимальной динамичности и творческого подхода, а также знаний, навыков по ее применению, что составляет содержание технической культуры курсанта. Перед высшей военной школой стоит запрос общества на современного офицера, способного на высоком уровне подготовки выполнять функциональные обязанности. Однако профессиональная подготовка будущих курсантов в настоящее время не ориентирована на новые принципы и технологии обучения. Практика показывает, что многие выпускники высших военных образовательных организаций слабо знают устройство штатного вооружения и боевой техники, недостаточно подготовлены к их практическому применению, организации эксплуатации и восстановления, особенно в полевых условиях [2].

Важность совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров прослеживается в исследованиях последних лет, уделяющих особое внимание повышению технической культуры (А.А. Грабецкий, И.И. Дриг, Т.Г. Жарковская, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Т.В. Ильясова, А.М. Розенштейн, А.А. Степанов и др.), психолого-педагогической подготовке преподавателей военных вузов (А.В. Барабанщиков,

B.Н. Иванов, С.С. Муцынов, И.Г. Панин, А.В. Паврозин и др.). Анализ приведенных работ и современных тенденций развития системы военного образования в высшей школе свидетельствует, что особую актуальность приобретает проблема формирования технической культуры курсантов, тем более что большинство исследователей сходятся во мнении о прямой зависимости компонентного состава данного вида культуры от составляющих профессиональной компетентности будущего офицера внутренних войск. Иными словами, необходимость разработки теоретико-методологических основ, эффективной технологии обучения и способов оценки его результатов являются основными проблемами формирования технической культуры будущих офицеров. Очевидно, что поиск путей решения надо начинать с теоретического анализа компонентной структуры технической культуры и модели процесса ее формирования.

В плане постановки и поиска решений исследовательских задач нами уточнено понятие технической культуры курсанта военного вуза, которое определяется как интегративное личностное качество, включающее сложную совокупность компонентов, ориентированных на военно-профессиональную деятельность, на адекватную организацию военно-профессиональной технической деятельности, на объект военно-технической деятельности.

Выполненный анализ сущностных характеристик технической культуры будущих военных, ее специфики и соответствующих ей профессионально-значимых качеств позволил выделить когнитивный, эмоционально-ценностный, военно-технический и рефлексивный компоненты технической культуры. Необходимо отметить, что техническая культура проявляется, прежде всего, в технической деятельности [1]. Сформированная техническая культура дает возможность видеть и чувствовать красоту технических изделий (транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм).

Следует отметить, что когнитивный компонент отражает знания по применению законов и процессов природы и технического прогресса. В целом он определяется содержанием образования, которое, в свою очередь, определено ФГОС ВПО. Основу данного компонента составляет не только теоретическая подготовленность военных курсантов, которая является фундаментом его практической деятельности, но и информированность о том, как использовать знания о военных технических объектах в деятельности. Критерий сформированности когнитивного компонента технической культуры установлен по уровню знаний в области военного образования, который мы уточняем с помощью следующих показателей: теоретические знания в области военной техники; знание особенностей организации профессионального процесса с помощью военной техники; знание способов применения военной техники в профессиональном процессе.

Эмоционально-ценностный компонент отражает эмоциональные переживания и отношение к технике, проявляется в эффективном владении ею; радость достигнутого успеха поддерживает трудную работу курсанта с различными видами техники; включает систему жизненных ценностей, характеризующуюся такими показателями, как стремление к овладению новыми образцами военной техники, ориентация на новые образцы и убежденность в необходимости освоения их. На наш взгляд, критерием сформированности эмоционально-ценностного компонента технической культуры является устойчивый интерес к военной технике. Данный критерий сформированности эмоционально-ценностного компонента мы определяем с помощью следующих показателей: потребность в изучении военной техники; стремление повысить уровень своей технической культуры; желание использовать знания о военной технике в профессиональной деятельности.

Военно-технический компонент включает профессионально-значимые личностные качества будущего офицера - ценностные ориентации, нормы и правила поведения в образовательном пространстве военного вуза. Критерием сформированности военно-технического компонента выступает положительное отношение к использованию военной техники в профессиональной деятельности. Показатели военно-технического компонента: стремление к самостоятельному изучению образцов военной техники; способность обосновывать свое видение применения военной техники в разных ситуациях; способность адекватно применять знания и практические навыки по использованию военной техники в своей деятельности.

Рефлексивный компонент нацелен на формирование развития умений и навыков самоанализа, самокоррекции, определение траектории саморазвития и самообразования, моделирования и проведения экспертизы новых образцов военной техники. Критерий сформированности рефлексивного компонента технической культуры - самооценка значимости личного участия в профессиональной военной деятельности. В качестве показателей уровня сформированности рефлексивного компонента технической культуры выступают: умение определять достоинства и недостатки в проделанной работе; способность к самоанализу собственной военно-профессиональной деятельности; способность оценивать уровень использования практических навыков в процессе использования военной техники.

пеляюгичесниЯ ж***>нпл апшноптостпнп н квоу, лог4

Схема 1

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: формирование технической культуры курсантов военного ВУЗа Методологические основания: системный, междисциплинарный, культурологический, личностно-ориентированный подходы

Принцип комплексирования: объединяемые компоненты взаимодействуют и их положительные свойства суммируются, а отрицательные свойства взаимоослабляются

основание для содержательного блока

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Дисциплины по ФГОС Кружковая деятельность < Спецкурсы

\ взаимовлияние". ^ взаимовлияние ^

исходя из специфики содержания

исходя из специфики содержания

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФОРМИРУЮЩИЙ БЛОК: педагогические условия

Нормативно-фиксированная Технология формирования Дидактико-технологическое

по времени и содержанию технической культуры на обеспечение

самостоятельная подготовка основе двухуровневой

курсанта системы средств обучения

ГсрсУ-^ ВС у

V (ис )о(мс) СВПД)<0(ТБТ)

УВ ч_У V_У

---- ( взаимовлияние > ( взаимовлияние )

* СРС-самостоятельная работа курсанта ВС - воинская служба УВ - учебное время * ИС - идеальные средства МС - материальные средства * СВПД - содержание военно-профессиональных дисциплин ТБТ - тренажеры боевой техники

влияет на результат

влияет на результат

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК: составляющие технической культуры курсанта

Результат: будущий офицер с высоким уровнем сформированности технической культуры

Когнитивный компонент Эмоционально-ценностный компонент Военно-технический компонент Рефлексивный компонент

Одной из неотъемлемых задач исследования является создание модели изучаемого объекта. Модель процесса формирования технической культуры курсантов проектировалась на основе концепции логико-смыслового моделирования (В.Э. Штейнберга [5]). Конструируя модель, мы учитывали наличие в ней технологических аспектов, системы методов и организационных форм, содержание которых соответствуют требованиям ФГОС ВПО [4]. В нашем исследовании модель процесса формирования технической культуры

курсантов военного вуза выполняет прогностическую и иллюстрирующую функции, с помощью которых можно представить процесс формирования технической культуры и объяснить основные его правила, определить предполагаемый результат формирования технической культуры, что в свою очередь дает возможность сравнить его с тем, что было получено (сх.1).

Целевой компонент модели представлен общей целью педагогического процесса, согласно которой следует формировать техническую культуру курсантов военного вуза на основе системного, междисциплинарного, культурологического, личностно ориентированного подходов. В этом блоке разработанной нами модели отражена нацеленность на использование принципа комплексирования, который предполагает междисциплинарные связи военно-профессиональных дисциплин при использовании специфических средств обучения - тренажеров боевой техники в процессе подготовки военного специалиста.

Достижению поставленной цели, безусловно, служит адекватное содержание образования, направленное на формирование технической культуры курсантов военного вуза. С педагогической точки зрения, под содержанием принято понимать совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов, методов и форм деятельности, направленных на развитие когнитивно-познавательной, эмоционально-оценочной и практико-действенной сфер личности. В контексте образования будущего офицера можно выделить следующие компоненты содержания образования: дисциплины по ФГОС ВПО, кружковая деятельность, спецкурсы. В процессе формирования технической культуры особое значение придается предметно-смысловому насыщению междисциплинарным потенциалом дисциплин специального блока.

Организационно-формирующий компонент модели представлен педагогическими условиями формирования технической культуры военных курсантов, что продиктовано насущной потребностью социума в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов в данной области. Исходя из специфики учебно-образовательного процесса профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, комплекс педагогических условий формирования технической культуры будущих офицеров должен обеспечивать освоение курсантами ценностей, норм и правил военно-профессионального поведения; взаимодействие управляющей и управляемой подсистем процесса формирования технической культуры курсантов военных вузов и в соответствии с этим включает: нормативно-фиксированную по времени и содержанию самостоятельную подготовку; технологию формирования технической культуры на основе двухуровневой системы средств обучения в соответствии с принципом комплексирования; соответствующее дидактико-технологическое обеспечение.

Результативный компонент модели включает критериально-оценочный инструментарий выявления уровней сформированности технической культуры курсантов. Модель формирования технической культуры реализуется на практике как совокупность средств, методов и форм будущей профессиональной деятельности, ориентированной на формирование готовности к профессиональной деятельности в области использования военной техники. Таким образом, создавая модель процесса формирования технической культуры курсантов военного вуза, включающую совокупность рассмотренных компонентов, мы учитывали необходимость углубления военного образования техническим содержанием.

Одной из причин недостаточного качества подготовки военных специалистов следует считать слабую связь, отрыв изучения инженерных и военно-специальных учебных предметов от базисных естественнонаучных дисциплин. Ситуация, складывающаяся в современном военном образовании, требует от офицеров внутренних войск принципиально нового типа мышления, более широкого комплекса знаний, умений и навыков и, в конечном итоге, разработку такого дидактико-технологического обеспечения процесса формирования технической культуры будущих офицеров в процессе изучения дисциплин военно-

транспортного блока, которое определялось бы бинарно-ориентированной спецификой профессиональной подготовки будущих офицеров и структурированием технологий их подготовки.

Под дидактико-технологическим обеспечением процесса формирования технической культуры курсантов военного вуза на основе комплексного использования двухуровневой системы средств обучения (ДССО) будем понимать продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность, совокупность способов, приемов, методов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает процесс становления и развития системных свойств личности с безусловным обеспечением комфортных условий для педагога и обучающегося.

Разработанная технология формирования технической культуры опирается на принципы междисциплинарности (взаимосвязь и последовательное соединение данных различных наук, содержание отдельных предметов, изучаемых в военном вузе); интегрированности (взаимопроникновение и взаимообогащение основных сфер военно-профессиональной деятельности); ценностного отношения к профессиональной деятельности (совпадение индивидуальной и общественной системы ценностей) [3]. Компоненты технологии формирования технической культуры курсантов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура технологии формирования технической культуры курсантов военного вуза

Целевой компонент основная цель: добиться оптимального сочетания различных видов технических устройств и дидактических материалов в интересах повышения качества военной подготовки и эффективности формирования технической культуры; тактические цели: при изучении дисциплины на различных курсах, учебных семестрах; изучении разделов и тем; проведении различных видов учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий и др.); достижении различных уровней обученности и пр.; индивидуальные и коллективные цели, дидактические цели ставятся и достигаются в основном в процессе обучения, проведения плановых учебных занятий, воспитательные - преимущественно в процессе воспитательной работы и в ходе учебных занятий Содержательный компонент реализация инновационных информационных и педагогических приемов, обеспечивающих эффективность и результативность овладения обучаемыми военной и гражданской техникой; оказание пошаговой индивидуальной помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении учебным материалом по дисциплине в процессе плановых учебных занятий и самостоятельной работы; повышение качества педагогической деятельности преподавателя в области применения ДССО при работе с курсантами; активизация и поддержание на необходимом уровне учебно-познавательной деятельности курсантов по дисциплине; побуждение обучаемых к освоению новых методик самостоятельного овладения знаниями, формирования навыков и умений, профессионального самосовершенствования; развитие методических навыков и умений использования ДССО курсантами в будущей подготовке с личным составом.

СФОРМИРОВАННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Деятельностный компонент предполагает активное педагогическое взаимодействие преподавателей и обучаемых для достижения целей и задач педагогического процесса, направлено на формирование технической культуры курсантов при комплексном использовании ДССО; осуществляется на основе создания единства смыслов и целей деятельности, совместной деятельности, отношений педагогического сотрудничества, партнерства, доброжелательности, взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей военной деятельности; влияет на сознание, чувства и волю обучаемых, приводит к позитивным изменениям их отношения к процессу обучения и воспитания в вузе, овладению ими знаниями, навыками и умениями. Результативный компонент определяет реализацию и подытоживает функционирование всех компонентов, степень (уровень) сформированности технической культуры в процессе: оптимального сочетания различных видов современных технических устройств и дидактических материалов в военной подготовке курсантов в ирлом, на различных курсах (годах) обучения, при изучении отдельной дисциплины, проведении различных видов учебных занятий и других условиях; оказания помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении содержанием (учебным материалом, программами и пр.) подготовки; освоения обучаемыми новых методик самостоятельной работы по овладению знаниями, навыками и умениями, самосовершенствования в области изучения военной и гражданской техники.

Целевой компонент технологии является одним из центральных, потому что определяет направленность всего процесса обучения курсантов военного вуза, и в частности овладения ими знаний, умений и навыков в ходе изучения дисциплины «Автомобили, бронетанковое вооружение и техника». Данный компонент включает систему целей комплексного использования на основе комплексного использования двухуровневой системы средств обучения (ДССО). Система целей, в свою очередь, включает несколько подсистем целей и различные виды связей между ними. В подсистеме целей выделяются основная и тактические цели; индивидуальные и коллективные цели; дидактические, воспитательные и другие виды целей.

Содержательный компонент технологии формирования технической культуры курсантов на основе комплексного использования ДССО включает реализацию инновационных информационных и педагогических приемов; оказание пошаговой индивидуальной помощи обучаемым; повышение качества педагогической деятельности преподавателя в области применения ДССО при работе с курсантами; активизацию и поддержание на необходимом уровне учебно-познавательной деятельности курсантов; побуждение к освоению новых методик самостоятельного овладения знаниями, формирования навыков и умений, профессионального самосовершенствования; развитие методических навыков и умений использования ДССО курсантами в будущей боевой, командирской и общественно-государственной подготовке.

Деятельностный компонент реализуется при активном педагогическом взаимодействии преподавателей и курсантов, в процессе совместной творческой деятельности над учебным материалом, а также в процессе субъектно-субъектных отношений обучаемых друг с другом. Исходя из того, что обучаемые, наряду с преподавателями, являются активными субъектами учебной деятельности, взаимодействие между ними должно осуществляться на основе обеспечения единства смыслов и целей деятельности, отношений педагогического сотрудничества, партнерства, доброжелательности, взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей военной деятельности.

Результативный компонент характеризуется достижением системы целей, реализацией содержания и осуществлением педагогического взаимодействия субъектов в процессе формирования технической культуры курсантов на основе комплексного использования ДССО. Результативный компонент определяет уровень сформированности технической культуры в процессе: сочетания различных видов современных технических устройств и дидактических материалов; оказания помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении содержанием подготовки; освоения обучаемыми новых методик самостоятельной работы по изучению военной и гражданской техники; методической работы, сформированности и развития навыков и умений преподавателей в области применения и использования ДССО в педагогической деятельности. Следовательно, результативный компонент подытоживает функционирование целевого, содержательного и деятельностного компонентов технологии на основе комплексного использования ДССО и свидетельствует об уровне сформированности технической культуры курсантов военного вуза при изучении дисциплины «Автомобили, бронетанковое вооружение и техника», ее реализации на практике.

Для проверки результативности применения выбранного нами дидактико-технологического обеспечения, нами была предложена градация уровней технологических умений (табл.2.)

Таблица 2

Уровни сформированности технических умений курсантов_

Уровни Характеристика

Высокий Курсант успешно применяет различные действия для реализации поставленных военно-технических и воспитательных целей

Средний Курсант достигает поставленной задачи, опираясь на какую-либо одну систему действий

Низкий В военно-технической деятельности курсант опирается на отдельные приемы действий

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. Констатирующий эксперимент позволил выяснить реальное состояние исследуемой проблемы в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России, осуществить подбор комплекса диагностических методов, определить уровни наличия технической культуры курсантов военного вуза. Второй этап представлял собой формирующий эксперимент по апробации выявленного на теоретическом этапе исследования дидактико-технологического обеспечения процесса формирования технической культуры будущих курсантов. На третьем этапе проводилась итоговая диагностика уровня сформированности компонентов технической культуры курсантов военного вуза.

При выборе экспериментальных и контрольных групп следует обращать внимание на то, чтобы они были типичными. Курсанты военных вузов были разделены на четыре группы: две экспериментальные и две контрольные. В качестве контрольных выступали группы традиционных форм проведения занятий по использованию военной техники. В экспериментальные группы входили курсанты, при обучении которых использовались разнообразные технические средства.

В качестве критериев оценки уровней сформированности были определены: мировоззренческая направленность и убеждения; знания; умения. Для определения содержания аксиологического компонента технической культуры курсантов военных вузов мы использовали методику М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. При оценке уровней формирования у курсантов военных вузов мировоззренческой направленности мы использовали метод анкетирования по ориентационной анкете Б. Басса. При оценке уровней развития профессиональных убеждений у курсантов мы использовали методику, предложенную В.В. Кузнецовым. Измерение уровней самоактуализации курсанта в военно-профессиональном пространстве военного вуза проводилось нами по методике Э. Шострома. Выбор данной методики основывался на том, что она не сводит самоактуализацию к одному показателю, а измеряет ее как многомерную величину. Оценка военно-технических знаний, используемых курсантами в своей военно-технической деятельности, производилась на основе методов письменного и устного опроса, а также выполнения упражнений на специальных тренажерах.

Результаты психолого-педагогического исследования формирования технической культуры на начальном этапе эксперимента показали недостаточно высокий уровень сформированности технической культуры курсантов военного вуза (табл.3).

Таблица 3

Уровни развития технической культуры у курсантов военных вузов по показателям на начальном этапе эксперимента

Уровни сформированности ТК Показатели уровней сформированности

Направленность и убеждения Знания Умения

Высокий 12 % 18 % 10 %

Средний 5 4 % 6 2 % 3 9 %

Низкий 3 4 % 2 0 % 51 %

Таким образом, констатирующий этап эксперимента продемонстрировал низкий уровень развития технической культуры курсантов военных вузов. В ходе исследования на базе экспериментальных групп были разработаны и апробированы основные направления реализации педагогических условий развития технической культуры курсантов в мировоззренческом аспекте, что способствовало успешному освоению ими ценностей, норм и правил военно-технического поведения в образовательном пространстве военного вуза. Экспериментальная работа осуществлялась в следующих формах:

- проведение семинаров, интерактивных и технических практикумов, лекций, полевых занятий;

- работа творческих мастерских, научно-практических конференций, тематических игр;

- вариацияия характера и направлений методического сопровождения учебной деятельности экспериментальных групп.

В соответствии с задачами эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы. Подобранные группы имели приблизительно равные начальные уровни развития мировоззренческого аспекта технической культуры курсантов. В целях увеличения надежности результатов в качестве экспериментальных и контрольных групп мы выбирали группы, характеризующиеся отсутствием активного межгруппового взаимодействия.

Значения среднего показателя, полученные в конце эксперимента, свидетельствуют об изменениях в количественном перераспределении курсантов по уровням сформированности технической культуры у курсантов (табл.4).

Таблица 4

Значения среднего показателя уровней сформированности технической культуры курсантов по группам

Группа Кол-во Уровни СП

человек Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ 1 30 12 40 16 53,3 2 6,6 2,33

ЭГ 2 30 11 6,6 14 46,77 5 16,7 2,19

ЭГ 3 90 33 36,6 42 46,77 15 16,7 2,19

КГ 1 30 7 3,3 13 43,3 10 33,4 1,89

КГ 2 90 21 3,3 39 43,3 30 33,4 1,89

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами позволил нам констатировать, что в этих группах у курсантов сформировались знания в области теории технической культуры и профессионально-технической деятельности; повысилась эффективность профессионально-технической деятельности курсантов, в основе которой - умения технического характера; у курсантов сформировалась ярко выраженная направленность на эффективную деятельность с нравственно-ценностной окраской, на творческую активность, на технико-культурный рост. Эта направленность базируется на военно-аксиологических убеждениях в социальной значимости военно-практической деятельности, в необходимости сотрудничества, сотворчества с личным составом, в необходимости ценностно-нравственного поведения в образовательном пространстве вуза.

Эксперимент подтвердил, что применение предложенного нами дидактико-технологического обеспечения позволяет сделать процесс формирования технической культуры курсантов военных вузов эффективным и управляемым. Таким образом, целостный и многофункциональный образовательный процесс военного вуза, в рамках которого предполагается реализация педагогической технологии формирования технической культуры комплексного использования ДССО, призван обеспечить наглядность, полноту и доступность усвоения учебного материала, способствовать

повышению качества педагогической деятельности преподавателей и активизации учебной деятельности будущих курсантов при изучении теории и практики военно-инженерного дела, формированию и развитию у них творческого мышления и готовности к предстоящей деятельности.

Обобщая изложенное выше, можно констатировать, что сущность разработанного нами дидактико-технологического обеспечения заключается: во-первых, в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике; во-вторых, в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля за качеством достижения поставленных дидактических целей; в-третьих, в структурной и содержательной целостности разработанной технологии, то есть в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов без изменения других; в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии; в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно контролировать и корректировать процесс формирования технической культуры в условия обучения. Отсюда можно сделать вывод: технология формирования технической культуры на основе комплексного использования двухуровневой системы средств обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи, и может быть использована преподавателями в целях углубления междисциплинарных связей военно-профессиональных и специальных дисциплин.

1. Бабошина, Е.Б. «Человек культуры» как смысл современного образования [Текст] : моногр. / Е.Б. Бабошина. -Курган : Изд-во Курганского государственного ун-та, 2006. - 219 с.

2. Лямзин, М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 452 с.

3. Исламова, З.И. Интерактивные технологии в профессиональном воспитании [Текст]: учебно-методическое пособие / З.И. Исламова, А.Р. Айдагулова, Д.С. Занин, Л.Р. Саитова. - Уфа: Изд-во БГПУ «Вагант», 2012. - 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация: специалист) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://mon.gov.ru/dok/.

5. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология : сб. дидактических материалов [Текст] / В.Э. Штейнберг. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2010. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.