Научная статья на тему 'ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Scientist

Scientist, 2024, 2(28), 59-62._

ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Фидиркина Виктория Николаевна

Научный руководитель: Баринова О.Г., к. пед. н., доцент кафедры клинической психологии

Актуальность данного исследования обусловлена ростом числа детей с речевыми нарушениями и сложностями в эффективном речевом развитии. Известно, что успешное разворачивание речевых функций ребенка дошкольного возраста тесно связано с условиями становления его эмоциональной сферы. Отсюда, изучение и коррекция психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), позволяет во многом организовать благоприятную ситуацию развития речевых функций ребенка, достичь оптимального уровня их развития в каждом отдельном случае, относительно индивидуальности субъекта дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

Цель данной работы заключается в исследовании и корректировке образовательной среды ДОУ, путем создания и разработки специальных дидактико-психологических условий, способствующих развитию эмоционального интеллекта ребенка с ОНР.

Основная задача исследования состоит в разработке и апробации коррекционной программы дидактико-психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие эмоционального интеллекта детей с ОНР будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе ДОУ реализовать

специально разработанную коррекционную программу с использованием дидактико-психологического материала Lapbook «В мире эмоций».

В качестве методов и методик исследования в нашей работе выступают: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методика «Кактус», методика «Метаморфозы», методика «Определи эмоцию»; статистическая обработка результатов исследования с помощью пакета SPSS Statistics.

Респондентами в нашем исследовании выступили дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ДОУ №75 г. Барнаула в количестве 14 человек.

Представим ниже результаты, полученные нами на этапе контрольного эксперимента для определения эффективности разработанной и апробированной программы психолого-педагогических условий с использованием экспериментальных дидактико-психологических средств развития эмоционального интеллекта у детей с ОНР.

Для этого приведем статистически значимые изменения в показателях эмоционального интеллекта детей с ОНР после апробации разработанной нами программы, по каждой из диагностических процедур.

Так, опираясь на данные, полученные при помощи методики «Определи эмоцию», статистически значимые результаты проявили себя в значениях критерия х2. Полученное нами значение х2 = 43,16 больше соответствующего табличного значения m-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась: эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.

Для анализа результатов по методике «Метаморфозы» мы вновь использовали критерий х2, который позволил нам выяснить степень

61

-психологические

азвития эмоционального интеллекта

значимости образовавшихся различий до и после эксперимента в распределении оценок. Полученное нами значение х2 = 32,73 больше соответствующего табличного значения т-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась: эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05 %.

Методика «Кактус» позволила оценить значимость изменений, полученных в результате формирующих воздействий в экспериментальных условиях ДОУ по переменным «агрессивность» и «тревожность». По переменной «агрессивность» в результатах, полученных значений х2 - изменений нет, значимые различия нами не обнаружены.

В свою очередь, по переменной «тревожность» значение х2 = 53,19, что больше соответствующего табличного значения т-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05.

Ниже в таблице представлены результаты значений х2, позволившие нам сформулировать убедительные выводы по результатам проведенного исследования.

Таблица

Значения х2 по результатам диагностики качественных характеристик эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ

Итак, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась:

БавпШ, 2(28), 2024

эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.

Таким образом, подтвержденные статистически значимые результаты различий в показателях эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ, полученные после формирующих воздействий посредством введенных дидактико-психологических условий, подтвердили верность выдвинутой гипотезы.

Список литературы:

1. Зимукова Т.И., Купцова А.В., Пименова З.Н. [и др.]. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи. Образование и воспитание. 2015; 4(4): 45-48.

2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. - М. «Эксмо», 2008 - 384 с.

Как цитировать:

Фидиркина В. Н. Дидактико-психологические средства развития эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ. Scientist (Russia). 2024; 2 (28): 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.