Scientist
Scientist, 2024, 2(28), 59-62._
ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Фидиркина Виктория Николаевна
Научный руководитель: Баринова О.Г., к. пед. н., доцент кафедры клинической психологии
Актуальность данного исследования обусловлена ростом числа детей с речевыми нарушениями и сложностями в эффективном речевом развитии. Известно, что успешное разворачивание речевых функций ребенка дошкольного возраста тесно связано с условиями становления его эмоциональной сферы. Отсюда, изучение и коррекция психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), позволяет во многом организовать благоприятную ситуацию развития речевых функций ребенка, достичь оптимального уровня их развития в каждом отдельном случае, относительно индивидуальности субъекта дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
Цель данной работы заключается в исследовании и корректировке образовательной среды ДОУ, путем создания и разработки специальных дидактико-психологических условий, способствующих развитию эмоционального интеллекта ребенка с ОНР.
Основная задача исследования состоит в разработке и апробации коррекционной программы дидактико-психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие эмоционального интеллекта детей с ОНР будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе ДОУ реализовать
специально разработанную коррекционную программу с использованием дидактико-психологического материала Lapbook «В мире эмоций».
В качестве методов и методик исследования в нашей работе выступают: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методика «Кактус», методика «Метаморфозы», методика «Определи эмоцию»; статистическая обработка результатов исследования с помощью пакета SPSS Statistics.
Респондентами в нашем исследовании выступили дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ДОУ №75 г. Барнаула в количестве 14 человек.
Представим ниже результаты, полученные нами на этапе контрольного эксперимента для определения эффективности разработанной и апробированной программы психолого-педагогических условий с использованием экспериментальных дидактико-психологических средств развития эмоционального интеллекта у детей с ОНР.
Для этого приведем статистически значимые изменения в показателях эмоционального интеллекта детей с ОНР после апробации разработанной нами программы, по каждой из диагностических процедур.
Так, опираясь на данные, полученные при помощи методики «Определи эмоцию», статистически значимые результаты проявили себя в значениях критерия х2. Полученное нами значение х2 = 43,16 больше соответствующего табличного значения m-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась: эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.
Для анализа результатов по методике «Метаморфозы» мы вновь использовали критерий х2, который позволил нам выяснить степень
61
-психологические
азвития эмоционального интеллекта
значимости образовавшихся различий до и после эксперимента в распределении оценок. Полученное нами значение х2 = 32,73 больше соответствующего табличного значения т-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась: эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05 %.
Методика «Кактус» позволила оценить значимость изменений, полученных в результате формирующих воздействий в экспериментальных условиях ДОУ по переменным «агрессивность» и «тревожность». По переменной «агрессивность» в результатах, полученных значений х2 - изменений нет, значимые различия нами не обнаружены.
В свою очередь, по переменной «тревожность» значение х2 = 53,19, что больше соответствующего табличного значения т-1 = 13 степеней свободы, составляющего 22,36 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,05.
Ниже в таблице представлены результаты значений х2, позволившие нам сформулировать убедительные выводы по результатам проведенного исследования.
Таблица
Значения х2 по результатам диагностики качественных характеристик эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ
Итак, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в качественных характеристиках эмоционального интеллекта в результате введения программы развития, экспериментально подтвердилась:
БавпШ, 2(28), 2024
эмоциональный интеллект детей с ОНР стал качественно лучше, и мы можем это утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.
Таким образом, подтвержденные статистически значимые результаты различий в показателях эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ, полученные после формирующих воздействий посредством введенных дидактико-психологических условий, подтвердили верность выдвинутой гипотезы.
Список литературы:
1. Зимукова Т.И., Купцова А.В., Пименова З.Н. [и др.]. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи. Образование и воспитание. 2015; 4(4): 45-48.
2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. - М. «Эксмо», 2008 - 384 с.
Как цитировать:
Фидиркина В. Н. Дидактико-психологические средства развития эмоционального интеллекта детей с ОНР в условиях ДОУ. Scientist (Russia). 2024; 2 (28): 59-62.