Научная статья на тему 'Дидактика физического развития современного человека'

Дидактика физического развития современного человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактика физического развития современного человека»

группы в отличие от остальных при оценке теста ФОРСТЕП «отлично» имели: а) показатели артериального давления более высокие в функциональном состоянии оперативной готовности(132±4 и 79±3 мм Н^), но низкие при тестировании с эффектом гипервосстановления после тестирования, б) ДТта 0,4ОС (температура головы ниже температуры туловища) до тестирования и минимальный прирост температуры тела (аксиллярной) при тестировании, в) снижение ДТта при тестировании с эффектом гипервосстановления в термонейтральных условиях (Р<0,05Д,Стькдента)., г) в отличие от этого в контрольной нор-мотимной подгруппе наблюдалось отсутствие ДТта в исходном периоде, и появление ДТта за счет превышения температуры головы над температурой туловища в процессе тестирования общей физической работоспособности при оценке теста ФОРСТЕП «хорошо»с увеличенным периодом восстановления нормальной температуры тела (Р<0,05Д,Стькдента). ДТпд у нормотимиков в исходном периоде была ниже, чем у гипертимиков, при этом в подгруппе испытуемых прирост ДТпд в результате физической нагрузке был ниже, чем в контрольной группе (Р<0,05Д,Стькдента).

Таким образом, в группе испытуемых - спортсменов, организм которых характеризуется выраженной термодинамической стабильностью, наличием высокого термодинамического потенциала организма в условиях напряженной последовательности функциональных состояний организма бодрствующего периода суток, отмечается наивысшая общая физическая работоспособность в отличие от контрольной группы. При соревнованиях «на выезде», когда суточный график жизнедеятельности организма спортсмена резко отличается от такового в подготовительном периоде тренировок, спортсменам с высоким потенциалом термодинамики организма, по-видимому, целесообразно отдавать предпочтение в выступлениях начального периода соревнований.

Яичников И.К.

ДИДАКТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Россия, igor-yaitchnikov@rambler.ru

Человеческий Потенциал - Здоровье, содержит в себе такие понятия, как «физическое», «психическое», «социальное» и «информационное» благополучие. Физическая составляющая - соматическая, моторная система организма, находится под осознанным управлением человеком, обеспечивая его сложно организованные взаимоотношения с факторами окружающей среды, Природы. Одним из ведущих природных влияний, формирующих физическое развитие человека, является преодоление силы тяжести (притяжения Земли) в статике и инерции массы тела в динамике - движении. В структуре типовых последовательностей движения тела относительно Земли и частей тела относительно друг

друга, называемых физическими упражнениями, различают статические и динамические (циклические, ситуационные и т.д.). В структуре обеспеченности работы моторной системы организма работой других его систем (кардио-респираторной, пищеварительной, нейроэндокринной и т.д.) различают упражнения на силу, выносливость, скорость и т.д. Важно отметить, что развивающая Человеческий Потенциал пропорция физических упражнений индивидуальна и различна в разные периоды онтогенеза. Формирование и контроль этой пропорции осуществляется специалистами физической культуры не только в нормативном, соревновательном режиме, но, что очень важно, в тестирующих нагрузочных условиях. Эволюционное развитие человеческого организма во взаимодействии с развивающейся Природой создало своего рода биологические стандарты вида Homo Sapience; одним из которых, широко известных, является частота сердцебиений 170 ударов в 1мин при физической нагрузке. Этот «стандарт» лежит в основе построения многочисленных программ физического развития организма: контроля эффективности накопления и расхода физиологических резервов физической работоспособности (Мозжухин Н.В., Давиденко Н.Д., 1960-2011гг.), предупреждения состояния физического истощения (Со-лодков А.С., 1966-1999гг.), в построении термодинамического прогноза работоспособности организма по индикаторным температурным градиентам тела (Яичников И.К., 1973-2011гг.); особую ценность при этом приобретает учет соотношения тормозно-релаксационных реакций моторной системы (Высочин Ю.В., 1969-2011гг.), ее хронобиологических флюктуаций (Шапошникова В.И., Таймазов В.А., 1963-2011гг.). Этот богатый научный материал весьма относительно применим в масштабе 1:1 для организмов современных поколений людей вследствие техногенных влияний на их развитие.

Растущая изоляция Человека от Природы посредством его все большего обволакивания оболочкой техногенного комфорта приводит к интенсивному снижению Его Потенциала вопреки весьма прогрессивным начальным посылкам Технического Прогресса. Нарастающее снижение эволюционно должной среднесуточной физической и двигательной загрузки организма - моторной недостаточности, приводит к снижению, искажению работы всех систем организма, обслуживающих моторную. Искажающее техногенное давление с особенной силой воздействует на начальные периоды физического развития Человека

- детский и юношеский. В этой связи становится чрезвычайно актуальной грамотное и интенсивное противодействие негативным проявлениям Технического Прогресса специалистами физической культуры, педагогами, работающими со студентами ВУЗ’ов. В учебном процессе от школы до ВУЗ’а уже стало обычным использование аппаратно-программной продукции в виде устройств индивидуального применения или компьютерного класса.. Поскольку процесс обучения культуре физического развития осуществляется в спортивном зале, в движении, а не в аудитории, сидя за компьютером, то охват его электронными средствами обучения пока ограничен. В настоящее время беспроводной мони-

торинг основных параметров жизнедеятельности организма непосредственно в динамике выполнения физических упражнений с анализом и синтезом результатов выполнения тренерского задания в режиме on-line является экономически вполне доступным для широкого применения. На очереди стоит модернизация учебного процесса начиная с создания референтной базы данных, так называемой, «Таблицы должных величин» основных параметров жизнедеятельности организма в покое и в различных тестирующих условиях, адекватную реальному физическому развитию современной студенческой молодежи, обучаемой на кафедрах физического воспитания в ВУЗ’е по группам трех категорий здоровья

- основной, вспомогательной и медицинской. Снабдив молодого человека в процессе обучения знаниями, умением и привычкой пользоваться аппартно-программным учебно-методическим пособием - «Монитором Здоровья», мы обеспечиваем ему возможность на протяжении всей последующей жизни контролировать с помощью Монитора текущее состояние физического развития и своего, и членов своей семьи, и получать посредством Интернета консультационную помощь специалистов своей «родной» кафедры, стать членом виртуального фитнесс клуба с индивидуальным тренером Таким образом будет создаваться предпосылка сохранения природного Потенциала Человека - Здоровья.

Т.М. Ятманова, А.Н. Ятманов, А.В. Лобачев

ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН

Санкт-Петербургская академия управления и экономики, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, Военно-медицинская академия им. СМ. Кирова, Санкт-Петербург. Россия,

yan20220@mail.ru

За последнее время кардинально изменилась роль женщин в обществе. Стремление их к социальному равноправию с мужчинами привело к тому, что, казалось бы, некогда исключительно мужские (в том числе и военные) профессии на сегодняшний день не являются таковыми. Так, в Вооружённых силах России службу по контракту проходят около 110 тыс. женщин, из них 4,8 тыс. - офицеры, 28 тыс. - прапорщики и мичманы, остальные - солдаты и сержанты (более 70% - в медицинской службе).

Важным критерием оценки поступающих на военную службу женщин является, в частности, их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов (стрессоустойчивость).

Цель исследования. Сравнительный анализ характеристик стрессоустойчи-вости у мужчин и женщин военнослужащих в начальном периоде адаптации к военной службе с использованием технологии биологической обратной связи.

Материалы и методы. Обследованы 83 девушки и 144 юноши, поступившие в Военно-медицинскую академию им. СМ. Кирова в 2008-2009 гг. Возраст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.