Научная статья на тему 'Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин'

Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ятманова Т. М., Ятманов А. Н., Лобачев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин»

торинг основных параметров жизнедеятельности организма непосредственно в динамике выполнения физических упражнений с анализом и синтезом результатов выполнения тренерского задания в режиме on-line является экономически вполне доступным для широкого применения. На очереди стоит модернизация учебного процесса начиная с создания референтной базы данных, так называемой, «Таблицы должных величин» основных параметров жизнедеятельности организма в покое и в различных тестирующих условиях, адекватную реальному физическому развитию современной студенческой молодежи, обучаемой на кафедрах физического воспитания в ВУЗ’е по группам трех категорий здоровья - основной, вспомогательной и медицинской. Снабдив молодого человека в процессе обучения знаниями, умением и привычкой пользоваться аппартно-программным учебно-методическим пособием - «Монитором Здоровья», мы обеспечиваем ему возможность на протяжении всей последующей жизни контролировать с помощью Монитора текущее состояние физического развития и своего, и членов своей семьи, и получать посредством Интернета консультационную помощь специалистов своей «родной» кафедры, стать членом виртуального фитнесс клуба с индивидуальным тренером Таким образом будет создаваться предпосылка сохранения природного Потенциала Человека - Здоровья.

Т.М. Ятманова, А.Н. Ятманов, А.В. Лобачев

ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН

Санкт-Петербургская академия управления и экономики, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, Военно-медицинская академия им. СМ. Кирова, Санкт-Петербург. Россия,

[email protected]

За последнее время кардинально изменилась роль женщин в обществе. Стремление их к социальному равноправию с мужчинами привело к тому, что, казалось бы, некогда исключительно мужские (в том числе и военные) профессии на сегодняшний день не являются таковыми. Так, в Вооружённых силах России службу по контракту проходят около 110 тыс. женщин, из них 4,8 тыс. - офицеры, 28 тыс. - прапорщики и мичманы, остальные - солдаты и сержанты (более 70% - в медицинской службе).

Важным критерием оценки поступающих на военную службу женщин является, в частности, их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов (стрессоустойчивость).

Цель исследования. Сравнительный анализ характеристик стрессоустойчи-вости у мужчин и женщин военнослужащих в начальном периоде адаптации к военной службе с использованием технологии биологической обратной связи.

Материалы и методы. Обследованы 83 девушки и 144 юноши, поступившие в Военно-медицинскую академию им. СМ. Кирова в 2008-2009 гг. Возраст

обследуемых - 17-21 год. Исследование проводилось индивидуально в послеобеденное время на аппаратно-программном комплексе «Реакор», использующем метод биологической обратной связи. Перед началом процедуры стресс-тестирования с испытуемыми проводился инструктаж о целях и задачах обследования, а также давалась установка не реагировать на предлагаемые в исследовании стресс-факторы. В ходе обследования регистрировались: частота сердечных сокращений (ЧСС), кожно-гальваническая реакция (КГР), состояние сосудистой стенки (ССС), рекурсия дыхания (РД).

Результаты и их обсуждение. Установлено, что военнослужащие-женщины чаще болеют и обращаются за медицинской помощью, у них достоверно большее число дней трудопотерь (р<0,05). Однако, в отличие от юношей, средние текущие показатели учебы у девушек достоверно выше (р<0,05). Это позволяет говорить о гораздо больших физиологических затратах организма девушек («реакции платы») на различные виды деятельности.

Подобные закономерности наблюдаются и по результатам стресс-тестирования. В качестве примера представлены графики динамики ЧСС юношей и девушек при проведении теста (рис. 1). Анализ динамики средних значений ЧСС у девушек и юношей на различных этапах проведения процедуры стресс-тестирования даёт представление о существенных качественных различиях физиологических реакций на стрессорные стимулы. Девушки более сконцентрированы при чтении инструкций к предлагаемым стресс-факторам, в это время средняя кривая ЧСС поднимается у них выше, чем у юношей.

Рис. 1 Динамика средних значений ЧСС у девушек и юношей в ходе проведения процедуры стресс-тестирования.

ЧСС (уд/мин)

девушки (п=83); юноши (п=44)

По-видимому, это один из значимых механизмов мобилизации организма к неизвестному ожидаемому воздействию. Во время действия самого стимула ЧСС снижается значительнее, чем у юношей. По-видимому, эта закономерность позволяет им более спокойно реагировать на предъявляемые стресс-факторы.

Следующая важная особенность заключается в том, что ЧСС девушек от начала процедуры к её концу снизилась достоверно (р<0,05) больше, чем у юношей. Эта же закономерность прослеживается и по другим регистрируемым во время проведения стресс-тестирования физиологическим показателям: КГР, ССС, РД.

Выводы. 1. Женщины переживают стрессорное воздействие сторонних факторов (в том числе и профессиональных факторов военной службы) более бурно, чем мужчины.

3. В целом женщины более устойчивы к стрессу.

Н.В. Ковалёва

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ

Московский городской педагогический университет (Педагогический Институт Физической Культуры), Россия, [email protected]

Социальная адаптация детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Актуальность данной проблемы обусловлена сменой парадигм, ориентированных, прежде всего, на личность школьника и фиксирующих потребность в социально адаптированных учащихся. Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объём информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей, их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает ещё одно противоречие - между потребностью в формировании творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от неё самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья детей.

Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы и противоречий, выступает социальная адаптация младших школьников, поскольку этот возраст является одним из начальных этапов развития личности. Именно здесь формируются основные индивидуально-психологические харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.