По-видимому, это один из значимых механизмов мобилизации организма к неизвестному ожидаемому воздействию. Во время действия самого стимула ЧСС снижается значительнее, чем у юношей. По-видимому, эта закономерность позволяет им более спокойно реагировать на предъявляемые стресс-факторы.
Следующая важная особенность заключается в том, что ЧСС девушек от начала процедуры к её концу снизилась достоверно (р<0,05) больше, чем у юношей. Эта же закономерность прослеживается и по другим регистрируемым во время проведения стресс-тестирования физиологическим показателям: КГР, ССС, РД.
Выводы. 1. Женщины переживают стрессорное воздействие сторонних факторов (в том числе и профессиональных факторов военной службы) более бурно, чем мужчины.
3. В целом женщины более устойчивы к стрессу.
Н.В. Ковалёва
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ
Московский городской педагогический университет (Педагогический Институт Физической Культуры), Россия, [email protected]
Социальная адаптация детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Актуальность данной проблемы обусловлена сменой парадигм, ориентированных, прежде всего, на личность школьника и фиксирующих потребность в социально адаптированных учащихся. Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объём информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей, их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает ещё одно противоречие - между потребностью в формировании творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от неё самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья детей.
Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы и противоречий, выступает социальная адаптация младших школьников, поскольку этот возраст является одним из начальных этапов развития личности. Именно здесь формируются основные индивидуально-психологические харак-
теристики человека, устойчивые паттерны поведения, которые определяют жизненные приоритеты, социальные установки и личностную стратегию его социокультурного и профессионального совершенствования.
На многоаспектность выделенной проблемы, указывают исследования в области: психологии развития, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Ананьев Б.Г.1986, Андреева Г.М. 1994, Бальсевич В. К., Гринене Э. 1980, Дюргкейм Э. 1995, Залевский Г. В. 1999, Лубышева Л. И. 1995, Корель Л. В. 1998, Фомин Н.А. 1991 и др.)
В контексте проводимого нами исследования, основной акцент ставится на психолого-педагогическом анализе личностно- ориентированного, учебновоспитательного процесса, определение возможностей средств и методов физической культуры в социальной адаптации детей младшего школьного возраста и выявлении психолого-педагогических условий её формирования. Результаты комплексных обследований учеников 3-х классов показывают, что у детей наблюдается рост психоэмоционального напряжения, возникают эмоциональные депрессии и невротические состояния, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений “ личность-общество”, “ученик-учитель”, “ класс-учитель”, появляются вегетативные расстройства, чувство тревожности, снижение работоспособности.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта сформулирована гипотеза исследования:
- предполагается наличие зависимости между особенностями двигательных характеристик детей с СДВГ и характером их мыслительной деятельности;
- для регуляции двигательной активности и улучшения психического состояния, повышения уровня физической и функциональной подготовленности детей с СДВГ предполагается необходимость специального подбора общепедагогических, специфических и коррекционных принципов, методов, средств и форм организации;
- вероятно, что эффективность исправления двигательных нарушений может быть достигнута в процессе физического воспитания с использованием коррекционно-педагогической технологии, при последовательном учете и контроле ее результатов на основе оценочно-прогностических показателей.
В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.
Цель исследования: определить и обосновать педагогические возможности физического воспитания в коррекции двигательной сферы школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению процессов формирования и коррекции двигательной сферы младших школьников с СДВГ средствами физического воспитания коррекционно-развивающей направленности.
2. Выявить особенности психофизического развития детей младшего школьно-
го возраста с СДВГ.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в образовательном процессе школьного учреждения коррекционно-педагогическую технологию воздействия на двигательную сферу детей с СДВГ.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционнопедагогической технологии, используя релаксационные средства, с детьми младшего школьного возраста.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования. В ходе данного исследования применялись следующие методы:
• Теоретические;
• Эмпирические;
• Организационные;
• Статистические.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической разработанностью теоретических позиций, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования, репрезентативностью и статистической значимостью полученных экспериментальных данных, непосредственным участием преподавателя на всех этапах работы.
Коррекция проявлений СДВГ, в общем, и двигательных нарушений, в частности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ГОУ СОШ. Для научного обоснования комплексных коррекционно-педагогических мероприятий одним из важных направлений должно стать изучение особенностей психического и физического развития детей 9 лет с СДВГ и разработка путей преодоления недостаточности этих процессов у детей данной категории. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных физических упражнений и игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие мероприятия способны:
- действенно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» - тех ресурсов, которые помогают стойко противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
- стимулировать процессы роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма, на повышении его биологической надежности;
- влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств младших школьников (сила,
быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
- повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
- нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем, нивелировать и устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Н. В. Ковалёва
РУБЕЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННОГО ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Московский городской педагогический университет (Педагогический институт физической культуры), Россия
В ходе эксперимента (определение физической подготовленности), были выявлены значительные отличия до эксперимента и после. Класс был разделён на 2 подгруппы. Первая - дети с ММД (гиперактивные), вторая-с нормальными функциями по здоровью. Один из методов исследования, используемый в экс-перименте-метод математической статистики, который позволяет определить достоверность различий между величинами показателей групп детей до эксперимента и после. Достоверными считаются различия при р< 0,05, что определяется по таблице вероятностей распределения Стъюдента. Для определения уровня физической подготовленности, были выбраны следующие тесты:
-наклон вперёд сидя (на гибкость)
-подъём туловища в сед за 30 сек. (сила пресса)
- прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества)
-челночный бег 3х10(быстрота)
-сгибание и разгибание рук (сила рук)
-удержание тела в висе на перекладине (выносливость)
Результаты исследования учащихся 3Б кл. ГОУ СОШ № 1287 в начале эксперимента (сентябрь- октябрь 2010г.)- гиперактивные.
Х- среднее арифметическое показателей б-среднее квадратное отклонение т-ошибка среднего
Хг 1,88 25 137 9,7 26 9,3
бг 0,48 1,75 4,1 0,3 1,8 0,3
тг 0,17 0,6 1,46 0,1 0,64 0,1