Научная статья на тему 'Оздоровительные ходьба и бег при коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО'

Оздоровительные ходьба и бег при коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ХОДЬБА И БЕГ / ИНТЕНСИВНОСТЬ И ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗОК / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / КОНФЛИКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев В.В., Андреева О.А., Шурышев Н.А.

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции гиперактивности младших школьников посредством оздоровительных бега и ходьбы. Определена оптимальная нагрузка с дифференцированно-индивидуальным дозированием и интенсивностью выполнения. Выявлены позитивные результаты поведенческих показателей по окончании педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев В.В., Андреева О.А., Шурышев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные ходьба и бег при коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО»

УДК 37.037:796.01

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ХОДЬБА И БЕГ ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС НОО

Б.Б. Андреев', О.А. Андреева*, Н А. Шурышев'

■ МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50», Абаза, Россия ФГБОУ БПО «Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова», Абакан, Россия Для связи с автором: anckeev2010-62@mail.ru

Аннотация:

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции гиперактинности младших школьников посредством оздоровительных бега и ходьбы. Определена оптимальная нагрузка с дифференцированно-индивидуальным дозированием и интенсивностью выполнения. Выявлены позитивные результаты поведенческих показателей по окончании педагогического эксперимента. Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания, оздоровительные ходьба и бег, интенсивность и дозирование нагрузок, поведенчески»"! показатель, успеваемость, концентрация внимания, конфликтность.

HEALTH WALKING AND RUNNING IT THE CORRECTION OF HYPERACTIVITY IN CHILDREN

YOUNGER SCHOOLAGE IN THE FGOS NOО

V.V. Andreyev1, O.A. Andreyeva2, N.A. Shurashev3

1,2 MBOU «Abaza Secondary School №50», Abaza, Russia

3 FGBOU VPO « KatanoVs State University of Khakassla», Abakan, Russia

Abstract:

The article presents results of pedagogical experiment of correction hyperactive younger students by running and walking. The optimal the load-differentiated individual dosing and intensity of execution. Found positive results of behavioral indicators at the end of the pedagogical experiment.

Key words: hyperactivity, with attention deficit disorder, health walking and running, the intensity and dosing loads, behavioral indicators, performance, concentration of attention, conflict.

ВВЕДЕНИЕ

Б последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем — синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста. Актуальность проблемы определяется высокой частотой гиперактивности среди детей и ее большой социальной значимостью. По мнению авторов [1,3]. школьники с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром д ефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими Синдром дефицита внимания (ги п ер активно сть) чаще наблюдается у детей старшего дошкольного и младшего

школьного возраста Существует точка зрения учёных [1,2] о его генетической природе Поэтому очевидно, что в центре научных проблем синдрома дефицита внимания концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, дефектологов, неврологов. Частота гип ер активности, по данным авторов, варьирует от 2,2 до 18% школьников, где мальчики страдают заболеванием в два. раза чаще девочек

Все перечисленные направления объясняются неспособностью центральной нерзной системы гип ер активного ребёнка справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения, когда начинаются занятия в младшей школе. Кроме того, этот возраст яЕляется кри-

тическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать утомление.

Л.А. Ясюкова [4] рекомендует при комплексном лечении гиперактивных детей важную роль отводить предоставлению возможности расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Т е не стоит подавлять повышенную активность таких детей Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребёнка, вследствие этого может произойти «взрыв», поэтому необходимо направить ее в позитивное русло Именно физические упражнения позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность

Индивидуализированная методика физкуль-турно-корригирующих занятий с гиперактивными детьми должна быть направлена на формирование произвольной регуляции и предусматривать два основных принципа. С одной стороны, упражнения должны быть ориентированы на включение в работу мышечных групп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте. С другой стороны, физкультурно-коррекционные упражнения должны соответствовать возрастному развитию ребенка и основываться на соблюдении последовательности овладения двигательными функциями, свойственными здоровым детям

На практике доказано, что двигательное развитие ребёнка оказывает мощное влияние на его общее развитое, формирование речи, интеллекта, анализаторных систем, психологическую устойчивость. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной про-грамме школьника.

Ученые [1,4] при проведении экспериментов доказали, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активно ста особых веществ — эндорфинов, которые благоприятно влияют на психическое состояние ребёнка Известно, что только мышечная активность создаёт предпосылки для нормального развития организма в младшем школьном возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей

задержки развития, часто отстают от здоровых сверстников в росте, массе тела, физической подготовленности.

Согласно этому на сегодняшний день задача коррекционного образования состоит в воспитании у гипер активных школьников устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям оздоровительной физической культурой, это будет являться своевременной и актуальной проблемой Стратегическое направление и особенности коррекции гиперактивности на основе физических упражнений обусловлены выполнением рдда специфических функций, реализуемых с учётом требований, обеспечивающих достаточную двигательную активность.

Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста должна состоять из специальных упражнений, направленных на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечнососудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен врачам и педагогам Однако не каждый вид физической культуры может использоваться как средство коррекции гипер активности. К сожалению, целый перечень направлений не всегда способствует успокоению ребёнка. Кроме этого, большое значение имеет стиль преподавания. Как правило, эффективные двигательные средства при коррекции га пер активности содержат в себе упражнения циклического характера, состоящие из видов оздоровительной физической культуры — ходьбы и бега, плавания, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах и т.д. Особое предпочтение следует отдавать равномерной и длительной ходьбе и бегу, эти упражнения не только позитивно влияют на психическое состояние ребёнка, но и снимают напряженность, улучшают самочувствие Таким образом, анализ проблемы коррекции синдрома дефицита внимания (гиперактивно спи) показал, что существует тенденция необходимости включения в процесс средств оздоровительной коррекционно-развиваю щей направленности с учётом состояния здоровья,

физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника- Малое количество научно обоснованных методик позволяет считать необходимым проведение дальнейших разработок по поиску оптимальных средств и методов для коррекции ги пер активности у младших школьников, что и определило актуальность нашего исследования ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: совершенствование процесса, коррекции гипер активно01-1 у школьников младших классов и повышение их социальной адаптации в обществе. ОБЪЕКТОМ исследования являлся процесс коррекции гиперактивности у детей 7-11 лет в условиях средней общеобразовательной школы

ПРЕДМЕТОМ исследования являлась методика коррекции гипер активности у школьников младших классов посредством оздоровительных ходьбы и бега.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Предполагается, что методика коррекции гипер активности у младших школьников будет более эффективной, если

1) использовать мотивационную деятельность в отношении школьников, участвующих в педагогическом эксперименте, с целью формирования потребности в занятиях оздоровительными ходьбой и бегом,

2) использовать индивидуально-дифф еренци-рованный подход на занятиях по коррекции гипер активности у учащихся младших классов;

3) при дозировании и интенсивности выполняемых нагрузок учитывать уровень физического состояния школьников, специфику сопутствующих заболеваний и отклонений

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) изучить возрастные особенности физического состояния, состояния здоровья у изучаемого контингента учащихся,

2) создать мотав ационную структуру для регулярных заняппй оздоровительными ходьбой и бегом,

3) обосновать эффективность применения оздоровительных ходьбы и бега при коррекции гипер активности у детей младшего школьного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. По

результатам тестирования детей 7-11 лет с диа-

гнозом «типер активность» в МБОУ «Абазинская СОШ №50» и МБОУ «Абазинская СОШ №5» произведен анализ полученных данных, где было выявлено существенное возрастное отставание детей по всем показателям физической подготовленности, хотя возрастная динамика развитая двигательных качеств соответствует норме на исследуемом возрастном отрезке Поведенческие показатели, состоящие из концентрации внимания, конфликтных ситуаций, успеваемости, находятся примерно на одном уровне. До вступления в силу ФГОС НОО нового поколения занятя по коррекции гипер активно ста в условиях общеобразовательной школы строились по стандартному принципу, в основном с участием психолога, классного руководителя, родителей. Но согласно ФГОС НОО предусмотрены дополнительные внеурочные занятая 10 часов в неделю для интеллектуального, духовного, в том числе и физического развития ребёнка. Для достижения целей и задач по коррекции гипер активности младших школьников в рамках нового образовательного стандарта было определено 2 часа в неделю занягий внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления в течение учебного года При диагностике уровня изменения поведенческих показателей были определены: успеваемость, конфликтность, концентрация внимания При определении уровня изменения физического качества был избран показатель общей выносливости с использованием теста «преодоление расстояния за 6 мин.» (оздоровительные ходьба и бег). Для проведения педагогического эксперимента были сформированы: экспериментальная группа на базе МБОУ «АСОШ №50» с участием 21 школьника, контрольная группа на базе МБОУ «АСОШ №5» в количестве 20 учащихся. ЭГзанималась по предложенной нами экспериментальной методике, КГ—по традиционной методике

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исходя из особенностей симптоматики и физической подготовленности школьников младших классов, мы выделили два уровня мотивации на регулярные закятяв форме оздоровительных ходьбы и бега: 1. Общая мотивация Её формирование —задача всего коррекционно-воспитательного процесса.

Необходимыми условиями этого являются постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко отставленной цели.

2 Мотивация ребёнка на конкретное заняте Именно на этом этапе обучения, которое, проходя через общую мотивацию, становится актуальным посредством осознания задач конкретного занятия, самооценки состояния и своих функциональных возможностей. Развитие мотивации на коррекционно-развивающие занятия у гиперактивных детей необходимо для формирования ряда свойств личности: положительного отношения к занятиям и преодолению трудностей, связанных с характером основного заболевания, эмоционально-волевых качеств — целеустремлённости, решительности, уверенности в своих силах, эмоциональной устойчивости. При формировании мотивации использовались общедоступные средства индивидуальные беседы, опросы, мотивационные установки на общее укрепление здоровья, развитие физических и волевых качеств, социальную значимость быть в равных условиях со сверстниками. В период педагогического эксперимента на занятиях учебный процесс строился так, чтобы не вызывать негативных ощущений и не влиять отрицательно на удовлетворение других желаний, связанных с двигательной активностью. В начале и по окончании педагогического эксперимента были проведены опросы учащихся по отношению непосредственно к видам оздоровительной физической культуры — ходьбе и бегу.

Так, до начала педагогического эксперимента было выявлено, что большее количество детей в ЭГ не верят в свои возможности (11 человек), затруднились в ответе 4 человека, верят в свои фи-

зические возможности 4 человека и вообще не желает заниматься физическими упражнениями 1 человек (рисунок 1)

После проведения мотивационной работы в течение экспериментальной деятельности при опросе детей были получены более позитивные результаты по отношению к физкультурной деятельно сти в форме оздоровительных бега и ходьбы Так, 20 учащихся стали верить в свои физич еские возможно сти и только 1 р еб ёнок на этапе утверждения (рисунок 2). Исходя из симптоматики основного заболевания и особенностей развития общей выносливости школьников изучаемых возрастов, при первичном тестировании было определено, что учащиеся могут преодолевать наступающее утомление лишь короткое время, вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям, отсутствия способности к волевым усилиям и низкого уровня развития общей выносливости. Учитывая физическое состояние школьников, согласно показателями первичного тестирования и изучения индивидуально-психологических качеств детей, была произведена дифференциация по подгруппам. Объём двигательной работы в подгруппах определялся на основе выявленного уровня развития общей выносливости детей.

На коррекционно-развивающих занятиях нами использовался равномерный метод, являющий-ся оптимальным и наиболее дост/пным для изучаемого контингента школьникое, Метод заключался в преодолении расстояния за б мин в определённом темпе с помощью бега и ходьбы по мере утомляемости. Режим непрерывного движения в начале педагогического эксперимента дозировался 3-4 мин., по мере адаптации к

5* 20%

Загрудншмси в ответе

мрет ■ свои

возможности

20% ■тувврмшвиоих

возможностях

■ не жала ал

ЭЙННМВТЪСЯ

Рисунок 1 - Результаты опроса до педагогического эксперимента

5%

\

95%

верят в свои ВОатОеннОСти

не уверены в саоих возможности*

Рисунок 2 - Результаты опроса после педагогического эксперимента

нагрузкам время двигательного действия увеличивалось постепенно на 1 мин Мотивационная постановка цели заключалась в преодолении расстояния без перехода на ходьбу Интенсивность выполнения движения достигала аэробной зоны, индивидуально при хороших показателях адаптации к нагрузкам и отсутствии негативного влияния на поведенческий показатель — субмаксимальной, что обеспечивало необходимый тренировочный эффект в форме аэробных возможностей, уровня выносливости и работоспособности.

Занягия продолжительностью 40 мин. содержали: в подготовительной части — суставную гимнастику из общеразвиваю щих упражнений, в основной части —беги ходьбу, в заключительной части — игру успокаивающего характера. После проведения педагогического эксперимента анализ полученных данных определил, что показатель общей выносливости у школьников ЭГ увеличился в среднем на 45,3% у мальчиков и на 65,1% у девочек, в КГ существенных изменений не произошло (таблицы 1, 2). Существенные темпы прироста показателя общей выносливости в ЭГ следует отнести к первоначальному низкому результату в тестировании и воздействию по следую щих нагрузок с правильным определением дозирования и интенсивности. За период систематических занятий произошла и коррекция двигательных нарушений, присущих изучаемому континген-

ту учащихся. После завершения исследования было выявлено, что сформированы длина шага, правильная постановка стопы, отсутствует излишняя напряжённость, движения конечностей согласованы

По данным результатов исследования (рисунки 3, 4) определено, что в ЭГ и Т<Г уровень успеваемости и поведенческих норм в начале эксперимента был одинаковым Качество усвоения учебного материала по окончании I четверти соответствовало 37% по основным предметам. Средний показатель поведенческих норм, выражающихся в негативных проступках и замечаниях учителя, составил 84% от общего количества нарушений поведения в классах, где обучается исследуемый контингент детей.

По окончании П четверти учебного года было выявлено улучшение качества усвоения учебного материала по основным предметам на 6% (43%) в ЭГ, в КГ исследуемый показатель остался на прежнем уровне. Соответственно, в ЭГ уровень поведенческих норм улучшился на 11% и составил 73%, в КГ произошло ухудшение на 2 % (86%)

Во втором полугодии произошёл характерный рост исследуемых показателей в ЭГ. Так, по окончании Ш четверти динамика прироста качества обучения составила 4% (47%), в КГ произошло снижение на 6% (31%). Улучшение поведенческих норм в ЭГ практически со-

Таблица 1 - Динамика показателей общей выносливости у мальчиков 7-11 лет до и после педагогического

эксперимента

Возраст ЭГ (х * а) % КГ(х*с) %

ДО после до после

7 лет 680.4*3.4 997.9*2,1" 46.6 681.9±7.1 693.2*4.3 1.6

8 лет 720,7±6,9 1035.1*3.2* 43.6 718.4*3.7 728.3*5.1 1.3

9 лет 795,1*3,1 1133.8*4.3" 42.5 791.3*2.9 814.7*2.9 2.9

10 лет 829.9±2.5 1241.4-4,3* 49.5 834,0*64 849.2*3.3 1,8

Илет 857.6*4.9 1299.7*1,5" 44.5 855,4*4.3 901.7*6,2 5.3

Примечание: *-достоверность различий р<0.05

Таблица 2 -Динамика показателей общей выносливости у девочек 7-11 лет до и после педагогического экс-

перимента

Возраст ЭГ (х * с) % КГ(х * о) %

ДО после ДО после

7 лет 495,1*14 769.8*2,9" 554 501,3*5.1 527.1*1.3 5,1

8 лет 544,3*3,9 887,4*2,2' 63,0 547,1*4,7 554.6*4.1 1.3

9 лет 591,9*3,4 1013,7*4,9' 71,2 589.3*3.9 608,7*2.9 3,2

10 лет 627,1*5,5 1024.1*3,3' 63,3 631,7*4,4 644,3*6.3 1,9

Илет 653,8*4,1 1130,0*4,5' 72,8 649.4*4.3 657,9*4,2 1,3

Примечание:' - достоверность различий р< 0,05

КГ

эг

12 3 4

четверть четверть четверть четверть

Рисунок 3 - Изменения показателя качества обучения

84% 84% 86% 88%

85%

12 3 4

четверть четверть четверть четверть

Рисунок 4 - Изменение поведенческих показателей

КГ

■эг

ответствовало приросту качества на 5% (68%), в КГ количество замечаний и нарушений увеличилось на 2 % (88%). Изменения в показателях КГ объясняются усталостью детей вследствие продолжительной учебной четверти и воздействием коррекционной программы на школьников ЭГ.

В IV четверти учебного года изменения в динамике прироста показателей в ЭГ продолжались, в КГ показатели восстановились на уровне окончания I четверти В ЭГ качество обучения стало соответствовать 51% (+4%), в КГ - 37%. Показатель уровня поведенческих норм в ЭГ до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стиг 60% (-8 %), в КГ - 85% (- 3%). ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам педагогического эксперимента следует утверждать, что в коррекцию гиперактивных детей должна быть включена физическая реабилитация с использованием циклических упражнений с содержанием оздоровительных ходьбы и бега. Это направление оказывает восстановление поведенческих реакций и, как результат, — улучшение качества обучения, развивает координацию движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры

Установлено, что при коррекции гиперактивности не следует применять двигательные действия, содержащие эмоциональный компонент Существует необходимость использовать циклические упражнения тренировочной интенсивности Известно, чтэ только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Брязгунов, И.П. Непоседливый ребёнок или всё о ги-перактивныхдетях / И. П. Брязгунов. Е В. Касатикова. -М : Изд-во Института Психотерапии. 2002. -158 с. 2. Бурлачук, Л. Ф Словарь-справочник по психодиагностике/Л. Ф.Бурлэчук, С. М.Морозов -СПб . «Питер». 2000 -528 с.

BIBLIOGRAPHY

1. Bryazgunov. I. Р. The restless child or all about hyperactive children /1. P Bryazgunov. E.V.Kasatikova-M. Publishing Institute of Psychotherapy, 2002. -158 p.

2. Burlachuk. L. F. Dictionary - reference book on psychological diagnostics / L. F Burlachuk, S. M. Morozov.-St. Petersburg. «Piter» 2000. - 528 p

задержки развития, часто могут отставать от здоровых сверстников

На практике нами доказано, что двигательное развитие ребёнка оказывает мощное влияние на его общее развитие, в частности, на коррекцию двигательных нарушении Поэтому двигательная коррекция занимает одно из центральных мест в общей реабилитационной npoq>aiviMe ребенка

3. Заваденко, H. Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей / H. Н. Заваденко // Школьный психолог - 2000. - № 4. - С. 2-6.

4. Ясюкова Л А. Оптимизация обучения и развитие детей с минимальными мозговыми дисфункциями /Л.А.Ясюкова -СПб ИМАТОН, 1997 - 136 с

3. Zavadenko N. N Diagnosis and differential diagnosis of attention deficit disorder with hyperactivity in children / N. N Zavadenko//School psychologist -2000. - № 4. - P. 2-6. 4 Yasyukova, L. A. Optimization of training and development of children with minimal brain dysfunction /LA Yasyukova - St. Petersburg : IMATON. 1997- 136p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Андреев Виктор Викторович1 - кандидат педагогических наук, педагог ЛФК: МБОУ «АСОШ № 50». Андреева Оксана Александровна-' -учитель-дефектолог высшей категории, МБОУ «АСОШ № 50» Шурышев Николай Антонович5 - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н.Ф Катанова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.