Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение творческого саморазвития учащихся в проектной деятельности'

Дидактическое обеспечение творческого саморазвития учащихся в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова И. Н.

В статье автор рассматривает актуальную проблему дидактического обеспечения творческого саморазвития учащихся в обучении и показывает путь ее решения посредством применения уровневого (личностно-ориентированного) дидактического материала. Индивидуализация дидактического материала достигается за счет учета типологии художественного восприятия учащихся и показана на примере технологии проектного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MAINTENANCE OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF PUPILS IN DESIGN ACTIVITY

In article the author contemplates an actual problem of didactic maintenance of creative self-development of pupils in training and shows a way of its decision by means of application didactic material. The individualization of a didactic material is reached at the expense of the account of typology of art perception of pupils and shown on an example of technology of design training

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение творческого саморазвития учащихся в проектной деятельности»

Выводы из такой активной внутренней работы развивают способность сознательно делать выбор и принимать решение, предприимчиво вести себя в ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью, быть подлинным субъектом своих действий и поступков, стремиться отвечать за все содеянное. Готовность ответить окружающим и самому себе однозначно — да или нет — на те непростые вопросы, которые многократно ставятся самой жизнью, - важный признак сформированного и зрелого Я.

Успешность применения технологии акмеологического сопровождения обеспечивают создаваемые педагогами акмеологическая среда и соответствующие организационно-педагогические условия. Акмеологическое сопровождение как педагогическая технология может существенно повысить педагогический эффект в раскрытии способностей учащегося, развитии его инициативы, предприимчивости и самостоятел ьности.

Литература_

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Забота — поддержка — консультирование. Российский опыт. М., 1996. Вып. 6.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

3. Бодалев A.A. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии. 1995. №3.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарного образования к педагогике свободы. М., 2002.

5. Гусева А.С, Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. М., 2000.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

8. Крылова Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Народное образование, 2000. № 3. С. 91-97.

9. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредствам самоанализа // Классный руководитель. 2000. № 3. С. П 3—117.

© Соловьева A.B., 2008

И.Н. Булдакова

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития педагогической науки актуальна личност-но-ориентированная парадигма исследований, и в образовательной практике идеи гуманистической педагогики ждут своей реализации. Интерес учителей к методу проектов возрастает. Они видят в нем один из возможных путей творческого саморазвития учащихся, развития их познавательных возможностей и потребностей.

Сегодня перед общеобразовательной школой поставлена задача формирования творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Подтверждение этому находим в нормативных образовательных документах [3]. Для решения задачи созданы целевые программы творческого развития учащихся, написаны и изданы новые учебники по литературе. Как показал анализ педагогической практики, дидактическое обеспечение творческого развития учащихся практически полностью возложено на учителя. Особенно актуален поиск способов адаптации дидактического материала к индивидуальным особенностям учащихся с целью их

гармоничного творческого развития, что требует профессионального подхода в ее решении и дает возможность реализовать идеи гуманистической педагогики.

И.С. Якиманская акцентирует внимание на том, что «только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса» [4, с. 53], Для преподавателей литературы общеобразовательной школы необходим уровне-вый (личностно-ориентированный) дидактический материал, который позволяет индивидуализировать познавательный процесс и творческое развитие ученика.

Анализ педагогической практики показал, что для преподавателей дидактическое обеспечение творческого развития учащихся - острая проблема (84%). Во-первых, это связано с недостатком практико-ориентированной методической литературы и отсутствием методических рекомендаций по индивидуализации дидактического материала. Во-вторых, преподаватели литературы работают сегодня по разным авторским программам, которые слабо ориентируют учителя на индивидуальное творческое развитие и саморазвитие ученика. В-третьих, целевые программы на основе творческой деятельности ориентированы на учащихся с высоким уровнем знаний и творческого развития.

Индивидуализация никогда не бывает и не может быть абсолютной, так как нельзя учесть все индивидуальные особенности учащихся в условиях массовой школы. Во внимание принимаются лишь те отличия, которые важны для достижения целей обучения [1]. Значимой индивидуальной особенностью в творческом развитии и саморазвитии ученика является особенность художественного восприятия. Опытно-экспериментальным путем установлено и описано три типа учащихся по художественному восприятию: 1 тип - художественно-аналитический; 2 тип -логический (аналитический), 3 тип - субъективно-экспрессивный. Дадим характеристику каждому из них.

1 тип (художественно-аналитический): учащиеся способны к художественно-аналитическому восприятию. Они наделены внутренним видением образа, с хорошо развитым воссоздающим и творческим воображением. Читательский образ у них характеризуется яркостью, полнотой, максимальным приближением к авторскому образу. Это обеспечивает правильное и глубокое образное обобщение, связанное со способностью к анализу и синтезу. Словесное выражение образного обобщения отличается точностью в выборе слов, богатством словаря, эмоциональностью стиля, обычно близкого к авторскому.

Учащиеся очень самостоятельны. Они значительно раньше своих сверстников (на год-два) способны достигнуть высшего уровня восприятия, которое в школьной практике ярче всего проявляется в анализе художественного произведения. Однако, по результатам констатирующего эксперимента, таких учащихся в обычном, «среднем» классе немного — три-четыре человека. По своим индивидуальным художественно-творческим возможностям они стоят выше школьников своего возраста. Ученики художественно-аналитического типа должны постоянно получать индивидуальные творческие задания повышенной трудности, иначе их развитие не будет обеспечено обучением (постоянно - не значит на каждом уроке: задание может быть дано по ходу изучения крупной темы и рассчитано на работу в течение, например, месяца) с применением технологий модульного обучения, метода проектов и др.

2 тип (субъективно-экспрессивный): учащиеся с художественным или субъек-тивно-экспрессивным типом восприятия. У них хорошо развито воспроизводящее и творческое воображение. Они понимают позицию автора, читательский образ ярок и полон, Учащиеся видят образ настолько отчетливо, так сильно сопереживают, что у них часто появляется стремление передать свои впечатления не только словесно, но в виде рисунка, мелодии. Ученики способны к самостоятельной творческой деятельности.

При этом они слабо обобщают; анализ у них значительно отстает от синтеза. Словесное выражение понимания художественного текста эмоциональное, красочное, но они часто сбиваются с логики, иногда последовательность их рассуждений ассоциативная. Таким школьникам нужны индивидуальные творческие задания на развитие логического мышления,, формулирование выводов, абстрагирование. При индивидуальном подходе они могут достигнуть высшего уровня художественного восприятия.

3 тип (логический): составляют учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением, с ярко выраженными способностями к анализу, обобщению, абстрагированию. Они могут делать самостоятельные выводы, результаты своих размышлений обобщающего характера излагать последовательно, логично, лаконично. В литературном произведении прежде всего выявляют мысль, идею — художественные средства ее выражения им представляются фактором несущественным. Воспроизводящее и творческое воображение у них развито сравнительно слабо. Отсюда источник их затруднений в анализе художественного текста в единстве его формы и содержания. Такие школьники нуждаются в постоянных творческих заданиях на развитие воображения, целостного интуитивного мышления, художественного видения образа [2].

Результаты исследования показали, что систематичная работа с уровневым (личностно-ориентированным) дидактическим материалом на занятиях позволяет творчески развивать и саморазвивать учащихся в процессе обучения посредством совершенствования их художественного восприятия.

Рассмотрим основные рекомендации учителю по дидактическому обеспечению творческого развития учащихся на основе типологии художественного восприятия, которые помогают ему целенаправленно отбирать и составлять уровне-вый дидактический материал (схема).

Индивидуальное творческое развитие учащегося в процессе обучения достигается благодаря развивающим технологиям, в частности, технологии проектного обучения. И.С. Якиманская отмечает, что «технологизация личностно-ориентиро-ванного образовательного процесса предполагает специальное конструирование дидактического материала» [4, с. 79].

Эффективность творческого развития учащихся повысится, если: учитывать индивидуальные особенности учащихся (тип восприятия); систематично применять уровневый дидактический материал; организовать проектную деятельность учащихся.

Интерес к методу проектов не случаен: процессы восприятия и воображения (творческая форма мышления) обеспечивают в будущем возможность личностной реализации в разных сферах человеческой деятельности. В основе метода — развитие познавательных навыков учащихся, творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Последнее предполагает: анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление, установление ассоциативных связей, умение выстраивать систему доказательств, чувствовать внутреннюю логику исследуемой проблемы. Структура проекта зависит от его типа. Ее можно представить следующим образом: цель проекта, его актуальность - обработка информации - результат — презентация. Четкая структура проекта и его соотнесенность с поставленными целями свидетельствуют о развитии у учащихся интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Метод проектов позволил решать задачу формирования творческой личности способной к самосовершенствованию, так как всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. В экспериментальной работе метод проектов органично сочетался с групповым подходом к обучению. Применялись различные типы проектов: творческие, ознакомитель-

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Художественно -аналитический

Субъективно-экспрессивный (художественный)

Логический (аналитический)

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОТБОРУ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальные творческие задания повышенной трудности; Задания на развитие таких

мыслительных операций как анализ,

конкретизация, абстрагирование, синтез, обобщение, воображение и др.

Творческие задания,

направленные на:

• развитие логики;

• умение формулировать выводы;

• выявление причинно-следственных связей;

• развитие мыслительных операций: анализ, конкретизация, абстрагирование.

Творческие задания,

направленные на:

• развитие творческого воображения;

• целостное видение художественного образа;

• задания на умение применять художественные средства выражения мыслей и идей;

• эмоционально-личностную оценку литературного героя и произведения в целом;

• умение комплексно анализировать художественное произведение в единстве ею формы и содержания;

• творческие задания на развитие таких мыслительных операций как синтез, обобщение.

Схема дидактического обеспечения творческого развития учащихся на основе типологии художественною восприятия

но-ориентировочные (информационные), нрактико-ориентированные (прикладные). На контрольном этапе эксперимента учащиеся выбирали творческий проект самостоятельно, исходя из своих познавательных интересов и особенностей художественного восприятия. По их выбору можно судить о тенденции изменения типа художественного восприятия.

В качестве примера рассмотрим исследовательские проекты для учащихся 10-го класса с различными типами художественного восприятия по теме «Петербург в романе Ф,М. Достоевского «Преступление и наказание»».

Проект для художественно-аналитического типа:

1. Охарактеризовать Петербург как особое духовное пространство, где все приобретает символическое и психологическое значение. Двойственность изображения города в романе.

2. Исследовать детали, повторяющиеся в описании Петербурга. Их роль в создании образа города.

3. Петербург Достоевского. Отличие образа Петербурга у Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова.

Проект для субъективно-экспрессивного типа:

1. Показать роль уличных сцен в создании образа Петербурга. Охарактеризовать образы «второго плана» (детей Петербурга, толпу в уличных сценах, прохожих и др.)

2. Прочитать стихотворение H.A. Некрасова «До сумерек». Провести аналогию с романом «Преступление и наказание».

3. Нарисовать 2-3 иллюстрации с изображением Петербурга и подготовить их словесную защиту.

4. Сделать вывод по теме «Петербуржцы в романе-трагедии «Преступление и наказание»».

Проект для логического (аналитического) типа:

1. Исследовать литературный миф Петербурга (местоположение города; роль названия; природа и стихия; символы). Сравнить мифы о Москве и Петербурге.

2. Представить себя жителем Петербурга или в роли героя романа «Преступление и наказание». Опишите свои впечатления о городе.

3. Составить список произведений XIX — XX вв., в которых создан образ Петербурга. Найти общее и различия в изображении города.

4. Сопоставить образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и поэме A.C. Пушкина «Медный всадник».

Таким образом, уровневое (личностно-ориентированное) дидактическое обеспечение и проектная деятельность учащихся — эффективный путь творческого развития личности.

Литература_____

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М., 2002.

2. Булдакова И.Н. Педагогические технологии личностно-ориентированного образования: Учебно-методическое пособие. Глазов, 2007.

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

4. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

© Булдакова И.Н., 2008

Е.В. Звягинцева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Современное общество стоит перед проблемой формирования личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят совершенно определенные требования к такой личности — творческой, активной, социально ответственной, интеллектуально раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.