Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение личностно- ориентированного образовательного процесса'

Дидактическое обеспечение личностно- ориентированного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение личностно- ориентированного образовательного процесса»

______ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО...

УДК 378.22:01

И. Н. Булдакова

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В современной педагогической науке и практике актуальна личностноориентированная парадигма обучения. Различные аспекты развития личности (самоопределение, самореализация, самопознание) становятся одной их важных целей деятельности общеобразовательной школы, т. к. в российском обществе все более востребованными становятся индивидуальные качества личности: широкий кругозор, целеустремленность, активная жизненная позиция, самостоятельность, креативность, аналитические способности и др. Подтверждение этому находим в нормативных документах. Статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [9].

Образовательный процесс ранее основывался на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъективного опыта самого ученика, его личностных свойств, творческого потенциала.

Сегодня в педагогической науке разрабатывается система личностноориентированного обучения как альтернатива традиционной системы. В связи с этим, разрабатываются новые подходы к отбору содержания образования, его технологическому сопровождению и дидактическому обеспечению. Школа осваивает современные модели обучения. Все это ставит учителя и учащихся в ситуацию выбора, требует гибкости в организации учебного процесса, большей самостоятельности. Особенно актуален для учебного процесса в общеобразовательной школе поиск способов адаптации дидактического материала к индивидуальным особенностям личности с целью ее гармоничного творческого развития.

Дидактическое обеспечение творческого развития личности в учебнопознавательной деятельности требует разработки уровневого дидактического материала, адаптирующего учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся, что предполагает использование учителем личностно-ориентированных технологий, разнообразных форм и методов обучения.

Общеобразовательная школа испытывает потребность в уровневом дидактическом обеспечении. Как показал анализ педагогической практики, дидактическое обеспечение формирования творческой личности полностью возложено на учителя.

Гуманистическая педагогика, которая признает ценность, неповторимость и целостность личности, считает необходимым обеспечить учащимся пози-

цию субъектов собственного развития [10]. В настоящее время для школы приоритетна задача развития личности школьников, но в образовательной практике идеи гуманистической педагогики часто декларативны. Поэтому, во-первых, педагогически целесообразно определить концептуальную основу одного из новых направлений воспитания творческой личности - направление личностно-ориентированного дидактического обеспечения творческого развития учащихся. Во-вторых, создать необходимые психолого-пе-дагогические условия для реализации этой цели. В комплексе это составит систему организации учебно-познавательной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для реализации творческого потенциала учащихся.

В педагогической науке теоретическое и практическое осмысление проблем творческого развития личности в учебно-познавательной деятельности находит отражение в научных исследованиях:

• психологические аспекты творчества изучали Л. С. Выготский,

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. [5];

• сущность и структура творческого потенциала личности исследованы

B. И. Гинецинским, М. С. Каган, В. А. Моляко и др. [6];

• внимание к творческому развитию личности в обучении акцентировано в исследованиях В. И. Андреева, В. Б. Бондаревского, Г. И. Щукиной, И. С. Якиманской и др. [2; 4; 13].

В зарубежных исследованиях разрабатывается идея творческого саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) [10], которая на междисциплинарном уровне представлена отечественными учеными (В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, И. С. Кон, и др.) [2].

Индивидуализация обучения как отражение личностно-ориентированной парадигмы рассматривается в различных аспектах:

• как средство повышения эффективности обучения (В. И. Гладких, М. Д. Сонин и др.);

• как индивидуальный стиль деятельности (Е. А. Климов, В. С. Мерлин);

• как способ организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся (В. И. Загвязинский, Т. М. Николаева и др.) [8].

Проблему уровневого дидактического обеспечения в исследуемом контексте ставили и решали ученые Г. И. Беленький, В. И. Коровин, Т. Ф. Курдюмова, и др.

Идеи гуманистической педагогики реализуются в личностно-ориентированных технологиях обучения (В. В. Гузеев, В. К. Дьяченко, А. А. Мирошниченко, Т. В.Сафонова, И. С. Якиманская и др.) [7; 11; 12].

Профессиональный подход к дидактическому обеспечению уроков дает возможность реализации личностно-ориентированного обучения. И. С. Якиманская пишет: «Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса» [13]. Дидактическое

обеспечение творческого развития личности в учебно-познавательной деятельности требует разработки уровневого дидактического материала, позволяющего индивидуализировать познавательный процесс учащихся. «Техно-логизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование дидактического материала» - акцентирует внимание И. С. Якиманская. [13].

Учителя утверждают (более 80% по данным автора), что дидактическое обеспечение творческого развития личности - острая проблема для них. Во-первых, это связано с недостаточностью практико-ориентированной дидактической литературы и отсутствием рекомендаций по индивидуализации дидактического материала. Во-вторых, преподаватели литературы работают по разным программам. В-третьих, программы на основе творческой деятельности ориентированы на учащихся с высоким уровнем знаний и творческого развития. Сегодня учителя работают по целевым авторским программ по литературе под редакцией А. Г. Кутузова и М. Б. Ладыгина. Кроме того, для з'чащихся предложены элективные курсы, сборники для подготовки к олимпиадам, в учебниках литературы выделены «Задания не для всех» повышенного уровня сложности и др.

В целом, дидактическое обеспечение творческого развития личности и усилия педагогов ориентированы на «сильных» учащихся. Дидактические материалы не сопровождаются рекомендациями личностно-ориентированного характера.

Общеобразовательная школа, как показал анализ педагогической практики, имеет потребность в личностно-ориентированных технологиях творческого развития личности, в частности, в технологии дидактического обеспечения данного процесса, что подтверждается, выявленными противоречиями:

• между социальным заказом общества к школе в подготовке творческой личности и отсутствием в арсенале общеобразовательной школы технологии дидактического обеспечения творческого развития личности;

• между научно-педагогическим обоснованием целевых программ и технологий по развитию творческого потенциала личности и отсутствием технологии дидактического обеспечения развития творческого потенциала личности;

• между необходимостью в творческом развитии учащихся с различными типами восприятия и отсутствием дидактического обеспечения данного процесса;

Противоречия выявили ряд проблем:

• каковы педагогические условия дидактического обеспечения творческого развития учащегося на основе личностно-ориентированного образовательного процесса?

• каковы педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию творческого развития личности в обучении?

• как развить творческость личности посредством дидактического обеспечения на основе технологизации образовательного процесса?

Данные проблемы вывели автора на предложение о том, что творческое развитие личности на основе технологии дидактического обеспечения образовательной деятельности будет успешным, если создать следующие условия личностно-ориентированного обучения.

Общепедагогические:

• программно-дидактическое обеспечение образовательной деятельности;

• гуманистическая направленность педагога.

Частные:

• обеспечение благоприятной психологической атмосферы, характеризующейся эффективной коммуникацией, созданием ситуации успеха;

• формирование субъектной позиции учащегося в учебном процессе;

• эмоциональное стимулирование учащихся через положительную оценку в форме одобрения, похвалы, ободрения, через создание ситуаций успеха, разнообразие творческих заданий.

Специальные:

• обеспечение учебно-воспитательного процесса диагностическим инструментарием определения индивидуальных особенностей личности;

• организация обучения на основе личностно-развивающей технологии дидактического обеспечения творческого развития личности;

• применение уровневого дидактического материала, развивающего творческий потенциал ученика.

Методологическую основу авторской технологии составили основные положения гуманистической педагогики, концепция личностно-ориенти-рованного образования, теории творческого развития личности, идея технологизации образования, которые в большей степени отражают научноценностное отношение к личности учащихся и определяют направления системно-целостного анализа и организации дидактического процесса формирования творческой личности.

В процессе исследования, направленного на устранение выявленных противоречий, была разработана технология творческого развития личности на основе уровневого дидактического обеспечения для учащихся с разными типами художественного восприятия.

Цель технологии: реализация личностно-ориентированного обучения посредством адаптации дидактического материала к индивидуальным особенностям учащихся для их гармоничного творческого развития.

Технология дидактического обеспечения творческого развития личности направлена на формирование качеств личности, востребованных современным обществом: самостоятельность, независимость, ответственность, способность к сотрудничеству, диалогу, критичность мышления, актуальноценностное отношение к себе, потребность в непрерывном самообразова-

нии и саморазвитии, эмоциональную чувствительность. Алгоритм реализации данной технологии представлен схематично на рис. 1.

Индивидуализация никогда не бывает и не может быть абсолютной, т. к. нельзя учесть все индивидуальные особенности в условиях массовой школы. Во внимание принимаются лишь те качества учащихся, которые важны для процесса обучения [1]. Одним из них являются особенности восприятия школьников. На основе диагностического инструментария индивидуальных различий учащихся в ходе опытно-экспериментальной работы установлено и описано три типа художественного восприятия учащихся: 1 тип - художественно-аналитический; 2 тип - субъективно-экспрессивный (художественный), 3 тип - логический (аналитический). Каждый из них представлен следующими характеристиками.

1 тип (художественно-аналитический) - учащиеся, способные к художественно-аналитическому восприятию. Они наделены способностью внутреннего видения образа, с хорошо развитым воссоздающим и творческим воображением. Читательский образ характеризуется яркостью, полнотой, максимальным приближением к авторскому образу. Это обеспечивает правильное и глубокое образное обобщение, связанное со способностью к анализу и синтезу. Словесное выражение образного обобщения отличается точностью в выборе слов, богатством словаря, эмоционального стиля, обычно близкого к авторскому.

Учащиеся очень самостоятельны. Они значительно раньше своих сверстников (на год-два) способны достигнуть высшего уровня восприятия, которое в школьной практике ярче всего проявляется в анализе художественного произведения.

Однако их в классе немного - как правило, три-четыре человека. По своим индивидуальным художественно-творческим возможностям они стоят выше школьников своего возраста. Эти ученики должны постоянно получать индивидуальные творческие задания повышенной трудности, иначе их развитие не будет обеспечено обучением (постоянно - не значит на каждом уроке: задание может быть дано по ходу изучения крупной темы и рассчитано на работу в течение, например, месяца) с применением технологий модульного обучения, метода проектов и др.

2 тип (субъективно-эксперссивный) - учащиеся с художественным, или субъективно-экспрессивным, типом восприятия. У них хорошо развито воспроизводящее и творческое воображение. Они понимают позицию автора, читательский образ ярок и полон. Учащиеся видят образ настолько отчетливо, так сильно сопереживают, что у них часто появляется стремление передать свои впечатления не только словесно, но в виде рисунка, мелодии. Как правило, эти ученики способны к самостоятельной творческой деятельности.

При этом они слабо обобщают; анализ значительно отстает от синтеза. Словесное выражение понимания художественного текста эмоциональное,

красочное, но они часто сбиваются с логики, иногда последовательность их рассуждений ассоциативная. Таким школьникам нужны индивидуальные творческие задания на развитие логического мышления, формулирование выводов, абстрагирование. При индивидуальном подходе они могут достигнуть высшего уровня художественного восприятия.

3 тип (логический) - составляют учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением, с ярко выраженными способностями к анализу, обощению, абстрагированию. Они могут делать самостоятельные выводы, результаты своих размышлений обобщающего характера излагать последовательно, логично, лаконично. В литературном произведении такие учащиеся прежде всего выявляют мысль, идею - художественные средства ее выражения им представляются фактором несущественным. Обладают аналитическим складом мышления. Воспроизводящее и творческое воображение у них развито сравнительно слабо. Отсюда источник их затруднений в анализе художественного текста в единстве его формы и содержания. Такие школьники нуждаются в постоянных заданиях на развитие воображения, художественного видения образа.

Индивидуализация дидактического материала, осуществляемая с помощью системы творческих заданий для учащихся с различными типами восприятия, позволяет не только формировать необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать творческий потенциал учащихся, их стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Как показала опытно-экспериментальная работа, эффективность занятий достигается при индивидуальном подходе к учащимся с разными типами восприятия и уровневом дидактическом обеспечении, что отражено на рис. 2.

Опыт показал, что дидактическое обеспечение творческого развития личности - одно из действенных средств решения проблемы. В основе дидактического обеспечения личностно-ориентированного образовательного процесса могут быть другие индивидуальные отличия. Целесообразно учитывать особенности не каждого отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих сходными чертами.

Очевидно, что педагоги испытывают необходимость в применении технологии дидактического обеспечения творческого развития личности, которая позволит не только формировать необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать творческий потенциал учащихся, создаст условия для самообразования и самосовершенствования всех участников познавательного процесса.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы установлены дидактические закономерности, которые отражают индивидуальное творческое развитие личности в предлагаемых обстоятельствах:

Рис. 1. Алгоритм технологии дидактического обеспечения творческого развития личности в обучении

ьо

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО...

254

Рис. 2. Дидактическое обеспечение творческого развития личности на основе типашогии художественного восприятия

• уровень творческого развития личности зависит от типа восприятия;

• характер творческой познавательной деятельности и ее результат обусловлены особенностями восприятия и мышления учащихся;

• высокий уровень творческого развития личности зависит от дидактического обеспечения, адаптированного к ее индивидуальным особенностям.

Технология дидактического обеспечения творческого развития личности в обучении открывает возможности для перехода к гуманистическим личностно-развивающим системам, позволяющим развивать творческий потенциал учащихся.

Библиографический список

1. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: «Академия», 2002. - 160 с.

2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности (Монография). - Казань. Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 237 с.

3. Беленький, Г. И., Хренова, О. М. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 кл. / Авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 25 с.

4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к саморазвитию: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.

5. Выготский, Л. С, Избранные психол. исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 520 с.

6. Гииецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СГ16ГУ, 1992,- 154 с.

7. Гузеев, В. В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Завуч, 1998. - №1. - с.20-36.

8. Загвязинский, В. И. О дифференцированном подходе // Народное Образование - 1968. - № Ю.-С. 85-87.

9. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

10. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаева. -СПб: Евразия, 1999. - 479 с.

11. Мирошниченко, А. А. Информационно-семантическое структурирование учебного материала: Дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 1995.

12. Сафонова, Т. В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: монография / Глазовский гос. пед. ин-т. - Глазов: Изд-ий центр ГГПИ, 2005. - 324 с.

13. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Отв. Ред. М. А. Ушакова. Изд. второе. - М.: Сентябрь, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.