УДК 378 8:82 О. Б. СОЛОВЬЁВА
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
На основании проведённых исследований обоснована система педагогических условий (дидактических, организационных, ценностно-смысловых, поведенческих), реализация которых будет способствовать ценностному ориентированию учащихся в процессе обучения русской словесности. Ожидаемым результатом ценностного ориентирования учащихся является освоение личностно-нравственного уровня ценностного самоопределения, когда взрослеющий человек осознаёт ответственность за свой выбор и вырабатывает собственные принципы жизнедеятельности на нравственной основе.
Проблема «условий» занимает заметное место в различных педагогических исследованиях. Чаще всего под условиями понимают те отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может; внешние условия, воздействуя на процесс становления личностного качества, преломляются через внутреннее содержание, где конечный результат воздействия определяется не отдельно взятыми причинами, а их совокупностью, и находится в тесной связи с внешними и внутренними условиями, причем последние выступают итогом предшествующих взаимодействий [1; 2].
В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются как целенаправленно создаваемые обстоятельства внутри и вне учебного процесса, которые отражают единство внешнего и внутреннего и обеспечивают достижение сформированности иерархии ценностных ориентаций в сферах жизненно важных интересов личности с превалированием ценностей добра, истины, красоты, саморазвития, творческой деятельности, самопознания, самоопределения, самореализации.
В процессе изучения проблемы нами выделены следующие педагогические условия.
Дидактические, сочетающие действия участников учебного процесса, направленные на формирование их ценностных ориентаций:
— разработка целей учебного процесса как проектирование ситуации ценностного ориентирования учащегося и его становления как субъекта жизнедеятельности;
— отбор содержания образования с акцентом на аксиологический потенциал курса русской словесности;
— цели и содержание обучения соотнесены с потребностями, ценностями, интересами учащихся;
— создание педагогических ситуаций, активизирующих ценностное ориентирование учащихся;
— руководство процессом взаимодействия как обменом отношениями в системе учитель - ученик на принципах педагогики сотрудничества (субъект
- субъектные отношения), применение «технологий» личностно ориентированного образования;
— установление преемственности между видами учебной деятельности в различных формах аудиторной и внеаудиторной организации обучения.
Организационные условия, способствующие эффективности ценностного ориентирования учащихся в учебном процессе:
— реализация системы проблемных ценностно-ориентирующих ситуаций нравственного выбора как механизма самоориентации;
— создание условий для самостоятельности учащихся в деятельности и общении;
— обеспечение возможности творческого поиска учащимися в режиме относительно свободной познавательной позиции;
— организация различных форм внеаудиторных занятий с целью актуализации ценностного опыта учащихся.
Ценностно-смысловые условия, развивающие интерес к личностно значимой учебной деятельности:
— изучение ценностей, интересов, идеалов учащихся;
— определение уровня сформированности ценностной ориентации;
— диагностика возрастных особенностей, склонностей, способностей учащихся;
— «культивирование» гуманистической ориентации, ориентации на саморазвитие, самореализацию и самоопределение.
Поведенческие условия, отражающие внутренние особенности поведения учащихся:
— определение типологических особенностей учащихся;
— диагностика уровня развития потребностно-мотивационной сферы учащихся;
— учет симпатий и антипатий учащихся в групповых формах учебной деятельности.
Обоснование педагогических условий формирования ценностных ориентаций учащихся напрямую связано с разработкой целей учебного процесса, в рамках проектирования ситуации ценностного становления учащегося как субъекта жизнедеятельности.
Общее положение в отношении разработки педагогических целей сформулировано В.В. Сериковым: цель — это проект некоторой социально-педагогической ситуации, обеспечивающей саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию [3]. Рассмотрение цели как проекта, как «замысла специфической личностно-развивающей ситуации», заключает Е.А. Крюкова [4, с. 56],
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
создает условия для проявления личностных функций ученика, а значит, позволяет востребовать его личностный опыт, т.е. опыт реализации личностных функций, которые проявляются, по мнению В.В. Серикова, только в ситуациях, в которых личность сталкивается со значимым для нее явлением или событием.
Таким событием для старшеклассника-выпускни-ка может быть ситуация выбора собственного пути в жизни, определения реальной жизненной перспективы, осмысления своего предназначения. Тогда на смену одномерно-плоскому видению мира приходит «многомерное» мировосприятие, ощущение смыслового многоцветия мира, происходит становление ценностного сознания и овладение принципами ценностно-нравственного регулирования жизнедеятельности, опыт жизнеопределения перерастает в опыт личностно-нравственного отношения к миру.
Следующее педагогическое условие ценностного ориентирования учащихся — это проектирование (дидактическое условие) и реализация (организационное условие) системы педагогических ситуаций, которые требуют от учащихся личностных действий по освоению новых ценностей.
Весьма ценной для общего понимания проблемы является модель личностно ориентированной ситуации как дидактического средства, в состав которого включаются: ориентировочная информация, стимулы развития индивида, предметная сфера и состоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность, ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, диагностика, стимулирование и др.).
Ряд исследоваталей (Е.П. Белозерцев, Е.А. Крюкова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков) считают, что актуализировать в учебном процессе силы саморазвития личности удается в «личностно-утверждающих ситуациях свободного жизнепроявления индивидуума», перечень признаков которых включают такие, как нравственный выбор; самостоятельная постановка цели; реализация роли соавтора учебного процесса; наличие препятствия, требующего проявления воли и переживания радости собственного открытия; ощущение собственной значимости для других людей; самоанализ и самооценка; отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности [4, с. 62].
Опираясь на результаты, полученные в исследованиях А.П. Веховой, А.В. Кирьяковой, Е.А. Крюковой, В.В. Серикова и др., мы полагаем, что содержательную основу педагогической ситуации могут составлять:
• нравственный выбор жизненного идеала и овладение смыслами жизни;
• определение приоритетов в жизни и собственных жизненных проблем;
• переживание жизненных ценностей и поиск смыслообразующих мотивов текущей и будущей жизнедеятельности;
• оценка жизненных альтернатив (профессиональных требований, социокультурных норм, индивидуально-личностного потенциала, нравственных регулятивов);
• самостоятельная постановка целей учебной деятельности и жизненных целей;
• осознанная деятельность по овладению социокультурными ценностями, способами свободного и нравственно оправданного поведения в жизни;
• прогнозирование перспектив и последствий;
• самоанализ и самооценка, осознание своей ответственности за реализацию собственных действий.
Описанную совокупность признаков мы рассматриваем в качестве инвариантной содержательной модели педагогической (ценностно-ориентирую-щей) ситуации. Сочетание данных признаков может быть различным, вследствие чего многочисленны и разнообразны подобные ситуации, востребующие от учащихся личностных действий по присвоению социокультурных ценностей. Их специфика в существовании специально заданной диагностичной цели — формирование ценностных ориентаций не на основе готовых ценностей, идеалов, а в условиях и ситуации развертывания активности учащихся, когда желательные ценности присваиваются с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Содержание любой деятельности общения должно актуализировать адекватные мысли, чувства и действия. В решении этих задач нам помогает искусство, способствующее преобразованию мира через воспитательное, эстетическое воздействие на человека. Последнее позволит нам разобраться ещё в одном дидактическом условии — отборе содержания обучения с акцентом на аксиологический потенциал курса русской словесности. Курс этот интегративный, состоит их четырех предметов — русского языка, литературы, культуры речи, риторики. Детерминирующим предметом в курсе русской словесности является литература. Преподавание ведется на текстовой основе. Программа курса предусматривает параллельное изучение предметного содержания каждой из дисциплин курса на основе одного и того же текста художественного произведения, что раскрывает возможности для целостного анализа данного произведения. Целостный анализ сочетает в себе возможности лингвистического, стилистического, литературоведческого, структурно-функционального и других видов анализа с детерминирующим значением ценностного анализа художественного произведения.
Литература, ориентированная на проблемы самосознания личности, анализ нравственных начал в природе человека, в своих сюжетах даёт материал для размышлений о природе индивидуальных и общественных ценностей. Формулируя задания как проблемные вопросы, мы тем самым исключаем возможность подготовки к занятиям методом «зазубривания» тех или иных моментов, связанных с историей русской литературы, и даём возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности в интерпретации тех или иных текстов и проблем.
Например:
1. Духовный тупик интеллигенции в изображении А.П. Чехова.
2. Кому из героев и в силу чего удалось раскрыть до конца свой талант в драме А.П. Чехова «Чайка»?
3. «Диалектика души» лирического героя поэзии А.А. Блока.
4. «Война» и «мир» в изображении М.И. Шолохова.
5. Расскажите о личностно-психологической подоплеке взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата.
6. Психология Шариковых и психология Преображенских: вечный конфликт.
7. Политика уравниловки и её влияние на духовную сферу человека (по роману Е. Замятина «Мы»).
Осмысление жизни через искусство, ведущее к формированию ценностных ориентаций, происходит только на основе целостного овладения идейно-эстетическим содержанием художественного произведения. На этом уровне восприятия реализуется способность искусства многогранно воздействовать на личность, активизируя, обогащая её интеллект, направленность.
Происходит активное становление личности, формируются ее взгляды, отношение к миру, людям, самому себе, т.е. ценностно-ориентационная деятельность личности достигает такого предела, за которым складывается её целостное мировоззрение.
Поэтому необходимым дидактическим условием эффективности модели формирования ценностных ориентаций учащихся является отбор содержания обучения с акцентом на аксиологический потенциал предметного содержания курса русской словесности, обеспечивающий выбор Образа Я, реального и идеального, становления Я-концепции, ценностное самоопределение.
Эффективное ценностное проектирование может быть осуществлено при выполнении дидактического условия — цели и содержание обучения должны быть соотнесены с потребностями, ценностями, интересами учащихся — и соответствующих ему ценностно-смысловых и поведенческих условий (изучение ценностей, интересов, идеалов, возрастных и типологических особенностей, уровня потребностно-мотива-ционной сферы, свойств личности учащихся).
Содержание учебного материала вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, не способствует ценностному ориентированию, для которого необходимо личностное отношение к изучаемой информации. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.
По мнению известного психолога Е.П. Ильина, в юношеском возрасте таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. [5].
Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у учащихся эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт.
В процессе исследовательской работы мы исходили из того факта, что эффективность формирования ценностных ориентаций во многом зависит от взаимного познания учащихся друг другом, учащихся и учителей, учащихся и окружающего их мира. Это становится возможным при реализации следующего дидактического условия: руководство процессом взаимодействия как обмена отношениями в системе учитель — ученик на принципах педагогики сотрудничества и личностноориентированного образования, выдвигающих идею равного участия детей и взрослых в учебном процессе.
Педагогический процесс в таком случае должен строиться как процесс раскрытия потенциальных возможностей человека, заложенных природой и родителями. То есть он должен быть направлен на интеграцию человека с самим собой. Только при условии достижения этой цели он способен будет к продуктивной интеграции — сотрудничеству с другими людьми. Внешне обеспеченная свобода выбора формы сотрудничества обусловливает внутренний синтез в человеческой личности и, наоборот, последний в свою очередь является исходным условием внешних продуктивных отношений данной личности.
Это требует от педагога учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивацион-
но-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в учебной деятельности.
Поэтому для реализации данного дидактического условия необходимо выполнение соответствующих ценностно-смысловых и поведенческих условий.
Активные методы обучения (поисковые, исследовательские, метод проектов, моделирование) обеспечивают возможности самостоятельного творческого поиска учащимися в режиме относительно свободной познавательной позиции с привлечением эвристических процедур. Различные формы внеаудиторных занятий (в музее, на выставке, экскурсии, посещение театра и обсуждение спектаклей, издание собственной газеты и т.д.) призваны создавать опыт общения друг с другом, с окружающим миром, с искусством. Живые впечатления, получаемые, к примеру, в театре, позволяют на максимальном уровне творческой мотивации, к примеру, написать самостоятельное сочинение-рецензию, лучшие из которых будут опубликованы в газете, которую учащиеся Центра довузовского образования СГУПСа назвали «Черным по белому».
Таким образом эффективное ценностное ориентирование учащихся в процессе обучения русской словесности возможно при реализации следующих организационных, ценностно-смысловых и поведенческих условий: обеспечение самостоятельности учащихся в учебной деятельности, возможности творческого поиска; организация различных форм внеаудиторных занятий; изучение ценностно-мотивационных, типологических, возрастных особенностей, свойств личности, учет симпатий и антипатий учащихся в групповых формах учебной деятельности. Следует заметить, что процессы общения (обмена представлениями ценностного характера) в коллективе могут служить либо побудительным источником, либо тормозом развития ценностных ориентаций учащихся. Это связано с тем, что существует опасность того, что при обедненности общения или ложной его ориентированности на «фальшивые», ошибочно выбранные образцы, появляется увлеченность «легкими» жанрами искусства, слепота к красоте природы и т.п.
Как показала практика, предлагаемая технология формирования ценностных ориентаций учащихся позволяет сделать учебный процесс действительно ценностно-ориентированным.
Библиографический список
1. Борисова, Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре. / Н.В. Борисова : дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград., 2001. — С. 78.
2. Бюллер, Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. / Ш. Бюллер // М. — Л., 1931. — С. 88.
3. Сериков, В.В. Образование и личность. / В.В. Сериков // Теория и практика проектирования педагогических систем. — М. : Логос., 1999. — 272 с.
4. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация : монография / Е.А. Крюкова. — Волгоград : Перемена, 1999. — 196 с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин // Серия «Мастера психологии». — СПб. : Изд-во «Питер»., 2000. - С. 262.
СОЛОВЬЕВА Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры русского языка и восточных языков.
Дата поступления статьи в редакцию: 04.09.2008 г.
© Соловьева О.Б.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ