Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности ценностного ориентирования учащихся в процессе обучения русской словесности'

Педагогические условия эффективности ценностного ориентирования учащихся в процессе обучения русской словесности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва О. Б.

На основании проведённых исследований обоснована система педагогических условий (дидактических, организационных, ценностно-смысловых, поведенческих), реализация которых будет способствовать ценностному ориентированию учащихся в процессе обучения русской словесности. Ожидаемым результатом ценностного ориентирования учащихся является освоение личностно-нравственного уровня ценностного самоопределения, когда взрослеющий человек осознаёт ответственность за свой выбор и вырабатывает собственные принципы жизнедеятельности на нравственной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of value orientation of students in the process of learning Russian language and literature

As the result of the research the system of pedagogical conditions (didactic, organizational, value semantic, behavioral) is based. Its realization will contribute to the value orientation of students in the process of learning Russian language and literature. The expected result of the value orientation of students is mastering the personality moral level of value self-determination when the growing up is aware of the responsibility for his choice and works out his own principles of activity on the moral base.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности ценностного ориентирования учащихся в процессе обучения русской словесности»

УДК 378 8:82 О. Б. СОЛОВЬЁВА

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

На основании проведённых исследований обоснована система педагогических условий (дидактических, организационных, ценностно-смысловых, поведенческих), реализация которых будет способствовать ценностному ориентированию учащихся в процессе обучения русской словесности. Ожидаемым результатом ценностного ориентирования учащихся является освоение личностно-нравственного уровня ценностного самоопределения, когда взрослеющий человек осознаёт ответственность за свой выбор и вырабатывает собственные принципы жизнедеятельности на нравственной основе.

Проблема «условий» занимает заметное место в различных педагогических исследованиях. Чаще всего под условиями понимают те отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может; внешние условия, воздействуя на процесс становления личностного качества, преломляются через внутреннее содержание, где конечный результат воздействия определяется не отдельно взятыми причинами, а их совокупностью, и находится в тесной связи с внешними и внутренними условиями, причем последние выступают итогом предшествующих взаимодействий [1; 2].

В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются как целенаправленно создаваемые обстоятельства внутри и вне учебного процесса, которые отражают единство внешнего и внутреннего и обеспечивают достижение сформированности иерархии ценностных ориентаций в сферах жизненно важных интересов личности с превалированием ценностей добра, истины, красоты, саморазвития, творческой деятельности, самопознания, самоопределения, самореализации.

В процессе изучения проблемы нами выделены следующие педагогические условия.

Дидактические, сочетающие действия участников учебного процесса, направленные на формирование их ценностных ориентаций:

— разработка целей учебного процесса как проектирование ситуации ценностного ориентирования учащегося и его становления как субъекта жизнедеятельности;

— отбор содержания образования с акцентом на аксиологический потенциал курса русской словесности;

— цели и содержание обучения соотнесены с потребностями, ценностями, интересами учащихся;

— создание педагогических ситуаций, активизирующих ценностное ориентирование учащихся;

— руководство процессом взаимодействия как обменом отношениями в системе учитель - ученик на принципах педагогики сотрудничества (субъект

- субъектные отношения), применение «технологий» личностно ориентированного образования;

— установление преемственности между видами учебной деятельности в различных формах аудиторной и внеаудиторной организации обучения.

Организационные условия, способствующие эффективности ценностного ориентирования учащихся в учебном процессе:

— реализация системы проблемных ценностно-ориентирующих ситуаций нравственного выбора как механизма самоориентации;

— создание условий для самостоятельности учащихся в деятельности и общении;

— обеспечение возможности творческого поиска учащимися в режиме относительно свободной познавательной позиции;

— организация различных форм внеаудиторных занятий с целью актуализации ценностного опыта учащихся.

Ценностно-смысловые условия, развивающие интерес к личностно значимой учебной деятельности:

— изучение ценностей, интересов, идеалов учащихся;

— определение уровня сформированности ценностной ориентации;

— диагностика возрастных особенностей, склонностей, способностей учащихся;

— «культивирование» гуманистической ориентации, ориентации на саморазвитие, самореализацию и самоопределение.

Поведенческие условия, отражающие внутренние особенности поведения учащихся:

— определение типологических особенностей учащихся;

— диагностика уровня развития потребностно-мотивационной сферы учащихся;

— учет симпатий и антипатий учащихся в групповых формах учебной деятельности.

Обоснование педагогических условий формирования ценностных ориентаций учащихся напрямую связано с разработкой целей учебного процесса, в рамках проектирования ситуации ценностного становления учащегося как субъекта жизнедеятельности.

Общее положение в отношении разработки педагогических целей сформулировано В.В. Сериковым: цель — это проект некоторой социально-педагогической ситуации, обеспечивающей саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию [3]. Рассмотрение цели как проекта, как «замысла специфической личностно-развивающей ситуации», заключает Е.А. Крюкова [4, с. 56],

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

создает условия для проявления личностных функций ученика, а значит, позволяет востребовать его личностный опыт, т.е. опыт реализации личностных функций, которые проявляются, по мнению В.В. Серикова, только в ситуациях, в которых личность сталкивается со значимым для нее явлением или событием.

Таким событием для старшеклассника-выпускни-ка может быть ситуация выбора собственного пути в жизни, определения реальной жизненной перспективы, осмысления своего предназначения. Тогда на смену одномерно-плоскому видению мира приходит «многомерное» мировосприятие, ощущение смыслового многоцветия мира, происходит становление ценностного сознания и овладение принципами ценностно-нравственного регулирования жизнедеятельности, опыт жизнеопределения перерастает в опыт личностно-нравственного отношения к миру.

Следующее педагогическое условие ценностного ориентирования учащихся — это проектирование (дидактическое условие) и реализация (организационное условие) системы педагогических ситуаций, которые требуют от учащихся личностных действий по освоению новых ценностей.

Весьма ценной для общего понимания проблемы является модель личностно ориентированной ситуации как дидактического средства, в состав которого включаются: ориентировочная информация, стимулы развития индивида, предметная сфера и состоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность, ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, диагностика, стимулирование и др.).

Ряд исследоваталей (Е.П. Белозерцев, Е.А. Крюкова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков) считают, что актуализировать в учебном процессе силы саморазвития личности удается в «личностно-утверждающих ситуациях свободного жизнепроявления индивидуума», перечень признаков которых включают такие, как нравственный выбор; самостоятельная постановка цели; реализация роли соавтора учебного процесса; наличие препятствия, требующего проявления воли и переживания радости собственного открытия; ощущение собственной значимости для других людей; самоанализ и самооценка; отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности [4, с. 62].

Опираясь на результаты, полученные в исследованиях А.П. Веховой, А.В. Кирьяковой, Е.А. Крюковой, В.В. Серикова и др., мы полагаем, что содержательную основу педагогической ситуации могут составлять:

• нравственный выбор жизненного идеала и овладение смыслами жизни;

• определение приоритетов в жизни и собственных жизненных проблем;

• переживание жизненных ценностей и поиск смыслообразующих мотивов текущей и будущей жизнедеятельности;

• оценка жизненных альтернатив (профессиональных требований, социокультурных норм, индивидуально-личностного потенциала, нравственных регулятивов);

• самостоятельная постановка целей учебной деятельности и жизненных целей;

• осознанная деятельность по овладению социокультурными ценностями, способами свободного и нравственно оправданного поведения в жизни;

• прогнозирование перспектив и последствий;

• самоанализ и самооценка, осознание своей ответственности за реализацию собственных действий.

Описанную совокупность признаков мы рассматриваем в качестве инвариантной содержательной модели педагогической (ценностно-ориентирую-щей) ситуации. Сочетание данных признаков может быть различным, вследствие чего многочисленны и разнообразны подобные ситуации, востребующие от учащихся личностных действий по присвоению социокультурных ценностей. Их специфика в существовании специально заданной диагностичной цели — формирование ценностных ориентаций не на основе готовых ценностей, идеалов, а в условиях и ситуации развертывания активности учащихся, когда желательные ценности присваиваются с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Содержание любой деятельности общения должно актуализировать адекватные мысли, чувства и действия. В решении этих задач нам помогает искусство, способствующее преобразованию мира через воспитательное, эстетическое воздействие на человека. Последнее позволит нам разобраться ещё в одном дидактическом условии — отборе содержания обучения с акцентом на аксиологический потенциал курса русской словесности. Курс этот интегративный, состоит их четырех предметов — русского языка, литературы, культуры речи, риторики. Детерминирующим предметом в курсе русской словесности является литература. Преподавание ведется на текстовой основе. Программа курса предусматривает параллельное изучение предметного содержания каждой из дисциплин курса на основе одного и того же текста художественного произведения, что раскрывает возможности для целостного анализа данного произведения. Целостный анализ сочетает в себе возможности лингвистического, стилистического, литературоведческого, структурно-функционального и других видов анализа с детерминирующим значением ценностного анализа художественного произведения.

Литература, ориентированная на проблемы самосознания личности, анализ нравственных начал в природе человека, в своих сюжетах даёт материал для размышлений о природе индивидуальных и общественных ценностей. Формулируя задания как проблемные вопросы, мы тем самым исключаем возможность подготовки к занятиям методом «зазубривания» тех или иных моментов, связанных с историей русской литературы, и даём возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности в интерпретации тех или иных текстов и проблем.

Например:

1. Духовный тупик интеллигенции в изображении А.П. Чехова.

2. Кому из героев и в силу чего удалось раскрыть до конца свой талант в драме А.П. Чехова «Чайка»?

3. «Диалектика души» лирического героя поэзии А.А. Блока.

4. «Война» и «мир» в изображении М.И. Шолохова.

5. Расскажите о личностно-психологической подоплеке взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата.

6. Психология Шариковых и психология Преображенских: вечный конфликт.

7. Политика уравниловки и её влияние на духовную сферу человека (по роману Е. Замятина «Мы»).

Осмысление жизни через искусство, ведущее к формированию ценностных ориентаций, происходит только на основе целостного овладения идейно-эстетическим содержанием художественного произведения. На этом уровне восприятия реализуется способность искусства многогранно воздействовать на личность, активизируя, обогащая её интеллект, направленность.

Происходит активное становление личности, формируются ее взгляды, отношение к миру, людям, самому себе, т.е. ценностно-ориентационная деятельность личности достигает такого предела, за которым складывается её целостное мировоззрение.

Поэтому необходимым дидактическим условием эффективности модели формирования ценностных ориентаций учащихся является отбор содержания обучения с акцентом на аксиологический потенциал предметного содержания курса русской словесности, обеспечивающий выбор Образа Я, реального и идеального, становления Я-концепции, ценностное самоопределение.

Эффективное ценностное проектирование может быть осуществлено при выполнении дидактического условия — цели и содержание обучения должны быть соотнесены с потребностями, ценностями, интересами учащихся — и соответствующих ему ценностно-смысловых и поведенческих условий (изучение ценностей, интересов, идеалов, возрастных и типологических особенностей, уровня потребностно-мотива-ционной сферы, свойств личности учащихся).

Содержание учебного материала вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, не способствует ценностному ориентированию, для которого необходимо личностное отношение к изучаемой информации. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.

По мнению известного психолога Е.П. Ильина, в юношеском возрасте таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. [5].

Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у учащихся эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт.

В процессе исследовательской работы мы исходили из того факта, что эффективность формирования ценностных ориентаций во многом зависит от взаимного познания учащихся друг другом, учащихся и учителей, учащихся и окружающего их мира. Это становится возможным при реализации следующего дидактического условия: руководство процессом взаимодействия как обмена отношениями в системе учитель — ученик на принципах педагогики сотрудничества и личностноориентированного образования, выдвигающих идею равного участия детей и взрослых в учебном процессе.

Педагогический процесс в таком случае должен строиться как процесс раскрытия потенциальных возможностей человека, заложенных природой и родителями. То есть он должен быть направлен на интеграцию человека с самим собой. Только при условии достижения этой цели он способен будет к продуктивной интеграции — сотрудничеству с другими людьми. Внешне обеспеченная свобода выбора формы сотрудничества обусловливает внутренний синтез в человеческой личности и, наоборот, последний в свою очередь является исходным условием внешних продуктивных отношений данной личности.

Это требует от педагога учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивацион-

но-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в учебной деятельности.

Поэтому для реализации данного дидактического условия необходимо выполнение соответствующих ценностно-смысловых и поведенческих условий.

Активные методы обучения (поисковые, исследовательские, метод проектов, моделирование) обеспечивают возможности самостоятельного творческого поиска учащимися в режиме относительно свободной познавательной позиции с привлечением эвристических процедур. Различные формы внеаудиторных занятий (в музее, на выставке, экскурсии, посещение театра и обсуждение спектаклей, издание собственной газеты и т.д.) призваны создавать опыт общения друг с другом, с окружающим миром, с искусством. Живые впечатления, получаемые, к примеру, в театре, позволяют на максимальном уровне творческой мотивации, к примеру, написать самостоятельное сочинение-рецензию, лучшие из которых будут опубликованы в газете, которую учащиеся Центра довузовского образования СГУПСа назвали «Черным по белому».

Таким образом эффективное ценностное ориентирование учащихся в процессе обучения русской словесности возможно при реализации следующих организационных, ценностно-смысловых и поведенческих условий: обеспечение самостоятельности учащихся в учебной деятельности, возможности творческого поиска; организация различных форм внеаудиторных занятий; изучение ценностно-мотивационных, типологических, возрастных особенностей, свойств личности, учет симпатий и антипатий учащихся в групповых формах учебной деятельности. Следует заметить, что процессы общения (обмена представлениями ценностного характера) в коллективе могут служить либо побудительным источником, либо тормозом развития ценностных ориентаций учащихся. Это связано с тем, что существует опасность того, что при обедненности общения или ложной его ориентированности на «фальшивые», ошибочно выбранные образцы, появляется увлеченность «легкими» жанрами искусства, слепота к красоте природы и т.п.

Как показала практика, предлагаемая технология формирования ценностных ориентаций учащихся позволяет сделать учебный процесс действительно ценностно-ориентированным.

Библиографический список

1. Борисова, Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре. / Н.В. Борисова : дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград., 2001. — С. 78.

2. Бюллер, Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. / Ш. Бюллер // М. — Л., 1931. — С. 88.

3. Сериков, В.В. Образование и личность. / В.В. Сериков // Теория и практика проектирования педагогических систем. — М. : Логос., 1999. — 272 с.

4. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация : монография / Е.А. Крюкова. — Волгоград : Перемена, 1999. — 196 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин // Серия «Мастера психологии». — СПб. : Изд-во «Питер»., 2000. - С. 262.

СОЛОВЬЕВА Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры русского языка и восточных языков.

Дата поступления статьи в редакцию: 04.09.2008 г.

© Соловьева О.Б.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.