Научная статья на тему 'Дидактический потенциал сетевой дистанционной поддержки процесса повышения квалификации педагогов'

Дидактический потенциал сетевой дистанционной поддержки процесса повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
сетевая дистанционная поддержка / мобильность / профессиональная мобильность / remote network support / mobility / professional mobility.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казак Екатерина Геннадьевна, Невзоров Михаил Николаевич

В статье представлены результаты исследования дидактического потенциала сетевой дистанционной поддержки процесса дополнительного профессионального образования учителей, ее возможности с точки зрения развития профессиональной мобильности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic potential of remote network support the professional development of teachers

Тhe article presents the results of a study of the didactic potential of the network of remote support for additional vocational training of teachers, its capacity in terms of professional mobility of teachers.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал сетевой дистанционной поддержки процесса повышения квалификации педагогов»

Didactic potential of remote network support the professional development of teachers Kazak E. , Nevzorov M. (Russian Federation)

Дидактический потенциал сетевой дистанционной поддержки процесса повышения

квалификации педагогов

Казак Е. Г. , Невзоров М. Н. (Российская Федерация)

1 Казак Екатерина Геннадьевна / Kazak Ekaterina - аспирант;

2Невзоров Михаил Николаевич / Nevzorov Mikhail - доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики профессионального образования,

Дальневосточный Федеральный государственный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье представлены результаты исследования дидактического потенциала сетевой дистанционной поддержки процесса дополнительного профессионального образования учителей, ее возможности с точки зрения развития профессиональной мобильности педагога.

Abstract: the article presents the results of a study of the didactic potential of the network of remote support for additional vocational training of teachers, its capacity in terms ofprofessional mobility of teachers.

Ключевые слова: сетевая дистанционная поддержка, мобильность, профессиональная мобильность. Keywords: remote network support, mobility, professional mobility.

Проблемное поле развития профессиональной мобильности педагога определяется разнообразием взглядов на суть термина «профессиональная мобильность».

В последнее время появился целый ряд работ, уточняющих понятие мобильности и профессиональной мобильности для педагогического исследования.

В профессиональной педагогике мобильность рассматривается в следующих позициях:

• социально-экономической - как готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда;

• профессиологической - достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и новые технологии в рамках одной профессии, а также при необходимости овладевать смежными и новыми профессиями, а также статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии;

• педагогической инноватики - как деятельность по созданию, освоению и использованию нововведений в образовании.

Важной для нашего исследования является позиция Амировой Л. А, которая определяет профессиональную мобильность «как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в её структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, продуцирующего в отдельные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды» [1].

Автор рассматривает профессиональную мобильность педагога в потенциальном и актуальном аспектах и утверждает, «что это интегративное качество личности специалиста может быть представлено в двух взаимозависимых плоскостях — как черта личности и как характеристика деятельности педагога в познавательном и профессиональном процессах» [1].

По мнению Амировой Л. А., профессиональная мобильность поддается целенаправленному формированию и развитию, может проявляться в мобилизации педагогом внешних ресурсов профессиональной деятельности: разработка и создание необходимых для успешного осуществления деятельности педагогических условий; реорганизация методической и содержательно-технологической базы деятельности; внедрение и генерация инновации; построение эффективных отношений в пространстве профессиональной деятельности. «Проявляясь только лишь в деятельности, актуальная мобильность выступает как интегративное образование, вбирающее в себя личностные и деятельностные составляющие, которые существуют и развиваются в единстве, взаимно обуславливая друг друга» [1].

Поиск сообразных времени способов решения проблемы развития профессиональной мобильности заставляют искать перспективные педагогические практики и внедрять в образовательный процесс новые методические разработки. К подобным образовательным технологиям относится сетевая дистанционная поддержка, которая находит активное применение в образовательном процессе в школе, в высших учебных заведениях и в ДПО.

К средствам сетевой дистанционной поддержки относятся:

• аппаратные средства (компьютеры, сеть с выходом в интернет, модемы, сервера и др.), позволяющее организовать коммуникацию между субъектами, создание, редактирование и установку ресурсов;

• программные средства, обеспечивающие функционирование аппаратных средств субъектов взаимодействия (операционные системы, программные продукты связи и др.);

• информационные средства: содержательные материалы, подготовленные и выложенные в образовательную среду, доступные по сети Internet для всех участников процесса ДПО;

• методические средства: комплекс инструктивных материалов, предназначенных для организации и реализации программы ДПО с использованием сетевой дистанционной поддержки;

• дидактические средства: материалы, разработанные преподавателями, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, имеющиеся в сети интернет и рекомендуемые преподавателями для подготовки заданий, электронные пособия, обучающие программы.

Рассматривая дидактический потенциал дистанционной поддержки, можно выделить следующие функции сетевой дистанционной поддержки в процессе ДПО [2]:

- организационная - применение дистанционной поддержки позволяет профессорско-преподавательскому составу получить дополнительные возможности организации образовательного процесса и самостоятельной учебно-познавательной деятельности слушателей;

- информационная - дистанционная поддержка позволяет осуществлять преподавателю и слушателю обмен образовательной информацией и организовать доступ к дополнительным учебно-методическим ресурсам;

- образовательная - использование дистанционной поддержки создает благоприятные условия для формирования профессиональных знаний у слушателей в процессе их самостоятельной работы с дополнительными учебными материалами и дистанционного взаимодействия с преподавателем;

- развивающая - дистанционная поддержка обеспечивает преподавателя возможностью отслеживать и корректировать процесс формирования профессиональных умений и навыков;

- мотивационная - применение дистанционных образовательных технологий позволяет разнообразить процесс обучения и мотивировать слушателей к самостоятельному изучению профессиональной области знаний и формированию профессионально-значимых умений и навыков;

- оценочно-результативная - внедрение дистанционной поддержки в процесс обучения позволяет осуществлять дополнительный контроль за выполнением самостоятельной работы, решения самостоятельных заданий, производить оценку выполненных работ, производить дистанционное промежуточное тестирование;

- коммуникативная - использование дистанционной поддержки обеспечивает преподавателя и слушателя возможностью осуществлять дистанционный диалог; находясь на расстоянии, друг от друга, что создает дополнительные преимущества для организации консультационно-объяснительной работы.

Анализ возможностей сетевой дистанционной поддержки процесса ДПО позволяет прийти к выводу, что ее применение вносит существенные изменения в содержание педагогической деятельности, отражаясь на методических возможностях преподавателя, его задачах и роли в образовательном процессе. Методические функции дистанционной поддержки направлены на сохранение целостности образовательного процесса, дополнение его содержания, а также педагогическую поддержку процесса дополнительного профессионального образования педагогов. Это позволяет рассматривать дистанционную поддержку как перспективное педагогическое решение, используемое в достижении образовательных задач.

Литература

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. — 460 с.

2. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 88-90. Вербицкая Н. О. Образование взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.