conducting: a pilot training program author / under the scientific editorship. NA Selezneva. - M .: Research center of problems of quality of training, 2000 - 28.
4. The farm AV Key competences as a result of person-centered education paradigm // Education. - 2003. - №2. - S. 58-64.
5. Chernyaeva LA Formation of research competence stu-ing pedagogical college / Dis. cand. ped. Sciences. - Novosibirsk, 2011. - 202 p.
6. Shashkin MB, Bagachuk AV Formation of research Dey-telnosti students of pedagogical high school in the conditions of implementation of competent-rity approach: a monograph. - Krasnoyarsk, 2006.
УДК: 372
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Раджабалиев Г. И., к.техн.н., доцент Исаев Г.Г., к.пед.н. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных технологий в образовании, где особое место уделено интерактивной доске.
Ключевые слова: Внедрение, доска, интерактивный, качество, образование, технология.
DIDACTIC POTENTIAL OF ICT IN EDUCATION
Radzhabaliyev G. P., c. tech.n., associate professor, Isayeva G. G., c. ped.n. Dagestan state pedagogical University
Abstract. The article discusses the use of interactive technologies in education, where the special focus is on the interactive whiteboard.
Keywords: implementation, board, interactive, quality, education, technology.
С развитием компьютерной техники все шире начали внедрять в образование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), и как составляющую этих технологий интерактивные доски. Для современного человека ИКТ важнейшая часть его обыденного бытия. В образовании ИКТ дают уникальные возможности для педагогов и обучающимся. Более того владение ИКТ является необходимым атрибутом умения XXI столетия, наравне как с навыками общения, аналитическими способностями, нестандартным мышлением, созидательным подходом, решением поставленных задач, взаимодействием и сотрудничеством.
ИКТ можно рассмотреть в качестве технологий, используемых для доступа, сбора, обработки или передачи информации. В ИКТ входят и техническое обеспечение, и программное обеспечение. "Технология" произошло от греческого слова от др.-греч. T8%vn - искусство, мастерство, умение; Хоуо^ -мысль, причина; методика, способ производства) и в переводе означает совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание
способов технического производства. (Англ. technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия. Современный смысл этого слова означает использование научно-технических достижений с целью решения поставленных перед обществом практических задач. Поэтому информационные и телекоммуникационные технологии можно отнести к технологиям, обрабатывающим, хранящим и передающим информацию. ИКТ - это всеобъемлющее понятие, куда входят описание технических и программных средств, а также алгоритмы их работы для обработки информации.
Главными устройствами ИКТ служат персональный компьютер, оснащенный надлежащим программным обеспечением и другие технические средства, размещенной на них информацией. Создание и развитие
информационного общества (ИО) намеривает обширное использование ИКТ в образовании, что обусловлено множеством причин.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование значительно форсирует передачу имеющейся информации и накопленного опыта человечества от поколения к поколению и от индивида к индивиду.
Во-вторых, нынешние ИКТ, с повышением качества обучения и образования, способствуют человеку благополучнее и скорее приспосабливаться к окружающей среде и происходящим социальным трансформациям. Эти изменения оказывают благополучное воздействие каждому человеку получать нужные познания, как в настоящем, так и в грядущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, деятельное и результативное внедрение этих технологий в образование является существенным фактором создания системы образования. Такая система отвечает запросам информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете запросов нынешнего индустриального общества. Использование компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий. Эти технологии повысили качество обучения, создали новые средства воспитательного воздействия. Более того, применение этих технологий привели к эффективному взаимодействию педагога с обучаемым, использованием вычислительной техники.
Известно, что внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс повышает успеваемость и качество знаний учащихся на 20-30%. Внедрение вычислительной техники в учебный процесс стало следствием быстротечной и основательной реформы традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Существенную роль на этой ступени играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, интернет, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения. Средства ИКТ можно систематизировать по методическому назначению:
Обучающие - предоставляют познания, развивают умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая нужный уровень усвоения.
Тренажеры - предназначены для отработки различного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.
Информационно-поисковые и справочные системы формируют умения и навыки по систематизации информации.
Демонстрационные - визуализируют изученные объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
Имитационные - представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик.
Лабораторные - позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.
Моделирующие - позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
Расчетные - автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.
Учебно-игровые - предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в форме игры. Одним из критериев успешности деятельности на уроке является взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Применение в школе проекторов оживило процесс обучения, показ всевозможных презентаций, мультимедийных пособий - всего лишь способ подачи материала. А для действительно успешного взаимодействия учителя с учеником идеально подходят интерактивные доски.
Впервые интерактивную доску представила компания SMART Technologies Inc. в 1991 г. Интерактивная доска - это многослойный сенсорный экран, подключенный к особому проектору. Проектор визуализирует информацию на поверхности доски. Прикосновением к поверхности доски управляется изображение. Преимущества интерактивных досок для школы очевидны. С их помощью можно привлечь и удержать внимание учащихся к изучаемому материалу и задействовать различные каналы восприятия.
Поступившая информация сразу по нескольким каналам, легче усваивается и надолго запоминается.
Информация на доске управляется стилусом, выполняющий функцию мыши на компьютере. На поверхности интерактивной доски можно реализовывать всякие операции с файлами, которые далее могут быть сохранены в памяти компьютера, и которых в будущем можно использовать в своей практической деятельности.
На электронной доске воспроизводятся компьютерные файлы, управляют ими, поэтому потенциал обучаемого и обучаемых на уроке существенно расширяются. Обучаемые, при этом становятся прямыми участниками изложения материала, что способствует удержанию их интереса в течение всего урока. Подобное оснащение учебных организаций совершенствуют обучение всякому предмету.
Литература:
1. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова А. Компьютерные технологии в образовании // Высшее образование в России. -2006.
2. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Информатика, 2005.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 2001.
4. Раджабалиев Г.П., Курбанов А.Р. Интерактивная доска как средство активизации учебного процесса/ Интерактивные технологии в профессиональном образовании: Сб. ст. Межвузовской студенческой конференции. Махачкала, 2015.
Literature:
1. Ashkhotov., Zdravomyslov M., Elhotova A. Computer technologies in education // Higher education in Russia. -2006.
2. Voronina T. P., Kashitsin V. P., Molchanova O. P. education in the epoch of new information technologies. - M.: Informatics, 2005.
3. New pedagogical and information technologies in education / edited by E. S. Polat. -M.: "Academy", 2001.
4. Rajabaliyev G. P., Kurbanov A. R. Interactive whiteboard as a means of enhancing the learning process/ Interactive technology in professional education: SB. article Interuniversity student conference. Makhachkala, 2015.
УДК: 372
ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Раджабалиев Г. И., к.техн.н., доцент Нурмагомедова Н.Х., к.пед.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье рассмотрены учебно-познавательные возможности экскурсий в обучении информатике. Проанализированы вопросы по планированию, организации и проведению экскурсий проведения.
Ключевые слова: Дидактика, мотивация, наглядность, научность, обучение, потенциал, этап.
POSSIBILITY OF EXCURSIONS IN THE TRAINING INFORMATICS
Radzhabaliyev G. P., c. tech.n., associate professor, Nurmagomedova N. H., с-ped.n Dagestan state pedagogical University
Abstract. The article examines the educational possibilities of excursions in the teaching of Informatics. Analyzed in planning, organizing and conducting tours conducting.
Keywords: Didactics, motivation, presentation, science, education and training in radiation, potential, stage.
Дидактической целью экскурсий по информатике является формирование недостающих сведений и фактов непосредственными