Научная статья на тему 'Повышение эффективности на уроках информатки средствами интерактивных технологий'

Повышение эффективности на уроках информатки средствами интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПАССИВНЫЙ / ACTIVE / INTERACTIVE / QUALITY LEARNING / METHOD / LEARNING MODEL / PASSIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М. Х., Раджабалиев Г. И.

В статье рассмотрены интерактивные технологии, повышающие эффективность учебных занятий. Проведен сравнительный анализ пассивных, активных и интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY IN SCIENCE LESSONS BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article considers interactive technologies that increase the efficiency of training sessions. A comparative analysis of passive, active and interactive teaching methods.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности на уроках информатки средствами интерактивных технологий»

123

6. Saidov T.G. Peoples create human traditions. Makhachkala, Daguchpedgiz 1994 p.133

7. Saidov T.G. Culture and traditions of the peoples of Dagestan: Becoming a man. Textbook for 10-11. MA: Association of Authors and Publishers "Tandem" Mzd. "Gnome Press" 1998-320 with.

УДК: 372

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТКИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хайбулаев М.Х., к.пед.н., профессор Раджабалиев Г. И., к.техн.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные технологии, повышающие эффективность учебных занятий. Проведен сравнительный анализ пассивных, активных и интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: активный, интерактивный, качество обучения, метод, модель обучения, пассивный.

IMPROVING THE EFFICIENCY IN SCIENCE LESSONS BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Haybulayev M. H., c. ped.n., professor Radzhabaliyev G. P., c. tech.n., associate professor, Dagestan state pedagogical University

Abstract. The article considers interactive technologies that increase the efficiency of training sessions. A comparative analysis of passive, active and interactive teaching methods.

Keywords: active, interactive, quality learning, method, learning model, passive.

У каждого педагога свой стиль работы. Кто-то работает у доски, кому-то предпочтительнее объяснять материал урока, сидя за своим рабочим столом или стоя у кафедры, кому-то привычней и проще свободно перемещаться по аудитории.

Но все же большинство из преподавателей предмета информатики сталкиваются с такой необходимостью, как демонстрация визуальных учебных материалов.

Использование интерактивных технологий позволяет педагогу эффективнее управлять демонстрацией визуального учебного материала, строить групповую работу и проектировать собственные инновационные технологии.

Технология - это есть комплекс организационных мер, приемов и операций, которые направлены на изготовление, обслуживание, ремонт и (или) эксплуатацию изделия с номинальным качеством и при этом с оптимальными затратами, и обусловленных текущей степенью развития науки, техники и общества вообще.

Дадим определение информационной технологии:

Информационная технология представляет собой комплекс методов, производственных и программных технологических средств, которые объединяются в технологическую цепочку и обеспечивают сбор, обработку, хранение, вывод и распространение информации. Эти технологии направлены на снижение трудоемкости процессов применения информационных ресурсов.

В среднешкольном образовании, как правило, существует огромное количество методов и технологий обучения, разнообразных видов уроков, которых связывает одна единственная общая цель. Это усвоение знаний обучающимися. Традиционно среди моделей обучения выделяют такие модели, как:

^ пассивная; ^ активная; ^ интерактивная.

Пассивная модель обучения. Главной характеристикой этой модели выступает активность среды обучения. То есть, это означает, что обучающиеся усваивают учебный материал из слов педагога или из текста учебника, или возможно из электронного учебника за компьютером, и при этом не выполняют никаких творческих заданий, не общаются между собой.

Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной активности и самостоятельной деятельности обучающихся. Таким образом, активная модель обучения определяет содержание творческих заданий и общение в системе обучающийся -педагог. Данная модель характерна своей односторонней ориентированностью, точнее -именно для технологий самостоятельной деятельности обучающихся, самовоспитания, саморазвития, самообучения и никак не учит умению обмениваться между собой опытом и совместно работать в коллективе, в группе.

Интерактивная модель обучения ставит своей главной основной целью организацию благоприятных комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Применение педагогом данной модели обучения на своих уроках говорит о его профессиональной инновационной деятельности. Проектирование интерактивного обучения способствует использованию ролевых игр, моделированию жизненных ситуаций, общее решение задач на базе анализа ситуации и обстоятельств.

К классификационным параметрам относятся:

• философская основа - природосообразная, гуманистическая;

• ведущие направления развития - социологические;

• методологический подход - коммуникативный;

• тип управления учебно-воспитательным процессом - взаимообучение, сопровождение;

• приоритетные методы - диалогические;

• организационные формы - любые;

• Подход к личности обучающегося и характер воспитательных взаимодействий - интерактивный, демократический, сотрудничества.

Концептуальные позиции:

• интерактивное общение предполагает умственное развитие личности обучающегося;

• информация должна усваиваться в активном режиме, с использованием интерактивных циклов и проблемных ситуаций;

• обратная связь предполагает значительное повышение эффективности обмена информацией;

• контроль знаний должен способствовать умению применять полученные знания на практике.

Целевыми ориентациями являются:

• активизация индивидуальных познавательных интересов обучающихся;

• возбуждение внутреннего диалога у обучающегося;

• индивидуализация педагогического взаимодействия;

• обеспечение понимания обучающимися учебной информации, которая является предметом обмена;

• достижение двусторонней связи при обмене информацией между обучающимися;

• выводы обучающегося на направление субъекта обучения.

Особенности организации

Основанием интерактивных технологий выступает прямое взаимодействие обучающихся с образовательным окружением, а образовательное окружение, в свою очередь, выступает как реальность, в которой обучающийся для себя находит область осваиваемого опыта.

Задачей педагога в интерактивных моделях обучения является создание условий для мотивации обучающихся. Обучающиеся в интерактивной технологии становятся полноправными участниками, их опыт также важен как опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько стимулирует обучающихся к самостоятельному поиску.

Педагог в интерактивных технологиях становится в основных нескольких ролях:

• педагог в роли организатора налаживает взаимодействие обучающихся с физическим и социальным окружением, то есть разбивает обучающихся на подгруппы, побуждает их самостоятельно осущестлять поиск, собирать данные, выполнение презентаций и т.д.;

• педагог в роли консультанта обращается к профессиональному опыту обучающихся, помогает им искать и находить решения уже поставленных целей и т.д.;

• педагог в роли эксперта-информатора излагает текстовый материал обучающимся, отвечает на вопросы обучающихся, демонстрирует видеоролики, проводит контроль за результатами процесса и т.д.

Интерактивные технологии и методы

Далее приведены интерактивные технологии и методы, которые мы внедряем в интерактивную модель обучения в рамках предмета информатики:

• лекции с проблемным изложением;

• работа в парах, в малых группах;

• уроки - семинары в форме дискуссий или дебатов;

• эвристическая беседа;

• применение средств мультимедиа;

• деловые игры;

• метод проектов.

Таким образом, уроки с применением интерактивных технологий предполагают наличие проектора, компьютеров, интерактивной доски, интерактивной указки, соответствующего программного обеспечения, локальной сети в аудитории, доступа в Интернет.

Наличие данного комплекса способствует замене традиционных наглядных пособий на уроках на мультимедийные - электронные учебники, презентации, компьютерные тесты.

Педагог явяляется своего рода режиссером. Ему необходимо как можно полно и точно реализовать сценарий, то есть спроектировать привлекательный, , результативный и целостный урок для обучающихся. Для этого в арсенале любого педагога должен присутствовать ряд приемов, способов, методов, которые позволили бы повысить качество и эффективность урока.

Также можно отметить такие критерии оценки качества и эффективности урока как:

усвоение обучающимися определенных знаний; включенность обучающихся в образовательный процесс; развитие у обучающихся умственных процессов; развитие рефлексии и оценочной деятельности; роль педагога в образовательном процессе;

деятельность обучающихся на уроке - активность, интерес и понимание учебного материала;

степень подготовленности педагога к уроку и технология преподавания.

Причинами снижения качества и эффективности урока могут выступать разная степень умственного развития обучающихся, разный темп познавательной работоспособности, перегруженность содержания учебного

материала, конфликты между обучающимися и педагогом, возрастание ошибок к концу работы, недостаточное развитие общеучебных навыков и умений.

Таким образом, для построения успешного эффективного образовательного процесса необходимо учитывать все перечисленные выше причины снижения качества и эффективности урока и, прежде всего, работать над искоренением этиих причин.

Также нетрадиционные формы проведения уроков информатики могут выступать в качестве эффективного средства повышения интереса обучающихся к изучению предмета. Весьма полезным является проведение нетрадиционных и интегрированных уроков, в которых компьютер выступает как инструмент, а не в качестве средства изучения.

Педагогу, чтобы двигаться в ногу со временем, необходимо владеть основами информационных технологий, иметь представление о самой распространенной на сегодняшний день операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, таких, как Word, Роwer Point, Ехсе1 и целым рядом других специализированных программ, которые связаны с предметной деятельностью педагога, а также уметь использовать знание компьютеров обучающимися, полученных на уроках информатики.

Инновационные информационные технологии обеспечивают полную и интересную иллюстрацию содержания учебного материала при помощи слайд-фильмов, компьютерных презентаций. Педагогу мультимедийные программы помогают сделать свои уроки яркими, интересными, насыщенными и запоминающимися. Итак, урок с применением интерактивной доски в последнее время становится более простым для педагога и очень увлекательным и для обучающихся.

Литература:

1. Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе. //ИНФО, № 4. - 2007г.

2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Специальный семинар для учителей» - М.: 2004г.

3. Раджабалиев Г. П., Нурмагомедова Н. Х. Интерактивное обучение будущих педагогов. //Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях. Сборник статей. //Под ред. М.Х. Хайбулаева. - Махачкала: ДГПУ, 2014

4. Тройнев В.А., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. (Обобщение отечественной и зарубежной практики). -М.: Изд. ИТК «Дашков и К», 2007г.

5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Бином, 2006г.

Literature:

1. Belyaeva I.N. Prospects and possibilities of computer science course at the present stage. // INFO, № 4. - 2007.

2. Carnivore T.A. "Interactive learning technology. Special seminar for teachers "- M .: 2004.

3. Radzhabaliev G.P, Nurmagomedova NH Interactive training of future teachers. // Modernization of education in professional and educational organization. Digest of articles. // Ed. MH Haybulaeva. - Makhachkala: Dagestan State Pedagogical University, 2014

4. Triple V.A, A.Y Saveliev Improving the quality of higher education and the Bologna process. (Generalization of domestic and foreign practice). - M .: Publishing. ITK "Dashkov and K", 2007.

5. Ugrinovich N.D. Computer science and information technology. - M .: Bean, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.