4. Rajabaliyev G. P., Kurbanov A. R. Interactive whiteboard as a means of enhancing the learning process/ Interactive technology in professional education: SB. article Interuniversity student conference. Makhachkala, 2015.
УДК: 372
ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Раджабалиев Г. И., к.техн.н., доцент Нурмагомедова Н.Х., к.пед.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье рассмотрены учебно-познавательные возможности экскурсий в обучении информатике. Проанализированы вопросы по планированию, организации и проведению экскурсий проведения.
Ключевые слова: Дидактика, мотивация, наглядность, научность, обучение, потенциал, этап.
POSSIBILITY OF EXCURSIONS IN THE TRAINING INFORMATICS
Radzhabaliyev G. P., c. tech.n., associate professor, Nurmagomedova N. H., с-ped.n Dagestan state pedagogical University
Abstract. The article examines the educational possibilities of excursions in the teaching of Informatics. Analyzed in planning, organizing and conducting tours conducting.
Keywords: Didactics, motivation, presentation, science, education and training in radiation, potential, stage.
Дидактической целью экскурсий по информатике является формирование недостающих сведений и фактов непосредственными
наблюдениями за всевозможными объектами, процессами и явлениями. В процессе проведения экскурсий учащиеся наблюдают изучаемые объекты, процессы и явления под прямым наставлением учителя.
Как учебно-познавательный процесс, экскурсия реализовывает множество существенных учебных функций, важнейшими из каковых служат:
- реализация принципа наглядности обучения;
- повышение научности обучения и укрепление его связи с жизнью, с практикой.
Экскурсии по информатике обеспечивают осуществление дидактического принципа связи теории с практикой.
Экскурсии по информатике значится очень действенной формой организации учебной работы и в этом плане реализовывают ряд важнейших дидактических функций:
• экскурсией осуществляется наглядность обучения, так как учащиеся напрямую и в динамике знакомятся с изучаемыми объектами, процессами и явлениями;
• экскурсией повышается научность обучения и упрочняется отношение бытия с практикой;
• экскурсией достигается политехническое обучение, так как в процессе её проведения учащиеся знакомятся с производственными процессами и с использованием научных достижений в этой сфере;
• экскурсией проводится профессиональная ориентация учащихся на производственную деятельность.
Экскурсия по информатике оказывает содействие успешному решению основных задач обучения и воспитания учащихся всех возрастных групп:
- способствует появлению и формированию у учащихся заинтересованности к познаниям, любопытству, побуждает к независимому поиску новейших сведений, мотивации учения;
- расширяет горизонт интересов школьников;
- обучает анализировать объекты, факты и явления процессов во взаимосвязи, сопоставляя их между собой, обобщать их.
Экскурсии по информатике должны быть четко спланированы и старательно подготовлены.
Нужно планировать следующие основные части экскурсий:
- тематику;
- объект;
- место проведения;
- время проведения;
- отчет о проделанной работе.
Тема экскурсии по информатике и место её проведения выбирается так, чтобы имело место практическое значение и воплощение в данных условиях. Воплощение при этом должно насыщенное, совершенное и благоприятное для созерцания. Иначе говоря, тему и объекты для экскурсии по информатике нужно выбрать так, чтобы согласовывались с местными условиями. Эти условия определяют время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков. Отчет и оформление о проведенной экскурсии производится с учетом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.
Подготовка экскурсии по информатике происходит в такой последовательности:
- подробное знакомство с объектом экскурсии. Выявление тех компонентов объекта или технологического процесса, которые доставляют интерес;
- выбор гида экскурсии. Совершенным для этого случая, можно полагать, является кандидатура учителя. Но на индустриальных объектах интеллект учителя может быть недостаточным. В этом случае, обычно, экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно согласованы цель экскурсии и уровень подготовленности учеников;
- проведение беседы с учащимися, которым сообщается тема и цель экскурсии, повторяется необходимый теоретический материал и они вооружаются вопросами, на которых надобно найти ответ во время экскурсии.
В обусловленное время учащиеся собираются в школе, и под руководством учителя проводится экскурсия. Хорошо, что бы организатору помогал один из старших учеников, или другой преподаватель. С учётом этого особый интерес представляют комплексные экскурсии, когда учащихся ведут несколько учителей. Во время экскурсии ученики:
- слушают объяснение учителя и присматривают объекты;
- записывая объяснения учителя и срисовывая показанные объекты, сохраняют полученную информацию для оформления отчета.
Затем непременно подводится итог проделанной работы на специальных занятиях. Учащиеся делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии. Составляют презентации, изготавливаются стенды-выводы с материалами, полученными во время экскурсии. Учитель обязательно обобщает результаты экскурсии, объясняет тот же материал, которые ученики плохо поняли во время экскурсии.
Структура урока-экскурсии
• Постановка проблемы. Мотивация.
• Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
• Планирование деятельности.
• Реализация проекта.
• Самостоятельное осуществление деятельности учащихся.
• Информационно- аналитический этап.
Экскурсии по информатике в современном понимании имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для школьников информационные проблемы. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы она была направлена на выявление нарушений в информационной деятельности. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся.
Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.
Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы: I. Подготовительная работа к экскурсии:
а) четкое определение ее цели,
б) выбор объекта изучения;
в) постановка перед учащимися конкретных вопросов;
г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет
выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.
II. Содержательная часть экскурсии. Это организация учебной работы по восприятию, усвоению изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.
III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
Литература:
1. Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб.: Издательский дом Герда, 2006.
2. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999.
Literature:
1. Glushanok T. M. Huuskonen, N. M. Practice Excursion activities. SPb.: Publishing house Gerda, 2006.
2. Dolzhenko G. P. tour. - M: IKTS "March", 2005.
3. Smirnova E. O. child psychology. M.: Vlados, 2003.
4. Kharlamov I. F. Pedagogy. - M.: Gardariki, 1999.
ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ ОБЩЕСТВА
Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, к.п.н., профессор кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВО «ДГПУ»
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия образования с экономическими институтами общества. Рассмотрены функции