Научная статья на тему 'Дидактический потенциал деловой игры по развитию культуры речи и делового общения у студентов среднего профессионального образования'

Дидактический потенциал деловой игры по развитию культуры речи и делового общения у студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / BUSINESS PLAY / ACTIVE LEARNING METHODS / ACTIVITY APPROACH / GENERAL COMPETENCES / SPEECH CULTURE / BUSINESS COMMUNICATION / BUSINESS ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Лариса Николаевна, Шевцова Диана Михайловна

В статье рассматриваются образовательные возможности деловой игры на занятиях по предмету «Культура речи и деловое общение», способствующие реализации деятельностного подхода и формированию общих компетенций, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста, владеющего умениями и навыками в избранной профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the educational opportunities of the business game for the subject "Culture of speech and business communication", contributing to the implementation of the activity approach and development of general competences, aimed at training competitive specialists mastering skills in the chosen profession

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал деловой игры по развитию культуры речи и делового общения у студентов среднего профессионального образования»

Казакова Л.Н., Шевцова Д.М. Дидактический потенциал деловой игры по развитию культуры речи ...

Л. Н. Казакова (г. Нижний Новгород) Д. М. Шевцова (г. Нижний Новгород) ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DIDACTIC POTENTIAL OF BUSINESS GAME FOR DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE AND BUSINESS COMMUNICATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

В статье рассматриваются образовательные возможности деловой игры на занятиях по предмету «Культура речи и деловое общение», способствующие реализации деятельностного подхода и формированию общих компетенций, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста, владеющего умениями и навыками в избранной профессии Ключевые слова: деловая игра, активные методы обучения, деятельностный подход, общие компетенции, культура речи, деловое общение, деловой этикет

The article deals with the educational opportunities of the business game for the subject "Culture of speech and business communication", contributing to the implementation of the activity approach and development of general competences, aimed at training competitive specialists mastering skills in the chosen profession

Keywords: business play, active learning methods, activity approach, general competences, speech culture, business communication, business etiquette

Изменения, происходящие в нашей стране на экономическом, социальном и культурном уровнях, выявили необходимость компе-тентностного подхода к качеству образования, к репертуару образовательных услуг, к самооценке образованности и к организации самообразования в течение всей жизни. Возникает задача реформирования учебно-воспитательной системы: от принципа «дать знания» следует перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения». Изменение целеполагания - основное требование XXI века к образованию, реализуемое в компетентностном подходе к образовательному результату.

«Подготовка специалиста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющего практический, пусть и небольшой, опыт, предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности обучающихся, то есть формированию общих компетенций» [2, с. 218].

Согласно ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», полученные в процессе освоения предмета «Культура речи и деловое общение» знания и умения направлены на формирование общих компетенций:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения [4].

В связи с переходом от знаниевой к ком-петентностной парадигме образования от субъектов образовательного процесса требуется применение активных методов обуче-

ния, когда акцент переносится с содержания образования (чему учить] на методы и технологии (как учить результативно]. Поэтому преимущественное внимание уделяется дея-тельностному подходу, в наибольшей степени способствующему актуализации полученных знаний и применению их в профессиональной деятельности. Одним из дидактических приемов реализации деятельностного подхода и формирования общих компетенций является деловая игра - педагогическая технология, предполагающая такое построение процесса обучения, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

В условиях современного динамично развивающегося общества, требующего от выпускников СПО владения набором базовых общих и профессиональных компетенций, необходимо использовать активные методы обучения для повышения востребованности будущих специалистов на рынке труда, усиления мобильности, формирования системного мышления и практического опыта, развития способности к самообразованию.

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к личности молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Наиболее полно вызовам времени отвечают игровые технологии, открывающие большие перспективы для повышения эффективности образовательного процесса.

Одним из главных направлений совершенствования процесса обучения, отвечающего современным тенденциям развития экономики, является использование деловых игр, которые развивают познавательную, исследовательскую и творческую активность студентов, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно мыслить, находить новую информацию, принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Деловые игры формируют профессиональный кругозор и способствуют креативному подходу к применению полученных знаний на практике, помогают продемонстрировать и закрепить приобретенные умения и на их основе развивать общие компетенции и навыки творческой деятельности, развить самостоятельность, повышают интерес к вы-

бранной работе, пробуждают желание совершенствоваться и проявлять творческий подход к профессиональной деятельности, чтобы активно освоить мировой культурный опыт в избранной специальности.

В современной эдукологической ситуации, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, деловые игры используются в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные] более обширной технологии;

- в качестве технологии урока (занятия] или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля].

В связи с тем, что деловые игры являются «воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты действительности» [3, с. 252], по предмету «Культура речи и деловое общение» можно провести в парах деловые игры, формирующие общие компетенции и развивающие умения грамотно строить речевое высказывание с учётом соблюдения норм русского литературного языка и требований делового этикета.

1. Деловые переговоры: один студент предлагает другому предпринимателю приобрести товары (воду, бумагу для принтера, офисную технику, мебель, аренду помещения, рекламу, корпоративный отдых для сотрудников] или услуги (по программному обеспечению, информационному обслуживанию, шиномонтажу, косметологические, парикмахерские, туристические], а другой отказывает. Первый студент аргументировано отвечает на отказ. Потом роли меняются: второй отказывает, первый отвечает.

2. Телефонные деловые переговоры:

- Вы звоните начальнику, которого Вы знаете, а он Вас не знает, уточняете, с тем ли человеком Вы разговариваете, спрашиваете о наличии свободного времени, полностью представляетесь, предлагаете приобрести товар или услугу, начальник не может сейчас ответить на Ваше предложение, назначает дату и время повторного звонка, Вы благодарите за звонок, выражаете надежду на продолжение сотрудничества, желаете успехов, прощаетесь.

- Вы звоните тому же начальнику в назначенное Вам время, а трубку снимает сек-

Казакова Л.Н., Шевцова Д.М. Дидактический потенциал деловой игры по развитию культуры речи

ретарь, полностью представляется, Вы просите соединить с начальником, но это невозможно, так как начальник занят, просите сообщить время, когда начальник освободится, чтобы Вы смогли ему перезвонить, просите передать начальнику, когда он освободится, о Вашем звонке, благодарите за услугу.

- Вы звоните тому же начальнику в назначенное Вам время, уточняете, с тем ли человеком Вы разговариваете, спрашиваете о наличии свободного времени, напоминаете о себе и своем предложении, спрашиваете, готов ли начальник приобрести Ваш товар или услугу, начальник соглашается, назначает дату, время и место реальной встречи (в его офисе, в Вашем офисе, в нейтральном месте], спрашиваете, есть ли пропускная система в офисе места встречи, уточняете адрес. В заключение Вы благодарите за звонок, выражаете надежду на продолжение сотрудничества, желаете успехов, прощаетесь.

3. Собеседование при приеме на работу. Соискатель готовит визитку, резюме, работодатель или сотрудник кадрового агентства готовит список вопросов для должности соискателя, заявленной в резюме. Студенты поочередно выполняют роли соискателя и интервьюера на собеседовании.

Данные деловые игры способствуют творческому применению полученных знаний, формируют интерес к избранной профессии, показывают практическую значимость изучаемых тем курса «Культура речи и деловое общение» («Разговорный и книжные (публицистический, официально-деловой] стили речи»; «Деловая беседа: виды, структура, правила»; «Телефонные деловые переговоры»; «Письменные формы деловой коммуникации: визитная карточка, резюме, деловые письма»].

Студенты демонстрируют знания норм современного русского литературного языка в устной и письменной форме и понимают роль грамотной речи и применения норм бизнес-этикета для достижения взаимодействия и урегулирования конфликтов.

Деловая игра создаёт атмосферу творческой свободы, заставляя обучающегося не просто механически припоминать известное, а, мобилизовав все свои знания, размышлять, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, оценивать, сравнивать, анализировать причины и делать выводы. «Эффективность проведения занятия в форме деловой игры

заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры и использования средств информационно-коммуникационных технологий» [2, с. 220].

Деловые игры проводятся на практическом занятии применения знаний, формирования умений и навыков (после лекций по соответствующим темам] и по времени занимают часть занятия. Они имеют следующую структуру:

1. организационный этап - знакомство студентов с условиями игры, чтение условий игры по карточкам, распределение студентов по парам;

2. подготовительный этап - распределение ролей, структурирование информации между членами групп, анализ исходной ситуации, формирование мнений и планирование стратегий (формируются ОК2, ОК4);

3. деятельностный этап - разыгрывание ролевых ситуаций деловой игры (формируются ОК6, ОК11);

4. рефлексивно-оценочный этап - взаиморецензирование, самооценка и оценка преподавателем итогов ролевой игры (формируются ОК2, ОК11].

Рефлексию можно проводить в трех измерениях: «Дело», «Я», «Мы».

1. Как я усвоил материал? («Дело»)

- Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

- Усвоил новый материал частично - 78 баллов.

- Мало что понял - 4-6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»)

- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9 10 баллов.

- Допустил 1-2 ошибки - 7-8 баллов.

- Необходимо еще поработать над исправлением большого количества ошибок -4-6 баллов.

3. Как работала группа, учебная пара? («Мы»)

- Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов.

- Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов.

- Работа была вялая, неинтересная - 46 баллов.

Деловая игра требует нового уровня коммуникации студентов с преподавателями. Организуя деловую игру, педагог воспринимает обучающихся как субъектов образовательного процесса, которые взаимодействуют наравне, как равноправные партнеры, что способствует раскрепощению студентов, раскрытию их творческого потенциала, снятию напряженности в межличностном общении, реализации личностно-ори-ентированного подхода к разным группам учащихся (одаренным и слабоуспевающим]. Поэтому преподаватель не должен навязывать обучающимся свои сюжеты игры, а давать широкий простор инициативе и самостоятельности, чтобы способствовать развитию творческих способностей студентов и становлению творческой личности «человека культуры», который воспринимает явления и факты культуры с позиции активного

субъекта, актуализируя накопленный культурный потенциал в собственной практике.

Таким образом, деловая игра как средство реализации деятельностно-компетентно-стного подхода, будучи активным методом обучения, в наибольшей мере способствующая формированию общих компетенций, позволяет решить актуальные педагогические задачи: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации [2, с. 909].

Литература

1. Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 908-910.

2. Белоруссова Е. В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы V межд. научн. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -С. 218-220.

3. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 252254.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»: утвержден приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 508 // Мин-во образования и науки Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0 %B4%D0%BE%D0%BA%D183%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7328. (дата обращения 10.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.