Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-ВЕРСИИ УЧЕБНИКА И ОНЛАЙН-КУРСА ПО ИСТОРИИ РОССИИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-ВЕРСИИ УЧЕБНИКА И ОНЛАЙН-КУРСА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ЗАКОНЫ ДИДАКТИКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / ВЕБ-ВЕРСИЯ УЧЕБНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалеева А.Р., Слепушкин В.В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в период пандемии COVID-19 использование электронных средств обучения стало объективной профессиональной необходимостью для каждого учителя. Цель статьи заключается в обобщении дидактического опыта разработки и применения онлайн курса по истории России в сфере дополнительного образования. Обоснована необходимость создания Web-версии учебника. Авторы выделяют важность замысла и образа будущего онлайн курса на этапе проектирования. Классифицированы критерии выбора платформы и выделены их наиболее значимые функциональные возможности. Основное внимание в работе акцентируется на структуре, удобочитаемости, краткости учебного текста с обязательным использованием опорных конспектов. Предложено поддерживать высокую познавательную активность в условиях вебинаров, опираясь на принципы постоянной инспекции знаний, бесконфликтности. В заключение утверждается, что разработка и проведение онлайн курса требует учёта законов психологии восприятия, механизма понимания и применения дидактических идей «Педагогики сотрудничества». Статья может быть интересна педагогам, создающим цифровые учебники и онлайн курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC EXPERIENCE OF CREATING AND USING THE WEB VERSION OF THE TEXTBOOK AND ONLINE COURSE ON THE HISTORY OF RUSSIA

The relevance of the article is due to the fact that during the COVID-19 pandemic, the use of electronic teaching aids has become an objective professional necessity for every teacher. The purpose of the article is to summarize the didactic experience in the development and application of an online course on the history of Russia in the field of additional education. The necessity of creating a Web-version of the textbook has been substantiated. The authors highlight the importance of the concept and image of the future online course at the design stage. The criteria for choosing a platform are classified and their most significant functionality is highlighted. The main attention in the work is focused on the structure, readability, brevity of the educational text with the obligatory use of supporting notes. It is proposed to maintain high cognitive activity in the conditions of webinars, relying on the principles of constant knowledge inspection, conflict-free. In conclusion, it is argued that the development and implementation of an online course requires taking into account the laws of the psychology of perception, a mechanism for understanding and applying the didactic ideas of "Pedagogy of cooperation". The article may be of interest to educators who create digital textbooks and online courses.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-ВЕРСИИ УЧЕБНИКА И ОНЛАЙН-КУРСА ПО ИСТОРИИ РОССИИ»

Общее образование

УДК 377

Дидактический опыт создания и применения веб-версии учебника и онлайн-курса по истории России

Didactic experience of creating and using the web version of the textbook and online course on the history of Russia

Камалеева А.Р., ФБГНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», kamaleyeva_kazan@mail. ru

Слепушкин В.В., Лаборатория инновационных дидактических технологий Школы В.Ф. Шаталова, vvslepushkin@icloud.com

Kamaleeva A., "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", kamaleyeva_kazan@mail. ru

Slepushkin V., Laboratories of Innovative Didactic Technologies (LIDT) V.F. Shatalov school, vvslepushkin@icloud. com

DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.022

Ключевые слова: педагогика сотрудничества, законы дидактики, дистанционное обучение, онлайн-курс, веб-версия учебника.

Keywords: рedagogy of cooperation, laws of didactics, distance learning, online course, Web-version of the textbook.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в период пандемии COVID-19 использование электронных средств обучения стало объективной профессиональной необходимостью для каждого учителя. Цель статьи заключается в обобщении дидактического опыта разработки и применения онлайн курса по истории России в сфере дополнительного образования.

Обоснована необходимость создания Web-версии учебника. Авторы выделяют важность замысла и образа будущего онлайн курса на этапе проектирования.

Классифицированы критерии выбора платформы и выделены их наиболее значимые функциональные возможности. Основное внимание в работе акцентируется на структуре, удобочитаемости, краткости учебного текста с обязательным использованием опорных конспектов. Предложено поддерживать высокую познавательную активность в условиях вебинаров, опираясь на принципы постоянной инспекции знаний, бесконфликтности.

В заключение утверждается, что разработка и проведение онлайн курса требует учёта законов психологии восприятия, механизма понимания и применения дидактических идей «Педагогики сотрудничества». Статья может быть интересна педагогам, создающим цифровые учебники и онлайн курсы.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that during the COVID-19 pandemic, the use of electronic teaching aids has become an objective professional necessity for every teacher. The purpose of the article is to summarize the didactic experience in the development and application of an online course on the history of Russia in the field of additional education.

The necessity of creating a Web-version of the textbook has been substantiated. The authors highlight the importance of the concept and image of the future online course at the design stage.

The criteria for choosing a platform are classified and their most significant functionality is highlighted. The main attention in the work is focused on the structure, readability, brevity of the educational text with the obligatory use of supporting notes. It is proposed to maintain high cognitive activity in the conditions of webinars, relying on the principles of constant knowledge inspection, conflict-free.

In conclusion, it is argued that the development and implementation of an online course requires taking into account the laws of the psychology of perception, a mechanism for understanding and applying the didactic ideas of "Pedagogy of cooperation". The article may be of interest to educators who create digital textbooks and online courses.

Введение. В этом году исполнилось 50 лет созданию первой электронной книги и 25 -возникновению онлайн-образования [1]. Достаточный исторический срок, с тех пор информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и в систему образования. А в период пандемии СОУГО-19 и режима самоизоляции дистанционный формат уроков в школах стал всеобщим, поэтому использование электронных средств обучения является объективной профессиональной необходимостью для каждого учителя. По определению Е.С. Полат, «под дистанционными понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [2, с.19].

По нашему мнению, цифровые технологии являются мощным дополнительным

инструментом, повышающим качество и интенсивность учебного процесса. Они позволяют реализовать на практике выбор индивидуальной образовательной траектории каждому ученику и форм их персонализированного обучения. Но нельзя применять электронные средства обучения формально, ради отчётности или следования современному тренду. Правильно подобранные педагогом учебные задачи с их применением дают ученику возможность научиться действовать самостоятельно, развить свои знания и умения, добиваться успешного результата.

Мы предлагаем своё видение процесса разработки веб-версии учебника и создания онлайн-курса «История России. Подготовка к ЕГЭ». Более 5 лет лаборатория инновационных дидактических технологий (ЛИДТ) Школы В.Ф. Шаталова занимается цифровыми учебниками и использованием форм дистанционного обучения для школьников в сфере дополнительного образования. Для обеспечения равной доступности всех школьников к учебнику мы исходили из требований Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559, предъявляемых к электронным учебникам [3], в том числе наличие версий для трёх или более операционных систем, использование без подключения к сети Интернет (офлайн). Создание единого цифрового учебника с такими свойствами является непростой задачей с

технической точки зрения по разным причинам. Нам пришлось проектировать офлайновые учебники в разных программных продуктах. Учебники для Windows, Android и для Apple не являются равноценными из-за разных возможностей программного обеспечения. Учебники в формате PDF, ePub (для Windows, Android) не всегда корректно воспроизводят видео уроки и отображают вёрстку текста в зависимости от размера и разрешения экрана устройств, не имеют полной обратной совместимости с устаревшими версиями операционных систем и приложений, лишь частично поддерживают основные свойства мультимедийности и интерактивности, обладают значительно меньшим дидактическим функционалом и др.

Поэтому было принято решение одновременно разработать веб-версию нашего учебника и онлайн-курс, которые логически завершили создание электронного учебно-методического комплекса «История России. Подготовка к ЕГЭ». Он прошёл апробацию и экспериментальную проверку в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы. В своей статье Н.В. Гречушкина предлагает понимать под онлайн-курсом «вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный

образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных ИКТ и представляющий собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля» [4, с.127].

На принципиально важном, по нашему мнению, этапе концептуального проектирования [5, с.300] вырабатывается общий замысел, формируется образ будущей веб-версии нашего учебника и онлайн-курса. Мы определили, что они предназначены для дистанционной подготовки к ЕГЭ по истории России учеников 10 - 11-х классов на основе дидактических идей Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова. Они призывают учить всех детей одинаково качественно, быстро, гуманно и постоянно учиться нам самим (педагогам), в том числе и цифровым технологиям, и у своих учеников [6].

Итак, онлайн-курс представляет собой спланированные на 45 дней вебинары в синхронном сопровождении веб-версии нашего учебника для самостоятельной работы.

Онлайн-энциклопедия «Википедия» даёт следующее определение: «Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами» [7].

Цель обучения - за 15 занятий по 90 минут 3 раза в неделю повторно пройти весь школьный курс, научить наших учеников применять знания на практике. И самое главное, не бояться ЕГЭ, поэтому мы назвали его «История России без страха перед экзаменом». На основании накопленного опыта был спрогнозирован положительный результат обучения.

На подготовительном этапе проектирования (планирования) необходимо максимально точно определить структуру, содержание и форму учебного материала, которым наполняется онлайн-курс. Иначе не удастся избежать трудоёмкой, затратной по времени перекройки текста и многочисленных правок.

Веб-версия учебника и онлайн-курс разрабатывались на основе проверенного 10-летней практикой нашего печатного учебника и тех же принципов, что и офлайновые учебники: механизма понимания, законов эффективной

передачи информации, многократного вариативного повторения, инспекции знаний.

Результативность онлайн-курса в наибольшей степени определяется качеством текста учебника и устной речи ведущего преподавателя. Тексты школьных печатных учебников по общественным наукам, по нашему мнению, чрезмерны по длине и превышают объём одномоментного восприятия школьника, что осложняет их понимание и усвоение. Поэтому они малопригодны для дистанционного обучения и нуждаются в кардинальном сокращении. Тем более что работа школьника с экранным текстом регламентируется новыми санитарными правилами СП 2.4.3648-20, по причине возможных нарушений норм гигиены зрения [8].

Результаты. В качестве примера приведём текст, созданный для эксперимента в ЛИДТ Школы В.Ф. Шаталова по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва», который по сравнению с текстом из учебника «История России. 6 класс» под редакцией А.В. Торкунова короче более чем в 6 раз, а с текстом «Истории России. 6 класс» И.Н. Данилевского — в 3 раза. Отметим, что при сохранении всех основных смысловых единиц темы у нашего текста выше абсолютные показатели удобочитаемости.

Обобщённые результаты сравнения приведены в таблице 1.

Таблица 1. — Удобочитаемость текста по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Текст учебника 6-го класса Кол-во букв Кол-во слов Кол-во предложения Сред. длина слова (симв.) Доля длин. слов (>7 симв.), % Кол-во слов в среднем на предложение Кол-во сложн. слов Кол-во сложно соч. предложений

Торкунов А.В. 8434 1370 108 5,9 43 12,4 516 12

Данилевский И.Н. 3722 617 44 5,8 42 13,7 211 7

Школа Шаталова 1234 241 34 4,9 24 7,6 62 1

Сжимая текст и используя его визуальный образ в виде опорного конспекта к каждой теме, мы концентрируем внимание ученика на сущности исторического периода, на главных событиях и значимых личностях.

Их количество для продуктивного восприятия и запоминания не может превышать для среднего ученика числа Миллера - 7±2 [9, с.224]. Лаконичное устное изложение темы урока в онлайн-курсе и краткий текст веб-версии учебника облегчают работу механизма понимания и высвобождает учебное время для повторения в разных формах. Поняв и усвоив скелет курса, наш ученик далее может самостоятельно наращивать свои знания любыми

развёрнутыми учебными, научными и художественными текстами.

Первое занятие онлайн-курса (глава 1 веб-версии учебника) мы всегда начинаем с краткого содержания курса и его структуры, построенного на идее крупных блоков учебного материала (3 части, 13 глав) педагогики сотрудничества. Полное представление учеником предмета в целом является важным элементом механизма понимания. С показа опорного конспекта № 1 -схемы всего онлайн-курса и краткого напоминания о предыдущем периоде - мы начинаем каждое занятие. Таким образом, мы постоянно указываем ученикам их текущее местоположение в изучаемом предмете,

напоминаем ещё раз о прошлом материале и строим его прогноз к будущим темам.

Элементы механизма понимания работают незаметно, их эффективность замерить и оценить сложно. Но они, на наш взгляд, позволяют этому поколению школьников особенно легко ориентироваться в 13-вековой истории России после окончания курса. Часто ученики лучше запоминают не факты и не аргументы, а место, где находится необходимая информация. В конце каждого занятия мы вместе вспоминаем в различных формах пройденную тему и обязательно обозначим следующую на опорном конспекте главы 1.

На подготовительном этапе большое значение для авторов имеет функционал платформы, на котором будет размещён онлайн-курс. Выбор затруднён широким предложением бесплатных (без дополнительного сервиса) и платных ресурсов Webinar, We.Study, GetCourse, iSpring Market, Learme и др. От того, какие типы учебного контента возможно создавать, зависят дидактические возможности онлайн-курса.

Большое значение имеет наличие у платформы сервиса для проведения вебинаров. Помимо качественной двусторонней связи, важно знать, какие дидактические функции она поддерживает. Удерживать внимание учеников на протяжении всего дистанционного занятия сложно. Наибольшей популярностью пользуются вебинары длительностью 60 минут. В нашем случае мы использовали полезную функцию сервиса и поставили в начале курса на голосование вопросы о длительности вебинара и необходимости перерыва. Более 90% участников, к нашему удивлению, проголосовало за занятия продолжительностью 90 минут без перерыва. Результат в виде диаграммы был представлен для всеобщего ознакомления.

Теоретический материал занятия мы делим, как правило, на 2 - 3 блока и после каждого из них даём тестовое задание или проводим опрос (голосование). Паузы во время выполнения тестовых заданий и голосования мы заполняем тихой классической музыкой с возможным воздействием на наших учеников «эффекта Моцарта».

Чтобы оживить дистанционное занятие, необходимо периодически привлекать внимание учеников: открытыми программами и приложениями через демонстрацию рабочего стола, учебными видео с YouTube, задаём вопросы и просим отвечать в чате, подключаем участников к эфиру, зачитываем вопросы из чата вслух.

Поддерживать высокую познавательную активность в условиях дистанционного обучения возможно, опираясь на принципы педагогики сотрудничества: постоянной инспекции знаний (без выставления плохих оценок!), бесконфликтности, которые обеспечивают лучшее взаимодействие, постоянную обратную связь и психологический комфорт.

Практически все сервисы позволяют загружать или видеоуроки, или ссылки на них, презентации, тесты, но с разными возможностями и ограничениями. Каждой главе нашего учебника предшествует повествование в нескольких предложениях о ключевых событиях изучаемой темы, основанное на эффекте края Г. Эббингауза [10, с.259]. Оно подкрепляется размещёнными следом 2 - 3-минутными видео пояснениями смысла опорного конспекта. Презентации мы используем для создания словаря и галерей памятников культуры России к каждой теме онлайн-курса.

При разработке тестовых заданий на выбранной нами платформе возможно выбирать и применять: типы вопросов; время прохождения; способ оценки (ответы /баллы); количество попыток; показывать или нет результаты прохождения участнику; случайную выдачу вопросов.

Мы начинали с простых заданий закрытого типа, позволяющих определить степень усвоения главных событий изучаемого периода, так как стремились к тому, чтобы как можно больше учеников прошли экспериментальное обучение полностью. Весь курс сделан закрытым, то есть перейти к следующей теме возможно, только если ученик правильно ответил на не менее 67 - 70% вопросов. Итоговую оценку мы определили в 7 баллов из 10. По окончании курса платформа автоматически выдаёт сертификат ученику с его оценкой.

Важным критерием выбора платформы является способность поддерживать SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model -модель ссылок на совместно используемые объекты содержимого). «SCORM - это единый международный формат электронных курсов. Его можно сравнить со сводом технических правил или регламентом, который упрощает и стандартизирует процессы создания

дистанционного обучения» - так разъясняют значение этого термина специалисты сервиса We.Study [11]. Создавая изначально свой онлайн-курс в SCORM, возможно загружать его без потерь в содержании при переходе на любую другую платформу. В SCORM мы разработали более 60 игр 15 видов, по 3 - 5 к каждой теме

онлайн-курса и включали их в конце каждого домашнего задания.

Не менее значимой является функция аналитики сервиса, которая помогает оценивать эффективность вебинаров и самостоятельной работы учеников. Она позволяет узнать историю посещений участниками, их активность и результаты во время занятия, смотрят ли онлайн-записи, пользуются ли они презентациями или только пролистывают главу веб-версии учебника. Мы можем видеть динамику прохождения курса за разные периоды времени, личные показатели каждого ученика, какие тестовые задания слишком простые или сложные, после каких тем уходит больше всего участников, как они оценивают контент и какие отзывы оставляют. Всю эту информацию система платформы сообщает преподавателю конфиденциально и экономит время для рефлексии, соответствующих выводов, самокорректирующих действий и совершенствования содержания обучения.

В ленте новостей возможно отправить сообщения, выложить дополнительные задания всей группе или индивидуально каждому ученику и даже назначить очные занятия, если позволяют обстоятельства. Без них, на наш взгляд, без личного контакта, живого взаимодействия, общения учителя и учеников получить качественное и гармоничное образование невозможно, даже с применением в обучении искусственного суперинтеллекта.

По окончании онлайн-курса мы оставляем открытый доступ ко всем его материалам для многократного вариативного повторения нашими учениками, как веб-версию учебника «История России. Подготовка к ЕГЭ» ЛИДТ Школы В.Ф.

Шаталова. В развитии курса логичным продолжением и отдельным модулем может выступить серия вебинаров «Культура России в заданиях ЕГЭ?».

Заключение.

1. Проблема совместимости офлайновых учебников с различными операционными системами диктует необходимость разработки веб-версий учебников для их равной доступности всем ученикам. Создавать их выигрышно сразу в SCORM параллельно с собственным онлайн-курсом, решая несколько задач одновременно.

2. Современные интернет-платформы для дистанционного обучения обладают разнообразными техническими возможностями, которые в сочетании с очными занятиями открывают учителю широкий простор для творчества в рамках смешанного обучения. Но без опоры на законы психологии восприятия и идеи «Педагогики сотрудничества» при разработке и проведении онлайн-курса сложно получить желаемый конечный результат.

3. Краткий и лаконичный текст цифрового учебника определяет эффективность всего онлайн-курса. Мы на одном примере продемонстрировали возможность сокращения текста школьного учебника по Истории России в 3 - 7 раз с сохранением всех основных смысловых единиц темы и лучшей удобочитаемостью. В ЛИДТ Школы В.Ф. Шаталова продолжается эксперимент, который по нашей гипотезе должен показать существенную разницу в усвоении учениками текстов разного размера с одним содержанием.

Литература:

1. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Зарубежный опыт [Электронный ресурс] / А.И. Яковлев. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/ тй^с/ета&га1/БРА/Ьсе6д4452ае1саа.0с3256с4а00525

зао]

2. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 2005. - № 5. - С. 18-22.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70746908/

4. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация / Н.В. Гречушкина // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - C. 125-132.

5. Камалеева А.Р., Слепушкин В.В. Алгоритм проектирования цифрового учебника в сфере дополнительного образования / А.Р. Камалеева, В.В. Слепушкин // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - Ульяновск: Зебра, 2020. - C. 299-303.

6. Манифест «Педагогика сотрудничества» [Электронный ресурс] // Учительская газета. 18.10.1986. - Режим доступа: http://freeschool.education/wp-content/uploads/2020/04/1986-g. -Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf

7. Онлайн-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИрБУ/ги.таМре&а.ог^'тоН/Веб-конференция

8. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371 594/a87d3709aa01857b67d2d04477b1d8458572e62e/

9. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию / Дж. Миллер // Инженерная психология. - М.: Прогресс, 1964. - С. 192-226.

10. Эббингауз Г. О памяти / Г. Эббингауз // Основы психологии. - СПб., 1912. - С. 243-262.

11. Сайт We.Study [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://we.study/blog/scorm

References:

1. Yakovlev A.I. Information and communication technologies in education. Foreign experience [Electronic resource] / A.I. Yakovlev. - Access mode: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1 cad0c3256c4d005253d0]

2. Polat E.S. Organization of distance learning in the Russian Federation / E.S. Polat // Informatics and Education. - 2005. - № 5. - P. 18-22.

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 8, 2014 No. 1559 "On amendments to the Procedure for the formation of a federal list of textbooks recommended for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education, approved by order of the Ministry education and science of the Russian Federation from September 5, 2013 No. 1047 "[Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746908/

4. Grechushkina N.V. Online course: definition and classification / N.V. Grechushkina // Higher education in Russia. - 2018. - № 6. - P. 125-132.

5. Kamaleeva A.R., Slepushkin V.V. Algorithm for designing a digital textbook in the field of additional education / A.R. Kamaleeva, V.V. Slepushkin // Actual

problems of modern education: experience and innovations. - Ulyanovsk: Zebra, 2020. - P. 299-303.

6. Manifesto "Pedagogy of cooperation" [Electronic resource] // Teachers' newspaper. 10/18/1986. - Access mode: http://freeschool.education/wp-content/uploads/2020/04/1986-g. -Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf

7. Online encyclopedia "Wikipedia" [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Webconference

8. Sanitary and epidemiological requirements for the organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371 594/a87d3709aa01857b67d2d04477b1d8458572e62e/

9. Miller J. The magic number seven, plus or minus two. On some limits of our ability to process information / J. Miller // Engineering psychology. - M.: Progress, 1964. -S. 192-226.

10. Ebbinghaus G. About memory / G. Ebbinghaus // Fundamentals of psychology. - SPb., 1912. - S. 243-262.

11. Website We.Study [Electronic resource]. - Access mode: https://we.study/blog/scorm

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Камалеева Алсу Рауфовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: kamaleyeva_kazan@mail.ru

Слепушкин Виктор Владимирович (г. Москва, Россия), Руководитель проекта «Инструменты электронного обучения», Лаборатория инновационных дидактических технологий (ЛИДТ) (школа В.Ф. Шаталова), преподаватель, e-mail: vvslepushkin@icloud.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.