DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-187-56-64 УДК 36+378
Дидактический контур формирования способности к разработке показателей эффективности проектов как элемента управленческой культуры будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности
Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО, Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374, e-mail: [email protected]
Didactic outline of the formation of ability to develop project performance indicators as an element of the management culture of the future specialist in the field of social and pedagogical activity
Raisa M. KULICHENKO, Anastasia A. DRUZHININA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374, e-mail: [email protected]
Аннотация. Обоснована актуальность дидактического проектирования программ социально-педагогического образования, нацеленных на формирование способности к разработке показателей эффективности проектов как элемента управленческой культуры будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности. Отмечено, что современная социальная ситуация требует изменений в сфере социально-педагогической деятельности как инструменте гуманизации общества, основе реализации стратегий, проектов и программ государственной политики в отношении детства, а следовательно, меняются направления высшего образования специалистов в сфере социально-педагогической деятельности. Показана необходимость реализации образовательного модуля, направленного на развитие компетенции в области определения (формулирования) количественных и качественных результатов проектов. Обосновано, что одним из элементов управленческой культуры специалистов в сфере социально-педагогической деятельности является определение (формулирование) количественных и качественных результатов. Охарактеризовано понятие «управленческая культура специалиста в сфере социально-педагогической деятельности». Управленческая культура специалиста в сфере социально-педагогической деятельности является стратегическим ресурсом развития профессионала. Представлены основные трактовки понятия «эффективность», показано, что формирование адекватного механизма оценки эффективности невозможно без правильного подбора, точной формулировки показателей эффективности. Рассмотрены этапы разработки показателей эффективности социальных проектов. Рассмотрены компоненты образовательного модуля «Количественные и качественные показатели результативности социального проекта». Представлены данные входного анкетирования студентов.
Ключевые слова: дидактический контур; социально-педагогическое образование; управленческая культура; специалист в сфере социально-педагогической деятельности; квали-метрическая компетентность; показатели эффективности проектов
Для цитирования: Куличенко Р.М., Дружинина А.А. Дидактический контур формирования способности к разработке показателей эффективности проектов как элемента управленческой культуры будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 187. С. 56-64. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-56-64
56
© Куличенко Р.М., Дружинина А.А., 2020
Abstract. We substantiate the relevance of didactic design of social and pedagogical education programs aimed at formation of ability to develop project performance indicators as an element of the management culture of a future specialist in the field of social and pedagogical activity. It is noted that the modern social situation requires changes in the sphere of social and pedagogical activity as an instrument of humanization of society through the implementation of strategies, projects and programs of state policy on childhood, and, therefore, changing direction of higher education of specialists in the field of social and pedagogical activity. We show the necessity of implementing an educational module aimed at developing competence in the field of determining (formulating) quantitative and qualitative results of projects. It is proved that one of the elements of the management culture of specialists in the field of social and pedagogical education is the definition (formulation) of quantitative and qualitative results. The concept of "managerial culture of a specialist in the sphere of social and pedagogical education" is characterized. The management culture of a specialist in the field of social and pedagogical education is a strategic resource for the development of a professional. We present the main interpretations of the concept of "efficiency", show that the formation of an adequate mechanism for evaluating efficiency is impossible without the correct selection and accurate formulation of performance indicators. The stages of development of social project performance indicators are considered. The components of the educational module "Quantitative and qualitative indicators of social project performance" are considered. The data of the entrance survey of students are presented.
Keywords: didactic outline; social and pedagogical education; management culture; specialist in the field of social and pedagogical activity; qualimetric competence; project performance indicators
For citation: Kulichenko R.M., Druzhinina A.A. Didakticheskiy kontur formirovaniya sposobnos-ti k razrabotke pokazateley effektivnosti proyektov kak elementa upravlencheskoy kul'tury bu-dushchego spetsialista v sfere sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Didactic outline of the formation of ability to develop project performance indicators as an element of the management culture of the future specialist in the field of social and pedagogical activity]. Vestnik Tambovsko-go universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 56-64. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-56-64 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Социально-педагогическая деятельность призвана оказать педагогическую поддержку и сопровождение процессов социальной адаптации, социального функционирования и развития личности в течение всей жизни, особенно в ней нуждаются наименее защищенные категории населения, прежде всего, дети.
Современная социальная ситуация требует изменений в сфере социально-педагогической деятельности и социально-педагогическом образовании как инструментах гуманизации общества, основах реализации стратегий, проектов и программ государственной политики в отношении семьи, детства и молодежи.
В условиях нынешней ситуации в образовательном пространстве становится актуальным и необходимым выстраивать и совершенствовать профессиональную деятельность руководителя, специалистов, работающих с семьями и детьми, повышать их уровень управленческой культуры, исполь-
зовать достижения педагогической и психологической науки [1, с. 266].
В современных условиях от качества социально-педагогического образования как подготовки специалистов в сфере социально-педагогической деятельности зависит уровень и качество жизни населения страны. Важными становятся исследования перспективных направлений подготовки специалистов в сфере социально-педагогической деятельности. Одним из таких перспективных направлений является формирование управленческой культуры будущих профессионалов и ее компонентов.
Центр образовательных разработок бизнес-школы Сколково сделал обзор десяти ключевых тенденций преобразований в образовательной сфере, в том числе сделал акцент на том, что «обучение студентов реальным практическим навыкам поможет им в дальнейшем трудоустройстве, а также позволит повысить профессиональную квалифи-
кацию»1. А способность к разработке показателей эффективности проектов, как элемента управленческой культуры, является важным практическим навыком в деятельности будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности.
Важность приобретает дидактическое проектирование как вид деятельности преподавателя, предполагающий концептуальное осмысление дидактического контура на основе смыслового целеполагания образовательных, учебных программ в системе высшего социально-педагогического образования, на основе перспективных тенденций. Дидактический гибкий контур является также началом осмысления содержательного компонента в разработке учебных дисциплин, модулей, формирующих индикативные результаты образовательной деятельности. К таким результатам относим индикаторы управленческой культуры будущих специалистов в социально-педагогической области.
Согласны с С.М. Куницыной и С.И. Красновой в том, что «в настоящее время становится очевидным, что именно уровень развития управленческой культуры руководителя определяет эффективность функционирования организации» [2, с. 31].
С.И. Краснова трактует «управленческую культуру <...> как интегративное образование, затрагивающее все качества личности, включая определенный уровень теоретических знаний, практических умений и навыков по реализации управленческих решений на основе соблюдения норм морали и нравственности» [3, с. 80]. А оценка качества исполнения управленческих решений не возможна без определения основных показателей эффективности.
С.В. Хусаинова и Е.Л. Краснова рассматривают «управленческую культуру руководителя образовательной организации как эволюционирующее, интегративное личностное качество, целостность развития которого обеспечивается системой технологий, реализующихся на каждом этапе непрерывной профессиональной подготовки» [4, с. 240]. Соответственно, управленческую культуру важно и необходимо формировать на каждом
1 10 трендов будущего образования. URL: https:// trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obraz-ovaniya/ (дата обращения: 31.01.2019).
этапе непрерывной профессиональной подготовки.
При разработке дидактического контура учебных программ будем рассматривать управленческую культуру специалиста в сфере социально-педагогической деятельности как «ресурс социальных инноваций и ценностный ресурс личности, способствующий эффективной реализации управленческих функций в решении стратегических и тактических задач профессиональной деятельности» [5, с. 111].
Нет никаких сомнений в том, что управленческая культура зависит от способности сделать грамотный выбор средств достижения эффективности и результативности, к которым стремится организация, осуществляющая социально-педагогическую деятельность. Эта способность базируется на квали-метрической компетентности. Н.В. Гарашки-на отмечает: «Квалиметрическая компетентность <...> включает в том числе понимание показателей, эталонов и критериев качества социальной сферы» [6]. Таким образом, важным компонентом квалиметрической компетентности профессионалов социальной сферы является разработка показателей эффективности.
Деятельность большинства современных организаций, работающих в сфере социально-педагогической деятельности, включая образовательные организации, построена на проектном подходе.
Система мониторинга и оценки эффективности социальных проектов играет важную роль в управлении проектами, поскольку она предоставляет информацию, необходимую для принятия решений и действий. Показатели эффективности работы (как количественные, так и качественные) позволяют и способствуют открытой и прозрачной коммуникации между людьми, ведущей к улучшению сотрудничества и организационной эффективности.
М. Престон (M. Preston) выделил следующие области влияния лидера, в том числе лидера в социальной сфере, лидер должен быть: проводником изменений (Leading Change); проводником в контексте (Leading in Context); проводником людей (Leading
People) и проводником результатов (Leading for Results)2.
Данные подходы применимы в контексте развития непрерывного социального образования лидера, специалиста в сфере социально-педагогической деятельности. Согласны с Н.В. Гарашкиной, что «результатом социального образования должны быть не только знания, но и способность человека оценивать, анализировать, предвидеть последствия социального развития» [7].
Для того чтобы специалисту в сфере социально-педагогической деятельности быть лидером во всех областях (проводником изменений, проводником в контексте, проводником людей, проводником результатов), необходимо уметь разрабатывать (формулировать) количественные и качественные показатели эффективности деятельности организации, результативности проекта.
Специалисты социально-педагогической деятельности - педагоги, социальные работники, воспитатели, руководители социально-педагогических служб активно реализуют проектный подход, конструируют социальные проекты, осуществляют и оценивают их.
Цель оценки проекта и организационной эффективности заключается в определении успеха проекта; понимании процессов, происходящих в организации; подтверждении и проверке удовлетворения потребностей; для того, чтобы показать, что произошли запланированные улучшения. Существуют различные трактовки понятия «эффективность», рассмотрим их подробнее (рис. 1) [8].
Таким образом, формирование адекватного механизма оценки эффективности невозможно без правильного подбора, точной формулировки показателей эффективности, результативности социально-педагогической деятельности. Показатели эффективности играют важную роль в качестве ключевого показателя эффективности организации, проекта в отношении выявленных, требуемых и согласованных стратегических целей. Без ключевых показателей эффективности невозможно определение успеха организаций, проектов и проектной деятельности.
Однако отсутствует единый научно-обоснованный механизм выбора показателей и инструментария для оценки эффективности
2 URL: https://socialworkmanager.org/2017-confer-ence-presentations/ (дата обращения: 31.01.2019).
организаций, социальных проектов в сфере социально-педагогической деятельности. Тем не менее ключевые показатели эффективности должны быть четко определены, достижимы и поддаваться оценке в соответствующей форме и в рамках определенных параметров для того, чтобы быть полностью пригодным для данной организации проекта. Необходимо учитывать, что в социальной сфере выделяют экономическую и социальную эффективность.
Для организаций и проектов в сфере социально-педагогической деятельности важно наличие социального эффекта.
Социальный эффект - это вид, форма и содержание произошедшего социального изменения. Социальные последствия - это изменения одного или нескольких из следующих факторов: образа жизни людей (социальный бекграунд); культуры (культурный потенциал); среды (экологический ландшафт); здоровья и благополучия (социальное здоровье) и др. [9].
Показатели следует разрабатывать как можно раньше - предпочтительно на этапах концептуализации или концептуального планирования проекта. Однако важно учитывать, что в ходе реализации проекта могут появляться дополнительные индикаторы.
Все лица, участвующие в планировании, осуществлении и анализе социального эффекта, должны быть вовлечены в разработку показателей.
Для формирования способности к разработке показателей эффективности проектов, как элемента управленческой культуры будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности, важно учитывать этапы разработки показателей эффективности социальных проектов. Рассмотрим их подробнее.
Этап 1 - сбор идей: отправной точкой для разработки показателей эффективности является цель и задачи проекта. Необходимо решить, как можно доказать, что цель проекта достигнута. На этом первом этапе главное -собрать идеи, не обсуждая их. При обобщении идей можно использовать следующую таблицу (табл. 1).
Важным является использование признанных в отрасли стандартных показателей. Они, как правило, измеряются методами, которые хорошо разработаны и протестированы.
Рис. 1. Определение понятия «Эффективность»
Таблица 1
Соотнесение целей и показателей проекта
Цель Показатель
Социальное сопровождение безработной молодежи Число участников учебных занятий Количество молодых людей, имеющих работу в течение шести месяцев после участия в проекте, и др.
Другим ключевым преимуществом является то, что стандартные показатели можно сопоставлять по времени, месту и проектам. Также общепризнанные в сфере социально-
педагогической деятельности показатели способствуют укреплению доверия и легитимности среди заинтересованных сторон.
Также на этом этапе важно определить основные информационные потребности и ожидания заинтересованных сторон.
Примерами ключевых заинтересованных сторон могут являться:
- клиенты социально-педагогических служб;
- доноры;
- менеджеры проекта;
- участники проекта;
- партнеры;
- правительство и местные органы власти3.
Этап 2: структурирование и уточнение идей: идеи консолидируются, принимаются или отклоняются по мере необходимости.
Некоторые цели и задачи проекта могут быть зафиксированы с помощью одного показателя, например, с использованием количественных характеристик. Примером может служить число молодых людей, трудоустроенных после участия в проекте. Напротив, для достижения более сложных целей проекта обычно требуется больше показателей, зачастую опирающихся одновременно на качественные и количественные показатели4.
На этом этапе также важно определение баланса количественных и качественных данных.
Количественные данные объясняют то, что изучается цифрами. Количественные методы, как правило, используют структурированные подходы, которые обеспечивают точные данные, которые могут быть статистически проанализированы и воспроизведены для сравнения.
Качественные данные объясняют то, что изучается словами. Качественные методы используют полуструктурированные методы для обеспечения глубокого понимания отношений, убеждений, мотивов и поведения.
Количественные данные часто считаются более объективными и менее предвзятыми, чем качественные данные, поскольку качественные данные не являются точными в измерении и обобщении, а также есть сложности в их сравнении. Однако количественные методы, как правило, исключают объяснения респондентов, почему что-то произошло и как респонденты к этому относятся5.
Этап 3: разработка и выбор показателей.
3 Руководство по мониторингу и оценке проектов/программ (Project/programme monitoring and evaluation (M&E) guide). URL: http://www.ifrc.org/Global/ Publications/monitoring/IFRC-ME-Guide-8-2011.pdf (дата обращения: 31.01.2019).
4 URL: http://www.social-impact-navigator.org/im-pact-analysis/indicators/target-values/ (дата обращения: 31.01.2019).
5 Руководство по мониторингу и оценке проектов/программ (Project/programme monitoring and evaluation (M&E) guide). URL: http://www.ifrc.org/Global/Pub-
lications/monitoring/IFRC-ME-Guide-8-2011.pdf (дата обращения: 31.01.2019).
Научно-практическим сообществом выработаны следующие общие критерии отбора показателей эффективности проекта, в том числе в сфере социально-педагогической деятельности:
1) соотнесенность с целями и задачами программы или проекта - показатели должны быть целесообразны;
2) важность для организации, проекта -показатели должны быть значимыми;
3) доступна для понимания - показатели должны быть понятны;
4) возможность сбора достоверных данных для расчета показателей - показатели должны быть достоверны, точны и надежны;
5) соотнесенность с затратами - показатели должны быть экономичны;
6) показатели должны полно отражать эффективность организации и проекта - показатели должны быть полны.
Также для выбора важно, что для каждой цели или задачи присваивается по крайней мере один показатель.
Для проведения оценки также необходимо собрать также исходные данные. Исходные данные предоставляют информацию о первоначальной ситуации до начала проекта. Без базовых показателей невозможно определить, был ли достигнут прогресс или какие результаты были достигнуты вашим проек-том6.
В региональных образовательных системах усиливается ориентация на «расширение набора курсов для гибкого конструирования учебных планов по запрашиваемым направлениям» [10, с. 8].
Результаты проведенного исследования послужили основой для дидактического контура как основы проектирования образовательного модуля «Количественные и качественные показатели результативности социального проекта», который включал следующие темы: Эффективный проект. Цепочка социальных результатов как стандарт планирования и оценки. Построение системы измерения эффективности деятельности. Этапы создания системы. Возможные элементы системы оценки эффективности. Методы сбора данных. Данные из администра-
6 URL: http://www.social-impact-navigator.org/im-pact-analysis/indicators/target-values/ (дата обращения: 31.01.2019).
тивной отчетности. Опросы клиентов. Наблюдение. Экспертные методы.
В ходе входного анкетирования, проведенного со студентами направления «Социальная работа (бакалавриат)» (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг.), до реализации образовательного модуля большинство респондентов (89 %) отмечали, что разрабатывать показатели необходимо на этапе оценки эффективности проекта, рефлексии. Также 94 % опрошенных затруднялись при формулировании качественных показателей эффективности социального проекта (был сформулирован один и менее показателей), 61 % студентов сформулировали менее 2 количественных показателей эффективности социального проекта.
При этом респонденты отмечают, что определение (формулирование) количественных и качественных результатов социального проекта является важным для будущей профессиональной деятельности специалистов в сфере социально-педагогической деятельности (100 % опрошенных). 94 % респондентов отмечают, что определение (формулирование) количественных и качественных результатов социального проекта является элементом управленческой культуры специалистов в сфере социально-педагогической деятельности.
Таким образом, считаем, что при проектировании программ высшего образования
специалиста в сфере социально-педагогической деятельности необходимо концептуализировать дидактический контур на основе тенденций в социальной сфере. Целеполага-ние высшего образования должно учитывать направление формирования управленческой культуры как стратеги-ческого ресурса развития профессионала. Дидактический гибкий контур обеспечивает разработку учебных дисциплин, модулей, развивающих один из индикаторов управленческой культуры специалистов в сфере социально-педагогической деятельности - способность к разработке показателей эффективности проектов как элемента определения количественных и качественных результатов проекта, в нашем исследовании на примере результатов социального проекта. Успешность реализации образовательного модуля связана с развитием прикладной квалиметрической компетенции в области определения количественных и качественных результатов проектной деятельности как базы управленческой культуры студентов как будущих ее проводников в эффективной работе с детьми, семьями и молодежью, нацеленной на улучшение образа жизни людей, повышение культурного потенциала их среды (социально-экологический ландшафт); благополучия человека и общества (социальное здоровье).
Список литературы
1. Хоружий С.М. Понятие управленческой культуры руководителя образовательного учреждения в условиях современных социальных процессов // Идеи В.А. Сухомлинского в теории и практике (К 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 266-269.
2. Куницына С.М., Краснова С.И. Развитие управленческой культуры руководителя общеобразовательной организации: эффективные подходы // Человек. Социум. Общество. 2018. № 1. С. 31-36.
3. Краснова С.И. Развитие компонентов управленческой культуры руководителей общеобразовательных организаций // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 80-84.
4. Хусаинова С.В., Краснова Е.Л. Развитие управленческой культуры руководителя образовательной организации // Целевая подготовка кадров: направления, технологии и эффективность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2019. С. 237-240.
5. Дружинина А.А. Формирование управленческой культуры специалистов социальной сферы: зарубежный опыт // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 15 Междунар. науч.-практ. Internet-конф. Тамбов, 2019. С. 288-292.
6. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Квалитология и квалиметрия в социальной работе. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 183 с.
7. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-100.
8. Рождественская Н.В., Богуславская С.Б., Боброва О.С. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2016. 168 с.
9. Vanclay F. International principles for social impact assessment // Impact Assessment and Project Appraisal. 2003. Vol. 21 (1). P. 5-11.
10. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. № 5-6 (157-158). С. 7-18. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18
References
1. Khoruzhiy S.M. Ponyatie upravlencheskoy kul'tury rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v uslo-viyakh sovremennykh sotsial'nykh protsessov [The concept of management culture of the head of an educational institution in the context of modern social processes]. Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencee «Idei V.A. Sukhomlinskogo v teorii i praktike (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosyapedagoga-gumanista V.A. Sukhomlinskogo)» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Ideas of V.A. Sukhomlinsky in Theory and Practice (To the 100th Anniversary of Birth of the Outstanding Humanist Teacher V.A. Sukhomlinsky)"]. Cheboksary, 2018, pp. 266-269. (In Russian).
2. Kunitsyna S.M., Krasnova S.I. Razvitie upravlencheskoy kul'tury rukovoditelya obshcheobrazovatel'noy organizatsii: effektivnye podkhody [The development of the management culture of the head of the educational organizations: effective approaches]. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo [Person. Society. Community], 2018, no. 1, pp. 31-36. (In Russian).
3. Krasnova S.I. Razvitie komponentov upravlencheskoy kul'tury rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Developing the components of management culture among heads of general education organizations]. Initsiativy XXI veka - Initiatives of the XXI Century, 2018, no. 3-4, pp. 80-84. (In Russian).
4. Khusainova S.V., Krasnova E.L. Razvitie upravlencheskoy kul'tury rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii [Development of the management culture of the head of the educational organization]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencee «Tselevaya podgotovka kadrov: napravleniya, tekh-nologii i effektivnost'» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Targeted Training of Personnel: Directions, Technologies and Efficiency"]. Kazan, 2019, pp. 237-240. (In Russian).
5. Druzhinina A.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury spetsialistov sotsial'noy sfery: zarubezhniy opyt [Formation of management culture of specialists in the social sphere: foreign experience]. Materialy 15 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy Internet-konferentsee «Lichnostnoe i professional'noe razvitie bu-dushchego spetsialista» [Proceedings of the 15th International Scientific and Practical Internet-Conference "Personal and Professional Development of a Future Specialist"]. Tambov, 2019, pp. 288-292. (In Russian).
6. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Kvalitologiya i kvalimetriya v sotsial'noy rabote [Qualitology and Qua-limetry in Social Work]. Moscow, "Urait" Publ., 2020, 183 p. (In Russian).
7. Garashkina N.V. Sistema vuzovskoy podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak komponent sot-sial'nogo obrazovaniya [System of university preparation of future social workers as component of social education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 91-100. (In Russian).
8. Rozhdestvenskaya N.V., Boguslavskaya S.B., Bobrova O.S. Otsenka effektivnosti proektov nekommer-cheskikh organizatsiy, sotsial'nogo predprinimatel'stva i grazhdanskikh initsiativ [Evaluation of the Project Performance of Non-Profit Organizations, Social Entrepreneurship and Civil Initiatives]. St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., 2016, 168 p. (In Russian).
9. Vanclay F. International principles for social impact assessment. Impact Assessment and Project Appraisal, 2003, vol. 21 (1), pp. 5-11.
10. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Y. Kontseptsiya razvitiya Pedagogicheskogo instituta Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [The concept of pedagogic institute development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, no. 5-6 (157-158), pp. 7-18. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18. (In Russian).
Информация об авторах
Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
Поступила в редакцию 13.02.2020 г.
Поступила после рецензирования 12.03.2020 г.
Принята к публикации 22.05.2020 г.
Information about the authors
Raisa M. Kulichenko, Doctor of Pedagogy, Professor, Scientific Advisor of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: raisa_kulichenko @mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Anastasia A. Druzhinina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
Received 13 February 2020 Reviewed 12 March 2020 Accepted for press 22 May 2020