Научная статья на тему 'Дидактические возможности использования Интернета'

Дидактические возможности использования Интернета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1290
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности использования Интернета»

С.В. Николаева, РГПУ им. А.И. Герцена

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА

Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникационной сетью Интернет в педагогическом процессе, несомненно, является инновационной технологией. Но для того, чтобы правильно применять весь спектр возможностей, открывшихся с появлением во многих образовательных заведениях доступа к сети, необходимо правильно представлять себе дидактические возможности, достоинства и ограничения новой технологии. На современном этапе в нашей стране практическое применение как компьютерных технологий вообще, так и возможностей Интернета находится на начальном этапе. Причин тому несколько.

Во-первых, это общая компьютерная безграмотность педагогов, особенно старшего поколения. Преодолеть её достаточно сложно ввиду необходимости длительного «общения с компьютером», играющим важную роль на начальных этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с весьма высокой ценой компьютера средний педагог такой возможности лишён. Не способствует решению этой проблемы и неполная, односторонняя компьютерная грамотность молодого поколения, сводящаяся зачастую лишь к умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем случае набрать и распечатать текст.

Во-вторых, это репутация Интернета в среде педагогов и родителей как источника рефератов, сочинений, самостоятельных работ, к которым сам ученик не прикладывает труда. Кроме того, ресурсы антигуманной и связанной с насилием тематики имеются в свободном доступе, сводя на нет усилия педагогов и родителей по ограничению контакта с подобной информацией в жизни.

Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Основные услуги сети можно разбить на три большие группы: вещательные; интерактивные; поисковые.

Базовыми дидактическими свойствами Интернета являются высокая скорость передачи информации; двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность; возможность работы с гипертекстом и мультиме-

диа; обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информацией.

Одним из перспективных направлений в работе преподавателей являются Интернет-уроки. Их привлекательность заключается в следующем: структура уроков, несмотря на различие тем и разный подход к подаче материала, узнаваема и общепризнанна сегодня преподавателями иностранного языка во всём мире; представленный материал можно использовать как самостоятельный, например, на уроках по переводу, страноведению, так и вспомогательный при изучении плановых тем и составлении сообщений по темам устной речи; уроки можно тиражировать и использовать бесплатно, что немаловажно сегодня при высоких ценах на все аутентичные пособия.

Интернет-уроки позволяют решать следующие дидактические задачи:

- оказание учебно-методической помощи и информационной поддержки учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании преподавателем таких педагогических технологий, как метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса;

- предоставление услуг для получения образования людям с ограниченными возможностями, а также предпочитающим домашнее обучение по религиозным и этнокультурным соображениям, получение образования или изучение одного или нескольких предметов базового учебного плана дистанционно;

- мультимедийная поддержка урока с целью реализации дидактического принципа наглядности (иллюстративный материал — интерактивы, лекции);

- оказание методической помощи преподавателю в учете и контроле усвоенного объема учебной информации, молодым специалистам в конструировании плана урока, использовании мультимедийных средств обучения.

Интернет-урок позволяет решать следующие методические задачи: формирование умения и навыков критического мышления в условиях

работы с большими объемами информации; навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий; навыков самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся.

В современных условиях общество ставит перед государством и педагогическим сообществом задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни с учетом его интересов, способностей и потребностей. При этом нужно обеспечить его подготовку к жизни в условиях быстрой смены информационных потоков, к возможной смене профессии, к активной, самостоятельной деятельности, к общению с людьми, принадлежащими к различным социокультурным слоям, к быстрой адаптации в новых условиях деятельности.

Необходимость обучения и переобучения уже в ближайшем будущем большого количества работников различных специальностей повлекла за собой появление такой новой формы образования, как дистанционное обучение, под которым понимается разновидность заочного обучения, предусматривающая активный обмен информацией между всеми участниками и использующая в максимальной степени современные средства информационных технологий.

Практически во всех ведущих вузах России уже существуют формы дистанционного обучения. За последние 3—4 года стали появляться различные дистанционные курсы для желающих получить среднее специальное, высшее образование или повысить свою квалификацию. Вместе с тем широкое развитие дистанционного обучения затруднено, что выражается, прежде всего, в том, что:

1 .Большинство дистанционных курсов, по сути, ничем не отличаются от традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между преподавателями и обучающимися, проводятся обязательные очные сессии и т.п.).

2. Дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными, практически отсутствуют подготовленные специалисты — кураторы учебных групп и координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой организации работы.

3. Затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими подобными зарубежными системами.

Специалистов такого широкого профиля можно и нужно готовить в рамках системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. При этом возможен одновременный охват большого количества обучаемых. Однако необходимо учесть, что перечисленные достоинства казалось бы можно легко нивелировать простым вопросом: зачем усложнять общение между учителем и учеником, ставя между ними компьютер, зачем вводить столько искусственности в процесс обучения? Заменить нормальную коммуникацию Интернет никогда не сможет и не имеет своей целью. Но происходящие в личности изменения, связанные с включением в виртуальное общение, порой очень полезны. Многие реагируют на частичную деперсонализацию общения раскрепощением, открытостью, более спокойным отношением к критике. Замечание преподавателя, высказанное на всю аудиторию, и замечание, прочитанное на экране монитора, — не одно и то же. Многолетние исследования виртуального общения показали, что безэмоциональность электронных писем мнимая, человек учится ловить нюансы слов, выражений, читать настроение пишущего между строк и самому вкладывать в сухие слова больше эмоций.

Не стоит и преувеличивать значение Интернет-технологий в учебном процессе, так как перекос системы (в том числе и образовательной) в одном направлении уменьшает её стабильность, ухудшает эффективность. Мера и сбалансированность во всём — залог успешной учебно-воспитательной работы.

Литература

1.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2001.

2.Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. — М., 2000.

3.Бухаркина М.Ю Виртуальная школа, http://vschool.ru.

4. Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах, http:// www.iet.mesi.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.