Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы / студент / интернет / информационные технологии / electronic educational resources / student / Internet / information / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Р. Магомедалиева, Г.Г. Исаева, Л.Ш. Гамидов

В статье рассмотрена возможность использования электронных образовательных ресурсов в обучении как новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс». Также изложены причины, побуждающие преподавателей использовать информационные и телекоммуникационные технологий в обучении, отмечены возможности использования платформы LMS Google Classroom и ее сервисов для организации образовательного процесса обучения как альтернативы платформы Moodle. Выявлено, что платформа LMS Google Classroom и ее сервисы могут эффективно использоваться для организации образовательного процесса обучения студентов, включающей планирование развития личности учащихся, внедрение передовых педагогических технологий, применение накопительной системы оценивания (портфель достижений), применение проектной деятельности, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся в ходе взаимодействия с преподавателем и группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TRAINING STUDENTS

The article discusses the possibility of using electronic educational resources in teaching as new promising teaching technologies, which, according to many researchers, should include the inverted classroom technology. The reasons for encouraging teachers to use information and telecommunication technologies in teaching are also stated, the possibilities of using the LMS Google Classroom platform and its services for organizing the educational process of teaching as an alternative to the Moodle platform are noted. It is revealed that the LMS Google Classroom platform and its services can be effectively used to organize the educational process of teaching students, includes planning for student personal development, the introduction of advanced pedagogical technologies, the application of a cumulative assessment system (student’s achievement portfolio), application of project activities, meeting the individual educational needs of students in the interaction with the teacher and the group.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ»

10. Zaporozhec A.V., Venger L.A., Zinchenko V.P, Ruzskaya A.G. Vospriyatie i dejstvie. Moskva, 1967.

11. Rymchuk N.S. Pal'chikovye igry irazvitie melkojmotoriki. Rostov-na-Donu: Vladis, 2008.

12. Kandaeva N.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana v 'esteticheskom vospitanii i tvorcheskom razvitii mladshih Shkolnikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 207 - 209.

13. Kandaeva N.A., Bachieva 'E.Yu. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe priobscheniya k kul'ture i iskusstvu rodnogo kraya. Izvestiya DGPU. 2012: 33 - 37.

14. Koldina D.N. Lepka s det'mi 5 - 6 let. Konspekty zanyatij. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 06.11.20

УДК 378

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: muminatroma@list.ru

Isaeva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: xanum_isaeva@mail.ru

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: Gls2209@yandex.ru

DIDACTIC POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TRAINING STUDENTS. The article discusses the possibility of using electronic educational resources in teaching as new promising teaching technologies, which, according to many researchers, should include the inverted classroom technology. The reasons for encouraging teachers to use information and telecommunication technologies in teaching are also stated, the possibilities of using the LMS Google Classroom platform and its services for organizing the educational process of teaching as an alternative to the Moodle platform are noted. It is revealed that the LMS Google Classroom platform and its services can be effectively used to organize the educational process of teaching students, includes planning for student personal development, the introduction of advanced pedagogical technologies, the application of a cumulative assessment system (student's achievement portfolio), application of project activities, meeting the individual educational needs of students in the interaction with the teacher and the group.

Key words: electronic educational resources, student, Internet, information, technology.

М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: muminatroma@list.ru

Г.Г. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: xanum_isaeva@mail.ru

Л.Ш. Гамидов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: Gls2209@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрена возможность использования электронных образовательных ресурсов в обучении как новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс». Также изложены причины, побуждающие преподавателей использовать информационные и телекоммуникационные технологий в обучении, отмечены возможности использования платформы LMS Google Classroom и ее сервисов для организации образовательного процесса обучения как альтернативы платформы Moodle. Выявлено, что платформа LMS Google Classroom и ее сервисы могут эффективно использоваться для организации образовательного процесса обучения студентов, включающей планирование развития личности учащихся, внедрение передовых педагогических технологий, применение накопительной системы оценивания (портфель достижений), применение проектной деятельности, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся в ходе взаимодействия с преподавателем и группой.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, студент, интернет, информационные технологии.

Конкурентоспособность той или иной страны в мировом сообществе, развитие экономики, науки, образования и культуры, качество жизни ее населения и национальная безопасность в условиях формирования глобального информационного общества напрямую зависят от эффективности использования информации и информационных технологий, непрерывно продуцирующих быстро растущие информационные ресурсы, напрямую способствующие бурному росту информатизации образования. Весомый вклад в развитие программ информатизации образования внесли такие авторы, как С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.А. Слепухин, И.В. Роберт и многие другие [1 - 6]. Безусловно, что столь грандиозные цели не могут быть достигнуты без наличия системы профессионального образования, в достаточной степени предоставляющей специалистам возможности овладения новыми знаниями, технологиями обработки информации и элементами новой информационной культуры по созданию, применению и использованию информационных ресурсов.

Причины, побуждающие преподавателей использовать информационные и телекоммуникационные технологий в обучении (ЭОР - электронные образовательные ресурсы), лежат на поверхности. Отметим самые важные, из них:

- аккумуляция информационных ресурсов - возможность накапливать материал, хранить его в одном месте и в структурированном виде, поддерживать в актуальном состоянии, заимствовать опыт коллег;

- мультимедийность - комбинация в одном учебном объекте различных типов представления информации: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука;

- интерактивность - возможность активного взаимодействия участников образовательного процесса для развития активно-деятельностных форм обучения и предоставления реальной возможности расширения самостоятельной учебной работы обучающихся;

- моделинг - использование имитационного моделирования (построение компьютерной модели, представляющей фрагмент существующего или воображаемого мира вместо традиционного символического описания) для реализации дескриптивной функции, позволяющей за счет абстрагирования модели достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы; прогностической функции, отражающей возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?»; нормативной функции -позволяющей ответить на вопрос «как должно быть?», т.е. построить нормативный образ - желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями;

- коммуникативность - возможность прямого участия действующих лиц в реализации образовательного процесса, участия в профессиональных сообществах и т.п., быстрый доступ ко всем образовательным ресурсам.

К этому следует добавить то, что в условиях взрывного и даже революционного развития новых технологий быстро устаревает образовательный контент традиционных форматов (книг, статей и др.). Особенно это заметно на примере дисциплин информационного профиля - большинство учебных пособий безнадежно устаревают к моменту своего появления на свет Использование ЭОР позволяет преподавателю самостоятельно создавать, в любое время актуализировать образовательный контент на основе собственного взгляда на содержание и методику преподавания дисциплины и в процессе совместной деятельности с обучающимися над темами курса, заимствовать и делиться материалами с коллегами других учебных заведений через социальные сети и профессиональные сообщества, использовать богатые информационные ресурсы Интернета. Использование ЭОР в обучении может потребовать применения новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс».

Перевернутый класс - разновидность смешанного обучения - такая модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. При этой модели обучения основное внимание уделяется самостоятельному усвоению обучающимися теоретического материала, овладению умениями и навыками решения практических задач.

Так, работа в аудитории посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у обучающихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25 - 30% времени). Оставшееся время обучающиеся под наблюдением преподавателя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания, практические или лабораторные работы.

Переход к модели «перевернутого класса» изменяет роли и взаимоотношения преподавателя и обучающегося, меняя схему обучения с иерархической, в которой преподаватель - доминант, а ученик - подчиненный, на горизонтальную, в которой преподаватель и ученик - партнеры.

Помимо собственно ЭОР в обучении преподаватель и обучающиеся должны располагать и соответствующими инструментами организации учебного процесса для предоставления каждому из участников возможности совместной образовательной деятельности и использования общего и индивидуального образовательного пространства. Такими возможностями обладает LMS (Learning Management System, с англ. система управления обучением) - хранилище образовательного контента, доступ к которому благодаря использованию современных интернет-технологий можно получить из любой точки мира.

К числу наиболее популярных и широко используемых бесплатных LMS можно отнести Moodle и Google Classroom. Система Moodle используется с 2001 года, и ее применение достаточно хорошо известно, апробировано на практике и описано в литературе. Для организации образовательного пространства Moodle устанавливается на собственном или арендованном веб-сервере образовательной организации и для конечного пользователя выглядит как сайт Администратором сайта (Moodle) организуется вход пользователей в систему и назначаются права доступа к контенту. Для развертывания на сервере и администрирования LMS Moodle требуются профессиональные знания установки Apache, MySQL, PHP.

Если по каким-либо причинам образовательная организация не располагает возможностями установки Moodle, то можно рассмотреть альтернативные решения LMS, в том числе и бесплатные, построенные на современных облачных платформах. Обзор бесплатных систем LMS для организации электронного обучения можно легко найти в сети Интернет

В данной статье рассмотрим практику использования современной облачной платформы LMS Google Classroom и ее сервисов для организации образовательного процесса обучения использованию CASE-технологий для обучения проектированию баз данных.

Перечислим несколько аргументов в пользу выбора платформы LMS Google Classroom:

1. Google Classroom является частью G Suite for Education - широкого спектра бесплатных приложений Google, созданных специально для образовательных учреждений. Получить доступ к G Suite for Education могут общеобразовательные школы, учреждения среднего и высшего образования и организации, занимающиеся обучением, после положительного решения Google по заявке на использование G Suite for Education. Она удовлетворяется, если образовательное учреждение (или организация) имеет некоммерческий статус, официально зарегистрировано, прошло аккредитацию и предоставляет сертификаты о начальном, среднем или высшем образовании, которые одобрены на национальном или международном уровне.

2. Пакет G Suite for Education предоставляется бесплатно вместе с акка-унтами пользователей G Suite for Education. Условия использования G Suite for Education учебными заведениями изложены на сайте https://support.google.com/ a#topic=4388346.

3. Для одного аккаунта G Suite for Education доступно 10 000 пользовательских лицензий. Удалять неактивных пользователей необязательно.

4. Каждому пользователю аккаунта G Suite for Education выделяется неограниченное пространство для хранения данных на Диске, в Gmail и Google Фото. Если в организации работает менее пяти сотрудников, каждому пользователю предоставляется хранилище размером 1 ТБ.

Библиографический список

5. Если преподаватель планирует использовать в своей деятельности Google Classroom без регистрации своей образовательной организации в G Suite for Education, то после регистрации своего Google-аккаунта он может получить неограниченный по времени доступ ко всем базовым возможностям Google Classroom. Справочные сведения о Google Classroom находятся по ссылке httpsV/support.google.com/edu/classroom/answer/6149237?hl=ru.

Google Classroom: учебный курс строится в виде ленты, содержащей информационные блоки (контент) и задания. Контент и задания размещаются на Google диске и могут быть использованы для общего доступа. Один и тот же контент может применяться в любом количестве учебных курсов. Classroom содержит инструменты для создания форм опросов и проведения тестирования.

Для создания и последующего входа в учебный курс необходимо загрузить любой браузер (предпочтительно Google Chrome), вызвать поисковую систему Google, затем войти в свой аккаунт Google, выбрать приложение Класс из списка приложений Google. При создании и организации курса доступны вкладки Лента, Задания, Пользователи, Оценки.

На вкладке Лента публикуются объявления - записи, которые предназначены для информирования учащихся и комментариев пользователей:

- объявления преподавателя;

- информация об учебных материалах для слушателей;

- информация о заданиях для учащихся;

- объявления от самих учащихся (при определенных настройках). Объявления появляются на странице в хронологическом порядке, но при необходимости можно переместить более раннюю запись в начало ленты. Учащиеся получают уведомление по электронной почте о каждом объявлении. Эту функцию они могут отключить.

Classroom поддерживает создание опросов и вставку форм, с помощью которых может быть проведено тестирование. Основной учебный механизм Classroom - это шаблон задания, создаваемый преподавателем и затем автоматически представляемый в доступ всем учащимся курса. В ходе выполнения задания учащиеся могут видоизменять свою копию этого шаблона, например, используя его в качестве рабочего листа, после чего возвращают его на проверку педагогу.

После заполнения формы Google Classroom предоставляет автору код курса, например, 6z2cvxs, который используется для допуска обучающихся к контенту. Для входа в курс преподавателю не требуется повторная авторизация.

На закладке Лента публикуются объявления - записи, которые предназначены для информирования учащихся. Объявления появляются на странице в хронологическом порядке, но при необходимости можно переместить более раннюю запись в начало ленты. Учащиеся получают уведомление по электронной почте о каждом объявлении. Эту функцию они могут отключить.

Вкладка Задания позволяет добавлять в курс учебные материалы. Для этого предусмотрены команды меню: задание, задание с тестом, вопросы, материал. Материалы могут быть собраны и размещены по темам.

Команда Задание позволяет разместить лекционный материал (в любом формате данных) и вопросы к занятию. Обучающийся должен прочитать лекцию, ответить на вопросы преподавателя и подготовить 2 - 3 вопроса по теме занятия. Преподаватель может выставить оценку за выполненную работу (задав шкалу измерения), просмотреть работу, направить отзыв в виде письма по Е-mail или в комментариях. И преподаватель, и обучающиеся немедленно информируются о любых событиях на курсе посылкой сообщения в ленту и по Е-mail. Календарь позволяет отслеживать даты контроля выполнения заданий по месяцам, неделям, дням. Материалы к лекции могут размещать в форматах DOC, DOCX, XLS, XLSX, PPT, PPTX, PDF, СТР AI, PSD, TIFF, DXF, SVG, EPS, PS, TTF, XPS, RTF, ODT, SXW, SSV, SXC, ОРВ, SXI, ОРС, WPD.

Таким образом, можно констатировать, что платформа LMS Google Classroom и ее сервисы могут эффективно использоваться для организации образовательного процесса обучения, включающей планирование развитие личности учащихся, внедрение передовых педагогических технологий, применение накопительной системы оценивания (портфель достижений студента - портфо-лио оценки достижений учащихся), применение проектной деятельности, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся в ходе взаимодействия с преподавателем и группой.

1. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Томск, 2008.

2. Заславская О.Ю. Новые возможности информатизации образования - «ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ». Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017; Т. 14, № 2: 140 - 147.

3. Светлов А.В. Особенности методики преподавании курса «базы данных» для направления подготовки бакалавриата «Прикладная информатика». Вестник ВолГУ. Серия 6. 2011 - 2012; Выпуск 13: 74 - 79.

4. Федотова Д.Э., Семенов Ю.Д., Чижик К.Н. CASE-технологии: Практикум. Москва: Горячая Линия-Телеком, 2015.

5. Гамидов Л.Ш., Мартазанов Х.М., Алиева Р.Р. Организация проектной деятельности со студентами. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 329 - 331.

6. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

References

1. Grigor'ev S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental'nyeosnovy: uchebnik dlya studentov pedvuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogov. Tomsk, 2008.

2. Zaslavskaya O.Yu. Novye vozmozhnosti informatizacii obrazovaniya - «INTERNET VESchEJ». VestnikRUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2017; T. 14, № 2: 140 - 147.

3. Svetlov A.V. Osobennosti metodiki prepodavanii kursa «bazy dannyh» dlya napravleniya podgotovki bakalavriata «Prikladnaya informatika». Vestnik VolGU. Seriya 6. 2011 -2012; Vypusk 13: 74 - 79.

4. Fedotova D.'E., Semenov Yu.D., Chizhik K.N. CASE-tehnologii: Praktikum. Moskva: Goryachaya Liniya-Telekom, 2015.

5. Gamidov L.Sh., Martazanov H.M., Alieva R.R. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti so studentami. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 329 - 331.

6. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

Статья поступила в редакцию 08.11.20

УДК 371

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Primary Schools, Dagestan State Teachers' University

(Makhachkala, Russia), E-mail: kazanbieva1964@mail.ru

FORMATION OF THE AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN A SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT. The article examines various aspects of primary school students in the aesthetic culture forming process in the modern socio-cultural environment. The first part deals up with the modern national education role in the individual aesthetic picture of the world formation. The structure of schoolchildren aesthetic culture is considered. The paper studies the content of such concepts as "environment", "developing environment" and "socio-cultural environment". The considerable importance that this latter plays in the formation of aesthetic culture among primary school students is proved. The third part examines the socio-cultural environment of modern schoolchildren structure and concludes that the environment of a particular educational organization is of paramount importance in this aspect of the development of younger schoolchildren.

Key words: primary school age, primary school, formation of creative activity, socio-cultural environment.

Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., декан факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: kazanbieva1964@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье исследуются различные аспекты процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов в условиях современной социокультурной среды. В первой её части рассматривается роль и место отечественного образования на современном этапе его развития в формировании эстетической картины мира личности. Рассматривается структура эстетической культуры школьников. Далее изучается содержание понятий «среда», «развивающая среда» и «социокультурная среда», доказывается то немалое значение, которую последняя играет в формировании эстетической культуры у учащихся начальных классов. В третьей части настоящей работы исследуется структура социокультурной среды современных школьников и делается вывод о первостепенном значении среды конкретной образовательной организации в развитии младших школьников в данном аспекте.

Ключевые слова: младший школьный возраст, начальная школа, формирование творческой деятельности, социокультурная среда.

Образование, как известно, играет первостепенную роль в формировании эстетической картины мира индивида. Современной системе образования свойственна ориентация на формирование культурной личности, человека культуры. Главной отличительной чертой последнего является способность к постижению всего многообразия окружающей действительности и осознание её не только в том виде, в каком она существует в действительности, но и такой, какой она может быть в рамках тех или иных человеческих представлений и образов. Вышеизложенное способствует актуализации задачи формирования эстетической культуры, являющейся немаловажным элементом целостной культуры личности [1 -12]. Сформированность эстетической культуры школьника подразумевает определённую степень эстетического развития у него чувств, сознания и определённых форм поведения (табл. 1).

В современных условиях всё большую актуальность для разработки практических педагогических систем приобретают следующие понятия:

• «среда»;

• «развивающая среда» [6, с. 311].

В свою очередь, в число необходимых элементов структуры социокультурной среды входят:

• культура;

• временная организация жизни;

• пространство деятельности;

• система отношений [10, с. 24 - 25].

Таким образом, понятие «социокультурная среда» может быть определено как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее систему отношений, существующих между людьми и общественными институтами, физический мир, традиции, культуру, обычаи, а также условия непосредственной жизнедеятельности. Учёт её влияния на развитие личности школьника - непременное условие осуществления профессиональной деятельности современным педагогом. В целях обеспечения эффективного развития личности учащегося социокультурная среда должна обладать рядом важных характеристик:

• связь, взаимодействие, непротиворечивость различных дополняющих и взаимокомпенсирующих пространств, в которых протекает жизнь учащегося;

Таблица 1

Составляющие эстетической культуры школьника

Составляющие эстетической культуры Краткая характеристика

Художественная грамотность Правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни

Наличие эстетического идеала Способность на основе идеала верно оценивать произведения искусства, наличие идейно-эмоционального отклика на них

Причастность к художественному творчеству Практическое участие в создании прекрасного в искусстве, жизни и поведении

Способность воспринимать произведения искусства в контексте времени их создания Овладение культурным наследием прошлого, критическое отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства

Эмоционально-чувственная отзывчивость Способность воспринимать прекрасное и безобразное, героическое и пошлое, низменное и возвышенное, трагическое и комическое в жизни, искусстве, быту и природе, способность управлять своими чувствами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определённая степень развития творческих способностей Интерес и стремление к эстетическому освоению мира [1, с. 144]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.