Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CASE-технологии / студент / процесс обучения / методики обучения / case-technologies / student / learning process / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ш. Гамидов, М.Т. Батаева, О.М. Зияудинова

В статье проанализированы особенности подготовки квалифицированных специалистов в области информационных технологий. Авторами выявлены особенности подготовки профессиональных кадров в сфере информационных технологий, приведены компетенции, реализуемые при изучении профильных дисциплин в соответствии с ФГОС ВО. Выявлена возможность и необходимость применять методики обучения, учитывающие ту специфику профессиональной подготовки специалистов информационного профиля, которая отличает ее от массовых или низкотехнологичных профессий и относит группу профессий информационного профиля к сфере интеллектуального труда. Рассмотрены возможности использования распространенных CASE-средств для использования в учебном процессе обучения проектированию баз данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Ш. Гамидов, М.Т. Батаева, О.М. Зияудинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CASE-TECHNOLOGY IN TEACHING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

The article analyzes features of training qualified specialists in the field of information technology. The authors reveal features of professional training in the field of information technology, describe a competence realized in the study of relevant disciplines in accordance with the Federal Standard. The possibility and necessity to apply training methods that take into account the specifics of professional training of information specialists, which distinguishes it from mass or low-tech professions and relates the group of information profile professions to the field of intellectual labor is revealed: the possibilities of using common case tools for use in the educational process of training in database design are considered. Case-technologies and platforms for designing information systems allow you to plan the development of students, implement advanced pedagogical technologies, apply cumulative assessment systems, plan project activities of students taking into account the individual educational needs of students and in the course of interaction with the teacher and the group.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: gls2209@yandex.ru

Bataeva M.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: 19madina73@mail.ru

Ziaudinova O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rika01-01@yandex.ru

USE OF CASE-TECHNOLOGY IN TEACHING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES. The article analyzes features of training qualified specialists in the field of information technology. The authors reveal features of professional training in the field of information technology, describe a competence realized in the study of relevant disciplines in accordance with the Federal Standard. The possibility and necessity to apply training methods that take into account the specifics of professional training of information specialists, which distinguishes it from mass or low-tech professions and relates the group of information profile professions to the field of intellectual labor is revealed: the possibilities of using common case tools for use in the educational process of training in database design are considered. Case-technologies and platforms for designing information systems allow you to plan the development of students, implement advanced pedagogical technologies, apply cumulative assessment systems, plan project activities of students taking into account the individual educational needs of students and in the course of interaction with the teacher and the group.

Key words: case-technologies, student, learning process, teaching methods.

Л.Ш. Гамидое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: gls2209@yandex.ru М.Т. Батаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, E-mail: 19madina73@mail.ru

О.М. Зияудинова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rika01-01@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье проанализированы особенности подготовки квалифицированных специалистов в области информационных технологий. Авторами выявлены особенности подготовки профессиональных кадров в сфере информационных технологий, приведены компетенции, реализуемые при изучении профильных дисциплин в соответствии с ФГОС ВО. Выявлена возможность и необходимость применять методики обучения, учитывающие ту специфику профессиональной подготовки специалистов информационного профиля, которая отличает ее от массовых или низкотехнологичных профессий и относит группу профессий информационного профиля к сфере интеллектуального труда. Рассмотрены возможности использования распространенных CASE-средств для использования в учебном процессе обучения проектированию баз данных.

Ключевые слова: CASE-технологии, студент, процесс обучения, методики обучения.

Ключевой стратегической целью, сформулированной в майском указе Президента РФ в 2018 году «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», является дальнейшая цифровая трансформация общества и экономики, которая должна способствовать технологическому прорыву в области использования информации, выработке механизмов для быстрого внедрения новых технологий во все ключевые конкурентоспособные области производства.

Конкурентоспособность той или иной страны в мировом сообществе, развитие экономики, науки, образования и культуры, качество жизни ее населения и национальная безопасность в условиях формирования глобального информационного общества напрямую зависит от эффективности использования информации и информационных технологий, непрерывно продуцирующих быстро растущие информационные ресурсы, напрямую способствующие бурному росту информатизации образования. Весомый вклад в развитие программ информатизации образования внесли такие авторы, как С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, И.Н. Семенова, И.В. Роберт и многие другие [1 - 6].

Безусловно, что столь грандиозные цели не могут быть достигнуты без наличия системы профессионального образования, в достаточной степени предоставляющей специалистам возможности овладения новыми знаниями, технологиями обработки информации и элементами новой информационной культуры по созданию, применению и использованию информационных ресурсов. Свое место в этой системе занимают технические колледжи, ведущие подготовку по широкому спектру специальностей информационного направления в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики. Следует отметить тот факт, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации сформирован список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие информационных технологий, что обусловлено переходом к цифровой экономике. Ежегодный прирост рынка информационных технологий составляет свыше 12%, существенно опережая другие отрасли народного хозяйства. В связи с этим объективно возрастает роль колледжей в подготовке современного профессионального конкурентоспособного специалиста, который владеет всеми необходимыми навыками, знаниями, умениями и компетенциями для включения в существующую производственную среду. По совокупности таких факторов, как сложность профессии, необходимость освоения глубоких и специализированных знаний по предметам математического и естественнонаучного циклов, требование к личным качествам - способностям, наличие факторов внутренней мотивации

и др., профессии и специальности информационного профиля относят к группе высокотехнологичных профессий и специальностей. Непрерывное усложнение и совершенствование технологий обработки данных, взрывной характер роста их объема, проникновение буквально во все стороны не только производства, но и повседневной жизни людей, появление понятий «большие данные», «интернет вещей» и др. предъявляют высокие квалификационные требования и к преподавателям, и к студентам, требуют перестройки учебного процесса с акцентом на вовлечение студентов в проектно-исследовательскую деятельность. Успешное завершение таких программ ведет к получению пользующихся спросом на рынке труда профессиональных квалификаций, признанных соответствующими национальными властями и/или рынком труда как профессионально ориентированные.

В условиях взрывного, и даже революционного развития новых технологий, быстро устаревает образовательный контент традиционных форматов (книг, статей и др.). Особенно это заметно на примере дисциплин информационного профиля - большинство учебных пособий безнадежно устаревают к моменту своего появления на свет. Использование ЭОР позволяет преподавателю самостоятельно создавать, в любое время актуализировать образовательный контент на основе собственного взгляда на содержание и методику преподавания дисциплины и в процессе совместной деятельности с обучающимися над темами курса, заимствовать и делиться материалами с коллегами других учебных заведений через социальные сети и профессиональные сообщества, использовать богатые информационные ресурсы Интернета.

Использование ЭОР в обучении может потребовать применения новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс». При этой модели обучения основное внимание уделяется самостоятельному усвоению обучающимися теоретического материала, овладению умениями и навыками решения практических задач. Так, оставшееся время обучающиеся под наблюдением преподавателя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания, практические или лабораторные работы.

Переход к модели «перевернутого класса» изменяет роли и взаимоотношения преподавателя и обучающегося, меняя схему обучения с иерархической, в которой преподаватель - доминант, а ученик - подчиненный, на горизонтальную, в которой преподаватель и ученик - партнеры.

Помимо собственно ЭОР в обучении, преподаватель и обучающиеся должны располагать и соответствующими инструментами организации учебного процесса для предоставления каждому из участников возможности совместной

образовательной деятельности и использования общего и индивидуального образовательного пространства.

Такими возможностями обладает LMS-хранилище образовательного контента, доступ к которому благодаря использованию современных интернет-технологий можно получить из любой точки мира.

К числу наиболее популярных и широко используемых бесплатных LMS можно отнести Moodle и Google Classroom.

Система Moodle используется с 2001 года, и ее применение достаточно хорошо известно, апробировано на практике и описано в литературе. Для организации образовательного пространства Moodle устанавливается на собственном или арендованном веб-сервере образовательной организации и для конечного пользователя выглядит как сайт Администратором сайта (Moodle) организуется вход пользователей в систему и назначаются права доступа к контенту. Для развертывания на сервере и администрирования LMS Moodle требуются профессиональные знания установки Apache, MySQL, PHP.

Если по каким-либо причинам образовательная организация не располагает возможностями установки Moodle, то можно рассмотреть альтернативные решения LMS, в том числе и бесплатные, построенные на современных облачных платформах. Обзор бесплатных систем LMS для организации электронного обучения можно легко найти в сети Интернет

В данной работе изложена практика использования современной облачной платформы LMS Google Classroom и ее сервисов для организации образовательного процесса обучения использованию CASE-технологий для обучения проектированию баз данных.

Перечислим несколько аргументов в пользу выбора платформы LMS Google Classroom:

1. Google Classroom является частью G Suite for Education - широкого спектра бесплатных приложений Google, созданных специально для образовательных учреждений. Получить доступ к G Suite for Education могут общеобразовательные школы, учреждения среднего и высшего образования и организации, занимающиеся обучением, после положительного решения Google по заявке, которую необходимо подать на использование G Suite for Education. Заявка удовлетворяется, если образовательное учреждение или организация имеет некоммерческий статус, официально зарегистрирована, прошла аккредитацию и предоставляет сертификаты о начальном, среднем или высшем образовании, которые одобрены на национальном или международном уровне.

2. Пакет G Suite for Education предоставляется бесплатно вместе с акка-унтами пользователей G Suite for Education. Условия использования G Suite for Education учебными заведениями изложены на сайте https://support.google.com/ a#topic=4388346.

3. Для одного аккаунта G Suite for Education доступно 10 000 пользовательских лицензий. Удалять неактивных пользователей необязательно.

4. Каждому пользователю аккаунта G Suite for Education выделяется неограниченное пространство для хранения данных на диске в Gmail и Google.

5. Если преподаватель планирует использовать в своей деятельности Google Classroom без регистрации своей образовательной организации в G Suite for Education, то после регистрации своего Google-аккаунта он может получить неограниченный по времени доступ ко всем базовым возможностям Google Classroom.

Один и тот же контент может использоваться в любом количестве учебных курсов. Classroom содержит инструменты для создания форм с целью проведения опросов и тестирования.

Библиографический список

Classroom - это шаблон задания, создаваемый преподавателем и затем автоматически представляемый в доступ всем студентам курса.

Таким образом, можно констатировать, что платформа LMS Google Classroom и ее сервисы могут эффективно использоваться для организации образовательного процесса обучения, включающего планирование развития личности студента, внедрение передовых педагогических технологий, применение накопительной системы оценивания (портфель достижений ученика - портфо-лио), использование проектной деятельности, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей студента в ходе взаимодействия с преподавателем и группых занятий.

CASE-средства предоставляют преподавателям и обучающимся такие графически ориентированные инструменты, которые можно использовать для развития творческих возможностей обучающихся, не отвлекая их на решение второстепенных вопросов. При обучении с использованием CASE-технологий наибольшее внимание уделяется анализу и проектированию базы данных на концептуальном и логическом уровнях, что позволяет добиться следующих результатов для обучающихся:

• развитие способностей к абстрактному мышлению;

• самостоятельное освоение и закрепление предметных знаний,

обретение профессиональных компетенций;

• овладение навыками поиска проектных решений и обнаружение в них ошибок;

• развитие умений оперировать своими знаниями, выстраивая логические схемы решения проблем, увязывать теорию с практикой.

Использование CASE-средств для проектирования баз данных в целях обучения позволяет студентам и преподавателям расширять свое понимание принципов построения баз данных, того, как на практике применять современные методы проектирования и разработки для выявления, анализа, представления и выработки требований к информации через модель данных [7].

Внедрение CASE-средств в процесс обучения проектированию баз данных должно быть направлено на достижение основной педагогической цели, а именно - на повышение теоретических знаний и умений обучающихся, развитие их профессиональных компетенций и выработку устойчивых практических навыков и умений [7, с. 112 - 122].

Применение CASE-средств в учебном процессе возможно при выполнении следующих условий: лицензия - бессрочная и неограниченная; ориентированы на профессиональное использование; интуитивно понятный и неперегруженный деталями интерфейс, визуальный редактор для построения диаграмм; возможности построения концептуальной, логической, реляционной моделей данных в стандартизированных нотациях (Баркера, Бахмана и др.), наличие прямого и обратного инжиниринга, генерация кода [7].

Таким образом, за счет применения сравнительно простых графических средств построения и представления моделей баз данных будет достигнут более глубокий уровень освоения основных теоретических знаний и умений обучающихся по проектированию баз данных. CASE-технологии и платформы проектирования информационных систем позволяют планировать развитие личности студентов, внедрять передовые педагогические технологии, применять накопительную системы оценивания (портфель достижений ученика - портфолио), планировать проектную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных образовательных потребностей студентов и в ходе взаимодействия с преподавателем и группой.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Томск, 2008.

2. Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. История и перспективы развития программ информатизации образования. Вестник МГПУ. 2011; № 21: 5 - 13.

3. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А. Особенности реализации педагогических программ среднего профессионального образования. Москва, 2018.

4. Заславская О.Ю. Новые возможности информатизации образования - «ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ». ВестникРУДН. Серия: Информатизация образования. 2017; Т. 14, № 2: 140 - 147.

5. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник. Москва, 2019.

6. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. Под редакцией Ф.Ф. Дудырева, О.А. Романовой, А.И. Шабалина. Москва, 2019.

7. Мышенков К.С. Методика обоснования выбора CASE-средств для анализа и проектирования систем управления предприятиями. Инновации. 2013; № 10 (180): 112 - 122.

References

1. Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental'nye osnovy: uchebnik dlya studentov pedvuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogov. Tomsk, 2008.

2. Grinshkun V.V., Zaslavskaya O.Yu. Istoriya i perspektivy razvitiya programm informatizacii obrazovaniya. VestnikMGPU. 2011; № 21: 5 - 13.

3. Dudyrev F.F., Romanova O.A. Osobennostirealizaciipedagogicheskih programm srednegoprofessional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2018.

4. Zaslavskaya O.Yu. Novye vozmozhnosti informatizacii obrazovaniya - «INTERNET VESchEJ». Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2017; T. 14, № 2: 140 - 147.

5. Indikatory cifrovoj 'ekonomiki: 2019: statisticheskij sbornik. Moskva, 2019.

6. Molodye professionaly dlya novoj 'ekonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. Pod redakciej F.F. Dudyreva, O.A. Romanovoj, A.I. Shabalina. Moskva, 2019.

7. Myshenkov K.S. Metodika obosnovaniya vybora CASE-sredstv dlya analiza i proektirovaniya sistem upravleniya predpriyatiyami. Innovacii. 2013; № 10 (180): 112 - 122.

Статья поступила в редакцию 03.12.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.