Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное представление / дидактические основы / школьный курс математики / педагогические подходы / spatial representation / didactic foundations / school mathematics course / pedagogical approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш.Г. Сагитова

В данной работе рассматриваются дидактические основы развития пространственных представлений школьников при обучении курсу математики в 5-6 классах. Основное внимание уделяется методикам и подходам, способствующим формированию у учащихся умения воспринимать и анализировать пространственные отношения, что является важной составляющей математической грамотности. Основной целью исследования является повышение качества математического образования за счет улучшения пространственных навыков школьников, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию математических понятий и успешному освоению курса математики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPATIAL REPRESENTATIONS OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING MATHEMATICS COURSES IN GRADES 5-6

This paper examines the didactic foundations of the development of spatial representations of schoolchildren when teaching mathematics in grades 5-6. The main attention is paid to methods and approaches that contribute to the formation of students' ability to perceive and analyze spatial relationships, which is an important component of mathematical literacy. The main purpose of the study is to improve the quality of mathematical education by improving the spatial skills of schoolchildren, which, in turn, contributes to a deeper understanding of mathematical concepts and successful mastering of the mathematics course as a whole.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ В

5-6 КЛАССАХ

Ш.Г. Сагитова, старший преподаватель Университет имени Шакарима г. Семей (Казахстан, г. Семей)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-197-200

Аннотация. В данной работе рассматриваются дидактические основы развития пространственных представлений школьников при обучении курсу математики в 5-6 классах. Основное внимание уделяется методикам и подходам, способствующим формированию у учащихся умения воспринимать и анализировать пространственные отношения, что является важной составляющей математической грамотности. Основной целью исследования является повышение качества математического образования за счет улучшения пространственных навыков школьников, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию математических понятий и успешному освоению курса математики в целом.

Ключевые слова: пространственное представление, дидактические основы, школьный курс математики, педагогические подходы.

Пространственные представления играют ключевую роль в понимании геометрических концепций и являются важным аспектом успеха в математике. Развитие этих представлений у школьников имеет большое значение, поскольку оно способствует их способности мысленно воспроизводить и ориентироваться в пространстве. Программа по математике для средней школы подчеркивает важность формирования у учащихся навыков логического мышления, развития пространственного представления, воображения и творческого мышления. В ней акцентируется необходимость объяснения учащимся на конкретных примерах особенностей отражения математических закономерностей действительности, особенностей применения математики к изучению реального мира и значения формирования умений и навыков, необходимых в жизни и на производстве [1]. Курс математики 5-6 классов образует фундамент для изучения предметов, нуждающихся в математике (черчение, физика, химия, география, т.д.), и особенно математики старших классов. Сильные пространственные навыки позволяют школьникам лучше понимать геометрические концепции, такие как формы, размеры, расположение объектов и отношения

между ними. Это, в свою очередь, облегчает понимание математических принципов и методов.

Развитие пространственных представлений также способствует развитию творческого мышления и проблемному решению, поскольку оно требует анализа и визуализации пространственных задач. Кроме того, улучшение этих навыков может иметь положительный эффект на успехи в других предметах, таких как физика, химия и география, где также требуется работа с трехмерными пространственными концепциями. Таким образом, развитие пространственного мышления у школьников является важной целью образования, поскольку это способствует их общему интеллектуальному развитию и успеху в учебе.

Пространственные представления охватывают способность мысленно воспроизводить, манипулировать и ориентироваться в пространстве, включая понимание форм, размеров, расположения объектов и отношений между ними. Для развития этих представлений могут применяться методы, такие как использование геометрических моделей, конкретных задач на конструирование, визуализации и пространственного моделирования. Основная

цель таких дидактических подходов состоит в том, чтобы помочь учащимся улучшить свои навыки в работе с пространственной информацией и увеличить их понимание геометрических концепций. Предоставление разнообразных методов обучения и индивидуальный подход к каждому ученику также являются важными аспектами в этом процессе. Исследование дидактических основ развития пространственных представлений у школьников в процессе обучения математике в 5-6 классах имеет важное значение для оптимизации образовательного процесса. Пространственные представления играют ключевую роль в понимании геометрических концепций, что, в свою очередь, влияет на успехи в других областях математики.

Среди целей и задач развития представлений в пространстве, решаемых в процессе обучения, основными являются привитие навыков деятельности и ловкости. Они способствуют ребенку описывать взаимное расположение предметов в окружающем пространстве; определять формы и сравнивать размеры предметов, оценивать расстояния между ними; уметь наблюдать предметы в окружающем пространстве на рисунках, моделях; уметь наблюдать в «пространстве» на поверхности книги, тетради, а также формировать активный словарный запас учащихся, иллюстрирующих пространственные признаки, отношения, формы предметов. Выявленные цели и задачи позволяют определить содержание материала, направленного на формирование представления и мышления в пространстве. Поставленная цель и содержание определяют основные особенности методов, используемых в процессе формирования пространственного представления и мышления учащихся при изучении различных предметов.

Формирование представления в пространстве осуществляется с помощью нескольких методов. Выбор основных методов зависит от содержания представления и конкретной цели. Например, при формировании представления о форме предметов целесообразно со словесным методом использовать наглядную, практическую, са-

мостоятельную работу. Также система используемых методов обучения должна включать действие анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), влияющих на восприятие различных пространственных компонентов, как формы, взаимного расположения, размеров, и т.д. [2]. При решении вопросов, связанных с формированием пространственного представления, необходимо учитывать способность учащихся воспринимать пространственные образы, а также неодинаковое соотношение степени развития их пространственного представления. Поэтому необходимо работать с каждым из них индивидуально, проводя коллективную работу, стремясь довести формирование пространственного представления учащихся до высокой степени.

Чтобы сформировать представление в пространстве, учащийся должен уметь выполнять:

- построение исходного геометрического образа, т. е. передача формы, размера и взаимного расположения отдельных элементов объекта в графической модели;

- выбор и изменение точки отсчета;

- запоминание геометрического образа;

- анализ и синтез геометрических изображений;

- проведение начальных геометрических мысленных преобразований;

- изменение структуры мысленно-геометрического образа;

- уметь определять линейные и угловые размеры на глаз.

Важно определить, в каком направлении можно реализовать развитие представления в пространстве, каким оно должно быть по содержанию. Пространственное представление необходимо не только для усвоения учебного материала и решения задачи, но и для подготовки учащихся к общественному труду. Без развития представления в пространстве, основанном на геометрическом мышлении, было бы бессмысленно воспринимать трехмерную среду, окружающую нас, ее составляющие элементы и их взаимное расположение.

В процессе освоения детьми таких видов деятельности, как конструирование,

изобразительно-графическое творчество, формируются умения пространственного представления результатов своих действий и умения четко представлять их на рисунке, чертеже, модели и мысленно их изменять. В качестве наглядного материала используются не только объемные модели предметов, но и их изображения на плоскости (рисунки, иллюстрации) [3].

Формирование пространственного представления учащихся при завершении подготовительного курса геометрии долж-

но характеризоваться умением мысленно создавать пространственные образы, включающие в себя представление свойств и отношений объектов и выполнение таких простых операций, как наблюдение, измерение, построение, вычисление [4, 5].

Приведем несколько примеров, которые способствуют формированию пространственного представления учащихся:

1. Показать кубик, как на рисунке. Представьте в другом виде и изобразите.

Рис. 1

2. Некоторые модели пространственных фигур расположены как на рисунке. Нужно нарисовать изображения этих фигур сверху и спереди:

Рис. 2

3. Форма бассейна - прямоугольный параллелепипед. Внутри и на стене выложен кафель. Линейный размер параллелепипеда - 2 м, 20, 50 м. Чему равна площадь кафеля?

Рис. 3

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение современными научными знаниями, достижение хороших результатов в различных сферах деятельности во многом зависит от степени развития у человека навыков простран-

ственного представления. Поэтому при изучении школьного курса математики необходимо проводить непрерывную работу, направленную на формирование пространственного представления учащихся.

Библиографический список

1. Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А.В. Соколова, В.В. Пикан, В.А. Оганесян. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

2. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. - М.: Педагогика. 1978. - 104 с.

3. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.

4. Мадияров Н.К., Торебек Е.Ж., Тотикова Г. Развитие пространственных представлений учащихся 5-6 классов при изучении начал геометрии // Сборник трудов VIII научной конференций «Математика. Образование. Культура». - 2017. - С. 262-267.

5. Сагитова Ш.Г. Геометрия курсында кещспкте елестетудi калыптастыру жэне дамы-туда жаттыгулардыц ьщпалы // Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Теория функций, функциональный анализ и их приложения», посвященной 100-летию со дня рождения члена-корреспондента Академии наук КазССР, доктора физико-математических наук, профессора Т.И. Аманова. - Семей, 2023. - С. 123-126.

DIDACTIC FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPATIAL REPRESENTATIONS OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING MATHEMATICS

COURSES IN GRADES 5-6

Sh.G. Sagitova, Senior Lecturer Shakarim Semey University (Kazakhstan, Semey)

Abstract. This paper examines the didactic foundations of the development of spatial representations of schoolchildren when teaching mathematics in grades 5-6. The main attention is paid to methods and approaches that contribute to the formation of students' ability to perceive and analyze spatial relationships, which is an important component of mathematical literacy. The main purpose of the study is to improve the quality of mathematical education by improving the spatial skills of schoolchildren, which, in turn, contributes to a deeper understanding of mathematical concepts and successful mastering of the mathematics course as a whole.

Keywords: spatial representation, didactic foundations, school mathematics course, pedagogical approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.