Научная статья на тему 'Дидактические основы профессионального химического образования татарского народа на родном языке (i половина XX В. И начало XXI В. )'

Дидактические основы профессионального химического образования татарского народа на родном языке (i половина XX В. И начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРЕНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мифтахова Н. Ш., Хасанова Г. Ф.

A comparison of organizing forms and methods of chemical education in native language of Tatar students at the 30th of XX century and at the beginning of XXI century is performed in this paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic fundamentals of professional chemical education of Tatar people in native language (first half of XX century and the beginning of XXI century)

A comparison of organizing forms and methods of chemical education in native language of Tatar students at the 30th of XX century and at the beginning of XXI century is performed in this paper.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы профессионального химического образования татарского народа на родном языке (i половина XX В. И начало XXI В. )»

6. Протокол общего собрания 4 марта 1912 г. // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 2.— Казань, 1913.

7. Протокол общего собрания 28 апреля 1912 г. // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 2.— Казань, 1913.

8. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX

— начала XX вв. / Под ред. С.Ф. Егорова.

- М., 2002.

9. Красновский А.А. На верном пути: По поводу книги М.М.Рубинштейна «Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой.- М., 1913.- IV, 594 с.» // Труды и протоколы ... — Т. II, вып. 4.— Казань, 1914.

10. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — М., 1913.

11. Протокол общего собрания 30 ноября 1913 г. // Труды и протоколы ...— Т. II, вып. 4.— Казань, 1914.

12. Красновский А.А. Второй съезд по экспериментальной педагогике // Труды и протоколы ... — Т. III, вып. 1.— Казань, 1915.

13. Красновский А.А. Идеал личности педагога в связи с революционной реорганизацией школы: Речь в годичном заседании Педагогического общества при Казанском университете 11 февраля 1920 г. // Труды и протоколы ... — Вып. 1.— Казань, 1920.

Ф

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ТАТАР НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (I ПОЛОВИНА XX И НАЧАЛО XXI вв.)

Н.Ш. Мифтахова, кандидат химических наук, доцент Казанского государственного технологического университета (КГТУ), Г.Ф. Хасанова, доктор педагогических наук, профессор КГТУ

Ключевые слова: химия, профессиональное образование, коренизация образования, обучение на татарском языке.

Рассмотрение дидактических основ образования неизменно приводит к истории развития организационных форм и методов обучения и ее периодизации. Очертим время становления профессионального химического образования татарского народа периодом с 1931 по 1941 год, называемым периодом коренизации образования. Процесс коренизации в области профессионального образования был нацелен на подготовку национальных кадров из коренного населения с родным языком профессионального общения в различных сферах общественной жизни.

Необходимо согласовать период коренизации с этапами развития форм и

методов обучения в российской высшей школе, в которой с 1917 по 1941 год выделены три этапа формирования методов обучения: 1917—1920 годы; 1921-1931 годы; 1932-1941 годы [1]. В начале 1920 года происходит реорганизация высшей технической школы, в связи с чем официально утверждаются основные формы учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия. Впервые в истории существования высшей школы производственная практика превращается в своеобразную форму учебных занятий [1, с. 12-14, 23]. В 1921-1927 годах в методах обучения происходит ослабление энци-клопедичности, избавление от схола-

Казанский педагогический журнал

42009

#

стичности, усиление специализации и самостоятельной работы студентов. Методические поиски вузов сводились к кампании против лекций, приданию значения производственной практике, введению лабораторно-группового метода, метода целевых заданий [1, с. 17]. В период отраслевой перестройки вузов (1928—1931) поиск наиболее эффективных путей развития высшей школы приводит к отождествлению форм и методов обучения с производственными процессами, что вызвало их видоизменение до «метода проектов», «метода сочетательного диалога», «конвейерно-циклового метода», «бригадно-лабораторного метода» [1, с. 18]. Критическая переоценка данных форм и методов преподавания в вузах как «легкомысленного методического прожектерства» началась в 1931 году. С 1932 года вновь происходит возвращение к рациональным формам организации обучения в виде лекций, лабораторных работ и семинаров, к методам обучения с использованием упражнений, бесед, демонстраций, экскурсий, обследований.

Наряду с перечисленными изменениями в высшей школе Советского Союза в начале 1930-х годов в образовательной политике государства усилилось направление развития национального образования в автономных и союзных республиках в рамках решения национальной политики. Так, согласно постановлению ОК ВКП(б) «О расширении и углублении корени-зации преподавания в вузах» (1931), с 1931/32 учебного года в ряде вузов Татарии были организованы корени-зированные (татарские) группы, в которых обучение студентов должно

было проводиться на их родном языке [2]. Для большинства учащихся татарской национальности было характерно низкое владение русским языком, которое исключало использование русскоязычных средств обучения. Специально отработанных организационных форм и методов обучения студентов-татар к этому времени не существовало. К тому же 1931/32 учебный год в отношении дидактических основ обучения был переходным между вторым и третьим этапами развития организационных форм и методов обучения, а именно отказа от лабораторно-бригадного метода обучения и возвращения к аудиторным лекциям, семинарам, лабораторным работам.

Формы и методы обучения химии учащихся татарской национальности на их родном языке, а затем на двуязычии (татарском и русском языках) отрабатывались в период коренизации высших учебных заведений в 1930-х годах и имели свои особенности. Особенности форм и методов учебной работы в коренизированных группах в высшей профессиональной школе были следствием обстоятельств, приводящих к отличиям в учебных процессах с участием русскоязычных и татароязычных учащихся. Эти обстоятельства сконцентрировали в себе недостаточность: 1) средств обучения на татарском языке (учебников, пособий, научной литературы); 2) татарских педагогических кадров; 3) татарской научной терминологии; 4) знаний у учащихся русского и литературного татарского языков.

Надо сказать, что данные обстоятельства, тормозящие развитие нацио-

#

нального профессионального образования татарского народа, устранимы, но с разными временными затратами. Как показала практика коренизиро-ванных вузов Татарии (КГУ, КПИ, КХТИ), ситуация с созданием учебной терминологической литературы была не столь безвыходна. Для этого были некоторые лингвистические ресурсы в среде преподавателей и учащихся (аспирантов и студентов). Также находились возможности в лице татароязычных ассистентов и аспирантов для проведения практических и лабораторных занятий. Усовершенствование литературного родного языка у учащихся-татар можно было проводить параллельно с изучением естественных наук. На совершенное владение русским языком требовалось более продолжительное время. Однако наиболее долговременными были действия по воспитанию национальных профессорских кадров и созданию оригинальной учебной и научной литературы татарских авторов. Правда, был путь ускорения подготовки учебной литературы, делая переводы существующих русскоязычных учебников, при условии наличия специалистов, владеющих литературным татарским языком, научной терминологией и знаниями в соответствующих областях наук, например в химии.

Таким образом, низкий уровень владения русским языком у учащихся-татар и одновременное отсутствие средств обучения в виде печатной учебной литературы и устного изложения учебного материала в виде лекций на татарском языке вызвали организацию ряда дополнительных

форм обучения в коренизированных группах.

В настоящее время национальное профессиональное образование развивается на фоне тех же четырех основных проблем с той лишь разницей, что изменилась степень остроты каждой проблемы. Так, изменилась ситуация в отношении владения учащимися татарской национальности русским языком. Уровень владения этим языком позволяет учащимся-татарам составлять конспекты лекций и читать учебную литературу на русском языке. Однако понимание и усвоение изучаемого материала, изложенного на русском языке, у них может быть различным. Это зависит от первичного языка обучения (русского или татарского) в начальной школе, от языка изучения естественных наук в средней школе. Кроме того, на современном этапе учебная и терминологическая литература по естественным наукам на татарском языке, в том числе по неорганической и органической химии, для учащихся вузов имеется в большем ассортименте, чем это было в годы коренизации образования. Более проблематичными стали вопросы несовершенного владения учащимися-татарами литературным татарским языком и, как следствие, воспитания нового поколения преподавателей естественных наук, способных преподавать на литературном, научном татарском языке, и специалистов-производственников, готовых к свободному профессиональному общению на родном языке.

Частичное решение обозначенных проблем в учебном процессе национальной профессиональной школы

Казанский педагогический журнал

как в первой половине XX века, так и в начале XXI века сводится к выбору необходимых форм организации и методов обучения. В табл. 1 представлены формы организации и методы обучения студентов-татар, имевшие место в 1930-х годах в коренизиро-ванных вузах (КГУ, КПИ, КХТИ), и показано, какие из этих форм и методов действенны в современных вузах при обучении студентов татарской национальности на двуязычной

42009

основе. При перечислении «форм организации обучения» имелись в виду такие формы занятий, как лекция, семинар, практикум, лабораторная работа и т.д. Под «формой учебы» подразумевалась коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся. К «методам обучения» отнесены способы передачи необходимых химических знаний учащимся с целью достижения оптимального их усвоения.

Таблица 1

Формы организации и методы обучения химии студентов-татар в коренизированных и современных вузах с двуязычным обучением

#

Формы организации и методы обучения В коренизированных вузах (I пол. XX в.) В современных вузах (нач. XXI в.)

Формы организации обучения:

лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия + +

консультации на родном языке студентов + +

проверка знаний русско-татарской научной терминологии на зачетной сессии + +

посещение музеев и выставок + +

самостоятельная работа по индивидуальным заданиям в лабораториях, мастерских, кабинетах, музеях + +

специальные лекции по методике самостоятельной работы студентов + -

лекции-беседы + -

дополнительные просеминарские занятия + -

дополнительные занятия преподавателей с отстающими студентами + -

академические кружки по естественно-математическим предметам + -

терминологические кружки для проработки научной терминологии по специальности + -

кружки по изучению русского языка + -

#

История образования

#

кружки по изучению татарского языка + -

Формы учебы:

коллективная проработка студентами учебного материала + —

Методы обучения:

проработка русскоязычных лекций с помощью татароязычного преподавателя + +

проверка конспектов лекций и рабочих записей студентов + +

помощь успевающего студента неуспевающему + +

дифференциация заданий на уровни «min» и «max» + +

«концентрация дисциплин» (особенно на первом курсе обучения) + +

«циклическая система преподавания» (с выделением на один предмет не более 3—4 часов) + +

использование эвристического содержания заданий + +

использование материала по истории развития изучаемой науки + +

демонстрация опытов на лекциях + +

взаимосвязь семинаров и лекций + +

повторение ускоренными темпами учебного материала средней школы + +

составление для студентов плана лекций и занятий + +

академические бои + —

дифференциация домашних заданий на основе межпредметных связей +

конкурсы на лучший студенческий конспект лекций +

подготовка татар в момент их поступления в вуз +

Учебно-методическая работа:

конкурс среди преподавателей для выявления лучших лекций и семинаров + +

производственные совещания кафедр с участием представителей студенческих групп +

административный вертикальный контроль над процессом обучения студентов-татар +

соцсоревнования + —

#

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что основными формами организации обучения в коренизиро-ванных вузах и современных вузах, практикующих двуязычное обучение студентов-татар, были и остаются лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия. Специфической организационной формой обучения являются консультации на родном (татарском) языке студентов и проверка знаний русско-татарской научной терминологии на зачетной сессии. Введенная в 1930-х годах форма углубления знаний студентов при посещении вузовских, городских, республиканских музеев, выставок, а также выполнение учащимися индивидуальных заданий по музейным материалам остается актуальной и в настоящее время. Однако ряд видов занятий, проведение которых было связано с отсутствием учебной и терминологической литературы на татарском языке для студентов коренизи-рованных вузов, в настоящее время не проводятся. К подобным формам организации занятий относятся: специальные лекции по методике самостоятельной работы студентов (над курсом лекций, с учебником и другой учебной литературой, в лаборатории), лекции-беседы, дополнительные просеминарские (предваряющие семинар) занятия, дополнительные занятия преподавателей с отстающими студентами, кружки по естественно-математическим предметам, русскому и татарскому языкам, терминологические кружки для проработки научной терминологии по специальности.

Формы обучения, утвержденные правительственными постановления-

ми в 1932-1938 годах в виде лекционных потоков, учебных групп, индивидуальной самостоятельной работы учащегося, использовались в корени-зированных вузах и остаются целесообразными при подготовке национальных специалистов в настоящее время. Однако в начале 1930-х годов, когда происходила перестройка форм обучения от лабораторно-бригадного к современным, в коренизированных вузах имела место коллективная проработка студентами учебного материала. Она проводилась в разнообразных формах: а) в форме временных рабочих групп, организовавшихся добровольно для совместной проработки определенного задания; б) в форме рабочих групп-бригад для совместных занятий по данной дисциплине («предметные бригады»); в) в форме рабочих групп-бригад, организовавшихся для выполнения определенного типа работы, например, для подготовки к академическому бою, для подготовки к зачетной сессии.

Одни из таких бригад работали как временные, другие - как постоянные до выполнения взятого на себя задания. Причем последняя форма бригад, являясь довольно устойчивой рабочей группой, преобладала. Поэтому в период подготовки к зачетным сессиям 1932/33 учебного года в КГУ, например, сформировались 92 рабочие группы-бригады, которыми было охвачено 628 студентов. На химическом факультете было 4 бригады с числом студентов в них 31 человек [3]. Причиной возникновения подобных рабочих групп-бригад могла служить низкая обеспеченность студентов учебниками даже на русском языке.

#

Так, на 15 июня 1933 года данный показатель на химическом факультете был равен 40 % [4].

В условиях отсутствия учебной литературы и в большинстве случаев лекций на татарском языке основным методом обучения студентов-татар в коренизированных вузах была проработка на семинарах русскоязычных средств обучения (конспектов лекций, книжного материала) с помощью та-тароязычного преподавателя. Эффект проработки лекционного материала усиливался при ее сочетании с такими методами обучения, как «циклическая система преподавания» и проверка конспектов лекций и рабочих записей студентов. Данные методы обучения актуальны и в настоящее время в группах студентов, изучающих химию на двуязычной основе (русском и татарском языках). В Казанском государственном технологическом университете (КГТУ) в течение нескольких лет обучение курсу по общей и неорганической химии проходит в таком режиме, что вслед за чтением лекции на русском языке (2 академических часа) проводится на татарском языке один из видов занятий: семинар, практическое занятие, лабораторное занятие (3—4 академических часа). При этом осуществляется проверка конспектов лекций на полноту и правильность записей, проводится актуализация терминологического арсенала и ключевых положений лекции по изучаемой теме на русском и татарском языках.

Для расширения кругозора студентов коренизированных групп, повышения их национального самосознания, значимости получения образования

на татарском языке создавались специальные курсы или включались в лекции материалы по истории развития изучаемой науки с региональным оттенком. Так, в педагогическом институте студентов-татар знакомили с историей татарской школы, а в университете — с историей развития математики у народов Ближнего Востока и в дореволюционной мусульманской школе [5]. В начале 1930-х годов история развития химического образования татарского народа на родном языке еще была не изучена. В распоряжении же современных студентов татарской национальности — будущих специалистов-химиков с владением профессионального русско-татарского двуязычия — имеются книги по истории становления химического образования татарского народа и по истории развития национальной химической терминологии. Данный материал активно включается в учебный процесс студентов татарских групп КГТУ.

Опыт обучения студентов корени-зированных групп повторяется в наше время в виде таких методов обучения, как дифференциация заданий на уровни «min» и «max», использование эвристического содержания заданий, демонстрация опытов на лекциях, установление взаимосвязи семинаров и лекций, доведение до сведения студентов календарного плана лекций и занятий, повторение ускоренными темпами учебного материала средней школы в начале первого семестра и проведение оцениваемого входного контроля. Однако можно констатировать и утрату некоторых методов обучения, например, академических боев (в целях учета и активизации

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

знаний), дифференциации домашних заданий на основе межпредметных связей, конкурсов на лучшие студенческие конспекты лекций и рабочие записи, подготовки учащихся-татар в момент их поступления в вуз.

К сохранившейся до наших дней традиции из учебно-методической работы коренизированных вузов относится «конкурс среди преподавателей для выявления лучших лекций и семинаров», называемый в настоящее время конкурс на лучшего лектора и преподавателя-методиста. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время не практикуются производственные совещания кафедр с участием представителей студенческих групп, не проводится вертикальный контроль (дирекция - деканат - профессор - ассистент) над процессом

обучения студентов-татар и отошли в прошлое стимулирующие учебный процесс соцсоревнования.

Сравнение деятельности преподавателей, работавших со студентами татарской национальности в корени-зированных вузах, и преподавателей современных вузов, проводящих двуязычную профессиональную подготовку учащихся-татар, показывает идентичность их деятельности. В табл. 2 приведен перечень работ, которые выполнялись в течение семестра коллективом кафедры педагогики педагогического института и коллективом кафедры физики университета в годы коренизации [6; 7]. Параллельно отмечены виды деятельности преподавателей, обучающих студентов на двуязычной основе (русском и татарском языках) на современном этапе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Виды деятельности преподавателей, обучающих студентов-татар на их родном языке

Виды деятельности преподавателей В корени-зирован-ных вузах В современных вузах

Создание оригинальных учебников на татарском языке + +

Перевод учебников на татарский язык + +

Составление конспектов лекций на татарском языке по лекционным курсам + +

Изучение научной терминологии на русском и татарском языках + +

Составление двуязычных (русско-татарских, татарско-русских) терминологических словарей + +

Участие в терминологических комиссиях + +

Использование двух языков (русского и татарского) на зачетной сессии + +

Проведение консультаций на татарском языке + +

Составление курса «История татарской школы» на татарском языке + +

История образования

Опубликование статей по теме коренизации в журнале «Магариф» (в настоящее время по теме национального профессионального образования — в журналах «Магариф» и «Наука и язык») + +

Выступления на совещаниях научных работников по вопросам о методах работы в коренизированных (татарских) и смешанных (русско-татарских) группах (в настоящее время — на конференциях по национальному профессиональному образованию) + +

Учет литературы на татарском языке и заявок на учебные новинки + +

Перевод на татарский язык учебных программ + +

Перевод на татарский язык различных программ, методических писем, школьных учебников по поручению министерств, издательств (в настоящее время — экзаменационных вопросов для ЕГЭ и ЕРЭ) + +

Согласно табл. 2, все виды деятельности, совершаемые в 1930-х годах преподавателями-татарами коренизи-рованых вузов, остаются характерными для преподавателей современных вузов, идущих по пути обучения и воспитания национальных профессиональных кадров. Проведем анализ результатов деятельности преподавателей в области химического профессионального образования в годы коренизации и на современном этапе. Относительно создания учебников химии на татарском языке можно констатировать, что в годы коренизации были изданы учебники в основном компилятивно-переводного характера для школ колхозной молодежи, рабочей молодежи и учебник по основной химической технологии для учащихся рабфаков. Создатели учебников — преподаватели, аспиранты, студенты КХТИ и учителя школ. В настоящее время имеется учебник по общей химии для технических вузов и учебник для учащихся 8—9 классов школ с углубленным изучением хи-

мии также компилятивно-переводного характера. Данные учебники создавались представителями профессорско-преподавательского состава в КГТУ и архитектурно-строительном университете (КГАСУ). ф

Результатом изучения и развития научной химической терминологии в 1930-х годах коренизации было издание татарской номенклатуры неорганических соединений и русско-татарского словаря химических соединений стараниями аспирантов КХТИ и КГУ. В период с 1996 по 2004 год издано 7 двуязычных химических словарей, 2 номенклатуры химических соединений с участием профессоров и доцентов технологического и медицинского университетов, академии ветеринарной медицины (КГТУ, КГМУ, КГАВМ). Кроме того, в эти годы в ряде вузов разработаны задачники, лабораторные пособия, методические указания и индивидуальные задания по химии на татарском языке или на основе двух языков (русском и татарском). Таким обра-

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

зом, в настоящее время расширился спектр изданной учебно-методической литературы по химии, повысилась квалификация преподавателей-составителей и их вовлеченность из разных вузов Татарстана в создание химической учебно-методической и номенклатурно-терминологической литературы.

В годы коренизации в журнале «Мэгариф» были опубликованы единичные статьи по оборудованию химических кабинетов и проведению уроков химии в школах. В современном журнале «Фэн hэм тел» имеются статьи о химической терминологии на татарском языке, об опыте преподавания химии в высшей школе, об исторических событиях и открытиях в химии, а также научные статьи из разных областей химии.

Известно, что в коренизирован-ных вузах (главным образом, в педагогическом институте и университете) в 1932-1934 годах проводились внутривузовские и межвузовские конференции, на которых обсуждались вопросы по методам работы в коренизированных (татарских) и смешанных (русско-татарских) группах. Результаты обсуждений публиковались в виде методических писем и рассылались в методические кабинеты вузов. В последние полтора десятилетия регулярно проводятся методические семинары, республиканские, межрегиональные, всероссийские конференции по проблемам и перспективам обучения в вузах на татарском языке. Организаторами конференций являются вузы Татарстана, идущие по пути реализации билингвального образования, такие,

как гуманитарно-педагогический, технический, технологический, строительно-архитектурный, аграрный университеты, елабужский и набережно-челнинский педагогические вузы. Материалы конференций публикуются в виде сборников тезисов и являются оперативным материалом при решении вопросов методик преподавания дисциплин на татарском языке или на двуязычной основе.

Однако в настоящее время деятельность преподавателей, работающих в татарских группах, значительно зависит от такого показателя личности студентов, как национальное самосознание. Если учесть, что после 1930-х годов несколько поколений попадали во все более ухудшающиеся условия по функционированию родного языка, влиянию национальной культуры, соблюдению национальных традиций, то в настоящее время учебно-воспитательный процесс должен проводиться с учетом развития национального самосознания учащихся [8, с. 26]. При химической подготовке в высшей школе есть возможности использования и повышения таких сфер познавательного компонента национального самосознания, как языковая культура (химический язык в татарской речи); история народа (история химического образования татарского народа на родном языке); национальный характер (черты характера, необходимые при работе в условиях химической опасности); обряды (использование химических веществ при соблюдении некоторых обрядов); религия (естественнонаучный потенциал Корана в познании истоков химических сведений предков татарского на-

рода); традиции (бытовое, культовое использование химических веществ и процессов); художественные и ремесленные промыслы (применение химических технологий и сырья); фольклор (названия химических веществ в пословицах, поговорках, сказках и др.); национальная литература (поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе» как источник химических сведений для предков татарского народа); представления других народов о татарах (записи древних путешественников, побывавших на землям проживания татар и их предков).

История образования

Литература:

1. Тихонова Л.П. История развития форм и методов обучения в советской высшей школе (1917-1941 гг.) : дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 1975.- 26 с.

2. НА РТ, ф. 15, оп. 2, № 951, л. 94.

3. НА РТ, ф. 1337, оп. 32, № 56, л. 85.

4. НА РТ, ф. 1337, оп. 32, № 103, л. 7-20.

5. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 419, л. 17, 47.

6. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 456, л. 4, 31.

7. НА РТ, ф. 1487, оп. 1, № 419, л. 131.

8. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999. - 39 с.

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.