Научная статья на тему 'Дидактические основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров'

Дидактические основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING / MANAGERS TRAINING / CONTENT DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко С. В., Молоткова Н. В., Корнеева О. С.

Изложены результаты анализа системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров, выявившие существенные противоречия в организации подготовки специалистов данного профиля.Es sind die Ergebnisse der Analyse des Systems der stetigen Berufsausbildung der Manager, die wesentliche Widersprüche in die Organisation der Vorbereitung der Spezialisten des gegebenen Profils gezeigt haben, dargelegt.Sont exposés les résultats de lanalyse du système de la formation professionnelle continue des managers qui ont montré les contradictions importantes dans lorganisation de la formation des spécialistes du profil indiqué.The results of analysis of the system of managers continuous professional training are presented; those revealed great contradictions in the organization of this kind of specialists training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко С. В., Молоткова Н. В., Корнеева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров»

Инженерная педагогика

УДК 371

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ С.В. Мищенко1, Н.В. Молоткова2, О.С. Корнеева2

Кафедры: «Автоматизированные системы и приборы» (1), «Технология и организация коммерческой деятельности» »2), ТГТУ

Ключевые слова и фразы: непрерывная профессиональная подготовка; подготовка менеджеров; проектирование содержания.

Аннотация: Изложены результаты анализа системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров, выявившие существенные противоречия в организации подготовки специалистов данного профиля.

Под влиянием различных внешних факторов сегодня многие образовательные учреждения стремятся к созданию необходимых условий для реализации непрерывной профессиональной подготовки специалистов, в том числе сферы менеджмента. Как правило, непрерывность профессиональной подготовки обеспечивается посредством тесного сотрудничества между учреждениями различных ступеней обучения: школами и вузами; техникумами, колледжами и другими учреждениями среднего профессионального образования и вузами.

Однако на практике интеграция образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования часто осложняется проблемами обеспечения преемственности учебных планов и программ, преемственности образовательного процесса, являющегося основой функционирования подобных структур. Это создает значительные препятствия для реализации непрерывности профессиональной подготовки, что в конечном итоге противоречит образовательным потребностям обучающихся, а также требованиям современной рыночной среды, которая предъявляет повышенный спрос на квалифицированных специалистов, в том числе менеджеров.

Подготовка специалиста сферы менеджмента, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям социально-экономической среды, гибко реагировать на любые ее изменения, является на сегодняшний момент одной из важнейших проблем профессиональных образовательных учреждений. Именно эти специалисты сегодня управляют бизнес-процессами в организациях, от их решений в конечном итоге зависит успех работы любого предприятия. С этих позиций актуализируется изучение вопросов проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров с учетом принципа преемственности.

Разработка методики проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки менеджера потребовала изучения подходов к проектированию

содержания непрерывной профессиональной подготовки; обоснования системы принципов отбора и конструирования содержания общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов экономического профиля.

В ходе теоретического исследования установлено, что в настоящий момент в подходах к проектированию содержания непрерывной профессиональной подготовки обозначилось несколько тенденций.

Первая тенденция предполагает предоставление обучающемуся различных образовательных траекторий, из которых он осуществляет выбор в соответствии со своими потребностями и особенностями (имеющимся уровнем образования, предшествующим профессиональным опытом, наиболее развитыми способностями), а также потребностями рынка труда и перспективами развития общества и производства.

Вторая тенденция предусматривает максимальную открытость проектируемых систем непрерывной профессиональной подготовки, позволяющих обучающемуся выходить из них и входить обратно на любом этапе обучения (В.П. Беспалько).

Третья тенденция связанна с учетом в процессе проектирования содержания непрерывной профессиональной подготовки личностных особенностей и способностей обучающихся (низких, средних, профильно-ориентированных и т.д.)

Четвертая тенденция отражает реализацию опережающего характера профессиональной подготовки в условиях ее непрерывности, создающего условия для саморазвития и самореализации личности.

Данные тенденции учитываются нами при проектировании содержания общепрофессиональных дисциплин в системе непрерывной профессиональной подготовки менеджеров.

В ходе исследования установлено, что, формируя содержание непрерывной профессиональной подготовки на каждой из ступеней, необходимо учитывать уровень образования, полученный обучающимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения), и ориентировать дальнейшую подготовку на повышение уровня образованности.

Содержание профессиональной подготовки менеджеров реализуется в процессе обучения в системе непрерывного профессионального образования через общепрофессиональные и специальные дисциплины подготовки, которые являются основными структурными единицами учебного процесса.

С этих позиций, на основании проведенных теоретических исследований в качестве основополагающих для формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки менеджеров выделены общие дидактические принципы (принцип соответствия содержания профессионального образования менеджеров уровню развития современного производства; принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения; принцип структурного единства содержания профессионального образования менеджеров на различных уровнях его формирования; принцип научности; принцип преемственности; принцип систематичности (системности) и последовательности; принцип доступности; принцип межпредметных связей) и частнометодические принципы (принцип связи учебного материала с практикой; принцип активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; принцип прочности и надежности, полученных в ходе изучения дисциплины знаний).

Разработка методики проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин реализована нами на основе учебного материала общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг».

В процессе структурирования учебного материала разработана логикосемантическая модель взаимосвязи уровней профессионального образования, позволяющая проследить преемственность содержания профессиональной подготовки на уровне учебной дисциплины.

Данная модель наглядно отражает силу связей между дидактическими единицами, что позволяет выделить те из них, которым следует уделить наибольшее внимание при изучении материала с целью последующего обращения к ним без дополнительного повторения. Это дает возможность в полной мере реализовать принцип преемственности содержания профессиональной подготовки, существенно сократить временя, затрачиваемое на изучение отдельных блоков (тем) на ступени высшего профессионального образования, избежать повторов при прохождении определенных блоков (тем) и таким образом выйти на заданный уровень профессиональной культуры обучающихся в области маркетинга в рамках получаемой ими специальности (квалификации).

На основе логико-семантической модели было сформировано содержание, и разработаны рабочие программы общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг» для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент» и «Менеджмент организации» на ступенях среднего и высшего профессионального образования в системе непрерывной профессиональной подготовки.

На основе теоретического анализа и опыта практической деятельности нами сделан вывод о необходимости в процессе обучения посредством преемственного содержания общеобразовательных дисциплин последовательного формирования репродуктивного уровня профессиональной культуры на ступени среднего профессионального образования и эвристического, и креативного на ступени высшего профессионального образования.

Организация образовательного процесса на основе предложенной методики проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин в условиях средних и высших профессиональных образовательных учреждениях требует обоснования дидактических условий их изучения.

В качестве основных дидактических условий организации изучения общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг» в системе непрерывной профессиональной подготовки нами выделены:

1) отбор и конструирование содержания с позиции обеспечения реализации принципа преемственности;

2) выбор форм и методов обучения, адекватных средствам и способам будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающих формирование профессиональной культуры менеджеров;

3) учебно-информационная профессионально-ориентированная среда, обеспечивающая непрерывное создание и развитие учебно-методической и технической базы изучения дисциплины.

Исследование подтвердило, что такой подход к проектированию системы непрерывной профессиональной подготовки менеджеров обеспечивает преемственность образовательного процесса при изучении общепрофессиональных дисциплин, приращение уровня облученности будущих менеджеров, формирование у них заданного уровня профессиональной культуры.

Список литературы

1. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед. Ин-та, 1993. - С. 89-212.

2. Денисова, А.Л. Концептуальные основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки вусловиях многоуровневого образовательного комплекса: монография / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, Е.Э. Захар-жевская. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. - 328 с.

3. Чернилевский, В.Д. Дидактические технологии в высшей школе / В. Д. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 432 с.

Didactic Fundamentals of Designing the System of Continuous Professional Training of Managers

S.V. Mishchenko, N.V. Molotkova, O.S. Korneeva

Departments: «Automated Systems and Devices» (1),

«Methods and Organization of Commercial Activity» »2), TSTU

Key words and phrases: continuous professional training; managers training; content designing.

Abstract: The results of analysis of the system of managers’ continuous professional training are presented; those revealed great contradictions in the organization of this kind of specialists’ training.

Didaktische Grundlagen der Projektierung des Systems der stetigen Berufsausbildung der Manager

Zusammenfassung: Es sind die Ergebnisse der Analyse des Systems der stetigen Berufsausbildung der Manager, die wesentliche Widersprüche in die Organisation der Vorbereitung der Spezialisten des gegebenen Profils gezeigt haben, dargelegt.

Fondements dydactiques de la conception du système de la formation professionnelle continue des managers

Résumé: Sont exposés les résultats de l’analyse du système de la formation professionnelle continue des managers qui ont montré les contradictions importantes dans l’organisation de la formation des spécialistes du profil indiqué.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.