Канеева И.А.
Дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования
В статье представлены этапы формирования ценностно-смысловыхустановок школьников в системе дополнительного экологического образования.
Ключевые слова: экология, ценностно-смысловая установка, природоохранная деятельность
Экологическое образование в современной психолого-педагогической литературе рассматривается в качестве важнейшего приоритета деятельности современного общества (Д.В. Владышевский, С.Д. Дерябо, И.Г. Суравегина и др.). Оно должно быть направлено на формирование эколого-ориентированных ценностно-смысловых установок школьников.
Необходимость создания новой, инновационной системы экологического образования обосновывается рядом современных ученых (С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Р.С. Немов, Д.Л. Теплов, Д. Хассард и др.), однако существует дефицит научно-методических разработок по данной проблеме (как в рамках общего образования, так и в рамках системы дополнительного образования школьников).
Рассмотрим основаные подходы к определению понятий «Установка» и «Установка в учебном процессе». Установка определяется как психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации [3]. Установка обуславливает готовность к совершению определенного действия.
Ценностно-смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл.
В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение ценностно-смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта [1, 2, 4].
Ценностно-смысловую установку в экологическом образовании можно определить как фиксированную в опыте личности предрасположенность воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность, а также как готовность личности к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем.
Ценностно-смысловая установка актуализируется мотивом эколого-ориентированной деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной эколого-ориентированной деятельности.
www.pro.rsu.ru
Ценностно-смысловую установку в системе дополнительного экологического образования можно выработать, основываясь на следующем алгоритме: от анализа реальной экологической проблемы, через коррекцию поведения с учетом мотивов и первичных установок школьников к принятию решения и формированию эколого-ориентированных установок поведения, выражающихся в конкретной природоохранной деятельности учащихся.
Развитие ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования может быть осуществлено путем: изменения ценностно-смысловой сферы школьника; проведения регулярных занятий по специально разработанной программе; использования комплекса современных образовательных технологий для создания эколого-ориентированной образовательной среды; обучения школьников эффективным стратегиям взаимодействия с людьми и с окружающей средой.
Цель исследования: изучение этапов формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования.
Система экологического образования была разработана на основе программы «Город нашей мечты» городской экологической Лиги Дворца творчества детей и молодежи и апробирована автором на базе объединения «Мой город» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону и на базе экологического центра МОУ СОШ № 86 в течение семи лет.
Большое место в организации работы системы экологического образования занимают практико-ориентированные экологические и природоохранные мероприятия и проекты: субботники, экологические проекты, мероприятия по защите окружающей среды, конкурсы, социологические опросы, экологические вечера, ток - шоу, КВНы, экологические викторины, выставки рисунков, плакатов, поделок из природных материалов и др.
Экспериментальную группу в нашем исследовании составили обучающиеся из экологического центра МОУ СОШ № 86 и из объединения «Мой город» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие по совокупности 251 человек, из которых мальчиков 37 % и девочек 63 % в возрасте от 14 до 17 лет. В экспериментальной группе проводилась работа в рамках, разработанной нами системы экологического образования, в течение трех лет (два раза в неделю по 2 часа в первый год обучения и два раза в неделю по 3 часа во второй и третий год обучения).
По результатам проведенного анкетирования, которое проводилось до и после эксперимента, можно отметить, что у большей части детей (около 89 %) до формирующего эксперимента преобладали ценностно-смысловые установки антропоцентрического характера. После реализации системы экологического образования 73 % обучающихся экспериментальной группы выбирали ответы, которые предполагали наличие у школьников ценностно-смысловых установок экоцентрического характера (рис. 1).
100Г 50г
0!
% [
73
27 у/
до эксперимента
после эксперимента
□ признаки ценностно-смысловых установок экологического характера
признаки ценностно-смысловых установок антропоцентрического характера
Рис. 1. Соотношение показателей развития ценностно-смысловых установок антропоцентрического и экологического характера до и после эксперимента
Установка на эколого-ориентированную природоохранную деятельность формируется у обучающегося, если он: -периодически включается в соответствующую эколого-ориентированную
практическую деятельность; -получает информацию экологического содержания из разнообразных источников (книги, слово учителя, средства массовой информации, кино-и фотодокументы, «Интернет» и др.); -включается в престижную, значимую для него деятельность в группе (экологическом объединении), в которой используются различные механизмы для формирования эколого-ориентированных установок (кооптация). Таким образом, ценностно-смысловая установка школьников в системе дополнительного экологического образования является фиксированной в опыте личности предрасположенностью воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность. Ее развитие предполагает готовность школьника к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем, а именно: участие в экологических акциях, проведение экологических субботников, реализацию проектной деятельности экологического характера и др.
Создание эколого-ориентированной среды в системе дополнительного образования позволяет: проектировать индивидуальные траектории развития ценностно-смысловых установок школьников, реализовать механизмы выведения практической природоохранной деятельности на личностно-смысловой уровень учащихся через реализацию экологических проектов, конкурсов, эколого-психологического тренинга.
Реализация системы эколого-ориентированного образования, построенной на основе модульно-рейтинговой системы обучения с использованием комплекса современных образовательных технологий развивающего типа, позволяет сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки подростков к занятиям экологической направленности в системе дополнительного образования и способствует развитию экологического сознания, экологической грамотности и экологических компетенций совреенных школьников.
www.pro.rsu.ru
Литература
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Смысл, 2001.
3. Большая советская энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1976.
4. Нестеренко И.Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2009.