Дидактические игры как средство активизации учебного процесса по иностранному языку в школе Айрапетова Р. Р.
Айрапетова Роза Робертовна /Ayrapetova Roza Robertovna - студент магистратуры, направление: теория и методика преподавания иностранных языков и культур, Международный гуманитарно-лингвистический институт, г. Москва
Аннотация: целью статьи является определение значения дидактических игр в учебном процессе для активизации изучения иностранных языков, в частности английского. Раскрытие понятия «дидактические игры», определение видов и правил их организации во время урока.
Abstract: the aim of the article is to determine the value of didactic games in the educational process to enhance the study of foreign languages, especially English. Disclosure of the concept of "educational games", species identification and the rules of their organization during the lesson.
Ключевые слова: дидактические игры, эффективность, интерес, иностранный язык, школа.
Keywords: didactic games, efficiency, interesting, foreign language, school.
Преподавателям иностранных языков необходимо стараться максимально использовать различные методы в изучении языков, создавать условия для развития способностей каждого ребенка. Планируя уроки, необходимо думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова или структуру, а стараться поддержать интерес детей к предмету, осознать, какие приёмы работы могут привлечь ребят. Педагоги иностранного языка регулярно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному стилю. Основная цель - добиваться того, чтобы не исчезал интерес к изучению иностранного языка. Значительную поддержку в решении данных вопросов оказывают игры. Их применение даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сосредоточить их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, нацеленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Потребность повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется потребностью повышения познавательной активности подростков, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Об обучающих способностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игры помогают детям стать креативными личностями, учат по-новому относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Целью исследования является анализ приёмов использования игровых методов, как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку.
Предметом исследования являются активные игровые приемы в обучении английскому языку на начальном этапе.
Гипотеза исследования такова - если педагог станет применять дидактические игры на уроках английского языка, то процесс освоения английским языком будет более результативным.
Поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме использования дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе;
- проанализировать различные подходы к классификации игровых методов;
- разработать систему уроков с применением игровых приёмов при изучении лексики.
«Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой
личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил» [3, с. 56].
«Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» [2, с. 7].
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые гарантируют активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и персональную ответственность школьников за результаты учебного труда. Данные задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как и у взрослого: деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует от играющих отдачи ей максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игра посильна даже слабым ученикам. Ощущение равенства, обстановка увлеченности и радости, чувство посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал и вместе с этим возникает чувство удовлетворения -«оказывается, я уже могу говорить наряду со всеми».
Игра - это активный метод достичь многих образовательных целей и задач. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять погрешности учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников, а ситуативная игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущей профессии.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - Сухомлинский. В. А. [4, с. 35].
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: идеи, чувства, волнения, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, взаимоотношения детей в игре.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес к активному участию в развитии сюжета игры, обогащению игровых действий, стремлению овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что -то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности дать ответы на все вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», активизирующие заинтересованность детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно [1, с. 12]. Ценность дидактической игры как воспитательного средства состоит в том, что, проявляя влияние на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь обучающихся в игре, преподаватель создает не только игровые отношения, но и настоящие, закрепляя полезные привычки в нормы поведения обучающихся в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве обучающимися дидактическая игра становится школой воспитания.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно -логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [2, с. 18].
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Игровые способы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.
Обучение лексики зарубежного стиля - процесс, который включает в себя несколько этапов. На первом этапе осуществляется введение нового слова. На следующем этапе ученики тренируются в создании лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях. Результатом обучения является способность учащихся создавать динамичные лексические речевые связи, то есть свободно использовать новые слова в общении.
Игровые формы и приемы весьма разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы дают возможность формировать абсолютно реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в определенных игровых ситуациях.
Дидактические игры зачастую очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Дидактические игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
Литература
1. Астанина С. Ю. Дидактические игры в системе непрерывного медицинского образования / С. Ю. Астанина. М.: СГУ, 2009. 161 с.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. № 6. М., 1966. С. 62-68.
3. Газман О. С. В школу - игрой / Харитонова Н. Е., Газман О. С. // Просвещение. М.: Высшая школа, 1991. С. 96.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. / В. А. Сухомлинский // «Радяньска школа». М., 1985. 35 с.
Управленческий мониторинг как средство повышения качества
образования Коваленко А. А.
Коваленко Алла Александровна / Kovalenko Alla Aleksandrovna - студент, кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей
дошкольных учреждений, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Ялта
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы и перспективы развития образования на современном этапе, а также проанализированы основы управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
Abstract: the author analyzes the problems and prospects of the education development at the present, as well as analyzes the basics of management monitoring as a means of improving the quality of education in preschool educational institution.
Ключевые слова: образование, мониторинг, управленческий мониторинг, качество образования.
Keywords: education, monitoring, management monitoring, the quality of education.
Образование - это одна из тех сфер жизни человека, которая является очень важной во всем мире. Образование - это как билет в жизнь, оно дает вам определенные возможности, но реализовать их придется вам самим. Говоря об управленческом мониторинге как средстве повышения качества образования, необходимо определить направление данного вопроса. Проблемой мониторинга в образовании занимались многие ученые. В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга: психолого -педагогический мониторинг (Г. А. Карпова); профессиональный мониторинг (С. Н. Силина); мониторинг качества образования (В. А. Кальней, С. Е. Шишов); мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А. Н. Багиров, В. Г. Горб, Е. В. Заика, A. A. Орлов, В. В. Репкин, С. А. Равичев); A. C. Белкин выделяет в содержании понятия «образовательный мониторинг», «управленческий мониторинг» как структурный элемент и определяет его как процесс слежения за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах образовательных учреждений. Что же мы подразумеваем под «управленческим мониторингом»? Для этого разделим это понятие на составные