Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Д. Ушинский / обучение / воспитание / дидактические идеи / образование / национальные традиции обучения и воспитания / K.D. Ushinsky / training / upbringing / didactic ideas / education / national traditions of education and upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Богданова, Л.А. Степанова

В статье раскрывается непреходящее значение идей К.Д. Ушинского, актуализация которых связана с заметной динамикой изменений, происходящих в современном российском обществе, что закономерно проецируется на систему образования. На повестке дня стоят вопросы перехода к новым формам организации и содержания всех уровней образования и, прежде всего, его ключевого звена – школы. Историко-педагогическое осмысление педагогического наследия великого педагога необходимо для более глубокого понимания современных процессов, происходящих в образовании: многообразия образовательных технологий, проективного и деятельностного характера обучения, формирования информационно-образовательной среды, внедрения «искусственного интеллекта» и др.), что отражало бы опору на отечественные традиции образования и воспитания и творческой интерпретации достижений предыдущего опыта. При этом акцент сделан на тех идеях К.Д. Ушинского, которые в большей степени соотносятся с современными тенденциями в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC IDEAS OF K.D. USHINSKY AS THE BASIS OF EDUCATION IN A MODERN SCHOOL

The article reveals the enduring importance of K.D. Ushinsky’s ideas, the actualization of which is associated with the noticeable dynamics of changes taking place in modern Russian society, which is naturally projected on the education system. On the agenda are the issues of transition to new forms of organization and content of all levels of education and, first of all, its key link – school. Historical and pedagogical reflection of the pedagogical heritage of the great pedagogue is necessary for a deeper understanding of the modern processes taking place in education: the variety of educational technologies, the projective and activity-based nature of learning, the formation of the information and educational environment, the introduction of “artificial intelligence”, etc.), which would reflect reliance on Russian traditions of education and upbringing and creative interpretation of the achievements of previous experience. At the same time, the emphasis is placed on those ideas of K.D. Ushinsky, which are more correlated with modern trends in school education.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 371.3

Bogdanova E.V., MA student, State University of Education (Mytishchi, Moscow Region, Russia), E-mail: c-s10elena@list.ru

Stepanova L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, State University of Education (Mytishchi, Moscow Region, Russia), E-mail: hotel_eden@mail.ru

DIDACTIC IDEAS OF K.D. USHINSKY AS THE BASIS OF EDUCATION IN A MODERN SCHOOL. The article reveals the enduring importance of K.D. Ushin-sky's ideas, the actualization of which is associated with the noticeable dynamics of changes taking place in modern Russian society, which is naturally projected on the education system. On the agenda are the issues of transition to new forms of organization and content of all levels of education and, first of all, its key link - school. Historical and pedagogical reflection of the pedagogical heritage of the great pedagogue is necessary for a deeper understanding of the modern processes taking place in education: the variety of educational technologies, the projective and activity-based nature of learning, the formation of the information and educational environment, the introduction of "artificial intelligence", etc.), which would reflect reliance on Russian traditions of education and upbringing and creative interpretation of the achievements of previous experience. At the same time, the emphasis is placed on those ideas of K.D. Ushinsky, which are more correlated with modern trends in school education.

Key words: K.D. Ushinsky, training, upbringing, didactic ideas, education, national traditions of education and upbringing

Е.В. Богданова, магистрант, Государственный педагогический университет, г. Мытищи, Е-mail: c-s10elena@list.ru

Л.А. Степанова, д-р пед. наук, проф., Государственный педагогический университет, г. Мытищи, E-mail: hotel_eden@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье раскрывается непреходящее значение идей К.Д. Ушинского, актуализация которых связана с заметной динамикой изменений, происходящих в современном российском обществе, что закономерно проецируется на систему образования. На повестке дня стоят вопросы перехода к новым формам организации и содержания всех уровней образования и, прежде всего, его ключевого звена - школы. Историко-педагогическое осмысление педагогического наследия великого педагога необходимо для более глубокого понимания современных процессов, происходящих в образовании: многообразия образовательных технологий, проективного и деятельностного характера обучения, формирования информационно-образовательной среды, внедрения «искусственного интеллекта» и др.), что отражало бы опору на отечественные традиции образования и воспитания и творческой интерпретации достижений предыдущего опыта. При этом акцент сделан на тех идеях К.Д. Ушинского, которые в большей степени соотносятся с современными тенденциями в школьном образовании.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, обучение, воспитание, дидактические идеи, образование, национальные традиции обучения и воспитания

Прошедший 2023 год, объявленный годом педагога и наставника, по праву можно назвать годом Константина Дмитриевича Ушинского - выдающегося русского педагога, ученого, публициста, оказавшего значительное влияние на развитие отечественной и мировой педагогики. Масштабные мероприятия, организованные российской общественностью в связи с 200-летием Ушинского, явились свидетельством бесконечности многопланового прочтения идей великого педагога, их актуализации в решении современных проблем обучения и воспитания.

Исходя из изложенного выше, объектом исследования является целостная система воззрений К.Д. Ушинского; цель работы - историко-педагогическая рефлексия идей К.Д. Ушинского в контексте дидактической проекции актуальных проблем обучения, воспитания и образования. В данной связи основной задачей является определение основ педагогической системы Ушинского как базиса развития дидактики с позиций современных подходов к обучению. Теоретическая значимость работы состоит в определении преемственности общепедагогических и дидактических идей ученого с возможностью творческого использования достижений дидактики в современной отечественной педагогике и школе. Практическая значимость: результаты и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории развития дидактики в России, а также в разработке современных технологий обучения и воспитания.

Основатель отечественной педагогики - К.Д. Ушинский, посвятивший всю свою жизнь созданию русской национальной школы, много внимания уделял изучению содержания образования, проблемам обучения и воспитания, закономерностям усвоения знаний, формированием убеждений. Он явился одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения. Книги К.Д. Ушинско-го, которые пользовались огромной популярностью среди учителей и родителей, и сегодня являются классическим руководством во многих вопросах школьного образования, включая профессиональную подготовку учителя в Российской Федерации.

Современник К.Д. Ушинского, известный педагог Л.Н. Модзалевский, в речи, посвященной памяти Ушинского, сказал: «Это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [1, с. 294].

Итоги научной и педагогической деятельности К.Д. Ушинского нашли наиболее полное отражение в его капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором он обосновал закономерности развития личности человека в опоре на современные ему достижения в области психологии, выдвинув принципы развития памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций, воли человека.

Многие положения, представленные в этой работе, объединяет мысль о том, что воспитание и обучение необходимо выстраивать с учетом представлений о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, которые, в свою очередь, формируются на системе знаний из других областей науки (медицины, физиологии, истории, философии). Выдвинутая, таким образом, идея антропо-логизации научно-педагогического знания явилась той отправной точкой педа-

гогической теории, которая положила начало развитию и воплощению антропологического подхода, в котором наиболее полно воплощена идея гуманизации обучения и воспитания, обеспечивающая, в целом, гуманистическую ориентацию образования [2, с. 4]. Особую актуальность педагогическая антропология К.Д. Ушинского приобретает в современной профессионально-педагогической подготовке сегодня, когда современное образование нуждается в использовании системы антропологического знания в контексте разработки новых форм, новых методов, эвристических решений [2, с. 5].

Не менее ценным для современной школьной практики является выдвинутый педагогом и научно обоснованный принцип воспитывающего обучения, который стал важнейшей составляющей современной дидактики. Он подчеркивал, что воспитание и обучение необходимо выстраивать с учетом возрастных, психологических, умственных и физических возможностей детей и при постоянном наблюдении и изучении учеников педагогом.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на индивидуализацию обучения, считая, что каждый ребенок уникален, и учителю в связи с этим следует изучать особенности каждого ребенка, применяя те методы обучения, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальности. При этом, по мысли К.Д. Ушинского, необходима связь педагогики с другими науками - психологией, философией, физиологией и анатомией человека.

В предисловии к «Педагогической антропологии» Ушинский обращал внимание на то, что воспитатель должен стремиться узнать человека во всех его проявлениях, в радости и горе, увидеть его слабости и достоинства, поведение в семье, в обществе, среди людей и наедине с самим собой.

Современны мысли К.Д. Ушинского о том, что личность воспитателя есть залог успешности в деле обучения и воспитания, поскольку именно учитель является для тех, кого учит, примером во всем. Эти выводы, которые нашли отражение в его известной работе «Родное слово», он связывал со следующими важными установками:

- воспитание и обучение должны быть построены с учетом национальных исторических и культурных особенностей народа, традиций; осуществляться на родном языке;

- обязательно знание родного языка и родной истории, т. к. воспитание уважения к ним развивает чувства патриотизма и национальной гордости у детей. Исходя из этого, педагог рассматривал родной язык как наилучшее средством передачи национальных народных традиций, обращая внимание на эту взаимосвязь и взаимообусловленность, которая соединяет все поколения народа «в одно великое, историческое живое целое» [5, с. 23].

Бесспорно значимыми не только для современного К. Д. Ушинскому периода, но и для сегодняшнего дня являются его идеи о народности воспитания в педагогике, о сохранении и приумножении отечественных педагогических традиций, когда очевидным становится необходимость глубокой научной и исторической рефлексии достижений отечественной педагогической мысли и использования их вневременного начала в целях дальнейшего развития системы образования в новых условиях. Подчеркивая важность народного начала в педагогике и об-

1. Разумный деятельный подход в обучении, осознанное и активное обучение. Понимание материала, осознанное получение знаний, по мысли педагога, влечет за собой активный процесс обучения.

2. Приучение детей к приемам самостоятельной работы. К.Д. Ушинский в связи с этим отмечал, что учение - это сложный процесс, и ребенка нужно с самого начала обучения в школе приучать к выработке навыков продолжительного внимания и волевых усилий. Учение, утверждал он, должно быть сопряжено с преодолением трудностей, поскольку только в преодолении трудностей учащийся развивается как личность.

Педагог, отмечал К.Д. Ушинский, должен использовать методы, которые заставляют работать весь класс и которые помогают детям самим открывать правила и находить доказательства. В этом процессе особую роль имеет наглядность в обучении, обеспечивающая получение учащимися твердых, полноценных знаний. Так, в своем учебнике К.Д. Ушинский он обращал внимание на то, что сама детская природа требует наглядности, без которой обучение даже самым элементарным знаниям будет для ребенка долгим, и он быстро потеряет интерес. «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать слов, и ребенок усвоит их налету» [1, с. 298].

3. Использование методики обучения чтению и письму с помощью анали-тико-синтетического звукового метода «письмо - чтение».

В табл. (части 1, 2, 3, 4) представлено соотношение ключевых идей, выдвинутых К.Д. Ушинским, которые отвечали культурным потребностям современной ему России, и принципам работы сегодняшней школы в связи с требованиями реализации образовательных программ, являющихся обязательными во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. Эти требования изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения, утвержденном 31 мая 2021 года Министерством Просвещения Российской Федерации.

Часть 1

Идеи К. Д. Ушинского Работа современной школы по ФГОС

Неразрывность и нераздельность процессов обучения и воспитания-принцип воспитывающего обучения Единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания

Воспитание и обучение с учетом возрастных и психологических особенностей, умственных и физических возможностей детей, при постоянном наблюдении и изучении учеников педагогом; связь педагогики с другими науками Вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов

Народность воспитания, право народа на полноценное образование Реализация равных возможностей получения качественного общего образования развитие форм государственно-общественного управления

Часть 2

разовании, он утверждал, что воспитание только тогда формирует народное самосознание, когда воплощает в себе многовековой опыт народа. В этой связи К.Д. Ушинский выступал против бездумного насаждения иностранных (европейских традиций), считая это не только бесплодным, но и вредным делом [5, с. 23].

Не потеряли своей актуальности идеи К.Д. Ушинского о нравственном воспитании, которое он неизбежно связывал с трудовым воспитанием. В своей известной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», педагог отмечал значение труда в воспитании нравственности, гуманности, честности и трудолюбия, скромности: «Человек рожден для труда... труд составляет его земное счастье, это лучший хранитель человеческой нравственности» [4, с. 218].

К.Д. Ушинскому, выдвинувшему идеи реформирования женского образования в России, принадлежит особая заслуга в его развитии. Будучи на посту инспектора Смольного института Благородных девиц (1869-1871), он внес ряд существенных изменений в структуру и организацию учебного процесса в этом, ставшем впоследствии показательным женском учебном заведении России. Основным в разработке Ушинским вопросов женского образования явилась идея о доступности и необходимости полноценного образования женщины [6, с. 490]. Неслучайно приход Ушинского и проведенную им реорганизацию Смольного института его воспитанницы сравнивали с «порывом свежего ветра. глотком свежего воздуха.светлым лучом» [6, с. 455-540].

Примечательно, что вопросы образования и просвещения женщин находили свое продолжение в выдвигавшихся К.Д. Ушинским идеях семейной педагогики. Так, в статье «Родное слово» он обосновал значение семьи как в деле воспитания, так и обучения ребенка. По этому поводу он писал: «.я желал бы от всей души, чтобы развивались в русской женщине наклонность и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей [3, с. 2].

Безусловно, квинтэссенцией взглядов К.Д. Ушинского на организацию обучения и воспитания детей являются выдвинутые им дидактические требования:

Идеи К. Д. Ушинского Работа современной школы по ФГОС

Воспитание и обучение с учетом национальных, исторических и культурных особенностей народа, традиций Воспитание и обучение с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

Воспитание патриотизма , нравственности, гуманности. Личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-честносги и трудолюбия, скромности. нравственное и социокультурное, становление их

российской гражданской идентичности; формированиесистемных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам

Предъявление высоких требований к личности педагога и методам его работы с детьми

Требования к профессиональным качествам педагогов и руководителей Организаций; право выбора методик обучения и воспитания создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов;

расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания

Часть 4

Идеи К. Д. Ушинского Работа современной школы по ФГОС

Разумный деятельный подход в обучении Последовательность, постепенность, системность обучения В основе - системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, целостная, логически завершенная программа образования преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования

Женское образование Женское образование

Знание родного языка и родной истории, воспитание уважения к ним обучение на родном языке Интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности, истории и культуры, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране, право на получение образования на родном языке

Часть 3

Требования к организации занятий, уроку

К. Д. Ушинский Современная школа

класс с постоянным составом учащихся постоянное расписание занятнЛ фронтальные занятия в сочетании с индивидуальными

Урок должен иметь: цель план

перемену занятнй

разнообразие используемых методов, наглядность быть законченным иметь воспитательное значение

Преподавание в начальной школе элементарных знаниП по iicTopini. географии, природоведению

В целом можно заключить, что рассмотрение К.Д. Ушинским дидактических принципов, методов и организационных форм учебной работы с позиций антропологического знания, что, помимо всего прочего, предполагало нацеленность учителей на сотрудничество с учащимися, определило гуманистический базис

Библиографический список

1. Джуринский А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов. Москва: ВЛАДОС, 2000.

2. Степанова Л.А. Развитие гуманистического содержания отечественного педагогического образования в первой половинеХХ века. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Москва, 2011.

3. Руководство по обучению «родному слову». Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1906; Ч. 1.

4. Ушинский К.Д. Педагогические очерки: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5.

5. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Человек как объект воспитания. Опыт педагогической антропологии. Москва, 1948; Кн. 3-4.

6. Ушинский К.Д. Отчет о командировке с целью осмотра зарубежных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского. Собрание сочинений. 1948-1952; Т. 3: 453-586.

7. Алиева Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; № 2 (17): 19-31.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

References

1. Dzhurinskij A.N. Istoriya pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov. Moskva: VLADOS, 2000.

2. Stepanova L.A. Razvitie gumanisticheskogo soderzhaniya otechestvennogo pedagogicheskogo obrazovaniya v pervoj polovine ХХ veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv (MGUKI). Moskva, 2011.

3. Rukovodstvo po obucheniyu «rodnomu slovu». Sankt-Peterburg: tip. M. Merkusheva, 1906; Ch. 1.

4. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie ocherki: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5.

5. Ushinskij K.D. Izbrannye trudy: v 4 kn. Chelovekkak ob'ekt vospitaniya. Opytpedagogicheskoj antropologii. Moskva, 1948; Kn. 3-4.

6. Ushinskij K.D. Otchet o komandirovke s cel'yu osmotra zarubezhnyh zhenskih uchebnyh zavedenij kollezhskogo sovetnika K. Ushinskogo. Sobranie sochinenij. 1948-1952; T. 3: 453-586.

7. Alieva L.V. K.D. Ushinskij o pedagogicheskih pravilah vospitaniya cheloveka. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2014; № 2 (17): 19-31.

8. Ob utverzhdeniiFederal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Статья поступила в редакцию 24.03.24

современной дидактики. В данном контексте не менее ценным является выдвинутый Ушинским принцип непрерывности образования, целью которого должно стать всестороннее развитие человека. Эта же задача стоит перед российской системой образования и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.